| Настроение: | Reserve hat Ruh |
| Музыка: | БДХ - Лесной олень |
Они тоже выполняли приказ. Про фойер унд вассер.
Немец может быть хороший или плохой. Всё зависит от приказов, которые он выполняет.
Я всегда с интересом наблюдаю, как спорят между собой те, кто говорит, что приказ, в том числе преступный, должен быть выполнен всегда, и теми, кто считает, что у солдата есть право или возможность преступного приказа не выполнять или открыто отказаться от его выполнения. Причём каждый раз страсти кипят нешуточные, как, например, вот тут. А я всегда думаю о том, что важнее всего, кто и как исполняет приказ.
И каждый раз вспоминаю историю, которую мне рассказал Иван Самойлович Трошин, который провёл войну подростком в оккупации в Смоленской области, оказавшись ещё летом 1941 вместе с матерью в одной из деревень у родственников.
Командир стоявшей в деревне части, пожилой уже офицер вермахта, получил приказ перед отступлением сжечь деревню. Об этом приказе, возможно, так никто ничего бы и не узнал до самого его исполнения. Но офицер ещё с позднего вечера в сопровождении солдата обошёл почти каждый двор.
Он вызывал хозяйку из дома, размахивал руками, насылая невидимые языки пламени на дом и хозяйственные постройки,а потом, выплёскивая на крыши невидимую воду и изображая пламя, несколько раз чётко говорил везде один и тот же предостерегающий набор слов:
- Вассер! Форзихьт, морген фойер! Эс бреннт! Фойер!
С ночи все хозяйки воды запасли достаточно. Утром у околицы офицер собрал жителей, построил солдат и зачитал приказ - длинный немецкий текст без перевода.
После этого, он вызвал несколько солдат. Они взяли заранее приготовленные факелы разошлись по улицам и методично зажгли крыши домов и построек с четырёх концов деревни и несколько домов в центре.
Затем офицер постоил солдат в колонну, и часть вышла за деревню походным порядком, не оглядываясь. Рядом шёл офицер. Он тоже ни разу не оглянулся. Дождавшись, пока хвост колонны скроется за поворотом, хозяйки и дети разбежались по дворам, где уже ждала припасённая вода. Постройки потушили за несколько минут. Ни один двор не сгорел. Немцы ушли из деревни, выполнив приказ.