Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2011-01-02 20:22:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дневник читателя. Набоков "Возвращение Чорба"

Набоков похож на пианиста исполнителя-виртуоза, пребывающего в сплошной, тотальной актуализации высказывания: ни одной ноте на автомате, ни элемента под сурдинку.
Каждый пишущий знает о спонтанно возникающих "строительных лесах", плеоназмах, выскочивших по инерции словах (конструкциях, очертаниях); как бы ты ни был талантлив и подкован, всегда возникает мусор баланса - так, де, устроено наше мышление, скользящее поверх русла рек и всех этих заводей; ведь ординарностей всегда больше; так вот Набоков сводит эту гладкопись к минимуму - удовольствие начинаешь получать только если не перепрыгиваешь, не обгоняешь, но идёшь рядом с ним, ровно с ним, след в след.


Первый вариант сборника был поделён между стихами и рассказами, что правильно: прозаические тексты здесь более импрессионистичны, открыты, поэтичны, чем в более поздней "Весны в Фиальте" или рассказами написанными по-английски (каждый из них тянет на небольшую повесть), вплоть до бессюжетных зарисовок ("Ужас", "Путеводитель по Берлину", "Катастрофа").
По сути, повесть здесь только одна - рассказ о цирковом карлике ("Картофельный Эльф"), легко, при желании, экранизируемый. И, наоборот, "Сказка", экранизированная с Гурченко, в 90-ые - пример антифильма, мгновенного полароидного снимка, имеющего некоторый тормозной путь и объяснившего, что новеллистика Набокова - последыш романтизма, в самом что ни на есть классическом изводе; продукт разложения жанра и мировоззрения, школы и тд. И если По опоздал к раздаче, то что ждать от Набокова - ко времени его рождения жанр уже так странно и страшно мутировал, что все эти карлики да карлы - вполне логическое продолжение эволюции, запущенной в открытый космос и там запущенной. Дальше только Линч...

Но главное, всё ж таки, не литературоведческие определения "порта приписки", но осязаемое (едва ли не вяжущее, гранатовым соком) послевкусие.
Замёчено: в памяти остаются сюжеты и характеры, а отнюдь не детали, пусть даже и самые яркие и вкусные. Мгновенно, шутихами, они вспыхивают в мозгу, тут же давятся языком, как икринки, впитываются и забываются (прогорают).
Выясняется, что Набоков - идеальное сочетание стиля и сюжета (то, что мучает меня в повествовательных больше всего остального: что важнее, стиль, которому если уделять внимание, тормозит развитие сюжета или же сюжет, который неинтересно писать голой схемой без углубления в стиль, который тормозит, если его поддать и ему поддаться - и где та грань соединения того и другого?!)
У Набокова "стиль" включён в сюжет, он не торчит, не выпирает стилистическим примочками, но выполняет вполне функциональные задачи. Описание идёт не само по себе, но оно, точно, подведомственно наррации; так как стиль включён в фабульное приключение, то наррацию интересно писать за счёт пристальной проработки каждой фразы.
И так работать не скучно даже тогда, когда всё придумано заранее: углубляясь в разработку, постоянно делаешь отнюдь не только метафорические открытия.

Locations of visitors to this page


(Добавить комментарий)


[info]reesiideent@lj
2011-01-02 14:15 (ссылка)
Набоков попадает в компанию тех, кого я так и не одолел.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 14:19 (ссылка)
обычно в таких случаях говорят: может, время еще не пришло?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]reesiideent@lj
2011-01-02 14:38 (ссылка)
Это не мой случай))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 14:54 (ссылка)
а твой тогда какой?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]reesiideent@lj
2011-01-02 15:04 (ссылка)
Давно не читаю художественные книги.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 15:09 (ссылка)
я тоже) Дело в том, что я и Набокова читаю не как худло)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]reesiideent@lj
2011-01-02 15:13 (ссылка)
Как не худ. тем более не могу читать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 15:17 (ссылка)
"странный вы народ, таксисты" (с)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]boris_vian@lj
2011-01-02 18:34 (ссылка)
Меня в Набокове всегда поражал язык - невероятно чистый, невероятно прекрасный и холодный. ("Лолиту" я не беру, может быть, вообще беру вещи, написанные на русском.)
Кажется, в "Даре" есть абзац, где он описывает волну - как она набегает на берег и как с шуршанием уходит. Как-то так.
Помню, я испытала шок... Это было совершенство :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 18:35 (ссылка)
вот, Лариса, с чисто ученическими целями его и читаю. интересные ощущения. Неоднозначные, между прочим.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2011-01-02 19:00 (ссылка)
Не увлекайтесь :)
Его язык настолько совершенен, что, помню, после этого мне было страшно создавать тексты :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 19:02 (ссылка)
странное дело, это совершенство мгновенно улетучивается как самое что ни на есть пустопорожнее
в голове ничего не остается - совсем как после фильмов "Квартета И"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]boris_vian@lj
2011-01-02 19:07 (ссылка)
Улетучивается - то есть не сохраняется в памяти? Может быть, это как раз потому, что красота холодная?
Не зря же он любил бабочек. Такая сиюминутная красота... Ее нельзя ухватить, она поманит и исчезает

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 19:27 (ссылка)
Нет, тут другое что-то... какой-то (на мой вкус) конструктивный просчёт, еще не понял что, как сформулирую, обязательно напишу. Красота может быть какой угодно, холодной или горячей (вспомним греческие мраморы), красота это соотношение частей, частностей, а не темперамент глазомера. Поэтому, тут что-то именно с просчетом выходит. Хотя, это я могу просто от зависти такое нести..._)))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2011-01-02 19:48 (ссылка)
нет, не от зависти, от растерянности... :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-02 19:50 (ссылка)
в том-то и дело, что растерянности нет. Вам нравится как одевается историк моды А. Васильев?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2011-01-03 09:30 (ссылка)
нет, он не в моём вкусе :)
мне кажется, я понимаю, что вы хотите сказать :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-05 18:35 (ссылка)
зато в своем деле он считается докой-докой\вопрос позиционирования, да?
то есть, вопрос думанья своей головой, на самом-то деле)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ventall@lj
2011-01-05 12:48 (ссылка)
По ссылке от Марты к Вам пришёл.

Набоков - классический пример мощного классического образования. Он работал с текстом как учёный, как физик-ядерщик, ему нравился процесс соединения "этого" с "тем". Он слишком много знал, и был поэтому холоден.

С новым годом Вас!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-05 18:34 (ссылка)
И Вас! Думаю, все-таки, дело не в образовании, но в оптике и в темпераменте, иначе никого из выученцев "мощного классического" нельзя было бы назвать теплыми и человечными)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-05 18:52 (ссылка)
Согласен полностью! Но Набоков, всё-таки, особняк )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-05 19:07 (ссылка)
Не то слово. Этим и интересен. Штучностью. Особостью. Пытаться его повторить невозможно. Важно то, что он придумал и исчерпал свое собственное направление.
А не кинете в меня ссылкой на Марту?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-05 22:07 (ссылка)
с моим почтением! мы там довольно вольно всё трактуем, правда :)
http://marta-ketro.livejournal.com/417806.html?view=comments

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 05:49 (ссылка)
Спасибо. Конечно, мне леса важны. Именно ими я и отгораживаюсь)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 11:14 (ссылка)
да я понял! мне понравилось, на самом деле )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 11:22 (ссылка)
у вас хороший вкус)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 11:25 (ссылка)
это профессиональное, и даже часто ничего личного )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 11:26 (ссылка)
а кто Вы по профессии?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 11:31 (ссылка)
сейчас безработный, к сожалению.

когда-то закончил литфак и аспирантуру ИМЛИ по специальности "современная русская литература"
к слову, даже матерному, с тех пор отношусь бережно и люблю сложные конструкции. простые, впрочем, тоже люблю )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 11:59 (ссылка)
я пытался понять о Вашей профессии из Вашего дневника, но это у меня не получилось
оттого и спросил

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 12:11 (ссылка)
аааа, теперь понял Вас, Дмитрий! из Вашего журнала, как раз, это сделать несложно )
я не представился - Виталий.
10 лет проработал в офисе, носил галстук и гладил себе рубашки. ушёл год назад.
гладить себе костюм - утомительно и бессмысленно. летом тушил пожары и координировал добровольцев, но, поскольку работа эта сезонная, сейчас безработный.
хотя, работа есть - вот через полчаса выезжаю сортировать и упаковывать вещи для детских домов.

в целом, я затрудняюсь сказать, кто я по профессии. администратор, переговорщик, переводчик? чёрт его знает. хороший вопрос Вы задали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 12:14 (ссылка)
а я месяц назад поступил на службу в офис))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 12:20 (ссылка)
чёрт, поздравлять или нет... в общем, зависит от офиса (::
главное, чтобы Вам по кайфу было

я вас добавил. и, да, я читал Ваш дисклеймер. взаимность не обязательна: не хочу разбавлять своей матерщиной и оппозицией Вашу ленту.
но правда же хорошо пишете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 12:27 (ссылка)
я еще и сам не понял, одно хорошо - немного соберусь, а то сильно что-то расслабился
а это даже не как в армию сходить, но на военные сборы
будем дружить)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 13:16 (ссылка)
такая же фигня, Дмитрий. длительное расслабление - вредно.
в офис - это как в армию, наверное. бессмысленный и беспощадный труд. даже не знаю с чем ещё сравнить
спасибо, жму руку!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ventall@lj
2011-01-06 12:13 (ссылка)
как обычно, я смешал понятия "специальность" и "профессия"

по специальности я учитель русского языка и литературы.
простите за ссылку, Вы, возможно, не добрались туда: http://ventall.livejournal.com/63295.html
вокруг этого поста что-то странное до сих пор творится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-06 12:16 (ссылка)
прочитал) прикольное совпадение, мою маму зовут Нина, ее девичья фамилия Бочкова)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ventall@lj
2011-01-06 12:21 (ссылка)
пожелайте ей доброго здравия. мама - всегда учитель

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-10 12:39 (ссылка)
каждый день желаю, ага

(Ответить) (Уровень выше)


[info]adam_nepil@lj
2011-01-10 00:03 (ссылка)
Не совсем уловил, как детали давятся языком. Референт что ли уничтожается языковой оркестровкой?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-10 02:05 (ссылка)
не понял вопроса, уточните

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]adam_nepil@lj
2011-01-10 08:30 (ссылка)
Вот это место:
Замёчено: в памяти остаются сюжеты и характеры, а отнюдь не детали, пусть даже и самые яркие и вкусные. Мгновенно, шутихами, они вспыхивают в мозгу, тут же давятся языком, как икринки, впитываются и забываются (прогорают).
То есть сюжеты остаются, а детали давятся языком. Вот мне неясно, что тут под языком разумеется.

Мне просто кажется, что более ожидаемо, когда читателю Наб. детали запоминаются сильнее. Поэтому так цепляюсь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-10 08:35 (ссылка)
я специально на себе проверял) наутро не мог вспомнить ничего из метафор и сравнений)
поэтому и написал про язык как часть тела а не как явление письменности и речи)
оттого и не сразу понял что Вы имеете ввиду

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]adam_nepil@lj
2011-01-10 12:09 (ссылка)
эффект с "шутихами" в мозгу и абсолютно бессловесной записью в памяти действительно остро я испытывал при чтении "Петербурга" Белого. то есть аж страшно было: вообще ни слова не оставалось. но не исключаю, что это во многом было обусловлено моим собственным состоянием

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-01-10 12:38 (ссылка)
ну когда все построено на ритме то ничего и не должно оставаться

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serkorkin@lj
2011-03-14 04:08 (ссылка)
Пару лет назад прочитал массированно романов шесть, в том числе и этот. А ранее только "Лолиту" читал в постперестроечное время... Набоков порадовал. А вот сейчас читаю "Дэниела Мартина" Фаулза и как-то не фонтан...

При чтениии Набокова, обратил внимание как и любовно, точно и часто автор описывает позы и движения людей...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-14 08:59 (ссылка)
У Фаулза просто перевод плохой. А про Набокова вы точно!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2011-03-14 10:37 (ссылка)
Но читаю понемногу, втянулся.
Но с "Волхвом" никакого сравнения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-14 10:40 (ссылка)
Сережа, Вы шутите так? По-русски только Волхв и существует - только благодаря тому что его Кузьминский перевел. Все прочее не канает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2011-03-14 10:48 (ссылка)
Я ж не знал. Увы!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-14 10:58 (ссылка)
внимательнее надо быть - как на рынке в мясном ряду
тогда точно не наебут

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2011-03-14 11:05 (ссылка)
Ну, я не дал себя сильно на... обмануть - уцененную купил :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-14 11:22 (ссылка)
я не про деньги, я про время и про послевкусие

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2011-03-14 11:57 (ссылка)
Это да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-14 12:35 (ссылка)
это ж главнее в РАЗЫ

(Ответить) (Уровень выше)