Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2010-11-30 00:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Чьё зренье вобрала Луна

Недолго, в старших классах школы, Ахмадулина была моей любимой поэтессой.
Именно поэтессой, а не поэтом, поскольку она была для меня тогда, любопытного и пубертатного, воплощением женского начала, женской инаковости, подчёркнутой внешностью, повадкой, манерой читать стихи и, тем более, их писать.
У меня были две ее пластинки - одна из шестидесятых, другая из восьмидесятых ("Стихотворения чудный театр") и я их постоянно слушал, в перемешку с Вивальди и Моцартом. Слушал ведь!
Книг долгое время не было - они, книги её, были более редки, чем агатовый томик Ахматовой или Мандельштам из Библиотеки Поэта. Дефицитнее уже ничего не могло быть: высшая степень советской эксклюзивности.
По знакомству, из закрытого фонда городской библиотеки, мне выдали белый сборник на достаточно долгое время и я жил с ним, как с тайной любовницей около года. Виртуальный роман.

Стихи её были странным кружением вокруг да около и ворожением, наворачиванием воздушных кружев вокруг отсутствующего центра. Шевелением воздуха.
Стихи Ахмадулиной, предшествовавшие метаметареалистической эстетике (промежуточное звено между Пастернаком и Мандельштамом с одной стороны и Ждановым и Парщиковым – с другой) и воплощённой, почти ощутимой, почти материализованной суггестии.
В поэзии шестидесятых Ахмадулина делала то, что Линч будет делать в кино восьмидесятых-девяностых – нагнетала инфернальные страсти, вышивая по канве практически отсутствующего (формализованного) сюжета – со всеми его узелками изнанки и формализованным исподним.
С другой стороны, суггестия Ахмадулиной не предполагала никакой мути, строки её всегда были хрустально-прозрачными, каждая из них казалась, несмотря на путанный, петляющий прустовский синтаксис, на просвет, не то, чтобы ясной, но явной (убедительной).
Другое дело, что общее почти всегда преобладало над частностями строк и строф, сволакиваясь в более нераспутываемый клубок. В неразборчивую морозную изморозь на стекле.
Уважение и благодарность Ахмадулиной давно заветрились и прогорели, хотя и легко вызываются памятью, как то, что некогда было важным, первоочередным, судьбоносным, а ныне исчезло, истекло без остатка.


Я любил Ахмадулину за её исключительное диссидентство, эстетическое (что много круче политического или какого угодно) инакомыслия.
Начисто лишённой [московского] прагматизма, который неискореним в самых возвышенных, казалось бы, созданиях. Такие не какают. Завораживает.
За то, что она, идеальная женщина, прекрасная дама, секс-символ, Дива, являла пример неземной (несоветской, инопланетной) свободы и раскованности, майоликового изящества.
То, что затем пародийно начнут воплощать в жизнь Жанна Агузарова и Рената Литвинова, Ахмадулина сочинила (а, может быть, неосознанно воплотила) и сделала своим особым, мгновенно узнаваемым, знаком.
Она была воплощением богемности и новости из её личной жизни уже тогда интересовали больше, чем витиеватые и выспоренные вирши.
То, что она живёт не так, как все и не там, где все (в такой квартире какой ни у кого нет) и с такими известными людьми, что...
Время от времени доходили слухи о её пьянстве, разводах, похождениях...
Кажется, ничего подобного в СССР ни с кем не происходило. Если только с Высоцким...
И чем дальше, тем всё меньше и меньше интересовали стихи, в которых она постоянно эволюционировала в сторону сомнамбулического токования, и всё больше и больше то, что интересует всех.
Хотя, со временем и с наступлением новых времён, и этот интерес утратился и почти угас.

Было очевидно, что знает она больше, чем пишет или говорит.
И из этого умолчания, окруженного кружевным косноязычием, собственно говоря, и рождалась тайна. Тайна человека, живущего своей собственной приватной жизнью и использующей литературу поскольку-постольку.
Де, есть что-то более важное и нужное, чем привычка ставить слово после слова.
Стихи её оказывались для нас зазором допуска в эту зазеркальную жизнь, единственной возможностью причаститься к жизни высших сфер.
Музыкой этих самых сфер. Северным сиянием.
Однако, дверь перед любопытными тут же захлопывалась, не успев и открыться.
Из-под двери продолжал сочиться свет, продолжали проникать приглушённые звуки разговоров и музыки, но дальше двери тебя никогда не пускали.
И это завораживало вдвойне. Особенно в советские времена, когда ничего другого не было.
И никого другого не было, кроме разрешённых звёзд, начисто лишённых манкости – но ровно до того момента, когда они (и мы вместе с ними) переходили в зону приватного существования.
Если понятно о чём я…

Как относиться к новостям о смерти полузабытой увлечённости? Школьной привязанности, которую потерял из вида сразу после школы и о которой даже и не вспомнил, заполняя страницу поиска на Фейсбуке?
Проникнуться, если это возможно, общим духом светлой, мало причастной к горю, печали. Но.
Уходит не эпоха, но эпохи, пласты самого что ни на есть глубокого, из ныне доступных, залегания.
Вымываются и твои собственные, личные пласты и эпохи – так организм теряет воду, испаряющуюся с кожи.
Хотя, с другой стороны, чего ты, вечный школяр, сейчас потерял?
Ведь такие как она никогда не были тебе доступны.
Просто из одной недоступности она переместилась в другую; ещё более недоступную и окончательно невозможную.


(Добавить комментарий)


[info]ste_pan@lj
2010-11-29 19:05 (ссылка)
да, да, замечательно, очень точно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 19:06 (ссылка)
о себе писать всегда трудно)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]m_ignatieva@lj
2010-11-29 19:36 (ссылка)
Хорошо, Дима! Подписываюсь. (только под словом "довлеть" не подписываюсь - оно не то означает, что у тебя)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 19:38 (ссылка)
мне тоже понравилось как ты написала
у меня была похожая одержимость (иначе не назовешь): странно быть одержимым мертвым поэтом, Цветаевой или Ахматовой, например. А Ахмадулина была живая.
Слово заменю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]m_ignatieva@lj
2010-11-29 19:40 (ссылка)
Я тоже была одержима ею. В чем там было дело? Сейчас смотрела много фотографий, и ни одна не оправдывает того чувства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 19:43 (ссылка)
в противоположности всему строю жизни; в инаковости - всегда хочется видеть перед собой человека, который не потеет, например, которому доступно то, что тебе недоступно. Я понимал в ее путанности что-то свое (и так, должно быть, каждый, что, разумеется, оказывается признаком настоящей поэзии и настоящей музыки), переводя ее на свой язык и на язык своей жизни. Как свет далекой звезды, она настраивала на что-то возвышенное, чего нет и не может быть в реальности.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mpmouse@lj
2010-11-29 19:47 (ссылка)
Точно и удивительно честно, и по отношению к субъекту, и по отношению к объекту, и как способ разговора об уходящих.
Для меня - потеря последнего отблеска времен, в которых ее ценили и любили те, кто мне дорог, сами ушедшие уже так давно, в прошлом веке.Не больше и не меньше.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 19:49 (ссылка)
да, это важно - выработать правильный тон в отношении к уходящему и уходящим, тем более, что входишь в такой возраст, что...
Марина, мне в вас нужда. Через пару дней позвоню. Дело есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mpmouse@lj
2010-11-29 19:53 (ссылка)
Я в деревне, мобильный работает, а в Москву пока не понимаю когда выберусь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 19:55 (ссылка)
но почта же работает) Я о Войне все время думаю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mpmouse@lj
2010-11-29 20:09 (ссылка)
Почта работает) Если завтра заведется машина, спуститься с горочки в город и оплатить интернет на декабрь, то все будет хорошо) - у нас - 25 ночью.
О Войне тоже все время думаю, слежу за всеми материалами, и много веду ЖЖ диалогов, со всеми, кто реагирует, просто чтобы в них что-то наговаривать и выяснять точки приятия-неприятия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 20:15 (ссылка)
кажется, есть возможность обобщить все это в новом тексте)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dmorsel@lj
2010-11-29 20:19 (ссылка)

просто из одной недоступности она переместилась в другую;
ещё более недоступную и окончательно невозможную.

метко
спасибо вам

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 20:20 (ссылка)
не за что: чем богаты

(Ответить) (Уровень выше)


[info]enlink@lj
2010-11-29 22:09 (ссылка)
болезненная, печальная, неповторимая эстетика, все остальное было вторично

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-29 22:17 (ссылка)
разве этого мало? Да и что означает вторичность в конце ХХ века? Тогда уж традиционность)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]enlink@lj
2010-11-29 22:32 (ссылка)
конечно не мало
я неправильно выразилась - все, кто иммитировали и пришли следом были вторичны

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 07:21 (ссылка)
а это - ну да, смешно видеть сегодняшних маленьких "беллок", типа степановой

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kcin_kcin@lj
2010-11-30 01:15 (ссылка)
У меня тоже была такая пластинка. А фамилию Беллы Ахатовны лучше писать в двумя "л". Думаю, что это тоже важно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 07:19 (ссылка)
Не очень понял про две "л", почему важно? Почему надо так писать? Она же сама с одной, вроде, писала?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kcin_kcin@lj
2010-11-30 13:48 (ссылка)
Возможно, я окончательно отстал от жизни, и моё замечание неуместно. Я читал её книги в 70-х, и тогда везде её фамилия писалась с двумя "л", и ещё нас учили внимательно относиться к таким "мелочам" как имя и фамилия человека. А теперь пишут кто как хочет. Я этого не понимаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 14:14 (ссылка)
сколько себя помню всегда была одна буква "л"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kcin_kcin@lj
2010-11-30 14:22 (ссылка)
Похоже, Вы правы: http://img352.imageshack.us/img352/327/stixfrontsmrj6.jpg
Но это 1986 года. Только вот обложек старых книг не могу найти. Возможно, у меня просто временное помрачение сознания, простите.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 14:28 (ссылка)
ничего страшного, бывают такие затыки и у меня тоже

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kcin_kcin@lj
2010-11-30 14:35 (ссылка)
Да уж... А вот и обложка книги 70-х: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5169574/

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 14:59 (ссылка)
бывает)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rait_t@lj
2010-11-30 04:41 (ссылка)
а меня пускали
и одеримости не было
я с юности быстро перешла на битлов и этот системный мир поэзии стал для меня основой
поэтому советское блекло и выцветало

а вот личность на меня произвела впечатление
своим трагизмом, глубоким личным и самое страшное непрекращающемся ни на минуту.
иной раз и смотреть было мучительно и находится рядом

заложники совесткой лживой системы языка и ментальности
страшные судьбы
Белла Ахатовна из "них" была самая яркая яростная, способная на првду
как жить ее так и говрить

вы никогда не обращали внимание на то, что люди попросту не видят правды - такова сила их внутренних ложных убеждений

выходить из этого морока - никому не хочется
во всяком случае наша литература там плотненько сидит

и еще, хорошо что смерть все таки приходит
несмотря на весь ужас смерти

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2010-11-30 06:19 (ссылка)
мы относимся к смерти как к ужасу
а есть народы, где это радость
я тут одну передачу слушала - кажется, на Бали, чуть ли не с рождения начинают копить на похоронные торжества
и относятся к смерти как к празднику

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 07:21 (ссылка)
а как вы предлагаете поступать? Переступать через себя?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2010-11-30 07:46 (ссылка)
Да боже упаси, я ничего не предлагаю, Дима.
Просто меня это поразило... Разные культуры...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 07:59 (ссылка)
Есть какая-то логика в том, что мы возникли и выросли тут, а не где-то еще
я не знаю что эта логика значит, но вот как бы "здесь Родос, здесь и прыгай"
Живи и умирай "русским"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2010-11-30 08:10 (ссылка)
Да, кто-то всё за нас определил...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-11-30 08:19 (ссылка)
еще бы знать кто и зачем)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2010-11-30 07:20 (ссылка)
написали бы мемуар!?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]al_alimon@lj
2010-12-01 12:11 (ссылка)
А ведь не менее главное - ручек ничем не запачкала ...
Спасибо.

(Ответить)