Дневник Эдмона Гонкура. Выписки
Дерзкое »наплевать», сказанное общественному мнению, - мужество, редко проявляемое писателем или художником, и, однако, только тому, кто им наделён, дано создать подлинно своеобразное произведение…»
Стр. 271
В лёгкости, с какой создаётся произведение, нет ничего необычайного, если то, что создано писателем, не содержит ни единой мысли, ни единого выражения, словом, ничего, что принадлежало бы ему лично…
Стр. 337
Не удар, не полное поражение мозга страшнее всего для человека литературного труда, но тихое слабоумие, постепенное потухание его таланта…
Стр. 268
Перед тем как написать стилистически выразительный кусок текста, теперь мне нужно как-то взвинтиться, настроиться, полюбовавшись красочными произведениями искусства, скажем, японской вышивкой. Но как только привёл себя в состояние умственного опьянения, надо избегать смотреть на них, - тогда они уже отвлекают, мешают сосредоточиться. Недавно я два-три дня не позволял себе любоваться только что купленной вещицей…
Стр. 268
«Выразить то, чего я нигде ещё не находил в современной литературе, - лихорадочный трепет жизни XIX века, притом донести его до читателя не застывшим, не замороженным, - вот в чём состояло наше великое дерзание…»
Стр. 275 – 276
«Решительно, слово «роман» уже не определяет создаваемые нами книги. Мне хотелось бы нового названия, которое я тщетно ищу, - в него, возможно, стоило бы внести слово «Истории», во множественном числе, с эпитетом ad hoc, но в нём, в эпитете, как раз и загвоздка…Нет, чтобы определить роман XIX века, нужно совсем особое слово…
Стр. 316
Люди, которым неведомо искусство равновесия стиля, не подозревают, что в положениях драматических нужно выражаться просто, они же не знают, что страсть всегда пользуется обыденными выражениями и ни в коем случае не прибегает к образу…
Стр. 324
Я заметил, что перестаю что-либо покупать, когда у меня много развлечений или я слишком занят. Непрерывное, ненасытное, лихорадочное приобретательство появляется у меня лишь в периоды грусти, пустоты, незанятости сердца или ума…
Стр. 200
Интересно, что сейчас во всех газетах появляется и любовно перепечатывается протест против оригинальности в литературе. Авторы его решительно заявляют, что всё в литературе уже было сделано кем-либо, что ничего в ней не ново, что в ней нет открытий…
Стр. 344


Из первого тома
Одна за другой, как грибы после дождя, появляются гнусные книжонки во вкусе Ригольбош, которые правительство терпит, разрешает, одобряет, отнюдь не преследуя их авторов. Судебное преследование оно приберегает лишь для таких людей, как Флобер и как мы. Я только что прочёл одну такую книжонку под названием «Малышки», где чёрным по белому напечатано слово «жопа». Остальное можно себе представить! Порнографическая литература вполне устраивает нашу византийскую империю – ведь такая литература ей служит. Мне вспомнился куплет, вставленный в пьесу г-на Моккара «Вечный Жид», которую я недавно видел в театре Амбигю. Смысл его заключается в том, что не надо больше заниматься политикой, а надо веселиться, шутить и наслаждаться. Народы, как и львов, укрощают посредством мастурбации…
1, стр. 257 – 258
Слабой стороной многих произведений XVIII века было то, что их авторы слишком много вращались в свете и сообразовывались с его понятиями, вместо того чтобы сообразовываться с собственными. В этом же слабая сторона современной журналистики…
1, стр. 327
Все великие произведения искусства, которые считаются идолом прекрасного, были созданы в эпохи, не знавшие канонов прекрасного, или же художниками, не имевшими понятия об этих канонах…
1, стр. 328
Книга при своём появлении никогда не бывает шедевром: она и становится. Гений – это талант умершего человека…
1, стр. 469
В журналистике - честный человек это тот, кому платят за воззрения, ему присущие, а нечестный – тот, кому платят за высказывание воззрений, которых у него нет…
1, стр. 446
Недовольных негодяев столько же, сколько негодяев довольных. Оппозиция не лучше правительства…
1, стр. 414
Если кто-нибудь занимается делами других, незнакомых ему людей – в какой бы форме это не выражалось: хочет л он восстановить их в списках избирателей или устраивает для них подписку – и если при этом он упоминает о себе, то перед нами обманщик, лицемерный проповедник братства. Короче говоря, человек, который лучше меня, - негодяй. Для того чтобы показаться лучше, он и проповедует прогрессивные взгляды, объявляет себя либералом или республиканцем…
1, стр. 404
Оригинальность состоит вовсе не в том, чтобы искать оригинальное в Карфагене, а в том, чтобы обнаружить его рядом с собой. Чувствуется в этом нечто провинциальное. Всё равно что отправиться на Восток ради того, чтобы удивить руанцев…
1, стр. 398
Лавуа говорил нам: «В Париже, право, остаёшься самим собой только на треть. Столько чужих впечатлений, идей, мыслей, что я уезжаю в Бретань восстанавливать свою индивидуальность и опять полностью становиться самим собой…»
1, стр. 543
Выписки из первого тома: http://paslen.livejournal.com/1140444.html
Дневник Жюля: http://paslen.livejournal.com/1140986.html
Дневник Эдмона: http://paslen.livejournal.com/1151122.html