Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет man_with_dogss ([info]man_with_dogss)
@ 2005-04-17 04:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение:Россия, возродись!
Entry tags:окраинство, язык

Аканье
Купил недавно книжку в Доме Книги на Новом Арбате - Б.А.Успенский, История русского литературного языка (XI-XVII вв.) Вот из неё параграф про аканье и возможную связь происхождения аканья с балтским субстратом.



стр.204-205
§ 8.2.9. Аканье и яканье.

Ярким признаком русского диалектного произношения, противопоставленного книжному церковнославянскому произношению и отражающегося в церковнославянских памятниках лишь в виде спорадического отклонения от нормы, является аканье. Отражение аканья отмечается о текстах с XIV в. (см. Соболевский, 1907, с.76-78; Соболевский, 1884, с.130, 137, 142; ср. Борковский и Кузнецов, 1965, с.146). Впрочем, наиболее ранний из приводимых обычно примеров - ВЪ АПУСТЬВШИИ ЗЕМЛИ из записи на написанном в Москве Сийском евангелии 1339 г. - не свидетельствует об аканье (Зализняк, 1993, с.262; ср. Дурново, 1924, с.187); ср., вместе с тем, отражение аканья в новгородской берестяной грамоте №580 середины XIV в.: ВЪ ЗДАРЪВЄIЄ "в [деревне] Здоровье", где речь идёт о названии деревни, находящейся ныне в акающей зоне (Зализняк, 1995, с.60, 456). По крайней мере с конца XIV в. аканье спорадически отражается и в церковнославянских текстах, см., например, в московском Евангелии 1393 г. (ГПБ, F.п.I.18): прикаснулся, л.45, неновидяхуть, л.107 об., наряду с другими, менее надёжными примерами (Соболевский, 1907, с.77). Ср. в псковском Прологе 1383 г.: того же лЬТ взя*шь тотари Маскву городъ на Руси (РГАДА, ф. 381, № 172, л.98 об.).

Относительно происхождения аканья существуют разные мнения. Одни учёные связывают этот процесс с падением редуцированных и соответсвенно относят его к концу XII или XIII в. (см. Борковский и Кузнецов, 1965, с. 149). Более вероятным представляется мнение, согласно которому аканье обусловлено балтийским субстратом и связано с тем, что индоевропейское *aˇ переходило в *o под ударением и не переходило в *o в безударном положении (Шевелев, 1964, с.386 сл.; Чекман, 1975; Лекомцева, 1978; Лекомцева, 1980). При такой гипотезе возникновение аканья относится к существенно более раннему времени, и в принципе не исключено, что книжное оканье в ряде диалектов противостояло разговорному аканью со времени появления литератуного языка. То обстоятельство, что аканье сравнительно поздно отражается в памятниках, может объяснятся тем, что до нас не дошли в сколько-нибудь широком объёме тексты, написанные на акающей территории.

Приблизительно так же обстоит дело с противопоставлением книжного произношения и разговорного яканья, которое также может объяснятся либо как относительно поздний процесс, либо как явление, обусловленное балтийским субстратом. Отражение яканья встречается в новгородской берестяной грамоте № 528 второй половины XIV в. (Зализняк, 1995, с.60, 485).

Примечание: * - "я" написал вместо юса. MWD



Это к разговорам про "угрофинов" (которые оказываются балтами и тянутся широкой полосой через Белоруссию и юг древней части Великороссии), про "масквичи испоритили наш язык" (а на самом деле диалекты различались ещё в древности и так до конца не сошлись).


А вот обсуждение на форуме темы "почему мАсквичи Акают?"
http://www.canada.ru/cgi-win/htforum?open=1095707526_1379214
Что называется - без комментариев.
Нашлось там и про угрофинов, правда с отсылкой на предположения столетней давности - "чудь русский язык портила". Только странно она его "портила": там где она жила - у Новгорода - не портила, а чем дальше на юг - тем, больше портила.
Вот что пишет о говорах В.О.Ключевский в его "Курсе русской истории"
"Даль допускал мысль, что акающие говоры Великороссии образовались при обрусении чудских племен. Восточные инородцы, русея, вообще переиначивали усвояемый язык, портили его фонетику, переполняя ее твердыми гласными и неблагозвучными сочетаниями гласных с согласными. Обруселая Чудь не обогатила русского лексикона: академик Грот насчитал всего около 60 финских слов, вошедших большею частью в русский язык северных губерний; лишь немногие подслушаны в средней Великороссии, например пахтать, пурга, ряса, кулепня (деревня). Но, не пестря лексики, чудская примесь портила говор, внося в него чуждые звуки и звуковые сочетания. Древнерусский говор в наибольшей чистоте сохранился в наречии новгородском; в говоре владимирском мы видим первый момент порчи русского языка под финским влиянием, а говор московский представляет дальнейший момент этой порчи.

Не смешно ли? Слова чудские вошли в северные говоры, а "порча языка" случилась в южных великорусских - и из этого делается вывод о каких-то "угрофинах" на юге?