Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет puffinus ([info]puffinus)
@ 2010-09-10 18:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Цезарь и немного нервно
 
Германцы - это как галлы, только ещё хуже.
Неизвестный ветеран Цезаря

"Записки о галльской войне" я читал давным-давно - ещё в студенчестве, по программе. А теперь вот перечитываю для себя (а вы думали, чего меня вчера на Цезаря потянуло?:)), внимательно, обдумывая...

Честно говоря, теперь мне только воспитание будет мешать использовать выражение "пиздит, как Цезарь". Мюнхгаузен на его фоне выглядит жалким эпигоном. Да и врал-то барон всё же бескорыстно - а у Цезаря, на тот момент действующего (и весьма активно) политика это внагляк пропаганда.

Вот один из эпизодов, которые меня особенно впечатлили:

Высадившиеся с этих кораблей солдаты, числом около трехсот человек, шли в лагерь. Тут в надежде на добычу окружили их – сначала не в очень большом количестве – морины, которых Цезарь при своем отправлении в Британию оставил замиренными, и потребовали от наших положить оружие, если не хотят быть убитыми. Когда же те образовали каре и стали защищаться, на крик моринов сбежалось еще около шести тысяч человек. Получив об этом известие, Цезарь послал из лагеря своим на помощь всю конницу. Тем временем наши солдаты выдержали нападение неприятелей, в течение с лишком четырех часов очень храбро сражались и, потеряв лишь несколько человек ранеными, перебили много врагов. Но как только показалась наша конница, враги побросали оружие, бросились бежать, и еще их много было убито.

Картина маслом. Значит, идут в лагерь римские легионеры, числом около трёхсот. Идут себе, никого не трогают, починяют аутепсу. И тут - ВНЕЗАПНО злые галлы, ТЫСЯЧИ ИХ! Конкретно - шесть тысяч.

То есть это получается двадцать горячих галльских парней на одного хладнокровного римского. Не считая того "не очень большого количества", которое было с самого начала. Римляне, значит, более четырёх часов дерутся с двадцатикратно превосходящим противником. Это - до подхода конницы, то есть их всего триста.

И у них даже никто не погибает, только несколько человек ранено. Зато врагов убито "много". А ведь это не мальчики из церковного хора. Это галлы - такие рубаки, которые тех же легионеров не раз ставили а-ля речной омар.

Полагаю, если бы галлы ходили в бой голыми и безоружными, а у римлян имелись автоматы Калашникова - и тогда бы подобная история не могла произойти.

Но при этом талант автора - огромен. Талант, скорее, даже не столько литературный, сколько пропагандистский.

Вот и я поймал себя на том, что гляжу на описанные события глазами Цезаря - покорителя, колонизатора, "белого господина". Эти галлы - не то чтобы совсем дикари, но какие-то не такие, мутные, непонятные. Замиришь их, возьмёшь заложников, вроде полный порядок - а они опять восстают. Силе покоряются, но доверять им нельзя ни на грош. Повернёшься спиной - тут же ударят. А станешь убивать их самих - будут кричать, что они свободные люди и граждане свободного государства (интересно, какого?). Варвары, хуле. Уж о германцах вообще молчу.

Цезарь прав по определению. И уже как-то не приходят в голову вопросы: а чего это ты, мил человек, припёрся в Галлию? С чего это ты здесь распоряжаешься? И почему всё, что шевелится, должно давать тебе заложников? Тут ведь кагбэ не римская провинция, тут свободная земля.

Да, что-что, а мозги промывать Цезарь умел.


(Добавить комментарий)

А чего ему бы и не?...
[info]eugene_gu@lj
2010-09-10 15:49 (ссылка)
>а чего это ты, мил человек, припёрся в Галлию?
********************************
А чего ему бы и не припереться в Галлию?
Чем он отличается от тех, кто приперался в Галлию до и после него?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: А чего ему бы и не?...
[info]puffinus@lj
2010-09-10 15:52 (ссылка)
Ничем. А пишет так, будто отличается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А чего ему бы и не?...
[info]eugene_gu@lj
2010-09-10 15:58 (ссылка)
Что, прям так и пишет: "в отличии от вырезавших предыдущие племена галлов, мы, римляне ... ...", да? ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А чего ему бы и не?...
[info]puffinus@lj
2010-09-10 17:56 (ссылка)
Ну, не прямо, конечно...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugene_gu@lj
2010-09-10 15:56 (ссылка)
>Картина маслом.
********************************
Если римляне не теряют строй, а галлы по-индейски крутятся, переодически наскакивая и откатываясь, и учитывая разницу в оружии и защите сторон, я не вижу особой фантастики ни в сценарии, ни в потерях. Разве что обычный военный оверклейм в оценке количества бусурман. ;)

Численное превосходство галлов ограничевается фронтом соприкосновения. Из тысячь присутствующих может драться только часть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-10 16:00 (ссылка)
Само собой, но ведь с обеих сторон, по идее, должны быть потери. А тут у галлов явно было кому восполнить прорехи во фронте - в отличие от римлян.

Нет, зачеркни Цезарь в численности галлов последний нолик (знаю, что у римлян ноля не было, но всё же) - я бы слова не сказал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugene_gu@lj
2010-09-10 16:04 (ссылка)
Сколько галлов увидели - столько и записали.
В полном соответствии с мнением Бисмарка :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serg_bronstein@lj
2010-09-10 17:21 (ссылка)
А легион не мог строиться а-ля фаланга, копьями вперед? Мечом галл мог бы и не достать копейщика.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-10 17:49 (ссылка)
Если мне склероз не изменяет, у одних легионеров были hasta - тяжёлые копья именно для боя, а у других pilum - лёгкие метательные дротики. Так что тут многое зависит от того, как были вооружены именно эти легионеры.

Но, во-первых, нужно учитывать, что галльский меч был существенно длиннее римского. А во-вторых, при соотношении 1/20 никакая фаланга не помогла бы - легионеров бы тупо трупами завалили.

Так что, скорее всего, Цезарь просто безъюпитерно врёт о числе нападавших.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serg_bronstein@lj
2010-09-10 17:58 (ссылка)
Гавгамелы для сравнения http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%85

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-10 18:06 (ссылка)
Гавгамелы, конечно, и в Азии Гавгамелы. Но, во-первых, там всё же соотношение сил было не 1/20, а максимум 1/10 (на самом деле, скорее всего, меньше, но пускай). Во-вторых, там был особый случай: Александр ударил персов по самому чувствительному месту, по царю - что в Галлии вряд ли было возможно. И наконец: я готов поверить, что 300 римлян несколько часов успешно отбивались от 6000 галлов (в конце концов, в строю они и в самом деле творили чудеса). Но что они убили много врагов, а у них самих не погиб ни один - это уж извините.

(Ответить) (Уровень выше)

добыча, а не геройская смерть
[info]eugene_gu@lj
2010-09-10 18:36 (ссылка)
>легионеров бы тупо трупами завалили.
***************************************
Для заваливания трупами нужна дисциплина снизу и упорство сверху.
Весьма редкие качества для нерегулярной армии, тем более племенной вольницы галлов.

Не будем забывать, что целью моринов была добыча, а не геройская смерть в процессе добывания. ;)

(Ответить) (Уровень выше)

Предположение как могло быть
[info]eugene_gu@lj
2010-09-10 18:44 (ссылка)
С одной стороны мы имеем римский отряд(выучка + экипировка), с другой - табор галлов. Полагаю, что абсолютное большинство галлов было вооружено кольями и пращами, при этом без щитов и брони.

Легионеры стоят глухой коробкой. Галлы кружатся, постоянно бомбардируя их камнями и время от времени нахрапом входя в контакт. Короткая стычка, один-два убитых и пяток раненых галлов. Ушибы и поверхностные раны римлян не в счёт. Галлы откатываются до следующего наскока.

И дальше, по кругу, пока не пришел пьяный лесник с дубиной и всех разогнал ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_grabenich@lj
2010-09-10 19:08 (ссылка)
Ну, конечно, врал. Смешно даже предположить обратное.

Оффтоп: огромное спасибо за наводку на Сейлора. С большим удовольствием прочитал "Триумф Цезаря". Вам бы понравилось!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-11 07:52 (ссылка)
Надеюсь, его всё-таки переведут на русский. Как и другие романы Сейлора, оставшиеся непереведёнными.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_grabenich@lj
2010-09-11 07:53 (ссылка)
Да, надо бы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-11 09:14 (ссылка)
Кстати, вы не подкинете ссылку? Может, я с помощью промта смогу что-нибудь отчебучить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_grabenich@lj
2010-09-11 11:02 (ссылка)
На Флибусте (flibusta.net) есть почти всё, только надо зарегистрироваться (это необременительно, если вы еще не), а то не покажут ссылки на книги на нерусском языке.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-11 11:05 (ссылка)
О, спасибо большое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]puffinus@lj
2010-09-11 16:34 (ссылка)
Кстати, я нашёл на Либрусеке всего Гордиана - правда, тоже по-английски. Скачал "Когда Венера смеётся", перевёл промтом. Сейчас вот хочу попытаться олитературить).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_senatov@lj
2010-09-10 21:30 (ссылка)
А вас не удивляет, что нынче 20 полицейских в строю и снаряжении,
одними дубинками, не мечами, легко рассеивают в 10 раз большую толпу?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-11 07:54 (ссылка)
Понимаете, эта толпа не приучена с детства к владению оружием. А галлы драться умели и любили, да и оружие у них имелось - в отличие от той толпы.

Это первое. Второе: я был бы готов поверить Цезарю, если бы он рассказал, что его бойцы так же рассеяли толпу. Но тут-то речь не о рассеивании, а о четырёхчасовом бое с врагами, которых в 20 раз больше. И при этом - без потерь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]trobar@lj
2010-09-20 12:16 (ссылка)
"Одержал я, скажем, победу. Вот оно поле, трупами вражескими заваленное, вот пленные, вот и знамена супостатовы. Да только знамен всего два, причем одно не военное, а просто вымпел переходящий, что лучшему кашевару вручается. И пленных с сотню. Убитые, правда, по всему полю лежат, но только поле невеликое… А так триумфа хочется! Чтобы на колеснице, чтобы лицо — красной краской, чтобы венок лавровый!
Что я делаю? Правильно! Вымпел переходящий "Лучшему кашевару" главным вражеским штандартом объявляю. Не будет же супостат опровержение в Сенат по почте направлять! С пленными тоже просто: посылается отряд округу зачищать и грабить. И тащит этот отряд всех встреченных мужчин призывного возраста. И непризывного — тоже. Оковы на руки, ошейники под горло — и вот уже не сотня пленных, а целых пять тысяч.
У Цезаря в Испании почти получилось."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]puffinus@lj
2010-09-20 12:18 (ссылка)
Да, это одна из моих любимых книг).

(Ответить) (Уровень выше)