Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

КасаМила (Ла Педрера) [17 Apr 2013|02:51pm]

Допустим, это конкретное пространство важно почувствовать не корой, но подкоркой. В подвале (Педрера - первая работа Гауди с персональным паркингом) никакого озарения не снизошло. Как бы к себе не прислушивался, пришлось подняться на чердак.

Хотя отчего же "пришлось", если там, в темноте кирпичных сводов с нарочно слабой подсветкой, образующих позвоночники галерей, раскидана основная экспозиция. Макеты зданий, биографические фильмы, модели мебели, зеркала. А еще главный аттракцион - ход на крышу, где терраса с панорамой и печные трубы в виде незрячих стражей в шлемах.

Но сегодня дождь, терраса закрыта. Вода льет внутрь внутреннего дворика, похожего на перевёрнутый колодец, собирающий небо. Вода льет на все его неровные шедевральные поверхности. Протекает на экспозиционный чердак, свернутый в круг. Н. и И. потерялись сразу на входе, пока мы с ВМ ходили в эксклюзивный подвал.

ВМ потерялась чуть позже, сгинув в ответвлениях модернистского кишечника. Я остался один, совсем один. Сначала сделал пару кругов, оббежав последний этаж по часовой стрелке. Затем против. ВМ нигде не находилась. Зато я стал чувствовать, что с каждым кругом галереи становятся будто бы уже и ниже. Сужаются - и, если сделать еще пару кругов, придавят затылок.

Читать дальше... )

post comment

Вечерняя Марина [17 Apr 2013|02:54pm]

Важно то, что вечером, после 22.00, автобусы ходят реже (дневное расписание исчерпано, наступает пора ночного), а воздух еще не остыл.

Мы возвращались от Маши с блинов, а это практически олимпийская деревня: Марина с видом на братьев-неблизнецов. Почти пляж, рядом море. Остановка не пуста: две девицы с айфонами. Афиша нового фильма Альмадовара сбоку. На ней шесть иллюминаторов-дыр, сквозь которые просачиваются глумливые физиономии, снятые весьма натуралистично. Прокат с 8 марта.

Афиша запаяна в лайтбокс, подсвеченный изнутри; темнота работает контрастом. Машины ездят редко. Велосипедисты пропали как класс. Кварталы со стороны Побленоу безмолвствуют. В перспективе видна Саграда Фамилиа (но не так отчетливо как неблизнецы). Ее не подсвечивают, поэтому и выглядит она рощей сухих, неподстриженных стволов.

Читать дальше... )

post comment

Ограда Саграда [17 Apr 2013|02:55pm]

Сначала мозг выносит вид, как бы стекающий вниз и каменеющий в своих кудряшках даже там, где их нет.
Затем, по мере приближения, окружает говорливая толпа с измененным от восторга сознанием. Не замечаешь как проникаешься общим волнением (проверочное слово "волны"), становишься частью толпы.

Толпа это всегда плохо. Даже здесь, хотя сама архитектура СФ подразумевает слепленность. Впрочем состояние песчаного замка, столь поражающее при первом знакомстве, становится все менее и менее актуальным по мере продвижения строительства.

Особенно внутри, где выбеленный бетон превращает Храм в Вокзал. "Семантика пространства" радикально меняется, сыграв с Помещением семиотическую шутку. Никто не знает как должен выглядеть грандиозный собор современного происхождения. Уже Гауди играл, смешивая на портале Рождества барокко и модерн в равных дозах. Теперь, когда песчаные кудри Рождества остались на теле СФ в явном меньшинстве, законченной заплаткой, Собор полностью изменился - как тот ребенок, что с возрастом меняет не только прическу, но и цвет радужки.

Читать дальше... )

post comment

Главное участие [17 Apr 2013|02:56pm]

Только в этот свой приезд добрался до Олимпийского стадиона, точнее, его каменной эспланады, окружающей башню работы Калатравы: в острых лучах заходящего солнца выглядит она оммажем Вутетичу.
Впрочем, то, что Калатрава вдохновлялся Родиной-Матерью с Мамаева кургана я решил еще "утром" (то есть, в обед), когда ждал ВМ возле поликлиники.

На фотографиях видел все и по частям, но только реальная ориентация на местности способна сложить в голове пазл новой информации.

Гранитные ступени. Оранжевые столбы. Скульптуры из гнутой проволоки. Фонтаны. Округлые галереи, замыкающие ансамбль панорамой города. Сам олимпийский стадион, построенный поверх более раннего стадиона. Неохаризматичные купола Музея Каталонского Искусства. Сады с табличками и зонами wi-fi, несмотря на ландшафтный провал (мы ж на горе, все-таки) транслируют благоухающую хвоей и цветочными кустами идею непрерывности, преемственности развития.

Читать дальше... )

post comment

"L'Art en Guerre: Франция 1938 - 1947 от Пикассо до Дебюффе в Музее Гуггенхайма. Бильбао [17 Apr 2013|02:57pm]

Основная часть экспонатов - из городского Музея современного искусства Парижа (дворец Токио) и гуггенхеймовских коллекций - занимает, по круговой весь второй этаж. Анфиладу белых залов разной формы с высоченными, похожими на купола, потолками.

Выставка посвящена французскому модернизму военного десятилетия (точнее, с 1938 по 1947-ой) и странно, на первый взгляд, связывает его с войной. То есть, с конкретными и осязаемыми общественно-политическими событиями. Конечно, война дело такой важности влияния и сложности воздействия, что ее не объедешь, но, с другой стороны, зрелый модернизм, являющий себя чредой персональных мифологий, одно из самых от влеченных и абстрактных мироощущений в истории искусства.

Этот дуализм подхода очень четко разыгрывается, затакт, уже на входе в самый первый зал.
По левую руку здесь зрителя встречают три патриотических плаката (пожелтевшие, но не потерявшие своей трехцветности), по правую - в автономной витрине небольшие скульптурные фамы и надейки Калдера и Миро. Ну, во-первых, оммажем Испании, в которой выставка проходит; во-вторых, самыми что ни на есть эмблематичными знаками срединного модернизма.

Читать дальше... )

post comment

Зона Франко [17 Apr 2013|02:58pm]

Проехала машина. Ребенок несколько раз выкрикнул невнятное, смолк. Общий звуковой фон шипит отдаленным прибоем, точно кино закончилось, а дорожка к нему нет; вот и продолжает литься через экран [окно].
Уже после титров.

Весна началась уже официально, день прогревается до банно-прачечного прикуса. Запахи наплывают незримым маревом, пронизывая кварталы.
Кажется, именно это оттаявшее сфумато более чем определенно влияет на "звуковую палитру" Барселоны. Точнее, на строй и настрой ее звуков, на плотность их и ощутимость.
То суховатую, ломкую, а то какую-то маслянистую.

Горы и море, окружающие карту уличных струн, делают море удивительным (удивляющим) резонатором. Локальной акустической системой, превращающей любой звук еще и в собственный отзвук. В эхо, порой, дырявое (то есть, с дыркой как у бублика внутри), подчас упругое как у мячика и мясистое как у винограда.

Читать дальше... )

post comment

Парк Гуэль [17 Apr 2013|02:59pm]

Барселон было несколько. Точнее, четыре - по числу моих приездов сюда и исторических эпох за отчетный период.
Съездить в Барселону это как роман написать - примерно такое же подведение итогов.
Просто романы не все пишут, а итоги подводить надо всем.

Судя по количеству туристов сегодня на Площади Каталонии, затем в Парке Гуэль и в магазинах все только и делают, что подводят итоги и рассчитываются с прошлым.

В Гуэль я поехал нехотя, лишь оттого, что прекрасная погода и понедельник, все другие [плановые] места закрыты.
К тому же хотелось отметить окончание курса лечения, начатого еще в январе: сегодня я выпил последнюю таблетку от контрактуры.

Но раз уж выпало сегодня туда, значит, следует посвятить день прошлому, одному, другому и третьему. Наползающим друг на друга точно времена года (теперь выходит я их все тут застал). Как сны.

Некстати о снах. Они в Бсн снятся весьма цельные, нарративно связанные. И не развеиваются при пробуждении, но, так как есть сюжет, мгновенно костенеют и еще некоторое время пытаются длиться. Под утро я пытался устроиться в газету "Культура" и наводил порядки в российском законодательстве в сторону упрощения всех правил и снятия большинства запретов.

Читать дальше...  )

post comment

Фонд Тапиеса [17 Apr 2013|02:59pm]

Про оппозицию или рифму двух фондов, Тапиеса и Миро нужно будет написать отдельно, интересная тема. Пока же про ощущение от самого Тапиеса и его музея, в который попал первый раз.

Раньше все время не попадал. Или по незнанию. Или по ненужности (мне). А потом здание его и вовсе на ремонт закрыли.

Когда закрыли - тут же и захотелось (в моем детстве много лет ремонтировали областную картинную галерею, так не существовало манка слаще). Как захотелось - стал ВМ к Тапиесу подсылать за интервью. Потом Тапиес умер и фонд открыли.

Точнее, сначала открыли после реконструкции, а, затем, он умер. Чуть больше года назад. Значит, успели. Успел. Если решить, что для него это важно было. Если важно.
Ведь я же не в курсе, как он там себя чувствовал в последние-то годы.

Читать дальше... )

post comment

Синдром Стендаля. МНАК [17 Apr 2013|03:00pm]

В начале экспозиции романского искусства (главный специалитет МНАКа, коллекция фресок X - XII веков, неповторимый, кажется, ни в одном другом собрании мира) показывают фильм о том, как фрески поэтапно переводились с церковных сводов на тканную основу.
Если совсем коротко, то подобно переводным картинкам. Правда, изображение здесь не гламурное и гладкое, но похожее на коросту или же засохшую болячку.
Ну, да, на запекшуюся корку.

Незадолго до Гражданской войны, в которой большинство из этих горных монастырей пострадает или даже будет сожжено дотла, группа патриотически настроенных ученых-каталонцев снарядит экспедицию за фресками, неповторимость которых (стиль, уровень художественного мышления и мастерства, сохранность) приводит в такое изумление, что даже не замечаешь, как сознание сдвигается.

Тут еще крайне важно точное экспозиционное решение. Сами по себе фрески эти могут быть не только гордостью, но и обузой. В МНАКе денег не жалели и пригласили лучших музейных специалистов.
Во-первых, куратора (фамилию вставлю потом), сочинившего точную и правильную логистику восприятия коллекции, которая кажется больше и обширнее, чем она есть.
И, во-вторых, архитектора Гая Ауленти, придумавшего для романо-византийской живописи то ли лабиринт, то ли целый городок алтарных пространств, похожих сбоку, со стороны на громадные перепелиные (ибо серые и как бы уже в грохотке внешних стен) яйца.
Или же инопланетные корабли.

Читать дальше... )

post comment

Роберто Боланьо "Третий рейх", роман [17 Apr 2013|03:01pm]

В этом романе есть внятный и постоянно развивающийся сюжет, который ни к чему не приводит.
Пока фабула разворачивается, ждешь момента "перелома", после которого начинаешь понимать зачем, собственно, огород городить.
Но в "Третьем рейхе" вскрытия приема не происходит - медленное развитие событий ничем не нарушается. Никаких поблажек читателю не выдается, сам решай что к чему.

Все равно как закрыть окно целлофаном и любые блики на нем признать самодостаточным изображением, в котором один видит апельсин, а другой - свиной хрящик.

Чем раньше осознаешь, что разрешения не будет тем быстрее перестанешь следить за интригой и начнешь получать удовольствие от сверхзадачи.
Тем более, что она здесь незамысловатая, но точно размеченная и начинённая.

Читать дальше... )

post comment

"Архив Боланьо" в СССВ (Центре современной культуры Барселоны) [17 Apr 2013|03:02pm]

СССВ - странное и совершенно нераскрученное место на задах МакБы (белого Музея современного искусства площади Ангелов).
Находится в старинном, до основания выпотрошенном и полностью перестроенном старом здании, начинённом тяжелой артиллерией барселонского дизайна грубого помола, эскалаторами и выставками идеального музейного оформления.

Впервые я попал сюда еще в прошлом веке и поразился красоте и простоте экспозиционного решения.
Некоторые из инсталляций, коими ВСЕГДА решаются местные экспозиции, я помню до сих пор.
А еще то, что чаще всего выставки здесь проходят в затемненных коридорах со старинными сводами, из-за чего начинает казаться, что ты попал во вневременной тоннель или пещеру с сокровищами.

Повторюсь: о чем бы временные выставки здесь не показывали...

Читать дальше... )

post comment

Путешествие в Побленоу [17 Apr 2013|03:03pm]

Сначала я хотел доехать до Форума, и оттуда, с моря, начать восхождение в город по Диагонали, но затем передумал.
Вышел на Глории у башни Акбар и прошел самый "нижний" кусок Диагонали так, как позавчера прошел "верхний".

И правильно сделал, так как город я уже немного знаю, а вот выход, точнее, вытек из него, боковой и, казалось бы, фрагментарный (если по карте судить) открылся мне только сегодня.

Нужно доверять интуиции - мощное начало магистрали, вскипающей здесь городской регулярностью после пустоши развязок, автомобильных и железнодорожных, манило меня и раньше.

Читать дальше... )

post comment

Конец второго тома [17 Apr 2013|08:43pm]
Если бы сегодня Сервантес поставив последнюю точку в «Дон Кихоте», выглянул в окно, первое, что бы он увидел – скульптурное «Лицо Барселоны» работы Роя Лихтенштейна, яркую поп-арт-кляксу, ставшую одним из символов города.

Лицо это экстравертное и пытается разлететься в разные стороны. Стоит на крайней точке набережной Фуста; там, где променад размазывается и растекается, переходя в колониального вида кварталы, в корешок Барселонеты, в многоугольник Старого порта и новых (относительно, конечно) тоннелей, в которые загнаны подземные реки автомобильных потоков, хоть разгружающие местные «караваны» (так в Бсн зовутся пробки).

Видимая отовсюду, «Рожа» («la Cara») Лихтенштейна поставлена в стратегически кране правильном месте. Помню, как в первый мой приезд, когда, знакомясь с топографией, мы с друзьями объезжали город по краям, ныряя из одного бесконечного тоннеля в другой, не менее бесконечный, «Лицо Барселоны» промелькнуло как радостный всхлип – и тут же исчезло.

Сервантес vs Лобстер  )
post comment

navigation
[ viewing | April 17th, 2013 ]
[ go | previous day|next day ]