Не верь, не бойся, не проси - [entries|archive|friends|userinfo]
phantom

[ website | My Website ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Feb. 4th, 2009|04:33 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Предфилософская традиция: Эпименид, Алкман *

Эпименид - критянин, поэт и очиститель (тайнообрядец)

А. Анекдоты. Особо мощные байки травит об Эпимениде Диоген, впрочем, не он один. По ним можно сделать предположение, что Эпименид был андроидом или йогом, а возможно, прото-Христом.

Особо крутые байки:
1: Посланный однажды отцом в деревню за овцой, он отклонился в полдень с дороги и проспал в некой пещере пятьдесят семь лет. Поднявшись после этого, он стал искать овцу, думая, что спал недолго...
(114) По словам Деметрия, некоторые сообщают, что он получил от Нимф некую [чудесную] еду и хранил ее в копыте быка. Принимая ее понемногу, он не опорожнялся никаким выделением, и никогда не видели, чтобы он ел.
...и прикидывался много раз воскресавшим из мертвых.
2: (О нем рассказывают, что душа его выходила на какое угодно время и снова входила в тело, а через много лет после его смерти была найдена [его] кожа, испещренная письменами).
Он прожил 150 лет, 6 спал.
Поговорка «Эпименидова кожа» — о таинственных вещах.

4: Тогда приехал с Крита приглашенный ими Эпименид из Феста, которого некоторые (из тех, кто не признает Периандра) включают в число [семи] мудрецов седьмым.

Менее крутые, но всё равно интересные или смешные:
1: ...Прибыв в [Афины] в сорок шестую олимпиаду [596—593 гг. до н. э.], он очистил их город и положил конец чуме следующим образом: взял черных и белых овец, пригнал их к Ареопагу и пустил оттуда идти куда хотят, приказав сопровождающим приносить в жертву соответствующему богу каждую из них на том месте, где она приляжет. Так он положил конец несчастью.
Афиняне постановили дать ему талант и корабль, который отвезет его на Крит. Денег он не принял, но заключил договор о дружбе и союзничестве между кносцами и афинянами.
Вскоре по возвращении домой он умер, прожив сто пятьдесят семь лет, как говорит Флегонт в трактате «О долгожителях» [FGrHist 257 F 38], двести девяносто девять — как говорят критяне, сто пятьдесят четыре — как слышал Ксенофан (21 В 20].
4: У него была репутация человека любезного богам и искушенно-мудрого в божественных вещах, в боговдохновенной и тайнообрядовой премудрости. Поэтому современники и величали его сыном нимфы Балты и новым Куретом. Приехав и сдружившись с Солоном, он во многом подготовил почву и проложил путь его законодательству. Он сделал [афинян] более благочинными в богослужениях и более кроткими в выражении скорби [по умершим], соединив некоторые жертвоприношения непосредственно с погребальным обрядом и лишив [последний] варварской жестокости, которой страдало прежде большинство женщин [следует В 10].
7: Эпименид: он был критянин по происхождению, жрец Зевса и Реи, практиковавший очищение от любой порчи, как телесной, так и душевной, н объяснявший ее причину.— Он считал богами и Наглость ("Грри) и Бесстыдство, воздвиг им храмы и алтари в Афинах и предписал приносить им жертвы. — Он совершил очищение Афин, был критянин родом и обладал величайшей мудростью.
Хорошо, что обожествлены человеческие Ум, Благочестие, Добродетель, Верность — всем им за счет государства посвящены в Риме храмы. . . но порочно то, что в Афинах по искуплении Килоновой скверны по совету Эпименида-критянина воздвигли святилище Хулы (Contumelia) и Бесстыдства.

В. Фрагменты.

Особо важные фрагменты:
1: "Парадокс лжеца". Цитата псевдо-парадокса Эпименида, не путать с настоящим парадоксом лжеца - парадоксом Евбулида:
ИЕРОНИМ. Толкование на послание к Титу св. апостола Павла, VII, 606 Migne: Говорят, что этот стих помещен в «Оракулах» поэта Эпименида Критского . . . наконец, сама книга озаглавлена «Оракулы». Ср.: ОН ЖЕ. Послания, 70 (I, 666 М.), где добавлено: [Первое] полустишие этого гексаметра впоследствии использовал Каллимах [КАЛЛИМАХ. Гимны, I, 8 (Гимн к Зевсу):
Критяне всегда лжецы: даже могилу твою, о владыка,
Критяне выдумали. Но ты не умер: ведь ты вечен].

4: как сказал Эпименид Критский: по его словам, он гадал не о том, что произойдет, а о том, что произошло, но осталось незамеченным.
5: О "пупе земли".

Менее важные фрагменты:
1: К версии йога-медитатора: МАКСИМ ТИРСКИЙ,38(с. 439,14Hobein): Прибыл в Афины и другой критянин, по имени Эпименид. Ему также некого было назвать своим учителем, и тем не менее он был бесподобным знатоком божественной науки, благодаря чему спас терзаемый чумой и междоусобицей город афинян с помощью искупительных жертвоприношений. Знатоком же этих вещей он был не от учения: он рассказывал, что учителем его был долгий сон со сновидениями.
Там же, 10 (с. 110, 13 Н.): Прибыл некогда в Афины критянин по имени Эпименид со следующим невероятным рассказом: дескать, заснув в < пол>день в пещере Диктейского Зевса глубоким сном на много лет, он встречался [— беседовал] во сне с богами, внимал речам богов и [общался] с Истиной ('AXrfiv.a) и Правдой (ДСх-ц).

3: ...предназначенное на каждый день естественное сообщество есть семья, членов которой Харонд называет «сотрапезниками» [доел, «товарищами-по-мучному-ларю»], а Эпименид Критский — «однодымниками».
5: Эпименид принял два первых начала: Аэр и Ночь. . . от них родился Тартар, — думаю, третье начало, как некое смешанное из двух [первых] и произошедшее от их слияния; от них — два Титана ... от совокупления которых между собой родилось яйцо . . из которого, в свою очередь, произошло новое поколение.
9: Предпосылки к мифу о грехопадении? Ак<усил>ай говорит, что яб<локи оторожат Гарпии. Эпименид добавляет к этому, что они тождественны Гесперидам.
10: Говорят, что, увидав Мунихию, он долго ее рассматривал и сказал присутствующим: «Как слеп человек к будущему! Если бы афиняне знали заранее, сколько печали принесет городу это место, они бы съели его своими зубами!»
23: немного мифологической астрономии
24: Козерог и "паническая" раковина, прогнавшая Титанов.

Вот ещё мутный фрагмент, принадлежность под сомнением:
26 (F 15). ИОАНН ЛИДИЙСКИЙ. О месяцах, IV, 17: Философы толкуют Диоскуров как подземное и надземное полушарие: уносясь по очереди под Антиподов, они, выражаясь на мифический манер, как бы попеременно умирают. А Эпименид и иже с ним изобразили Диоскуров мужчиной и женщиной, назвав его Веком (v) как единицу, а ее — Природой (p6ai?) как двоицу, поскольку из единицы и двоицы произошло всякое живородящее и душетворящее число.

Алкман - дирижировал хором.

Из фрагментов его парфениев внимания заслужил лишь этот космогонический, сокращаю:

«А из Шороса Текмор»,> Те-
кмор же родился < вслед за Поросом>
5 * • * отсюда * * *
«Порос» от слова пор. . .
Ибо, когда материя начала упорядочиваться,
Возник некий Порос — как бы начало (ipxi).
Итак, Алкман говорит, что материя всех вещей была
10 беспорядочной и необработанной. Затем
возник, по его словам, некто, мастерящий (хатазхси<£С<та)
все вещи, затем возник Порос, когда же
Порос прошел, последовал Те-
кмор. Порос означает как бы начало, а Те-
15 кмор — как бы конец [— завершение, телос]. С рождением Фетиды
они стали началом и концом всех вещей.
Все имеет природу, подобную
материи-меди,
Фетида [подобна] мастеру (xexvitTj?), а Порос и Те-
20 кмор — началу и концу. [Форму] гсрёзто?
[он употребляет] вместо кр&а^бщч «старый». «И третьим — Мрак»:
так как ни Солнце, ни Луна еще не
возникли, но материя еще была неразличимой (iotixpito?).
Таким образом, возникли * * • По-
25 рос, Текмор и Мрак. «День
да Луна и третьим — Мрак» <и до олова>
«блестки»: «день» — не в узком смысле, но
включая Солнце; сначала был только мрак,
а после этого, когда он стал различимым. ..


В общем, что-то он знал, не пойми, что. И настоящую космогонию напоминает таки.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]sigtryggr
Date:February 4th, 2009 - 08:04 pm
(Link)
ну кстати это да

древнегреческие философы, судя по тому, что о них писали, были уже какими-то запредельными юберменшами и где-то даже полубогами

прямо как Пушкин и Ломоносов
From:[info]phantom
Date:February 4th, 2009 - 08:49 pm
(Link)
Не знаю, пока что мутная эзотерическая хрень идёт какая-то.
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:February 4th, 2009 - 08:10 pm
(Link)
Ты так до Аристотеля никогда не дойдешь ;)
From:[info]phantom
Date:February 4th, 2009 - 08:50 pm
(Link)
Да, я в целом, до смерти мало чего успею. А ты что предлагаешь?
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:February 5th, 2009 - 12:00 am
(Link)
Уже предлагал, возможно, есть смысл изучать проблемно:
интересует понятие или проблема, смотришь по философскому словарю и/или нормальному вузовскому учебнику и/или статьям в гугле; потом ищешь нужные первоисточники и тогда уж читаешь,
интересует конкретный автор - смотришь его работы, его источники влияния и его наследников.
А то если хронологически, то, наверное, будет, как у Ийона Тихого, который за время очередного рейса проштудировал "всю философию от начала и до конца" и пришел к выводу, что она есть череда последовательных утверждений и отрицаний одного и того же...
From:[info]phantom
Date:February 5th, 2009 - 12:19 pm
(Link)
А я хотел бы штудировать всё от начала и до конца. Для этого надо две машинки. Одна машинка простая - реплицирующая меня. А вторая посложнее - синхронизирующая мои копии в главного клона. Так можно создать армию клонов, которые будут заниматься разными науками, а потом в один разум их познания синхронизировать. Впрочем, последний явно не может быть человеческим.

Предложение твоё, очевидно, разумный компромисс. Я так и буду делать, параллельно с хронологическим изучением. Однако, т.к. копий у меня нема, а философия в целом у меня и так параллельна другим делам, она не может быстро продвигаться в любом случае. :(
From:[info]kartoteka
Date:February 8th, 2009 - 11:10 am
(Link)
Вариант Ийона - не такой уж дурацкий.
В университетах так ведь и учат, и никому не повредило.
Повредило, если после таких хронологических курсов преподаватели не спрашивали на экзамене всё от и до по доброте душевной или еще по какой причине.
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:February 9th, 2009 - 08:30 pm
(Link)
Не знаю, как учат на философских специальностях, а на нефилософских что-то отложится в голове только в том случае, если есть какая-то нехронологическая система отсчета или в учебнике, или в голове. Иначе трудно даже объяснить, зачем это вообще надо. В лучшем случае, действительно, удивляться тому, сколь многое могут они все сказать такого, что противоречит утверждениям остальных. Это при том, что Ийон изучал, как только что выяснилось, только идеализм...
From:[info]kartoteka
Date:February 10th, 2009 - 08:36 am
(Link)
что-то отложится в голове только в том случае, если есть какая-то нехронологическая система отсчета или в учебнике, или в голове. Иначе трудно даже объяснить, зачем это вообще надо.

Это все трогательно, но для гуманитарного знания бессмысленно. Сначала нужно хоть бегло освоить материал, а затем уж проблематизировать. Удобно ли это обучаемым или обучающимся, значения не должно иметь. Иначе на выходе будут специалисты по узким проблемам, которые в глаза Пифагора, Платона и Аристотеля не признают. Так как занимались углубленным изучением чего-то другого, в промежутках между ними.

Фантом, я так понимаю, пытается воспроизвести этот подход. Мое мнение - он минимум не хуже разбора материала с какой-то конкретной и не хронологической системой отсчета. Есть еще третий способ - в беспорядке пожирать то, что попадается под руку. Он тоже не дебилен и может сработать.
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:February 10th, 2009 - 01:59 pm
(Link)
специалисты по узким проблемам, которые в глаза Пифагора, Платона и Аристотеля не признают
Ну как бы большинство узких проблем так или иначе в дуэли Платона-Аристотеля отображены, так что это специалисты сомнительные...

в беспорядке пожирать то, что попадается под руку. Он тоже не дебилен и может сработать.
При наличии системы отсчета это вообще обалденно. Соответствующая установка вылавливает как раз ту информацию, которая ей нужна, практически откуда угодно...
From:[info]phantom
Date:February 13th, 2009 - 05:20 pm
(Link)
Я в уме держу несколько таких установок, когда читаю соответствующую литературу. Несмотря на то, что они несколько искусственны, без них любой материал ужасно скучен. Точек соприкосновения должно быть несколько, не более 5, но больше одной, пожалуй.
From:[info]phantom
Date:February 13th, 2009 - 05:22 pm
(Link)
Наверное, я к этому подходу прибегаю от безысходности, ведь в гуманитарной сфере сложно поставить эффективный критерий ценности текста. Значит, непонятно, что именно стоит читать, а что нет.
From:[info]phantom
Date:February 13th, 2009 - 05:18 pm
(Link)
Нехронологическая система отсчёта - это, в основном, религиозная, не так ли?
[User Picture]
From:[info]dmitry_danner
Date:February 13th, 2009 - 10:13 pm
(Link)
Почему религиозная? Любая... Суть в том, чтобы оценивать текст, исходя из того, как он соотносится с нашими идеями - в нем содержится что-то родственное, или он приводит аргументы против этого, или как-то предвосхищает более позднее. Типа, "Гераклит - первый диалектик" или "Пифагор - предшественник платонизма"...
From:[info]kartoteka
Date:February 8th, 2009 - 11:07 am
(Link)
он гадал не о том, что произойдет, а о том, что произошло, но осталось незамеченным.
Понравилось очень, так как это научный подход практически.
From:[info]phantom
Date:February 8th, 2009 - 01:48 pm
(Link)
Точно.