Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2010-03-22 14:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Берлиоз "Фантастическая симфония"

Толкунова
Люди, идеально совпадающие со своим временем, кажутся едва ли не прозрачными, призрачными: ну, что с них возьмёшь, ведь они так раздражающе естественны, так бесцветно безыскусны. Толкунова была голосом позднесоветского безвременья, то есть, голосом моего детства, существующим параллельно тому, как ты растёшь и вырастаешь.
Она как та стеклотара, которую сдавали в нашем дворе...


Пункт приёма стеклотары был центром нашего двора на улице Куйбышева (быв. Просторной) - центром архитектурным, культурным и логическим. Как раз напротив нашего первого подъезда и чтобы выйти из коробки, образованной пятиэтажками, нужно было пройти мимо этого стеклянного короба на пригорке с дверьми, оббитыми мятой жестью и многолетней немытостью окон, в которых громоздились деревянные ящики. Из дверей приёмного пункта несло кисло-сладким, перебродившим дешевым вином, а руководил учреждением дядя Коля, идеально совпадавший по внешности с актёром Бурковым и странно мирволивший к нашей семье.
Возможно, оттого, что мы никогда не создавали ему очереди, но всегда вежливо с ним здоровались, когда он, как горный орёл на вершине горы, обозревал, похмельный, окрестности с высоты лестницы, ведущей в пахучую беззубость дверного провала. А мы ходили мимо него на остановку, водили Лену в садик, думаю, дядя Коля был подпольным миллионером, из тех, советских ещё, самых-самых слежалых, железобетонных, если ещё понятно о чём я.

В прошлом году мы специально поехали с Леной на Куйбышева, где прошли школьные годы чудесные. Короб дяди Коли, заколоченный (стекло окон заменено глухой фанерой) и выкрашенный глумливой салатной краской, стоит без каких бы то ни было признаков жизни, более не выделяясь, ни пригорком, ни статью, ни скоплением местного народонаселения, использовавшего ступеньки подъёма в роли агоры.
Всё это тогда казалось таким естественным и родным без каких бы то ни было объяснений, становилось частью тебя, как выдох... ведь не замечаешь же как дышишь, и только спустя пару десятилетий, понимаешь, что так не должно быть, что так не могло быть, а если и случилось, то в качестве исключения или же вовсе чуда - заповедное доброе, тёплое и светлое детство внутри пыльной советской сказки, частью которой и была Валентина Толкунова.

Это только теперь, вечность спустя, понимаешь чем был тот отечественный эстрадный, будто бы со-природный и ни на что не претендующий эстрадный мейнстрим. И с чем его логично сравнивать. Если у них был Джотто, а у нас Рублёв. Если у них был Синатра и Нат Кинг Коул, а у нас - то, что у нас. Случилось то, что случилось, не переиграешь - как и не выпрыгнешь из скобок своего тела: то, что казалось необязательными вариантами, вариативностью, намёком, лёгким касанием - взяло и слежалось в историю. Совсем как валенок, который вот тоже, поди, проковыряй пальцем.
Я совершенно не собирался писать о Толкуновой, что мне Гекуба, но фамилия её, словно бы состоящая из прозрачного стекла или же составленная из пустых трёхлитровых банок, напомнила мне о умопомешательстве, которое вызвала её песенка "ты заболеешь - я приду, боль разведу руками", слова которой моя будущая тёща знала наизусть (другим таким хитом была "Птица счастья завтрашнего дня..."), ведь тогда если заболевали чем-то (песней, книгой, заквашиванием гриба питьевого), то всем скопом, всерьёз и надолго.

Меня просто завораживает ощущение истончения: как то, что казалось иллюзорно простым и как то, чего было обманчиво много (Пригов, например. Или Битлз) и из чего состояло само вещество жизни съёживается, если его отделить от времени, до состояния экспоната. То густо, то пусто, а то вообще ничего. А ещё я вижу себя, ну, то есть, не себя, а как если я там, внутри того прошлого и смотрю своими глазами, на всё, что там открывается передо мной. Будто бы я стою вначале асфальтовой дорожки, обтекающей параллелепипед типового детского садика, в котором взрослела Елена Бавиловна, спиной к его центральному входу, то есть лицом ко двору - кооперативная девятиэтажка и её двор слева, справа и прямо по курсу - царствие дяди Колино, из-за которого выплывает корабль нашего дома с промтоварным магазином в пристрое.
И я держу за руку маленькую Лену и в этом прошлом солнечно и тепло, как-то невероятно солнечно, потому что там, на Куйбышева, в моих воспоминаниях, царит стоит душистым столбом вечное лето.

Спокойной ночи, малыши. Вечная память!



(Добавить комментарий)

(Комментарий удалён)

[info]paslen@lj
2010-03-22 15:15 (ссылка)
на здоровье

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-03-22 11:15 (ссылка)
Кто такая Толкунова, я не знаю. Но вообще очень точно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 15:16 (ссылка)
носики-курносики сопят, не слышали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-03-22 20:02 (ссылка)
Неа. Я в 79-ом уехала сразу после института

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 20:25 (ссылка)
даже "Алексей, Алешенька сынок"? Хочу к вам в Бобруйск!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-03-22 20:41 (ссылка)
даже и это - неа :-))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 20:50 (ссылка)
"ну вы, блин, даёте" (с) - впрочем, эту цитату, скорее, всего Вы тоже не опознаете...
...это одно из самых сильных потрясений моего детства - песня про то, как мать увидела в военной хронике своего погибшего на войне сына и который раз просит перемотать плёнку в кинотеатре, крича: "Алексей, Алёшенька, сынок... Точно сын её услышать мог..."
Ну, то есть, не сама песня, а ситуация, которую я очень живо представил (лет мне было пять или шесть)....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]french_man@lj
2010-03-22 22:42 (ссылка)
Разве это Толкунова пела?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-23 06:56 (ссылка)
а кто ж еще?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]french_man@lj
2010-03-23 07:54 (ссылка)
По-моему, Ротару.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-23 07:56 (ссылка)
да-да, ты прав. Они в памяти все слиплись до неразличения. еще Мария Пархоменко, Сенчина... Ошибся, бывает. Прости

(Ответить) (Уровень выше)


[info]baburov@lj
2010-03-22 12:16 (ссылка)
Зачем так хорошо?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 15:16 (ссылка)
жили?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]baburov@lj
2010-03-22 15:21 (ссылка)
Написано необыкновенно хорошо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 15:30 (ссылка)
обыкновенно)
вот ведь как - какие-то жизни и явления шелестят параллельно тебе - как на МКАДе, когда движение в несколько рядов, а потом, Андрей, вдруг выясняется, что это и твоя жызнь тоже. Вот ведь как.
Хотелось бы, конечно, чтобы Пруст и Сен-Жон Перс, но ты состоишь из того из чего ты состоишь. И нечего стесняться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]art4_ru@lj
2010-03-22 13:18 (ссылка)
с нетерпением ждём ухода кобзона

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 15:16 (ссылка)
ради того, чтобы я мог текст написать?)

(Ответить) (Уровень выше)

offtop
[info]andrei_lanskoy@lj
2010-03-22 14:59 (ссылка)
Увидел сегодня в букинисте огоньковского Бакина, вспомнил твой давний пост о нем, купил (за 20 руб). Он, конечно, очень крут.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: offtop
[info]paslen@lj
2010-03-22 15:16 (ссылка)
да, по гамбургскому

(Ответить) (Уровень выше)


[info]barabulka@lj
2010-03-22 16:21 (ссылка)
я совсем не знаю Толкунову, но написали Вы просто блестяще!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 16:31 (ссылка)
но разве я не всегда так пишу? Я не про "блестяще", а про общий уровень? Он у меня одинаков, мне кажется)))) Про Третьяковку не забыл. Все никак дойти не могу(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barabulka@lj
2010-03-22 16:32 (ссылка)
да, Вы правы - всегда, но сегодня меня как-то особенно пробрало! Спасибо за память!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 16:34 (ссылка)
всегда рад услужить
правда мне не совсем понятно КАК можно НЕ ЗНАТЬ Толкунову
А Сенчину? А Марию Пархоменко?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barabulka@lj
2010-03-22 16:39 (ссылка)
я уехала в 1965 году !

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 16:58 (ссылка)
но ее песенко просачивались
те же "носики-курносики сопят" или пэсня моего детства "Алексей, Алёшинька, сынок..."
Не говоря уже о заставке к "Спокойной ночи, малыши". То есть, Вы не только уехали, но еще и совецкими медиа не пользовались! Как же Вам повезло!)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barabulka@lj
2010-03-22 17:09 (ссылка)
с одной стороны...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 17:12 (ссылка)
а с другой?)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barabulka@lj
2010-03-22 17:15 (ссылка)
кое-что хорошее пропустила и вообще отрыв от народа (я не шучу!)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 17:18 (ссылка)
ой да ладно
было бы о чем грустить
хотя вопрос философский, конечно
или НЕ философский, но бытовой?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]barabulka@lj
2010-03-22 17:20 (ссылка)
философский, философский- ха-ха-ха!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 17:31 (ссылка)
что?)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]m_ignatieva@lj
2010-03-22 18:10 (ссылка)
Здорово написано, хотя для меня Толкунова и иже с нею, не были воздухом: радио и тв мгновенно выключались-переключались, с певшими ее песни не дружили. Воспринималось, как попытка власти пролезть еще и в душу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 18:14 (ссылка)
так ведь и я не дружил
так ведь и я переключал, отмахивался
в том-то и дело
в сливном бачке тоже не наша вода шумела
но мы же ей пользовались
НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]m_ignatieva@lj
2010-03-22 18:23 (ссылка)
Водой в бачке пользовались, а от фона отворачивались и от шума затыкали уши - причем сознательно. Хотя и не совсем сознательно, потому что не знали: только в эмиграции я научилась ценить кое-что из того прежнего. Молодежь в этом смысле намного свободнее: они охотно распевают весь тот репертуар.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 19:02 (ссылка)
ну а состав воздуха, Маш? От него же тоже не "застрахован")

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]m_ignatieva@lj
2010-03-22 19:05 (ссылка)
Еще сколько страху натерпелись от воздуха, хотя он и пел таким нежным и псевдородным голоском.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 19:11 (ссылка)
носики-курносики сопят, ага

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hgr@lj
2010-03-22 18:29 (ссылка)
да, точно -- согласен по всем пунктам.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-22 19:03 (ссылка)
не мы такие, жизнь такая (с)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше)