Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет leonid_b ([info]leonid_b)
@ 2008-06-25 23:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Лекция Миллера про "историческую политику", ч.1
Цитаты и комментарии.
Что такое историческая политика («истпол»).
……………………
Термин «историческая политика», если я не ошибаюсь, был придуман в Польше года четыре назад. Но смотреть на этот сюжет, именно сквозь эту призму, как на политику, стали даже чуть раньше. Одна из ссылок к моей дискуссии с очень хорошим польским историком Анджеем Новаком относится к 2003 г. И в том же 2003 г., если я не ошибаюсь, Анджей Новак опубликовал статью в правительственной польской газете «Речь Посполитая», в которой он написал, что возникает серьезная угроза: «Немцы и русские в последнее время стали что-то пересматривать в своем историческом нарративе и, похоже, собираются расстаться с фиксированной ролью палачей, с признанием того, что они плохие ребята в этой истории. А нам обязательно нужно эту тенденцию предотвратить, и нужно их в этой роли плохих ребят зафиксировать». В общем, это одна из линий, которую в исторической политике можно проследить вплоть до сегодняшнего дня: 
зафиксировать себя в роли жертвы, а кого-то специально подобранного – в роли палача. Специально подобранного, потому что каждый может вспомнить много обидчиков, но всегда выбирает, кого выгодно вспомнить именно в данный политический момент. Польша неизменно изображается жертвой России и Германии, а иногда даже жертвой США, когда это выгодно, ведь «Рузвельт продал нас в Ялте».
....................
Другая часть проблемы – это борьба с внутренними политическими врагами. В Польше уже довольно давно создан Институт национальной памяти, который некоторое время довольно продуктивно работал. Одна из его функций вызывала споры в обществе. Эта функция люстрации. Т.е. у них хранятся архивы служб безопасности Польской народной республики. И они должны были смотреть, не сотрудничали ли политики, люди, занимающие выборные должности с органами коммунистической безопасности. Те люди, которые выражали беспокойство по поводу этой программы, довольно рано начали говорить о том, что при избирательном использовании этих материалов они могут превратиться в оружие против политических противников. С недавнего времени споры об этом прекратились в том смысле, что все самые худшие опасения сбылись
....................
Дональд Туск, как только победил недавно на парламентских выборах, сказал: «Катынь – это все-таки, прежде всего, внутрироссийская проблема. Пусть они между собой это обсудят, какая степень ответственности, в чем их вина. Не будем делать это предметом межгосударственных отношений». Этим он, естественно, заслужил ушат помоев со стороны враждебного политического лагеря. Понятно, что историческая политика в виде требования покаяния со стороны со стороны внешних или внутренних политических партнеров – это очень мощный инструмент
....................
Мы должны смотреть на Польшу как на одну из стран, в которой истпол наступает и реализуется, но в которой, одновременно, здравый интеллигентско-крестьянский смысл имеет все шансы победить. Конечно, не с первого разу: не нагрешишь – не покаешься. Однако у поляков шансов больше, чем у других народов, в силу их более развитой общественной традиции: и политической борьбы, и демократии в собственном смысле этого слова, и умения находить небезумные общие решения в условиях, внешне напоминающих российский бардак и украинский гопак.
....................
Наконец, третий элемент – это борьба за положительный, душеукрепляющий образ национальной истории. В принципе, все нации хотят сделать такой национальный нарратив, который выполнял бы конструктивную функцию в формирования понимания «Мы», солидарности и т.д. В Польше было очень жестко переформулировано, что есть такие люди, в основном, конечно, за рубежом, которые хотят представить поляков как плохих людей, и поляки должны сплотиться против этой идеологической агрессии для защиты своих святых интересов
....................
Национальный характер, безусловно, существует и устойчив. Национальный ум – тоже, иначе бы технологии и стихи можно было бы переводить с культуру на культуру автоматически. А вот про национальную глупость ничего сказать не могу. С одной стороны… но с другой стороны…
....................
В Варшаве есть музей Польского восстания 1944 г., Варшавского восстания. Это было восстание против немцев. На Восточном берегу Вислы стояла Красная Армия, и она там стояла, пока немцы добивали это восстание. Музей вам очень подробно расскажет день за днем про это восстание. Он вам не расскажет только одной вещи – о тех ожесточенных дебатах среди руководства польского партизанского движения, которые шли в тот момент, когда принималось решение начать восстание, и затем в течение многих лет, надо ли было восставать именно в этот момент. Ничего этого нет. У нас есть героический поступок, герои, которые гибнут. А все, кто пытаются задавать вопрос: «Какова ответственность политиков, которые послали этих ребят на смерть?», убраны
....................
Опять же дело не без тонкости. В русской культуре, как известно и ясно, вопрос о цене победы традиционно не ставится. Надо – значит надо. Опять же для участников поражение от победы не отличается, а руководителей судят (или не судят) независимо от того, победили они или проиграли. Цель у нас важнее результата, мотивы главнее средств.Ладно. Нам – можно, мы особенные и привыкли. Но как обстоит дело у поляков? Вроде не Азия-с, полагается считать и рассчитывать.
....................
Другой пример – отношение этого лагеря (именно этого лагеря, это не вся Польша, это именно лагерь, который проводит именно такую историческую политику) с историком Яном Гроссом. Этот человек вырос в Польше, мать у него полька, отец – еврей. С моей точки зрения это не важно, сколько в нем какой крови, но с точки зрения исторической политики – весьма важно. Он написал две книги. Первая книга называлась «Соседи», о том, как в одном польском местечке в 1939 г. польские жители этого местечки сожгли 600 своих еврейских соседей в амбаре. Немцы в этом не участвовали в том смысле, что их там не было. Они, конечно, создали определенные условия, но это другой вопрос. Была оживленная дискуссия на эту тему. А недавно Гросс опубликовал вторую книгу, которая называется «Страх». И в этой книге он рассказывает о том, как несколько тысяч евреев были убиты в Польше уже после того, как вернулись недобитые из нацистских концлагерей. И структура дискуссий про эту книгу была уже совершенно другой. Те отдельные голоса, которые звучали в первой дискуссии, что «Гросс, наверно, поляков не любит, он вообще не наш, хочет нас обидеть», были все-таки маргинальны. Теперь один из основных, стержневых мотивов: Гросс – еврей, который мстит за что-то полякам, он хочет поляков обидеть, представить в черном цвете. Т.е. дискуссия не о том, что он написал, не о фактах и оценках, а о личности этого автора. Это польский случай
....................
Роскошная история. Моя матушка родом из Польши, и что такое погром, знала не понаслышке. Две этих нации, поляки и евреи, жили вместе как кошка с собакой, но на массовые убийства полякам дал разрешение только Гитлер: он показал, что это можно. А поскольку из неславянской Европы поляки больше всего общались с немцами, то здесь, как и в прочих иных случаях, массовая самодеятельность носит в большинстве своём только антигуманный, разрушительный характер. Действительно, без царских штыков порядка не наведёшь, и безопасность меньшинству не обеспечишь, не постреливая в толпу самодеятельного народа (в «эту сволочь», по удачному выражению Н.Бонапарта) картечью.
……………………………
Теперь украинский случай. Института национальной памяти в Украине до недавнего времени не было. Сейчас его создали. Они еще не раскрутились, и не совсем понятно, как они будут его использовать, но, наверно, будут. Что у них общего с польским примером? Это фиксация украинцев в роли жертвы и фиксация того, кого положено, и прежде всего России, в роли палача. Есть две ключевые темы: украинская повстанческая армия и голодомор. Тема украинской повстанческой армии используется еще и во внутреннем политическом дискурсе, потому что это попытка утвердить определенные представления о том, какие украинцы правильные и хорошие. Но понятно, что украинская повстанческая армия борется за свободу против советской оккупации. Голодомор – это геноцид украинского народа. И это государственная политика, т.е. государство очень активно участвует в насаждении и фиксировании этой точки зрения и в подавлении дискуссии на эту тему.
....................
Мне кажется (правда, издалека, и я могу ошибаться), что в силу известных исторических обстоятельств у украинских товарищей действует не принцип «хотели как раньше» (прибалтийский вариант), и не «хотели как правильно» (это будет российский вариант, как только мы поймём, как это – правильно), а «хотим как у других». Тоже красиво, конечно (с) известный анекдот про пограничников. Главное для украинцев – продержаться, пока не вымрут все, кто имеет советский жизненный опыт. А ещё лучше – пока не вымрут все, чьи учителся имели советский жизненный опыт. От-то будэ гарно.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Re: Ну и правильно
[info]pochep@lj
2008-06-29 07:05 (ссылка)
Леша, хорошо, что ты от поучений и солидарности с очень невоспитанным участникам этой дискуссии перешел к иному - просто изложил свою точку зрения. (Это уж у меня такое маленькое поучение.) Я не спрашиваю тебя, на каком количестве прочитанных книг она основана, а главное - с кем и с чем из прочитанного ты согласен, а с чем - нет. Не в этом дело.
Честно говоря, я не привык к спорам в таких лошадиных дозах и уже несколько приустал от этого. Тем более, что я ведь не полонист и не историк, и включился в разговор только потому, что меня задело проступившее в нем отношение к Польше. Польскую культуру - и тут уж ничего не поделаешь - я люблю с дней моей ранней юности. Как и грузинскую, кстати. То и другое - вообще в традициях русской интеллигенции, особенно советских времен, в которые нам с тобой довелось жить. Я не апологет ни Польши, ни Грузии, и вообще ничей не апологет, но к этим двум странам, к их народам, что называется, питаю слабость.
Оба варшавских восстания были и остаются для меня образцами потрясающего героизма, великими страницами истории, сколько бы грязи ни налипло на них. Образцами - в ценностном и моральном плане. Обсуждать же перипетии этих событий я и не готов, и не очень хочу. ("А вы знаете, что в варшавском гетто еврейская верхушка договорилась с немцами и за деньги спасла себя от уничтожения? Не знаете? А, то-то же...") Правду фактов надо, конечно, знать, но не теряя при этом ценностную перспективу. Вот что главное, по моему глубокому убеждению. А иначе и вегетарианца Гитлера, пылкого любителя архитектуры, нежно относившегося к собакам, можно оправдать в два счета.
Когда из Польши в конце 60-х, кажется, стали массово высылать вернувшихся в страну евреев, я получил от моей бывшей сокурсницы, мизантропической и язвительной варшавянки Магды Володьзко, переданную через кого-то польскую пластинку с еврейскими песнями и открытку с лаконичным текстом (воспроизвожу по памяти): "Толя и Люда (это моя первая жена, училась вместе с Магдой)! Знайте, что я всегда с вами". Ни до, ни после этого Магда нам не писала. Сейчас она крупный русист в Польше.
А еще я был знаком, правда немного, с паном Кшиштофом Занусси, и это знакомстов оставило у меня глубокое впечатление. И с другими поляками был знаком. Вот эти люди для меня - Польша. Они для меня - польская культура, а не маргиналы. Два года назад Наташа и Глеб ездили в Польшу и рассказывали, как они очарованы Краковом и краковянами, тем, как те берегут память о великом поляке Иоанне Павле II. И мне больно читать достаточно злобные пассажи наших интеллектуалов о том, как у поляков сегодня свернуты мозги набекрень. Не потому, что Польша - территория вне критики, таких территорий я не признаю. А потому, что тон делает музыку. Тон критики - скверный, вот что. Симфония недоброжелательности.
Я бы очень хотел, чтобы ты меня правильно понял. Понял, почему я развел тут такую лирику, которая скорее для личного письма, чем для инета. Я надеюсь, что в моральном плане мы окажемся в резонансе, как это многократно бывало, независимо от всех расхождений в наших взглядах. Ну а нет, так нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ну и правильно
[info]leonid_b@lj
2008-06-29 08:21 (ссылка)
Я предпочитаю видеть народ и культуру такой, какая она есть. И отличать видение от эмоций по этому поводу.

К грузинам и их культуре (в социологическом смысле этого слова) у меня сильное недоверие. Как и к полякам тоже. Вроде они хорошие-хорошие, но вдруг из-под всей этой р-романтики выглянет какая-нибудь злобная рожа, или действие неслыханной у других народов степени злобности, или (у грузин) до сих пор побщенародное почитание Сталина. Ну их на хрен, дурачков, с их Суликом и традициями застолья.

У нас, конечно, с застольем не так красиво, но зато есть глубокие традиции самопроверки, самокритики и здорового самонедоверия. Грузинам до этого далеко, конечно. И шансов на то, что у них ситуация получшает, немного.

То, что поляки берегут память о поляках, которых считают великими - это хорошо, конечно. Но человек определяется не тем, как он относится к своим, а тем, как он относится к не-своим. То же самое касается и культуры в целом. Массовое же поведение поляков по отношению к чужим не внушает никакого тёплого чувства. Впрочем, то же касается и их соседей украинцев. Волынская резня навсегда легла несмываемым кровавым пятном на и без того поганую рожу украниского национализма. Замечу, кстати, что у русских ничего такого не наблюдалось. Власти - да, бывало и похуже. Но только власти. А тут - самодеятельность народа, что совсем погано.

Надо обязательно отметить, что в массе своей польская интеллигенция относится к своему же собственному народу и государству резко критически, и вообще она очень развита, значительно больше нашей.

Именно она резко критиковала и польское довоенное правительство, и поведение руководства АК в войну и после, и т.д. Она, в отличие от российской, слюни умиления по поводу романтики идиотского варшавского восстания не пускала. Положили кучу людей непонятно ради чего и ничего не добились. Какая, спрашивается, великая страница истории? В чём она? В том, что своих погнали под пули и бомбы без всякого смысла? Да ты спроси сам у Занусси, что он по этому поводу думает.

Как там у старика Паскаля? "Будем же хорошо мыслить - вот основной принцип морали".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не для ЖЖ
[info]pochep@lj
2008-06-29 11:12 (ссылка)
Леша, я очень огорчен твоим ответом. Я не ожидал, что он будет до ТАКОЙ степени ТАКИМ.
"...Человек определяется не тем, как он относится к своим, а тем, как он относится к не-своим". Вот именно. А теперь смотри:
"К грузинам и их культуре (в социологическом смысле этого слова) у меня сильное недоверие. Как и к полякам тоже. Вроде они хорошие-хорошие, но вдруг из-под всей этой р-романтики выглянет какая-нибудь злобная рожа, или действие неслыханной у других народов степени злобности, или (у грузин) до сих пор побщенародное почитание Сталина. Ну их на хрен, дурачков, с их Суликом и традициями застолья";
"Какая, спрашивается, великая страница истории? В чём она? В том, что своих погнали под пули и бомбы без всякого смысла?"
"Впрочем, то же касается и их соседей украинцев".
Мне горько, что ты так относишься к не-своим. Любым. В частности, к этим. Для меня это, без преувеличения, - проявление нравственной и культурной дикости, которую я, при нашем долгом знакомстве, никак не ожидал у тебя обнаружить. Зато теперь мне понятнее, что многие пассажи в твоем журнале - вовсе не случайность и не перехлест, а выражение твоих убеждений, или, лучше сказать, инстинктов, поскольку ксенофобия - это прежде всего инстинкт. Придется принять это новое знание о тебе. В моем тексте - и это я тоже пишу с горечью - ты ничего не захотел понять. По всей видимости, обсуждать с тобой подобного рода темы я впредь не буду. А в остальном все как было, так и останется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не для ЖЖ
[info]leonid_b@lj
2008-06-29 14:11 (ссылка)
Толя, опомнись. Если любовь к людям и сообществам должна обязательно основываться на том, что любящий стыдливо отворачивается от реальных особенностей любимого, то грош цена такой любви. Собственно, это вообще не любовь: это такое чувство, когда человек любит только себя за то, что он испытывает такое приятное чувство, а неприятного не испытывает.

Впрочем, может быть и иное: если не представлять, что люди и сообщества под Богом ходят, то действительно, можно не обращать внимания на то, что они делают. Иначе надо смотреть на действительность, которая существует более, чем наши оценки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не для ЖЖ
[info]pochep@lj
2008-06-29 17:38 (ссылка)
Твои слова про любовь - пустые, фальшивые. Любовью ни у тебя, ни у любезного твоему сердцу Миллера, ни у других людей с подобным менталитетом - а имя им легион - в этом и подобных случаях и не пахнет. Пахнет серой. Для того чтобы с такой неприязнью отзываться о целых народах, воистину надо ни стыдиться, ни бояться Бога. Вот ты и опомнись.
Если я поставил точку, значит точка. Так что давай не будем больше об этом. А об остальном - пожалуйста.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Что чем пахнет
[info]leonid_b@lj
2008-06-30 06:58 (ссылка)
Я думаю, что тебе лучше шить мне не ксенофобию, а человеконенавистничество, поскольку приблизительно такими же словами я описываю и русскую, и еврейскую культуру, т.е., своих.

Если хочешь, могу развёрнуто охарактеризовать недостатки и той, и другой, как я их понимаю. Это пожалуйста. Причём ты можешь быть уверен, что и русским, и евреям достанется не меньше, чем грузинам, украинцам или полякам - хотя бы потому, что грехи и недостатки русского и еврейского менталитета напрямую отзываются на моей жизни и, что ещё важнее, на жизни моих потомков.

Все грешны, Толя. Не назовёшь греха по имени - не справишься с ним. А поскольку я со своими не стесняюсь, то чего уж тут с иными...

Миллера ты напрасно упомянул. Боюсь, что у тебя недостаточно оснований для выводов о том, к чему у него есть любовь, а к чему нет. Но что он знает то, о чём пишет, лучше, чем кто-нибудь из мне известных товарищей - это точно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Что чем пахнет
[info]pochep@lj
2008-06-30 18:30 (ссылка)
"Все грешны, Толя".
Похоже, кроме тебя.
Вот ты и покайся в грехах своего отношения к упомянутым народам. Тебе есть в чем каяться, ты виноват перед ними. Дурных народов не бывает, а ты выступаешь СУДЬЕЙ НАРОДОВ. Это никак не твоя прерогатива.
"Возлюби ближнего своего, как самого себя". Тогда ты по-иному посмотришь и на "украинских товарищей, танцующих гопак", и на трагические страницы истории польского народа, и на многое-многое еще. Тогда в твоих словах будет добро, а не зло, не гордыня и издевка, как сейчас.
Я говорил: давай поставим точку. Ты не услышал. Дальше разговор на эту тему может пойти только по наихудшему сценарию. Не подталкивай меня к этому - мне бы этого очень не хотелось. Поэтому от продолжения разговора я отказываюсь.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -