О стыдливом умолчании и круговой поруке (Публикую с задержкой, чтобы не сложилось впечатления, что я агитирую против сегодняшнего московского митинга.)С
Алексеем Кабановым -- участником белоленточных митингов, типовым представителем рассерженных горожан и креативного класса, убийцей своей жены -- я знаком с начала 2000-х. Он тогда влился в команду только что открывшегося кабака «Проект О.Г.И.» и совместно с
Николаем Охотиным -- братом моей тогдашней жены -- работал над развитием всего проекта.
В 2001 г. два друга и партнера -- Кабанов и Охотин -- предложили мне вложить деньги в новые московские кафе, которые они открывали под маркой «Проект О.Г.И.» или «Пироги». У меня имелось на руках $8000 -- серьезная по тем временам сумма, которую я и отдал (я был наивен и время было наивное, да и вообще одна ж тусовка и родственники к тому же).
Стопку налички у меня забрал
Николай Охотин, документы по приему денег должен был в следующие дни оформить
Алексей Кабанов, но сколько я потом ни приезжал в офис, так до конца мы бумаги и не оформили, потому что то печати нет, то Кабанов не на рабочем месте и т.п.
Кафе, в которое я вложился, было открыто на один день, если я правильно помню, а затем
Алексей Кабанов с партнерами его обанкротил, перед открытием распродав имущество. После такого быстрого фиаско с первым кафе Кабанов начал собирать деньги на новые проекты, но все следующие клубные и ресторанные начинания
Алексея Кабанова также проваливались.
По крайней мере, в начале 2000-х Кабанов бегал от кредиторов и вел жизнь типичного афериста: то ездил на Ягуаре, то занимал на метрошный проездной, а общие знакомые на вопрос «Как там Кабанов?» отвечали «Жив».
Мои попытки получить назад свои деньги (пусть без процентов и без учета инфляции) не были особо успешными. Кабанов и Охотин долг признавали со скрипом. В частности православный
Николай Охотин объяснял мне, что мои претензии беспочвенны, потому что понимаю ли я,
что любой бизнес -- нечестен с точки зрения христианства, и в частности давать деньги в рост -- небогоугодное дело, а если в Евангелиях про это ничего не написано, то пусть я почитаю святых отцов.
Справедливости ради скажу, что приставаниями в течение пяти лет около $2,5 тысяч я от Кабанова и Охотина по кусочкам получил таки обратно, но на том дело заглохло.
Как сложилась дальнейшая долговая история
Николая Охотина, не знаю, но подробности об
Алексее Кабанове сейчас всплыли в связи с известным жутким происшествием.
Оказалось, что
Алексей Кабанов все эти годы продолжал открывать клубы и кафе (Москва, Петербург), которые быстро банкротились, и по-прежнему занимал у всех вокруг деньги на эти прожекты. См., например, свидетельства:
Mitya Gurin strekoza4katrankaАлексей Кабанов -- мошенник, работающий на доверии. Тот же случай, что и
Иван Симочкин. Только Симочкин просаживает занятые деньги на Форексе, а Кабанов просаживал чужие деньги в ресторанном бизнесе (не имея, как сейчас видно, никаких способностей к ведению дел). Даже с квартирами своих жен они поступили одинаково -- продали, чтобы добыть деньги на удовлетворение своей страсти.
Всё это выявляет, на мой взгляд, две проблемы. (Нет, совсем не то, что в белоленточном движении оказались аферисты или даже убийцы, -- это-то как раз статистически неудивительно.)
Проблема 1. Блоггеры с белыми ленточками на юзерпиках готовы своим прощать что угодно. Адагамова правдоподобно обвиняют в педофилии -- это спецслужбы подкупили жену. Кабанов убил супругу -- это менты подбросили куски тела в машину, чтобы Кабанов не смог пойти на Марш-миллионов-против-Ирода.
Про это
написал Владимир Голышев, я лучше не скажу.
Проблема-2. В советских интеллигентских кругах не принято предавать огласке постыдные происшествие вроде не отданных долгов. Потому что нельзя ж грязное белье выносить -- некультурно как-то. А то, что обнародование может предупредить и предотвратить будущие беды, все стыдливо предпочитают не думать.
Например, из полутора десятков кредиторов Ивана Симочкина только мы трое(!) взяли и
обнародовали факт мошенничества. Остальные полтора десятка обманутых людей промолчали, а некоторые из них еще и грязи на нас вылили: что это мы вслух порочим имя Ивана. Однако я точно знаю, что наше заявление и волна, которую мы подняли в интернете, помогли многим людям сохранить деньги.
За эти 13 лет счет людей, обманутых Алексеем Кабановым, должен идти на сотни. Но все молчали, и это помогало Кабанову находить новые жертвы. Если бы кабановские богемные кредиторы нашли в себе мужество открыто говорить и писать, что их обманули, что Кабанов -- мошенник, то глядишь, жизнь Кабанова сложилась бы по-другому. Глядишь, пришлось бы сменить круг общения, пришлось бы уйти из ресторанного бизнеса и начать работать на какой-нибудь скромной работе, глядишь, и с новой женой бы не встретился и убийства бы не было.
Разумеется, я тоже виноват, что молчал. Конечно, я и знакомым рассказывал про вышеупомянутых мошенников, и в сети про них писал, но тему вокруг О.Г.И. не так форсировал, как следовало бы.
Сейчас исправляю ошибку.
Алексей Касьян, Москва, 13.01.2013