|
[Feb. 4th, 2009|04:33 pm] |
Предфилософская традиция: Эпименид, Алкман *
Эпименид - критянин, поэт и очиститель (тайнообрядец)
А. Анекдоты. Особо мощные байки травит об Эпимениде Диоген, впрочем, не он один. По ним можно сделать предположение, что Эпименид был андроидом или йогом, а возможно, прото-Христом.
Особо крутые байки: 1: Посланный однажды отцом в деревню за овцой, он отклонился в полдень с дороги и проспал в некой пещере пятьдесят семь лет. Поднявшись после этого, он стал искать овцу, думая, что спал недолго... (114) По словам Деметрия, некоторые сообщают, что он получил от Нимф некую [чудесную] еду и хранил ее в копыте быка. Принимая ее понемногу, он не опорожнялся никаким выделением, и никогда не видели, чтобы он ел. ...и прикидывался много раз воскресавшим из мертвых. 2: (О нем рассказывают, что душа его выходила на какое угодно время и снова входила в тело, а через много лет после его смерти была найдена [его] кожа, испещренная письменами). Он прожил 150 лет, 6 спал. Поговорка «Эпименидова кожа» — о таинственных вещах. 4: Тогда приехал с Крита приглашенный ими Эпименид из Феста, которого некоторые (из тех, кто не признает Периандра) включают в число [семи] мудрецов седьмым.
Менее крутые, но всё равно интересные или смешные: 1: ...Прибыв в [Афины] в сорок шестую олимпиаду [596—593 гг. до н. э.], он очистил их город и положил конец чуме следующим образом: взял черных и белых овец, пригнал их к Ареопагу и пустил оттуда идти куда хотят, приказав сопровождающим приносить в жертву соответствующему богу каждую из них на том месте, где она приляжет. Так он положил конец несчастью. Афиняне постановили дать ему талант и корабль, который отвезет его на Крит. Денег он не принял, но заключил договор о дружбе и союзничестве между кносцами и афинянами. Вскоре по возвращении домой он умер, прожив сто пятьдесят семь лет, как говорит Флегонт в трактате «О долгожителях» [FGrHist 257 F 38], двести девяносто девять — как говорят критяне, сто пятьдесят четыре — как слышал Ксенофан (21 В 20]. 4: У него была репутация человека любезного богам и искушенно-мудрого в божественных вещах, в боговдохновенной и тайнообрядовой премудрости. Поэтому современники и величали его сыном нимфы Балты и новым Куретом. Приехав и сдружившись с Солоном, он во многом подготовил почву и проложил путь его законодательству. Он сделал [афинян] более благочинными в богослужениях и более кроткими в выражении скорби [по умершим], соединив некоторые жертвоприношения непосредственно с погребальным обрядом и лишив [последний] варварской жестокости, которой страдало прежде большинство женщин [следует В 10]. 7: Эпименид: он был критянин по происхождению, жрец Зевса и Реи, практиковавший очищение от любой порчи, как телесной, так и душевной, н объяснявший ее причину.— Он считал богами и Наглость ("Грри) и Бесстыдство, воздвиг им храмы и алтари в Афинах и предписал приносить им жертвы. — Он совершил очищение Афин, был критянин родом и обладал величайшей мудростью. Хорошо, что обожествлены человеческие Ум, Благочестие, Добродетель, Верность — всем им за счет государства посвящены в Риме храмы. . . но порочно то, что в Афинах по искуплении Килоновой скверны по совету Эпименида-критянина воздвигли святилище Хулы (Contumelia) и Бесстыдства.
В. Фрагменты.
Особо важные фрагменты: 1: "Парадокс лжеца". Цитата псевдо-парадокса Эпименида, не путать с настоящим парадоксом лжеца - парадоксом Евбулида: ИЕРОНИМ. Толкование на послание к Титу св. апостола Павла, VII, 606 Migne: Говорят, что этот стих помещен в «Оракулах» поэта Эпименида Критского . . . наконец, сама книга озаглавлена «Оракулы». Ср.: ОН ЖЕ. Послания, 70 (I, 666 М.), где добавлено: [Первое] полустишие этого гексаметра впоследствии использовал Каллимах [КАЛЛИМАХ. Гимны, I, 8 (Гимн к Зевсу): Критяне всегда лжецы: даже могилу твою, о владыка, Критяне выдумали. Но ты не умер: ведь ты вечен]. 4: как сказал Эпименид Критский: по его словам, он гадал не о том, что произойдет, а о том, что произошло, но осталось незамеченным. 5: О "пупе земли".
Менее важные фрагменты: 1: К версии йога-медитатора: МАКСИМ ТИРСКИЙ,38(с. 439,14Hobein): Прибыл в Афины и другой критянин, по имени Эпименид. Ему также некого было назвать своим учителем, и тем не менее он был бесподобным знатоком божественной науки, благодаря чему спас терзаемый чумой и междоусобицей город афинян с помощью искупительных жертвоприношений. Знатоком же этих вещей он был не от учения: он рассказывал, что учителем его был долгий сон со сновидениями. Там же, 10 (с. 110, 13 Н.): Прибыл некогда в Афины критянин по имени Эпименид со следующим невероятным рассказом: дескать, заснув в < пол>день в пещере Диктейского Зевса глубоким сном на много лет, он встречался [— беседовал] во сне с богами, внимал речам богов и [общался] с Истиной ('AXrfiv.a) и Правдой (ДСх-ц). 3: ...предназначенное на каждый день естественное сообщество есть семья, членов которой Харонд называет «сотрапезниками» [доел, «товарищами-по-мучному-ларю»], а Эпименид Критский — «однодымниками». 5: Эпименид принял два первых начала: Аэр и Ночь. . . от них родился Тартар, — думаю, третье начало, как некое смешанное из двух [первых] и произошедшее от их слияния; от них — два Титана ... от совокупления которых между собой родилось яйцо . . из которого, в свою очередь, произошло новое поколение. 9: Предпосылки к мифу о грехопадении? Ак<усил>ай говорит, что яб<локи оторожат Гарпии. Эпименид добавляет к этому, что они тождественны Гесперидам. 10: Говорят, что, увидав Мунихию, он долго ее рассматривал и сказал присутствующим: «Как слеп человек к будущему! Если бы афиняне знали заранее, сколько печали принесет городу это место, они бы съели его своими зубами!» 23: немного мифологической астрономии 24: Козерог и "паническая" раковина, прогнавшая Титанов.
Вот ещё мутный фрагмент, принадлежность под сомнением: 26 (F 15). ИОАНН ЛИДИЙСКИЙ. О месяцах, IV, 17: Философы толкуют Диоскуров как подземное и надземное полушарие: уносясь по очереди под Антиподов, они, выражаясь на мифический манер, как бы попеременно умирают. А Эпименид и иже с ним изобразили Диоскуров мужчиной и женщиной, назвав его Веком (v) как единицу, а ее — Природой (p6ai?) как двоицу, поскольку из единицы и двоицы произошло всякое живородящее и душетворящее число.
Алкман - дирижировал хором.
Из фрагментов его парфениев внимания заслужил лишь этот космогонический, сокращаю:
«А из Шороса Текмор»,> Те- кмор же родился < вслед за Поросом> 5 * • * отсюда * * * «Порос» от слова пор. . . Ибо, когда материя начала упорядочиваться, Возник некий Порос — как бы начало (ipxi). Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей была 10 беспорядочной и необработанной. Затем возник, по его словам, некто, мастерящий (хатазхси<£С<та) все вещи, затем возник Порос, когда же Порос прошел, последовал Те- кмор. Порос означает как бы начало, а Те- 15 кмор — как бы конец [— завершение, телос]. С рождением Фетиды они стали началом и концом всех вещей. Все имеет природу, подобную материи-меди, Фетида [подобна] мастеру (xexvitTj?), а Порос и Те- 20 кмор — началу и концу. [Форму] гсрёзто? [он употребляет] вместо кр&а^бщч «старый». «И третьим — Мрак»: так как ни Солнце, ни Луна еще не возникли, но материя еще была неразличимой (iotixpito?). Таким образом, возникли * * • По- 25 рос, Текмор и Мрак. «День да Луна и третьим — Мрак» <и до олова> «блестки»: «день» — не в узком смысле, но включая Солнце; сначала был только мрак, а после этого, когда он стал различимым. ..
В общем, что-то он знал, не пойми, что. И настоящую космогонию напоминает таки. |
|
|