Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2009-10-28 10:56:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Услышала от одного москвича, что он помнит из раннего детства, как бабушка отстригала усы сому.

******

В Ленинграде сомов не было - московская рыба - у нас покупали живых карпов. Смутно помню их в магазине - разевающих рты за стеклом.

Карпа оставляли в железной ванночке с водой на ночь.

Утром говорили - рыба уснула, но где-то в каком-то тёмном туннеле шевелится - молотком по голове - и рыба уснула.

Жутко было слышать слово - "уснула".

Мяса очень не любила - что-то во вкусе враждебное, но заставляли - чем ещё было кормить ленинградской бесконечной зимой. Страшно было подавиться рыбной костью. Вкусная курочка совсем не напоминала о масленой головушке-шёлковой бородушке.

Всю ночь карп плавал в ванночке и видел только её железные стенки.

А если б заговорил, как золотая рыбка?

Удивились бы?

Кабы я создавала мир, звери болтали бы.

И может быть даже, рыбы выходили бы на прогулку по Невскому, захватив зонтики...


(Добавить комментарий)


[info]vash_pasha@lj
2009-10-28 07:08 (ссылка)
Злые люди взяли
Рыбку из сетей,
На плиту послали
Просто, без затей.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 07:10 (ссылка)
Угу. Очень люблю...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]t_s_kot@lj
2009-10-28 08:20 (ссылка)
Сом - рыба московская куда позже. Она - балхашская и сырдарьинская.
Греков-понтийцев у нас было полно - научили готовить по-своему. Там все всех всему учили - интернационал. Ничего особенного - напоминал консервы в томате, если неправильно сделаешь.
Но в Москве сомы были уже не такими. И карпы были, только рыбу теперь в рот не беру - особенности развития в детском возрасте... Не то чтобы не отвращение, но пресыщение, что ли. Другого ничего почти и не было.
А мясо - нет, это любил с детства, и как-то укладывалось в голове, что кролик или курочка - чтобы их съесть, как бы ни любил. Впрочем, кошек и собак - любил, коров - уважал за размеры и важность, а вот кролик - это для еды, и никаких тебе юннатов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 10:58 (ссылка)
Я с кроликами в детстве, пожалуй, почти не сталкивалась. Так или иначе, для городского ребёнка между едой и зверем пропасть. Звери, любые, это было счастье. Ведь даже во всяких дачных местах, где мы летом жили, далеко не всегда удавалось пообщаться с коровой... Мало их было.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]t_s_kot@lj
2009-10-28 11:01 (ссылка)
Да, к тому времени повывело их.
А в середине семидесятых в центральной России на три деревни если и находилась пара коров - счастье.
Да и прокормить корову сложно, особо, когда ты в возрасте и сил нет, и косить в колхозе не дают на себя. Такие дела - нету теперь коров.
Мы свою последнюю сдали в 68-м. После только овцы были и мелочь всякая вроде кур и кроликов, правда, кролик ест больше своего веса - ужас. И плодится, как кролик. Зато в самое трудное время были с мясом и шкурками.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:08 (ссылка)
Наши дордоньские хозяева, когда мы впервые к ним приехали, последний год держали двух коров. Во Франции молоко берут до 11-лет у коровы, а потом всё... И вот стараются ещё лето-осень продержать на травке...

А при нас одна корова 11-летняя умерла, её неудачно сняли с молока, случился сепсис. Ветеринар приезжал каждое утро с огромным шрпицем, но не спас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]t_s_kot@lj
2009-10-28 11:13 (ссылка)
Ох уж эта мне зелень и защита животных от неизвестно чего! Так бы людей защищали от людей...
А чем двенадцатилетняя корова хуже одиннадцатилетней, если она молоко даёт? Они ж долго живут.

Это вот тоже слышу: "не мучьте лошадь, нельзя на ней ездить, она имеет право на отдых!".
Имеет, конечно, но если её баловать и не нагружать - растолстеет, сердце не выдержит, умрёт раньше, чем если бы не работала.
Другое дело - собаки-спасатели. У них работа исключительно нервная, вот они лет до девяти работают (если под завалом не останется пёс или ещё что не случится)...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:23 (ссылка)
Знаете, я подумала, что, наверно, возраст, до которого берут молоко, неправильно запомнила. Может, 21?

А про лошадей - у нас как раз сейчас здорово - опять появились породы, которых давно практически не было. И лошади работают, и ослики. Придумывают им работы разные в парках, и почту разводить, и вроде, пашут в некоторых местах. И всем радостно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]t_s_kot@lj
2009-10-28 11:28 (ссылка)
У меня приятель под Владимиром держит трёх лошадей, иногда кого-то катает, но не любит сильно их заезживать - не до упаду, а часа два-три в день, под особый заказ. Но если не трогать их, а только кормить - всё, на шею садятся и копыта свешивают. А содержание очень дорогое.
Но здорово само по себе, что есть кого катать - всё ж, Суздаль...
Пахота же на лошадях или боронование на небольшом участке удобнее, чем трактором или мотоблоком - там трактору повернуться негде.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:31 (ссылка)
Да, вот у нас и пишут, что на маленьких участках на лошадях удобней. Пасутся такие громадные мохноногие, даже совсем под Парижем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]t_s_kot@lj
2009-10-28 11:34 (ссылка)
Лошадей вообще должно быть много, хоть и в содержании они дороги. Это хорошо, что совсем под парижем...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 12:08 (ссылка)
Угу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]poniashka@lj
2009-10-28 08:42 (ссылка)
Вот: http://poniashka.livejournal.com/40732.html
Если б звери говорили, мне бы пришлось стать веганом...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 10:58 (ссылка)
Очевидно пришлось бы

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2009-10-28 08:49 (ссылка)
Да, рыбы с зонтиками - это так понятно, так знакомо и уютно - сразу вспоминаешь эту иллюстрацию к - люди по морю (или по небу) гуляют, рыбы .. что-то там ... но картинку помню отлично. А сомов тоже помню, хоть и не живых. Они, холодного копчения, перевязанные толстой бечевкой , лежали в белой кадке неправильной формы и были ужасно вкусны. Потом они исчезли, но очень долго для меня признаком по-настоящему вкусной рыбы была именно эта бечевка

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 10:59 (ссылка)
И я помню картинку. А вот сомов не пробовала никогда. Кстати, бечёвка бывала и на всяких других копчёных рыбах, мне тоже очень нравилась.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tarzanissimo@lj
2009-10-28 12:49 (ссылка)
На Дону так приготовленный сом именуется ЛАКЕРДА

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:33 (ссылка)
Ооочень похоже на лахудру

(Ответить) (Уровень выше)


[info]9_jizney@lj
2009-10-28 09:08 (ссылка)
Представляю, что бы нам всем сказала наша кошка! Впрочем, пока что можно прочитать это в ее взгляде... :))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:00 (ссылка)
Гришка хорошего бы не сказала. Возмутилась бы нами! Где её сад?!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]9_jizney@lj
2009-10-28 11:29 (ссылка)
Наша бы сказала что-нибудь вроде: Нельзя по столу ходить??? Вот и не ходи, если тебе нельзя !!!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 12:09 (ссылка)
Вообще-то разумный ответ.

Со вздохом: Гришке не может придти в голову, что чего-то нельзя - только, что чего-то недодали

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maxnicol@lj
2009-10-28 09:11 (ссылка)
а детские стихи

птички уснули в саду,
рыбки уснули в пруду

просто жуть. Мёмлинг какой-то.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:00 (ссылка)
Полный ужоссс

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maxnicol@lj
2009-10-28 11:33 (ссылка)
а мы в нем живем

(Ответить) (Уровень выше)


[info]farraige@lj
2009-10-28 09:24 (ссылка)
одно из самых чудовищных воспоминаний детства, детства уже сознательного, лет 10-ти: караси, выпотрошенные и обвалянные в муке, будучи уже уложены на сковороду, продолжали разевать рты и сквозь муку вращать мутными глазами.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:01 (ссылка)
Такого к счастью, не видела. Не было у нас карасей...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maxnicol@lj
2009-10-28 11:34 (ссылка)
это как раз про них писали:

как живете, караси?
хорошо живем, мерси

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-28 09:41 (ссылка)
А вот еще одно чудо - у угрей отрезали головы, обваляли в муке и бросили на сковороду жариться.... а они ползут оттуда, пытаются переползти в раковину (она прямо рядом с плитой). Жуть... но как вкусно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 11:03 (ссылка)
А вот угрей я в детстве точно не пробовала. Пожалуй, вообше всего пару раз в жизни - один раз жареного луарского, а второй - из Ленинграда копчёного привезли, но он мне как-то не понравился.

Представила это вживе - страшно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krysochka@lj
2009-10-28 11:27 (ссылка)
Рыыыыбкуууу... Жааааалкооо... Хнык!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 12:10 (ссылка)
всеееех жалко

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krysochka@lj
2009-10-28 13:51 (ссылка)
ага!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:34 (ссылка)
вот тараканов не жалко, впрочем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krysochka@lj
2009-10-29 11:51 (ссылка)
Это как посмотреть! Крупных таких, красивых тоже жалко: Довлатов их называл элегантными, похожими на маленькие гоночные автомобили.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 19:47 (ссылка)
Нууу. Не знаю даже, за что я к ним несправедлива, но несправедлива. Вот муравей куда вредней, ест нашу еду. Но муравей меня не бесит, а невинный таракан - ещё как.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krysochka@lj
2009-10-29 20:26 (ссылка)
Расистка!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-30 07:56 (ссылка)
Самой стыдно такой ксенофобии

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-28 12:16 (ссылка)
Жареный угрь - это необыкновеннр вкусно. Хотя это все в далеком прошлом, но не в деистве - мой братец делал над ними опыты, и вот иногда у нас в доме появлялись живые угри. А что с ними было еще делать, не разводить же в ванной

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-28 13:03 (ссылка)
А когда он опыты над ними делал? Неужто в институте? Да, разводить в ванной - светлая мысль :-)))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-28 13:19 (ссылка)
Нет, когда уже работал. Нет, в ванной противно разводить, да и мыться где-то нужно. А еще, вдруг бы им понравилось, и они бы там расплодились и вымахали большущие... вот кошмар бы был

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:34 (ссылка)
Да, как анаконды

(Ответить) (Уровень выше)

история с рыбой
(Анонимно)
2009-10-28 13:21 (ссылка)
так называется рассказ моей мамы. и, так как он напечатан в книге, которую мы издали на случайно подвернувшиеся деньги, мне захотелось Вам ее послать.книжка воспоминаний, написанная, конечно, очень просто.о близких людях, так или иначе пострадавших в сталинское время.я догадываюсь почему-то, что Ваш дом и так переполнен книжками:-))... но мне кажется, что Вам, может быть , будет интересно. если захотите, мой адрес ainmasha@gmail.com ведь так просто в Медон не пошлешь , не зная адреса? м.а.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: история с рыбой
[info]mbla@lj
2009-10-28 18:04 (ссылка)
Конечно, хочу! Спасибо! Сейчас пришлю Вам адрес.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andru379@lj
2009-10-28 14:44 (ссылка)
Насколько сом, московская рыба, сказать не могу, но налима ловили даже в Фонтанке.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:39 (ссылка)
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита
Спрятал за окошко
Съела его кошка

Помогали два кота
Вот и нет теперь кита

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andru379@lj
2009-10-29 13:19 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-28 15:03 (ссылка)
И все-таки, мало что может сравниться со свежеподжаренной корюшкой

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:36 (ссылка)
Да! Я редко езжу, и только один раз дело было в апреле, и мы нажарили с Машкой корюшки, и пришёл народ, и всё сожрали, и было мало. Кстати, один-единственный раз мы купили в Штатах в супермаркете замороженную корюшку. Она называлась rainbow smelts

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sloppik@lj
2009-10-29 11:30 (ссылка)
И как было ? Думаю, что замороженная - это не то. Помнишь, как по всему городу веяло такой свежестью и такой вкуснятиной, когда продавали корюшку. Казалось, что самое важное, это отстоять в очереди и купить, это был один из признаков весны, все начинали растегивать зимние пальто, и настроение явно поднималось. А если в супермаркете, да еще и в замороженном виде - разве это может поднять чье-то настроение ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 19:52 (ссылка)
Так в том-то и дело, что мне б и в голову не пришло, rainbow smelts - это корюшка. Мы случайно купили и зажарили, и запахло вот теми самыми свежими огурцами. В Ленинграде весна пахла корюшкой. И такое это было острое чувство, просто перенесение, действительно не представить, что от замороженной супермаркетовской фигни может такое быть.

Больше они нам не попадались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_m_u_@lj
2009-10-28 18:50 (ссылка)
Ну вот еще! Хватит людей говорящих. Если еще животные выступать начнут - точно конец света настанет:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:37 (ссылка)
Ну, по мне так лучше б некоторые люди и помолчали

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_m_u_@lj
2009-10-29 06:41 (ссылка)
Это отдельная животрепещущая тема. Веками трепещет:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]savta@lj
2009-10-29 03:04 (ссылка)
грустная тема... :(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:37 (ссылка)
очень

(Ответить) (Уровень выше)


[info]liber_polly@lj
2009-10-29 03:21 (ссылка)
покупать живых карповых-карасевых рыбешек из бочки было даже каким-то эксайнтментом. Стоишь в длинной очереди, скучно, долго, вечер, зато тебе потом выловят пяток маленьких и живых в отдельный пакет. И в восторге тащишь их домой, ну прямо как аквариумных, и пускаешь поплавать в ванне, и кормишь - хлебной коркой, а они не едят.
Это все из совсем раннего детства, лет до пяти, наверное.
Утром они умирали, но мне мертвых рыбок не показывали, и карпов тоже не при мне...
А есть я их не любила и не люблю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 06:38 (ссылка)
А вот я не помню, как покупали. Помню смутно витрину, а потом ванночку. Я уверена, что по голове не при мне, но слова были - рыба уснула. И да, где-то в раннем детстве

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sloppik@lj
2009-10-29 12:05 (ссылка)
А к нам домой приходили рыбаки - как-то еще мой дедушка откуда-то их взял. Они приезжали (муж с женой), всегда неожиданно, вваливались к нам с мешком рыбы (откуда-то из деревни, не знаю, откуда точно, нет, не из деревни - из какого-то рыбного хозяйства, и конечно они эту рыбу ловили незаконно или полузаконно). И вот начиналась суматоха - срочно обзванивались все родственники, записывалось, кто сколько чего хочет (обычно привозились лещи и щуки). Рыбаки прямо в корридоре взвешивали рыбу, заворачивали в газету, и мама убирала все за окно, в ящик. А потом целый вечер к нам приходили и приезжали все родственники за своей рыбкой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 19:54 (ссылка)
Здорово! То есть мама брала всё, а потом уже распределялось. У нас, кстати, не было ящика заоконного, но между окнами было огромное пространство.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]liber_polly@lj
2009-10-29 18:55 (ссылка)
рыба уснула - и такие здоровые карпы. были зеркальные - с огромными редкими чешуйками.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-29 19:57 (ссылка)
Угу. Но я только уже в Америке осознала, что золотые рыбы - карпы. Родители моих учеников из города Гомеля ловили рыбку в городском парке в Провиденсе. Конечно, без лицензий. И отлавливали именно местных золотых рыб. И очень они забавно смешиваются, и получаются полузолотые рыбы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-30 07:44 (ссылка)
А ведь еще было такое место - между дверьми - там хранили всякие варенья и консервы. Одна , наружная дверь была железная с трямя или четырмя замками и цепочкой, а вторая , внутренняя была стеганая как матрас, но тоже с парочкой замков. Я в детстве боялась этого пространства и всегда стремилась его быстренько проскочить, чтобы не оказаться в нем как-то случайно забытой. Хорошее место было для игр в прятки

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-30 11:20 (ссылка)
Такого страшного места не было у нас. Зато за окном прихожей был сад сумасшедшего дома на 5-ой линии, можно было предлагать подругам в следующий раз там и встретиться. И сундук был в прихожей, а в солнечные дни именно там, в прихожей, было больше всего света

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2009-10-30 09:20 (ссылка)
У нас никогда сомов не покупали.
Я только много позже поняла почему. Сом ведь рыба некошерная, и в семье, абсолютно нерелегиозной в трёх поколениях, многие обычаи соблюдались безо всякого понимания, просто потому, что так повелось.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-30 10:44 (ссылка)
Я сома не ела, потому что никогда с ним не встречалась. Но вообще забавно. У нас обычаи ни в малейшей степени не соблюдались. А от бабушки я слышала про её религиозного отца и нерелигиозную мать, которая втайне детям всё давала есть, и хлеб на Пасху для них припрятывала.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-30 10:52 (ссылка)
Из всех всевозможных признаков и следов когда-то кем-то соблюдаемого кошрута, помню только , как мама всегда говорила, что после того как готовишь, или просто дотронешься до сырого мяса, или сырого фарша - обязательно нужно мыть руки. Хотя нет, еще вспоминаю, как в детстве , когда видела, что кто-то делает бутерброд одновременно с сыром и с колбасой, всегда думала, что колбаса пачкает сыр (хотя никто мне так не объяснял). Потом же, напротив, очень полюбила делать тост с сыром и ветчиной, а еще лучше - с сыром и куриной грудкой - сыр так замечательно растапливается, а куриное мясо такое нежное в тосте

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-30 11:22 (ссылка)
Ну, сырое мясо, я думаю, просто из гигиенических соображений не полагалось трогать. Надо сказать, я безусловно испытываю потребность в том, чтоб вымыть руки, мясо, жир мне всегда очень были неприятны, когда дотронешься.

Вообще же бабушка обтирала о платье упавшее на пол яблоко со словами "микроб грязи боится"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-30 11:37 (ссылка)
Уж конечно из гигиенических. А ведь все эти правила кошрута имеют в своей основе именно гигиену, просто тех времен, без холодильников и прочих благ цивилизации. А потом все это превратилось в слепое следование традиции. А то зачем, спрашивается в жарчайший летний день (при , скажем, тридатиградусной жаре) надевать плотный сюртук, да еще и шапку меховую ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2009-10-30 11:45 (ссылка)
Да, конечно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sloppik@lj
2009-10-30 12:08 (ссылка)
наверное , в чем угодно, если постараться, можно дойти до полного абсурда

(Ответить)