Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2011-04-22 10:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Десятников. "Москва" (моно)

"Дама с единорогом" Рафаэля. ГМИИ



В "Даме с единорогом", привезённой в ГМИИ из Италии "выставке одной картины" меня интересовало три момента.
Во-первых, цвет и свет, которых, как известно, никакие иллюстрации и репродукции не передают - внутреннюю озарённость лица светом, лёгкость переходов, которые при передаче ужесточаются, становятся плотнее, выстраивают границы; небесно-голубой фона, передающего внутреннее состояние модели, пейзаж её характера и её настроения, особенно сильно страдающий при копировании (на картинках сложно разглядеть озерный ландшафт, символизирующий чистоту и целомудрие девушки не меньше, чем единорог, примостившийся у неё на руках).

Во-вторых, меня заинтересовало мнение Бальзака о Рафаэле, как о главном певце еврейской женской красоты. Надо сказать, у Бальзака был пунктик по поводу евреек, уже во втором романе подряд, он выводит еврейку главной страдалицей и главной красавицей, главной притворщицей (Корали в "Утраченных иллюзиях" и вовсе актёрка, раба не только Люсьена, но и своей театральной карьеры).
Бальзак очень подробно описывает еврейские женские лица, из-за чего, если наложить их на работу Рафаэля, при всех отличиях (тем более, что, скорее всего, художник изображал итальянку, хотя не факт, никогда уже не установишь точно) получается развёрнутый экфрасис.




Я уже понял, что Бальзак - автор, попутно пихающий в текст, всё, что его волнует в данный-конкретный момент написания текста.
Есть такой известный нарративный приём, призванный расцветить тупую определённость сюжета. Поэтому все, казалось бы, левые и лишние описания в его книгах являются биографическими проговорками, которые и надо в первую очередь изучать авторам потенциальной ЖЗЛ.

"Рафаэль был художником, наиболее изучившим и лучше других передавшим еврейскую красоту. Эта дивная особенность лица создавалась чёткостью рисунка надбровной дуги, напоминавшей арку, под сводом которой жили глаза, как бы независимо от своей оправы. Когда молодость расцвечивает чистыми и прозрачными красками эту великолепную арку, увенчанную крылатыми бровями, когда солнечный луч, скользнув под её окружие, ложится там розовой тенью, тогда это - источник сокровищ нежности, утоляющей любовника источник красоты, доводящий до отчаянья живописца. В высшем напряжении создаёт природа и эти светоносные излучины, где приютилась золотистая тень, и эту ткань, плотную, как нерв, и чувствительную, как самая нежная мембрана. Глаз покоится, подобно волшебному яйцу, в гнезде из шёлковых травинок. Но со временем, когда страсти опалят эти столь утончённые черты, когда горести избороздят морщинами нежную ткань, тогда это чудо преисполнится мрачной печали.
Происхождение Эстер сказывалось в восточном разрезе глаз с тяжёлыми веками; при ярком освещении серый, аспидный цвет этих глаз переходил в синеву воронова крыла. Только поразительная нежность её взгляда смягчала их блеск. Лишь детям пустынь давно чаровать всех своим взглядом, ибо женщина, всегда кого-нибудь чарует. Глаза их, несомненно, хранят в себе что-то от бесконечности, которую они созерцали. Не снабдила ли предусмотрительная природа их сетчатую оборочку каким-то отражающим покровом, чтобы они могли выдержать миражи песков, потоки солнечных лучей и пламенную лазурь эфира?
Или они, подобно другим существам человеческим, заимствуют нечто от той среды, в которой развиваются, и приобретённые там свойства проносят сквозь века! Вопрос сам по себе, может быть, заключает в себе великое решение расовой проблемы; инстинкты - это живая реальность, в основе их лежит подчинение необходимости. Животные разновидности суть следствие этих инстинктов...
... Взгляд Эстер отнюдь не таил опасного очарования, он излучал нежное тепло, он умилял, а не поражал, и самая твёрдая воля растворялась в его пламени. Эстер победила ненависть, изумив парижских распутников; но глаза и нежность её сладостной кожи создали ей ужасное прозвище, которое едва не свело её в могилу. Всё в ней было в гармонии с её обликом пери знойных пустынь. У неё был высокий лоб благородной формы. Нос был изящный, тонкий как у арабов, с овальными, чуть приподнятыми, чётко очерченными ноздрями. Рот - алый и свежий, как роза, не тронутая увяданием, - оргии не оставили на нём никакого следа. Подбородок, словно изваянный влюблённым скульптором, блистал молочной белизной. Одно лишь, чему она не могла помочь, выдавало опустившуюся куртизанку: испорченные ногти, ибо требовалось много времени, чтобы вернуть им изысканную форму, настолько они были обезображены самой грубой домашней работой..."


"Блеск и нищета куртизанок"
Стр. 85-89

Но самое интересное, в-третьих, представляли для меня обрамляющие портрет колонны, которых нет на Джоконде. Но которые раньше были на портрете Леонардо, композицией которого Рафаэль воспользовался для своей работы.
Только Леонардо колонны со своего холста убрал, а Рафаэль, вскрывая приём, нет.


Locations of visitors to this page



(Добавить комментарий)


[info]karlotta_off@lj
2011-04-22 03:33 (ссылка)
в портретах такого рода любопытны пейзажи за спиною модели - невольно смотреть начинаешь мимо неё и думать - как же он связан с нею. непременно должна быть связь, какое то объясненье личностипортретируемой

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 03:51 (ссылка)
так это, как я считаю, и есть пейзаж личности изображенного
а иначе зачем?!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

да-да
[info]karlotta_off@lj
2011-04-22 04:38 (ссылка)
и сопоставлять весьма любопытно. но замыслял ли сие художник. /*вопрос с закатыванием глаз

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: да-да
[info]paslen@lj
2011-04-22 04:47 (ссылка)
думаю, что, да, конечно же

(Ответить) (Уровень выше)

как интересно!!
[info]dejavu_smile@lj
2011-04-22 04:02 (ссылка)
а в чем смысл колонн?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: как интересно!!
[info]paslen@lj
2011-04-22 04:09 (ссылка)
они ограничивают обзор, ставят границу, обозначая створки черепной коробки - они ведь такие же округлые, завершенные, замкнутые на себе как и череп. То, что помещено между них автоматически оказывается содержанием головы, черепа, внутренней реальности изображённого. Леонардо их убирает и, таким образом, скрывает причины возникновения такого, а не какого-то иного пейзажа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: как интересно!!
[info]dejavu_smile@lj
2011-04-22 04:51 (ссылка)
интересная мысль! спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: как интересно!!
[info]paslen@lj
2011-04-22 05:18 (ссылка)
мне кажется, что это вполне очевидная закономерность того времени) Не тренд даже, но именно что основа техники и наррации

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: как интересно!!
[info]dejavu_smile@lj
2011-04-22 08:02 (ссылка)
наверно, все знали, кроме меня :) мне было внове так воспринимать.
я никогда не задумывалась о таких визуальных границах на картинах. Хотя на подкорке оно есть - вот вы написали и мне сразу отозвалось, что ведь, это очевидно, как я не замечала!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 04:04 (ссылка)
У Рафаэля не живопись, а леденцы. Приторные и без начинки.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 04:06 (ссылка)
Леденцы тоже из чего-то состоят, интересно же попробовать на вкус. К тому же, запредельность мастерства никто не в состоянии отменить, или ты думаешь, что это все более поздние мифологические отложения?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 04:12 (ссылка)
Техничность пошлости не помеха. Видел в Дрездене "Сикстинскую м." живьем, чуть не вырвало.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 04:20 (ссылка)
согласен, хотя в Дрездене и не был, пока только мечтаю, с детства строил Цвингер из песка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 04:29 (ссылка)
В самом городе почти все ненастоящее, как ХХС, и это очень чувствуется. А галерея да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 04:48 (ссылка)
ну ты хотя бы какую-то кайфушку там словил? Не у Рафаэля?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 04:50 (ссылка)
Конечно. У "Шоколадницы", smile.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 04:55 (ссылка)
(Дополнительным источником кайфа служило то, что мы там были вместе с Немзером и Ю.Рахаевой.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 05:17 (ссылка)
Ну, Юлька - это святое) Она способна украсить любое мероприятие, и даже, по мере возможности, уравновесить присутствие Андрея, которого я читаю в МН всё с большим и большим недоумением)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 05:24 (ссылка)
Зато потом мы ужинали в заведении, где в меню значились штук пятьдесят блюд, и все из картошки. Салат из картошки, первое из картошки, второе из картошки, пиво из картошки, чай из картошки и даже варенье из картошки, прикинь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 05:26 (ссылка)
у меня было похожее недоумение на севере Израиля, где в Рош-Пине есть ресторан, где все блюда из шоколада (кстати). Наелся я его там на много лет вперед)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-04-22 05:29 (ссылка)
Словом, тебе срочно надо в Дрезден, учитывая твой ник.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 05:35 (ссылка)
давно пора: денег нет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2011-04-22 05:18 (ссылка)
ну ты известный и далеко не тайный эротоман
надеюсь, у тебя все сложности оказались преодоленными (очень-очень на это надеюсь)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lesqualita@lj
2011-04-22 05:58 (ссылка)
контраст, деление на верхнюю и нижнюю половины, воздух и свет за головкой и вокруг неё мне нравятся)) а единорог такая душечка, наверно, с козлёночка писал ;-)))))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-22 06:02 (ссылка)
или с собачки?)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tyoma_cat@lj
2011-04-26 07:46 (ссылка)
--художник изображал итальянку, хотя не факт, никогда уже не установишь точно--

ее родимую, не еврейку. во времена Рафаэля в Италии появилось много евреев, бежавших/изгнанных из Испании, они имели другой типаж.

--Происхождение Эстер сказывалось в восточном разрезе глаз с тяжёлыми веками--

легкое опущение век, придающее еврейским глазам некоторую скорбность, постоянную печать - генетический дефект, выраженный чуть больше или меньше.

если бы Вы не указали на колонны, я бы на них внимания не обратил, поскольку на репродукцию смотришь иначе, более поверхностно, чем на картину.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-04-26 11:27 (ссылка)
колонны там самое главное (на мой сторонний вкус), а описание еврейской красоты у Бальзака - хороший повод... если бы я не встретил этот кусок то и не пошел бы на картину смотреть
так что тут без него никак)

(Ответить) (Уровень выше)