Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-02-02 19:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Солдатские санкции и "гоблинские советы"
Человеку, смотрящему с «гражданки», очень нелегко понять (и это заметно даже по сегодняшним бурным обсуждениям инцидента в Челябинском ВУ), почему солдаты, подвергающиеся унижениям и издевательствам, не обращаются за помощью к правоохранительным органам. Доходит до того, что, в попытке выстроить для себя хоть какую-то непротиворечивую картину солдатского поведения, иные добросовестные и неравнодушные «гражданские» даже приходят к убеждению в некоей непроходимой «солдатской тупости». Мол, «тупые и неразвитые» солдаты просто не знают и не понимают, что для избавления от мучений им надо обратиться в Прокуратуру или в какой иной надзирающий орган; а если даже и догадываются, то, поди, не знают, откуда бы раздобыть АДРЕС этой самой заветной Прокуратуры. И это после всех популярных баек о пресловутой «солдатской смекалке»!
Конечно, конечно: «кашу из топора» любой солдат сварить сможет, а вот обратиться за спасением к прокурору – об этом ни один служивый без подсказки доброго Гоблина не догадается, ибо сие якобы выше его понимания. «Как надену портупею – так тупею и тупею…» - как гласит армейский фольклор…
Я готов защитить солдат нашей армии от столь явного поражения в праве на мыслительные способности. Извечные штатские подозрения военных в некоем присущем им «по определению» глубоком идиотизме тут совсем ни к чему и только затемняют дело, сводя сложную проблему к известной, еще народнической идее «просвещения».
Проделаем небольшой мысленный эксперимент. Допустим, некто предложит вам, уважаемый читатель, принять от него в дар (и без налогов!) 100 000 (сто тысяч) долларов. С одним условием: через неделю 90 тыс. из этих ста вы должны будете отдать… ну, скажем, на благотворительность.
Думаю, что большинство из нас, проделав в уме несложные арифметические операции, быстро сообразит, что «фактически» ему предлагается «на халяву» 10 тысяч самых что на есть американских денег, и с легкостью согласится на операцию, не ожидая от нее ничего, кроме вполне приятного барыша. И так, безусловно, оно и будет… Если только хотя бы на миг не допустить в сознание мысль, что эти деньги – СВОИ.
Ведь их же передали вам? Они у вас? Значит… Так… Позвольте, а почему так много? И почему надо отдавать? И почему на благотворительность?.. Уверяю: совсем немного таких размышлений – и многим простым и честным обывателям станет жаль отдавать не то что 90, а и пять тысяч из уже полученной ими круглой суммы!
Все дело в органически присущем почти всем нам различном отношении к «чужому» и «своему». «Чужие» 90 из «чужих» ста мы вполне готовы и согласны без каких-либо внутренних терзаний - а уж особенно в «мысленном эксперименте»! - отдавать кому угодно и как угодно, поддерживая в самом себе реноме честного человека; но вот когда вдруг дело касается того, что уже стало как бы «свое», «личное»… Тут сложнее!
(Так люди, абсолютно не чувствуя никаких внутренних противоречий, легко говорят, к примеру – «А что б Абрамовичу не отдать на сельские школы пару миллиардов? От него не убудет!» - параллельно тщательно собирая с прилавка 20 копеек сдачи).

Подобная картина наблюдается и в случае нашего «гражданского» обсуждения «гоблинского вопроса» о Прокуратуре и неразумных солдатах. Люди, не «включенные в ситуацию», прекрасно понимают «из общих соображений», как неприятно подвергаться избиениям и издевательствам, и при этом, понятно, с огромным сомнением относятся к такой «ценности», как «стать «дедом». Человек с «гражданки» (особенно если речь идет о женщине) «дедом» никогда не был, становиться им никогда не стремился, никаких перспектив стать «дедом» в его гражданской жизни нет, да и, главное, гражданский человек совершенно не страдает по данному поводу. Он даже вообще плохо понимает, что имеется в виду под этим самым «стать «дедом».
Короче, в данном случае «дедовство» - это классический пример ЧУЖИХ «ста тысяч», которые можно отдать, не раздумывая (хотя бы даже из такой простенькой мотивации, что «где-то в ЖЖ числиться «честным человеком»). А тут и мотивация-то посильнее: БИТЬ не будут! Что ж тут раздумывать-то?!
Однако, заметим, что (как мы, надеюсь, показали в предыдущей части) для «молодого» «дедовство» УЖЕ как бы «в кармане». Он – уже «дед» ЗАВТРА, именно потому, что он – «молодой» сегодня! «Дедовство» – ЕГО! При этом вовсе не стоит напяливать на себя черные очки и подозревать, что все «молодые» мечтают «стать «дедами», поскольку им якобы так уж очень хочется безнаказанно мучить и издеваться над людьми. Вовсе нет!
Как уже отмечалось, «дедовство» мыслится как СВОБОДА внутри ГПЧ. Именно свобода делать и быть КЕМ ХОЧЕТСЯ. Кому-то в «дедовстве» видится долгожданный покой, кому-то – беспрепятственные занятия любимым спортом, кому-то – и упоение ВЛАСТЬЮ… А кто-то и впрямь хочет стать «дедом», чтобы «защищать «молодых» от беспредела». А почему нет?
Мы всего лишь, по сути, иллюстрируем простенький тезис, что МОТИВАЦИЯ поступков человека внутри и вне ГПЧ весьма существенно различается. В ГПЧ господствуют Правила Игры, которые вне ГПЧ (слава богу!) практически непонятны. Одно из важнейших Правил – неприятие «стука» и «стукачей», т.е., говоря прямо, привлечения властей к внутренним делам Казармы.
Впрочем, любые правила немногого стоят, если они не обеспечены Санкциями за невыполнения. За невыполнение данного Правила санкции предусмотрены. И это санкции именно со стороны Казармы, т.е. внутригрупповые. Это СОЛДАТСКИЕ санкции.
«Да что могут сделать солдаты?» - говорит Гоблин. – Опять изобьют? А мы их – в тюрьму! Не осмелятся!» Так он подбадривает новичков.
Увы, солдатские санкции не исчерпываются собственно мерами физического воздействия. Для того и создана внутри Казармы неформальная Система.
«Стукача» не изобьют; с ним поступят страшнее – его НЕ ПЕРЕВЕДУТ. Т.е. он не станет «дедом» никогда.
У нашего подзащитного отберут ЕГО сто тысяч. «Пустая потеря!» - скажете вы?

Как сказать!.. «Не ставший «дедом» оказывается в ЧРЕЗВЫЧАЙНО неприятной ситуации. А именно: ему некому даже пожаловаться! Особенно неприятно, что он оказывается в такой ситуации ИМЕННО потому, что когда-то, наоборот, пожаловался!
Что скажет непереведенный и несостоявшийся «дедушка» командиру? «Почему меня заставляют вместе со всеми вскакивать в 6 утра, когда мне «не положено»? Почему я должен в наряде мыть «очко», а мне не выделяют «молодых», чтобы они делали это вместо меня?» «Почему я должен всю ночь на морозе, как и год назад, разгружать эшелон со смерзшимся углем??!» «Почему я опять, как и год назад, все время хочу спать, а спать удается не более 4-6 часов в день??!» И т.д.
Что ответит ему командир? Что он может ответить?..

Поэтому уважаемым родителям вовсе не стоит особенно рассчитывать на то, что их сын "прекрасно понял" "свои права", рассказал наизусть адрес Главной Военной Прокуратуры и торжественно пообещал "при первых признаках "дедовщины" обратиться КУДА НАДО. Не стоит даже уповать на то, что сын СЕЙЧАС, находясь ВНЕ ГПЧ, совершенно искренне и без каких-либо тайных мыслей НАМЕРЕН именно так и поступить!
Просто пока что "сто тысяч" не поступили на "его счет". Об их поступлении на "годичный депозит" он узнает только в Казарме...
Как понимание этого факта перестроит его мотивацию?!



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]imaginary_me@lj
2006-02-03 05:10 (ссылка)
Есть еще вариант в противовес поощрению жалоб - внутренний вариант, когда все драют толчки, и деды и не деды, и никто не "выделяет молодых", как Вы выразились. Никому не выделяет. И жить по-человечески либо уж всем, либо всем уже после службы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-02-03 05:13 (ссылка)
Практика показывает, что НЕ ХОТЯТ люди драить толчки, пусть и "в очередь", 2 года. Ну не хотят! В этом вся загвоздка...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]imaginary_me@lj
2006-02-03 05:17 (ссылка)
ну а кто "выделяет молодых"? начальство? вот пусть начальство не выделяет их никому. да, пусть все драят. может меньше будут засирать, вот и все. и почему-то по незнанию кажется, что в армии мало кого интересует, чего ты хочешь, а чего нет. так почему это начинает кого-то интересовать после года твоей службы?
и там внизу тоже правильно писали - вставать позже - это одно, а насиловать - это уже не послабления. предел какой-то должен быть все-таки свободе, не все до бесконтрольной и свободы доросли, к сожалению.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-02-03 05:28 (ссылка)
Офицеры В ЯВНОМ ВИДЕ, естественно, не наделяют "дедов" никакими особыми привилегиями. Все, о чем я пишу - это часть негласного и нигде не зафиксированного Соглашения между Казармой и Командованием. И офицеры идут на такое соглашение вовсе не потому, что им такое положение очень уж нравится.
А потому, что это для них практически единственный МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ.
Вы до сих пор не уяснили себе суть проблемы? Хорошо, я поясню еще раз. "Дедовщина" возникает как дополнение к армейской командной системе прежде всего потому, что армейская командная система (то, что я называю везде "армейская организация принудительного членства") НЕ РАБОТАЕТ!
Еще раз, совсем просто и доступно: в Российской Армии "без "дедовщины" ПРИКАЗЫ НЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬСЯ!
Теперь суть ясна?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]imaginary_me@lj
2006-02-03 05:30 (ссылка)
Ну раз проблема так очевидна, почему бы, например, не сделать более суровыми наказания за невыполнение приказов? Увеличивать срок службы в виде наказания, например? должен же быть какой-то механизм регулирования. глупо звучит, ну а "если война"? там приказы понеприятней будут, чем туалеты чистить? и что тогда? чем поощрять?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Не требуйте слишком многого
[info]sapojnik@lj
2006-02-03 05:51 (ссылка)
Мне все хочется порекомендовать вам почитать мои посты по теме - там ведь как раз об этом и говорится. Но это будет совсем уж в духе старины Аммосова, поэтому я пока держусь :))
Постараюсь тезисно. Понимаете, проблема в том, что наказание для солдата ограничивается очень узкими рамками, за которыми - уже прямое причинение вреда здоровью. То есть офицер, в принципе, может, конечно, избивать солдата "за неисполнение" до полусмерти или оставлять без пищи на неделю и более; но скажите, чем он тогда, собственно, будет отличаться от тех "дедов", которых мы тут с вами и со всеми честными согражданами осуждаем уже вторую неделю (совершенно справедливо, должен заметить)?
А самое неприятное, что, строго говоря, наказания должны быть МАССОВЫМИ, ведь особенность современной армии как раз в том, что СЛУЖИТЬ НИКТО НЕ ХОЧЕТ! Понимаете - НИКТО! Когда человек чего-то не хочет, а положительной мотивации НЕТ, то он будет всячески ДЕЛАТЬ ВИД, "филонить", "косить" и т.п. - но не ДЕЛАТЬ, что ПРИКАЗАНО! Изменить что-то в таком случае можно только ГЛОБАЛЬНЫМ и ПОСТОЯННЫМ надзором, буквально - ЗА КАЖДЫМ ШАГОМ. И с немедленным наказанием на "неприлежание" по принципу "стимул-реакция".
В обычном коллективе начальник дал задание, расписал роли, сказал кому и что делать - и занимается своими делами, которых у него и без постоянного понукания с избытком. Не так ли?
В армии не так. Правильно говорят г-да генералы - "хороший командир тот, кто со своими солдатами 24 ч в сутки". Они правы БУКВАЛЬНО. Да, так и есть.
Вопрос - на кой хрен такое "счастье" офицеру?! Вы проводите на своей работе 24 ч в сутки? Вы будете рады, если Ваш муж станет проводить на своей работе 24 ч в сутки? Офицер хочет быть таким же "начальником", как и "начальник" на "гражданке" - т.е. работать 8 ч в день и иметь законные выходные.
Но при этом ему еще надо и отвечать за ПОКАЗАТЕЛИ, которых у него гораздо больше, чем у любого "штатского" начальника. Какой, к примеру, офисный начальник еще и отвечает за ВНЕШНИЙ ВИД своих подчиненных, за длину юбок и расстояние берета от линии лба? А за состояние постелей подчиненных он отвечает?
Пока нет, не так ли?
А офицер отвечает. Для него и ЭТО ТОЖЕ - КАРЬЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. При том, что нужны они только ему, а подчиненным - на фиг не нужны...
До тех пор, пока не включается механизм "дедовщины".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не требуйте слишком многого
[info]imaginary_me@lj
2006-02-03 05:59 (ссылка)
да, матчасть необходима.
замкнутый круг получается - служить никто не хочет, потому что неприятно и дедовщина, а дедовщина - потому что служить никто не хочет. все, тогда проблема нерешаема. слишком далеки от вероятности варианты, что когда-нибудь все служить захотят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не требуйте слишком многого
[info]sapojnik@lj
2006-02-03 06:04 (ссылка)
Ну почему так уж далеки?
Если жестокий враг нападет на нашу мирную страну - служба в Армии для многих станет и долгом, и необходимостью...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -