Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kornev ([info]kornev)
@ 2011-02-22 16:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«Люди имеют равные права на власть, богатство и оружие»
Это цитата из «Зеленой книги» Муамара Аль-Каддафи (которая в России, кстати, не входит в список экстремистских материалов, несмотря на репутацию ее автора). Эта книга должна быть в библиотеке каждого настоящего регионалиста. Да и националистам стоит туда заглядывать. Если бы автор честно реализовал свою социальную утопию, то не отстреливался бы сейчас во дворце, а пожинал плоды панарабской революции в качестве ее общепризнанного лидера. Но сейчас Каддафи своими руками обнуляет все то, за что его народ мог бы вспоминать о нем с уважением. А между тем, ливийский народ всего лишь реализовал свое право на оружие.

Тем не менее, Джамахирия - это самое успешное и комфортное для низов воплощение утопии народного социализма. «Золотое время» Каддафи пришлось на 70-е годы, когда пределом мечтаний арабских масс была идея авторитарного социалистического государства, опирающегося на справедливое распределение нефтяных доходов. В Джамахирии эта идея получила свое наиболее полное выражение. Ливия – богатая страна с ВВП на душу населения $14 тыс., почти в полтора раза выше, чем у России. В отличие от России, большая часть этих богатств не разворовывалась верхушкой, а шла на развитие инфраструктуры и повышение уровня жизни низов (бесплатное жилье, дешевая пища, доступное и качественное образование). Ливийцы последние 20 лет не только проедали доходы от нефти: там реализован самый крупный в истории человечества ирригационный проект «Великая рукотворная река». Теперь, откормившись на социализме, ливийцы дозрели до демократии. В добрый путь, друзья!

Относительный успех ливийской модели социализма объясняется тем, что революцию там делали не внешние силы, а автохтонные лидеры. В России мы видели бы что-то подобное, если бы вместо большевиков, с их немецким марксизмом, контроль над революцией удержали эсеры, а дальнейшее развитие страны пошло бы через Учредительное Собрание. (На портрете – наш, русский Каддафи: председатель Учредительного Собрания, идеолог партии эсеров Виктор Чернов) Кстати, если мы расшифруем «с.-р.» как «социалисты-регионалисты», то не слишком ошибемся.

В утопии Каддафи (особенно с 90-х гг.) мы видим вполне эсеровскую идею: страна как федерация самоуправляемых местных общин, «античных полисов», с высокой долей автономии и элементами прямой демократии. Подозреваю, что реализация этой утопии на практике не была блестящей. Под влиянием сильных кланово-племенных традиций, там наверняка произошла феодализация управления. Все-таки это Африка, а не Европа. Вероятно, на деле всем заправляют вожди кланов, их дети, родственники, а для остального населения участие во власти и социальная мобильность ограничены. На это указывает и активное участие в управлении страной родственников самого Каддафи. А поскольку (в отличие от эсеровской программы) там запрещена европейская политическая деятельность, с партиями, свободной прессой, независимыми профсоюзами, то легальный протест затруднен, и «пар в котле» накапливался годами. Если к этому еще прибавить «советские» ограничения экономических свобод (т.е. невозможность сделать независимую карьеру в экономике), то ярость ливийской молодежи вполне понятна. Новое поколение ливийцев (и в целом арабов) хочет не только социального, но и демократического государства. Посмотрим, удастся ли им это совместить.

Здесь уместно указать на известную ошибку многих либералов, которые считают, что высокий уровень жизни населения – это необходимый фундамент для политических свобод и политического равенства граждан. На самом деле беднейшие общества (включая первобытные и варварские) весьма часто демонстрируют образчики политического равенства и коллективного принятия решений. Даже «образцовые» Афины эпохи расцвета были не чем иным, как «демократией портовых грузчиков и гребцов на галерах», где граждане получали жалованье за участие в политической деятельности, чтобы в этот день не остаться голодными. Да и в целом типичный гражданин древнегреческого полиса, с нашей сегодняшней точки зрения, - это бедный, темный и тупой крестьянин, который в жизни умел только пахать и сражаться «стенка на стенку». В эпоху введения всеобщего избирательного права в странах Европы, большая часть их населения принадлежала к пролетариату, с уровнем жизни меньшим, чем у современных россиян.

Настоящая зависимость между достатком и демократией несколько иная: политические свободы – это единственный способ удержать от взрыва общество, где у людей в массе есть достаток и досуг. Бедное общество может быть демократичным по выбору, а зажиточное – вынуждено быть таковым по нужде. И СССР, и Ливия – классические примеры авторитарных обществ, которые взорвало первое же поколение, «сытое с детства».


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]yoserian@lj
2011-02-22 10:36 (ссылка)
На самом деле беднейшие общества (включая первобытные и варварские) весьма часто демонстрируют образчики политического равенства и коллективного принятия решений. Даже «образцовые» Афины эпохи расцвета были не чем иным, как «демократией портовых грузчиков и гребцов на галерах», где граждане получали жалованье за участие в политической деятельности, чтобы в этот день не остаться голодными. Да и в целом типичный гражданин древнегреческого полиса, с нашей сегодняшней точки зрения, - это бедный, темный и тупой крестьянин, который в жизни умел только пахать и сражаться «стенка на стенку». В эпоху введения всеобщего избирательного права в странах Европы, большая часть их населения принадлежала к пролетариату, с уровнем жизни меньшим, чем у современных россиян
несомненно, коллективное принятие решений проходит очень хорошо, когда кто-то массам недосубъектных платит денежку, опыт путинской Эрефии это хорошо продемонстрировал.
И разве сегодня работяги выходят на площади российских городов? Нет, выходят от силы несколько сотен почуявших зов субъектности (свободы) «мелкобуржуазных» несогласных и немного студентов. Зато за Путина и его антинародную партию коррупционеров «Единая Россия» голосует подавляющее большинство досубъектных нищих бабулек, тех же работяг, малообеспеченных бюджетников, служивых, зэков. И в бунтующих сегодня арабских странах против авторитарно-реакционных компрадорско-полицейских режимов выступает «мелкобуржуазная субъектность», а на защиту тамошних «лидеров нации» выводятся агентами режима нищие или прирученные досубъектники, включая подконтрольные режиму профсоюзы трудящихся и объединения молодежи

В эпоху введения всеобщего избирательного права в странах Европы, большая часть их населения принадлежала к пролетариату, с уровнем жизни меньшим, чем у современных россиян
дело не относительной бедности (а сравнение с нынешним уровнем жизни вообще неуместно), а в менталитете. Когда человек ведет свое хозяйство и принимает экономические решения - это один менталитет, а когда он работает на дядю - другой. Первый, став экономически субъектным, стремится и к политической субъектности, а второй - достаточно посмотреть на постсовок

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kornev@lj
2011-02-22 10:40 (ссылка)
Половина населения - дачники-огородники, причем не из хобби, а по нужде. Огородник "ведет свое хозяйство и принимает экономические решения". И работает не на дядю, а на себя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yosha_orlow@lj
2011-02-22 10:43 (ссылка)
И еще большая часть населения мечтает, что бы от него отстало, наконец, государство. Правда у каждого свой мотив.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yoserian@lj
2011-02-22 11:28 (ссылка)
это вспомогательный, а не основной источник средств. Уровень не тот

(Ответить) (Уровень выше)

Собственник и пролетарий - разная мотивация
[info]rgnn@lj
2011-02-27 18:22 (ссылка)
>>дело не относительной бедности (а сравнение с нынешним уровнем жизни вообще неуместно), а в менталитете. Когда человек ведет свое хозяйство и принимает экономические решения - это один менталитет, а когда он работает на дядю - другой. Первый, став экономически субъектным, стремится и к политической субъектности, а второй - достаточно посмотреть на постсовок

Правильно человек мыслит.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -