Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет putnik1 ([info]putnik1)
@ 2010-08-03 03:12:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
In memoriam. ЕРЕТИК



Мэтр Этьен Доле, основатель европейской школы перевода в современном понимании этого слова, первоиздатель, переводчик и комментатор  трудов Цицерона и Галена, редактор Рабле и Маро, с юных лет любил дергать за усы спящего кота. Впервые он попал в тюрьму еще совсем молодым, в 1534-м, достав своими памфлетами советников парламента Тулузы, которым очень не нравились нападки нахального юнца, едко высмеивавшего их тупость и ханжество. Дело пахло костром, но поскольку (видимо, чтобы уж наверняка) обвиняли его в ереси, возникла необходимость в церковной экспертизе, а преподобные отцы, изучив творчество обвиняемого, заявили, что никакой ересью там и не пахнет, а пахнет вполне справедливой критикой, поскольку ханжество и тупость неугодны Господу. Вторично, уже известный и популярный, он был обвинен в ереси парламентом уже Парижа и брошен в тюрьму в 1542-м, как потом стало известно, с подачи одного из советников, брат которого, тоже книгоиздатель, не выдерживал конкуренции с типографией мэтра Доле. Костер опять был неприятно близок, но в дело вмешался Пьер Дюшатель, епископ Туля и викарий Святого Трибунала в Королевстве Франция, большой поклонник идей Ренессанса, более года боровшийся за освобождение невинно оклеветанного гуманиста. Спустя несколько месяцев, после кончины его преосвященства, бедолага издатель вновь оказался за решеткой "по вновь открывшимся обстоятельствам", предполагавшим неминуемым костер, однако сумел совершить побег с помощью тюремного кюре, действовавшего с благословения мэтра Луи Мену, настоятеля Нотр-Дам де Пари. Спустя год упрямый издатель вернулсмя во Францию и напечатал в Лионе письма, обращенные к королю, где скурупулезно излагал историю своих отношений со столичными синдиками и просил защиты. Разумеется, был арестован, на сей раз за атеизм осужден, вопреки действовавшему законодательству, без проведения церковной экспертизы. На защиту приговоренного встали все правозащитные организации тогдашней Франции во главе с монашествующими братьями Ордена Сердца Иисуса. Ходатаям удалось дойти до самого короля, но Франциск I, как раз в этот момент решавший с парижским парламентом важные для себя финансовые вопросы, отказался выступать в роли арбитра, посоветовав обратиться к Папе. Что и было сделано. Однако ходатайство генерала иезуитов, ушедшее в Рим и встреченное там с полным пониманием, уже не могло сыграть никакой роли. 464 года назад, 3 августа 1546 года по Р.Х., за три недели до получения парижским парламентом распоряжения Святого Престола об отправке арестованного  в Вечный Город для подробного изучения его дела специалистами, "неисправимый атеист", признанный уголовным судом Парижа виновным по всем пунктам обвинения, был подвергнут пытке и сожжён на площади Мобер. Если, други, вы спросите меня, почему мэтр Доле ныне - наряду с фра Джордано Бруно и другими "мучениками науки" внесен в список невинных жерств папской инквизиции, - я, честное слово, не найду, что ответить...
 



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]bantaputu@lj
2010-08-03 11:21 (ссылка)
Так, следовательно мы имеем чисто политико-коммерческий чик-чик, оформленный, как инквизиция - причём, с использованием машины правосудия.

Положим, Папа в данном случае оправдан. Но не имеем ли мы пример использования судебной машины для прикрытия политической репрессии по отношению к инакомыслящему? И если да, то не предшествует ли этот случай схожему событию, имевшему место в городе Шикаго 1 мая 1886 года?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2010-08-03 11:32 (ссылка)
Вряд ли. Мэтр Доле не мыслил инако. Он издавал дозволенные, модные и прогрессивные книги, его деятельность поощрялась прогрессивно мыслящими церковными кругами, он был на виду у короля. Но вот как-то так постоянно влезал в конфликты с властями на местном уровне. А обвинения в ереси и атеизме были потому, что имущество уголовника не подлежало конфискации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bantaputu@lj
2010-08-03 11:53 (ссылка)
Хорошо - пусть будет "конфликт с властями, разрешённый при помощи сфальсифицированного судебного обвинения". Местные при этом власти, или центральные, не так уж важно - палач, скорее всего, будет один и тот же. Таки суд использовали для устранения неугодного?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2010-08-03 11:54 (ссылка)
Угу. Но инквизиция нипричем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]putnik1@lj
2010-08-03 12:12 (ссылка)
В частных, неполитических целях такое случалось во все времена. Да и в политических тоже. О Сократе я уже писал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bantaputu@lj
2010-08-03 12:01 (ссылка)
Да, инквизиция ни при чём. Инквизицию мы полностью оправдываем.

Я, однако, о том, что нашёлся, таки, случай, предшествующий расправе над рабочими лидерами в Чикаго в 1886 году, который можно интерпретировать, как непрофильное использование судебной машины для решения проблем властей. Или нет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cmike@lj
2010-08-03 17:24 (ссылка)
Опередили. ;)

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -