Про орла нашего, дона Владимира Владимировича
Недавняя партийная "рокировочка" на самом деле имеет вполне прямые исторические параллели. Прецедент ситуации, когда
формальная спикерская должность является верховной в истории был (в похожей ситуации - необходимости легитимации единоличной
власти в рамках республиканской системы):
Принципат Августа
На 28 г. Октавиан был избран консулом вместе с Агриппой (это было его шестое консульство). В этом году консулы провели общий ценз всех граждан (он не проводился с 70 г.) и по этому поводу устроили «чистку» сената. Количество его членов, выросшее за последнее время до 1 тыс. человек, было уменьшено до 800. Имя Октавиана поставили первым в списке сенаторов и, таким образом, он сделался princeps senatus.
Наконец, 13 января 27 г. был разыгран заключительный акт: в этот день Октавиан заявил в сенате и народном собрании о сложении с себя триумвирских полномочий и о «восстановлении» республики. Благодарный сенат три дня спустя поднес ему почётное прозвище «Августа» и оказал разные другие почести.
Какие же формальные права остались после этого у главы государства? У него сохранилась пожизненная трибунская власть, что давало ему всю полноту гражданской potestas. Консульство, которое Август в течение нескольких лет занимал ежегодно, вместе с личным империем, делало его носителем военной власти. Наконец, в качестве «первого сенатора» он пользовался всем моральным авторитетом (auctoritas) главы высшего учреждения в государстве.
Что представляла собою эта система? Сам Август, чтобы скрыть монархическое существо своей власти, предпочитал называть себя «первым лицом в государстве» (princeps civitatis). Это название было изобретено не им, его употребляли еще Цицерон и другие современники по отношению к Помпею и Цезарю для обозначения их руководящего положения в государстве. Август санкционировал термин: «принципатом» стали называть окончательно сложившуюся при нем и продолжавшую существовать при его преемниках систему римского государственного устройства, при которой фактическая монархия была прикрыта республиканскими формами и пережитками.
Что на самом деле интересно - римлян, кроме прочего тут подвела именно система разделения властей. Оказалось, что концентрации в одних руках не очень значительных в сущености полномочий является вполне достаточной для единоличного правления. В нашем случае, как ни смешно, но главным системным препятствием к созданию подобной системы являются почти диктаторские полномочия президента - "технический президент" маловероятен. Так что я думаю, что скоро речь зайдет о "конституциононой реформе" - в сторону "парламентской республики".