Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Игорь Петров ([info]labas)
@ 2010-11-08 11:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
без контекста
И прежде всего, надо достигнуть искупления, самого беспощадного искупления всего совершённого, мы ещё должны позлорадствовать, в свою очередь, мы должны насладиться досыта поражением и позором Германии, которое придёт рано или поздно. В нашей армии ожесточение растёт. Когда в первый раз наши были в Пруссии, было предписано ко всему и всем относиться бережно и щадить всё. Хотели щегольнуть рыцарством перед варварами немцами уже тогда показавшими себя в Лувене. И пали жертвой этого наивного рыцарства. Всё население оказалось шпионами. В ульях были поставлены телефоны с подземными проводами. Одна случайность, и два корпуса погибли, всё завоеванное было сразу утрачено. Как раз к моменту несчастья под Сольдау с Самсоновым прибыли на границу сибирские корпуса. Теперь идёт музыка уже не та. Теперь всё подвергается разрушению. И когда мы снова и окончательно вторгнемся в Пруссию, от неё камня на камне не останется. Немцы ругают нас варварами, такими мы и будем в Германии, наши солдатики покажут себя.

Д.П.Кончаловский, письмо сестре, 23.10.1914, действующая армия.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]gaivor@lj
2010-11-08 07:24 (ссылка)
Так это общее место в воспоминаниях офицеров, побывавших в Восточной Пруссии. Причем объяснения самые разные давались:

"Когда я в дальнейшем пути и в следующие дни видел повсюду разгромленные, именно разгромленные, а не ограбленные, немецкие дома, то я понял, в чем дело: наш некультурный простолюдин, выросший в нищете, не мог подавить в себе раздражения и животной ненависти при виде богатства врага. Он привык, что богато живет "барин". Этого, своего, русского барина он тоже не ахти как любил; но увидеть богатое жилище простого мужика, да еще того "немца", из-за которого ему пришлось итти на войну, - это вызывало в нем прямо-таки чувство бешенства."
Сергеевский Б.Н. Пережитое. 1914. Белград, 1933

"Часто, бывало, входишь в немецкую усадьбу и, если раньше побывали здесь казаки, то находишь ужасные следы разрушения: разбитые двери, окна и зеркала, пианино, буфеты, разорванные картины на стенах, пропоротые пиками диваны, кресла, даже постели!"
Успенский А.А. В плену. Ч. 1 1915-1916 гг. Каунас, 1933.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]novy_chitatel@lj
2010-11-08 08:17 (ссылка)
---
Однажды я получил на этот вопрос ответ крайне оригинальный, мне дал его солдат европейской войны, ныне он командует значительным отрядом Красной армии.

— Внутренняя война — это ничего! А вот междоусобная, против чужих, — трудное дело для души. Я вам, товарищ, прямо скажу: русского бить легче. Народу у нас много, хозяйство у нас плохое; ну, сожгут деревню, — чего она стоит! Она и сама сгорела бы в свой срок. И вообще, это наше внутреннее дело, вроде маневров, для науки, так сказать. А вот когда я в начале той войны попал в Пруссию — Боже, до чего жалко было мне тамошний народ, деревни ихние, города и вообще хозяйство! Какое величественное хозяйство разоряли мы по неизвестной причине. Тошнота!.. Когда меня ранили, так я почти рад был, — до того тяжело смотреть на безобразие жизни. Потом — попал я на Кавказ к Юденичу, там турки и другие черномазые личности. Беднейший народ, добряки, улыбаются, знаете, — неизвестно почему. Его бьют, а он улыбается. Тоже — жалко, ведь и у них, у каждого есть свое занятие, своя привязка к жизни...

Это говорил человек, по-своему гуманный, он хорошо относится к своим солдатам, они, видимо, уважают и даже любят его, и он любит свое военное дело. Я попробовал рассказать ему кое-что о России, о ее значении в мире, — он слушал меня задумчиво, покуривая папиросу, потом глаза у него стали скучные, вздохнув, он сказал:

— Да, конечно, держава была специальная, даже вовсе необыкновенная, ну а теперь, по-моему, окончательно впала в негодяйство!
---

(с) Максим Горький "О русском крестьянстве "

(Ответить) (Уровень выше)


[info]labas@lj
2010-11-08 08:48 (ссылка)
Да, я знаю. Меня тут заинтересовало скорее обоснование, несколько неожиданное после знакомства с предыдущими (точнее, по времени последующими) текстами автора.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Это тот, который уверял в 43 году, что с 14 года по 41
(Анонимно)
2010-11-09 01:53 (ссылка)
русские как-то особенно заобожали немцев?

Что значит классовая вражда - она посильней любого шовинизма будет...

Николай

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -