https://alterfrendlenta.livejournal.com/499900.htmlГолышев когда-то удачно выразил суть Майдана и последующего российско-украинского конфликта: «Дело не в евроинтеграции, до которой нам всем, как до луны (хотя, как писал тогда же я, подлинной евроинтеграцией и был Майдан - а не возможная постановка януковичем закорючки под глянцевой бумажкой в Брюсселе - прим.alterfrendlenta) - на кону духовные скрепы». И, боюсь, Украине не удалось (или - пока не удалось) отстоять свой цивилизационный выбор на невоенном, гражданском и политическом фронте.
Что есть духовные скрепы русского мiра? Во-первых и в-основных, как мне кажется, это приоритет интересов коллектива над интересами составляющих этот коллектив индивидуумов при одновременном подчинении всего коллектива с его интересами интересам небольшой группы лиц. Технически это достигается пресловутыми вертикалью власти и управляемой демократией, усилением роли репрессивных органов и запретом не только воплощать (борьба с «иностранными агентами»), но и обсуждать какие-либо альтернативные пути общественного развития (антиэкстремистские законы, тенденциозные экспертизы, запрет на распространение информации о метадоновой терапии, ЛГБТ-вопросе (при всём моём неоднозначном отношении к последнему) и т.п.). Практически, это влечёт стагнацию социальной сферы (т.к. вкладывать деньги в нищебродов и калек интересам господствующей группки не отвечает, а инструментов принудить её к этому у составляющих народ нищебродов и калек нет), стагнацию культуры и науки (т.к. и там и там необходима возможность свободного обмена информацией и свободы эксперимента, не ограниченные цензурой), профанирование правосудия и правоохранительной деятельности государства (т.к. менты и судьи становятся стражами не закона, но интересов начальничков, зачастую - беззаконных) и т.п. Всё это встречается и в странах Запада, но там - как уродливое извращение системы, а здесь - как норма. Всё это, по-видимому, было характерно и для Украины времён януковича (скорее всего, и раньше - не мог же он всё это учудить за один неполный президентский срок?).
Майдан предоставил украинцам возможность начать строительство государственных институтов с чистого листа: презик сбежал, менты сбежали, чекисты сбежали, министры сбежали; наоборот, везде стадами ходят волонтёры с кофе и молескинами и... Сложно сказать, что могло бы быть сделано, если б не россия. Волонтёры от культуры попытались взять под контроль Минкульт, например. В то время, когда у нас, извините, Говняшка - министр Прачечной, в Украине могло быть Министерство культуры народного доверия - круто же! Ну и так далее, не знаю - меня тогда тут не было, а сейчас ото всего этого осталось, как кажется, не так уж много, пока ещё сопротивляющихся восстановлению русскомiрного статуса кво: в военное время не до социальных экспериментов, волонтёры воюют и гибнут, а кто не воюет - обеспечивает армию из тыла; выборы эти, проведённые (по всеобщему мнению) только ради того, чтобы иметь легитимную власть при общении с Западом и в противовес российской пропаганде - в итоге привёдшие в расколу майданного единства, педалированию обидок и обострению конкуренции; недовольные радикалы - на грани открытия внутреннего фронта, их давят ментами и т.п., с обоих сторон - герои Майдана, ещё год назад прикрывавшие друг-друга от «Беркута» - полный крах, короче. И то сказать - власть, одной рукой бросающая слабоэкипированных солдат на войну с россией, а другой - закупающая у россии уголь и газ - поступает как власть - но не так, как поступил бы Майдан. Нарастает паника, включается цензура (ср. недавнее предупреждение Экспрессо-ТВ за трансляцию путина), ну и т.п. И хотя пока можно уверенно говорить, что политическая, громадянськая атмосфера в Украине несравнима с российской - гораздо более свободный обмен информацией (например, по выходным тут на Майдане стоят лотки а-ля «у Бланка» в лучшие годы в москве, со всеми этими, запрещёнными в россии, розенбергами, майнкампфами и прочим жидоедским олдскулом); уведомительный, а не заявительный характер митингов и проч. (причём, кажется, это - не достижение Майдана, а было и раньше. Для меня стало несколько шаблоноломательным открытием, что, например, проющенковские граффити времён Первого майдана не только не были замазаны при януковиче, но остались забраны под оргстекло, как бы мемориал; как и памятная доска на Софийской, что там в 2004-м казаки избрали Ющенко атаманом. Это, конечно, не оправдывает вора и убийцу Небесной сотни, но показывает, что у него была и другая, более симпатичная сторона (или просто руки не дошли, что тоже, впрочем, симпатично)) - всё так, но опасность сворачивания этого всего по российскому сценарию, имхо, велика.
Можно сказать, что в процессе великого социального эксперимента, когда кристалл прежней украинской государственности потёк и можно было добиться возникновения совершенно иной структуры, россия вбросила в украинскую колбу, как вредительский реагент, свои войска - и кристаллизация пошла по её, или покрмр, во многом по её сценарию.
А сценарий узнаваемый. Так в 93-м чекисты отжали от ельцина всю демтусовку, напугали его народным бунтом и сподвигли к закручиванию гаек - в итоге, уже в 94-м русско-фашсиские войска штурмовали Грозный. Так постоянной военной угрозой (а потом и прямой агрессией) россия раздувала значение и влияние полевых командиров в Ичкерии, не дав Масхадову поставить эту вольницу под более-менее адекватный контроль. Итог - Беслан, Нальчик, и в конце-концов - перевод ичкерского, тоже многообещавшего проекта с рельс прозападной демократии на путь Имарата, противопоставляющего Большому Сатане своего личного дракона. Теперь такого дракона россия растит в Украине руками самих украинцев - едва ли неосознанно. Именно этому путин приносит в жертву российских солдат, ради этого он накликает на голову россиян санкции и ссорясь со всем цивилизованным мiром, вынужден закручивать гайки внутри страны, чтоб не жахнуло. Зато, когда (если) Дракон окончательно утвердится в Украине, уже неважно будет - зовут ли президента здесь янукович, Порошенко или ещё как-то, хвалят в газетах россию, или ругают - главное, сосед остаётся прибит духовными скрепами к цивилизационной модели русского мiра - и никуда оттуда не денется до следующего Майдана.
Вот в этом - главная вина россии перед украинцами и мiром в целом. И, повторюсь, вина эта - не только властей, но и всех нас, не исключая и «оппозиционеров» и «политэмигрантов». Тому много доказательств и резонов, но главный аргумент - всё тот же Майдан: на вопрос «А что мы могли сделать?» он дал однозначный ответ, значение которого не умалится, даже если в Украине победит новая реакция (да не будет!).