Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-07-14 19:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение: impressed

Экзамены – 1984. Окончание.
Экзамен Первый
Экзамен Второй.
Экзамен Третий


Экзамен Четвертый – Биология

Да, Сочинение вызвало во мне немало внутренних повизгиваний – что твои американские горки! Сердце вверх, сердце вниз… У-ух! Но хорошо то, что хорошо кончается. Придя в себя от противоречивых переживаний (как же – четверку не пойми за что поставили – будто зря я им монологи Мцыри цитировал!), я ощутил необходимость остановиться, оглянуться…

С одной стороны, ситуация не могла не радовать: «бравый рейд первоклассника по тылам противника» (так я мысленно обозвал свое экзаменацимонное приключение) развивался как нельзя успешно. После трех экзаменов, из которых я изначально не был готов, как выяснилось, ни к одному – у меня «в зачетке» образовалась весьма симпатичная коллекция цифр – 4-5-4. То есть ход я набрал крейсерский.
С другой стороны, впереди меня ждало то, о чем я даже боялся подумать: БИОЛОГИЯ! Вот уж это была засада так засада!
Дело в том, что собственно к данному предмету у меня отродясь не было никакой склонности. Какие-то, прости господи, пестики, тычинки… А уж о картинке «выделительная система червяка в разрезе» я и вовсе не мог думать без отвращения.

Решив не нарушать традиций, я явился и на «консультацию» перед последним экзаменом (если уж на апелляции я упорно не хожу). Консультация меня просто умилила своей прямо-таки университетской чинностью и благонравием. Народу было мало, человек 50 (видимо, «выжившие» отбросили надежду извлечь из консультаций что-нибудь путное), в основном аудитория состояла из девушек в нарядных, но строгих платьях, кое-где очень слабо разбавленных очкастыми молодыми людьми в белых рубашках. Заметно было, что эти робкие юноши волнуются почему-то гораздо больше, чем девушки.
Старенький профессор (тоже в очках) называл всех коллегами и на «Вы», общение шло вполголоса, все прилежно что-то строчили в тетрадях и поднимали руку, когда хотели задать вопрос. Я озирал все собрание с веселым любопытством – благо, большую часть как вопросов, так и (что, безусловно, хуже) ответов мне все равно было не понять.
Какой же разительный контраст с той вакханалией, которую я наблюдал всего три экзамена назад – перед математикой! Где все те вальяжные молодые люди с видом юных Лобачевских, где хихикающие петеушницы, толкающие друг друга в бока и сидящие всегда так близко, словно ненароком пришились юбками друг к дружке?
Тут, прерывая мои сравнительные размышления, с задней парты вдруг поднялся незамеченный мною ранее жуткого вида юноша с навек перекошенным лицом и, с натугой, нещадно заикаясь и брызгая слюной на всех вокруг, принялся задавать какой-то очень длинный вопрос. При этом он размахивал руками и дергал головой так, словно параллельно вел бой с неким невидимым противником.
Я только смог понять, что речь шла о каких-то представителях ракообразных. Потом я решил, что у вьюноши совсем беда с дикцией – и только минуту спустя сообразил, что это он, оказывается, сыплет какими-то терминами на латыни!
Извинившись, я вышел из аудитории и больше в нее не вернулся.
Уходя совсем с факультета, я еще задержался перед все еще висящими «простынями» с оценками за все уже сданными экзаменами. Глядя на замысловатые узоры из белых, синих, зеленых и весьма редких красных пятен (соответственно «двоек», «троек», «четверок» и «пятерок»), я пытался успокоиться и заодно извлечь из аляповатого творчества учебной части какое-то сакральное знание…
И ведь, не поверите, извлек! Не зря все ж обучался математике с дядей Андрюшей! Сопоставив количество «двоек» и «пятерок», вспомнив конкурс и количество мест на факультете (70, не считая «рабфак» и «нацбронь») я произвел в уме нехитрые вычисления – и решил, что «проходным» баллом будет «17» (и ведь, забегая вперед, похвастаюсь: угадал! «Проходным» и впрямь было 17!)
А коль так, утешил я себя – значит, еще далеко не все потеряно! Ведь сие означает, что за «биологию» я вполне могу получить «4» - и поступить!
Так что ж: неужели я не смогу получить жалкую «четверку» по биологии?! Это смешно! Надо только малость подучить… За оставшиеся 4 дня…
А латынь, невзирая на провокации кунгфуиста-заики, мы пошлем - знаем куда! Ишь, чего удумали, право слово. Я не знаю, как эти органы по-русски-то называются... Нет, латынь – к черту. Продолжаем держаться старого принципа: все, что не из школьной программы – от лукавого!

И я бодро отправился по уже знакомому адресу – в районную детскую библиотеку. Там я нагрузился учебником по «Ботанике» за 5 класс, по «Зоологии» за 6-7 класс, по «Общей Биологии» за 9 и 10 классы и еще какими-то. В общем, взял все. Некоторое время обдумывал «Природоведение» за 4-й класс – но решил оставить. Бог с ним, с природоведением!

Был, собственно, только один фактор, внушавший мне оптимизм: не любя собственно «биологию» как науку, я с отрочества очень любил книгу некоего Игоря Акимушкина «Занимательная биология» из моей любимой серии «Эврика». Книга чуть ли не мне ровесница – но она была написана настолько интересно и захватывающе, что я даже в 10 классе одно время подумывал о том, чтобы пойти «в генетики». Уж так здорово и понятно там были описаны опыты Менделя и все прочее!
Я бы, может, и пошел – если б не нежелание резать червей и заниматься прочими биологическими делишками…
Книга Акимушкина давала мне не столько знания «по программе», сколько некий КРУГОЗОР, понимание того, как одни разделы биологии связаны с другими. На это понимание, опять, как в случае с историей, надо было нанизать хоть какие-то ФАКТЫ…

И я усердно читал и читал детские учебники.



На экзамен я, обнаглев, заявился уже почти к обеду – и даже, пока ехал в метро к станции «Проспект Маркса», гнал от себя мыслишку «а ну как я сейчас приеду, а все уже разошлись? Как-никак, уж три с лишним часа, как началось…» - и это волнение практически вытеснило другое – «как сдавать буду?» Спешка, желание «быстрей-быстрей» не дали мне как следует поволноваться об исходе экзамена.
Однако, в аудиторию я ворвался даже не последним. В коридоре еще кто-то был. В самой аудитории сидело человек шесть «абитуры», все, кроме меня, девушки. Не знаю почему, но меня это обнадежило.
Принимал экзамен старый хрыч и две молоденькие ассистентки рядом с ним. Хрыч был с усами, густыми бровями, тяжелым взглядом и тростью с набалдашником. Вид, впрочем, он имел скорее не грозный, а безучастный, а отвечающих «пытали» только его помощницы.
Мне достался билет с ботаникой. Я совсем приободрился. Тем более, что старого хрыча я решил в расчет не брать – и, таким образом, получалось, что в аудитории я один МУЖЧИНА в окружении молоденьких, трепетных девушек.
Об общении с трепетными девушками я в те годы имел познания больше теоретические, но всё равно. Тут уж, извините, БИОЛОГИЯ, ничего не поделаешь: один-единственный петух в курятнике не может не чувствовать себя Царем зверей!
Я и почувствовал. Да еще напомнил себе, что особо «рваться» не надо: четверка-то вполне устроит!
И пошел отвечать. Что-то про виды опыления, перекрестное опыление… Я как-то живо представил себе потасканный учебник «Ботаники» за 5 класс, мысленно открыл его – и, пусть смутно, но я как будто различал строки и рисуночки из соответствующего параграфа… И шпарил! И чувствовал, что тема «перекрестного опыления», о коей я вообще не имел представления еще 3 дня назад, мне чем-то близка и понятна!
Да, я уже, сам не понимая как, стал тем самым крейсером на крейсерском ходу. И меня даже нимало не смутил бестактный вопрос одной из ассистенток, которая, вклинившись в мои излияния, зачем-то спросила:
- Да, а расскажите нам, пожалуйста, о Двойном Оплодотворении?!

Этот вопрос был, в числе прочих, в билете. И я, потратив в ходе так называемой "подготовки к сдаче" полчаса на воспоминания, так и не смог различить "двойное оплодотворение" среди вороха сведений, беспорядочно сваленных посреди пыльного "чердака" - своей несчастной головы. Одно ясно - едва ли что-то особо неприличное – все ж тема-то из учебника для 5 класса. И отправился отвечать "так"...
В другое время такой вопрос, возможно, меня бы и сбил с панталыку. Все ж очень неприятно, когда тебя ловят на явной «дыре» в познаниях – причем даже не на дополнительном, а на ОСНОВНОМ, «билетном» вопросе!
Но тогда меня вело вдохновение – и странная убежденность, что «четверки мне хватит».
Поэтому вопрос въедливой аспирантки-биологини не застал меня врасплох. С легкой улыбкой, почти без паузы, я ответил, глядя обеим экзаменаторгшам поочередно в глаза:
- Вы знаете, - признался я, - я, к сожалению, забыл, что такое «двойное оплодотворение».
Дав обеим совсем небольшую паузу на переваривание этой информации, я почти сразу сказал, не выпуская из рук инициативы:
- Так я продолжу свой ответ?
Девчонки, видимо, растерялись. Наверно, они не ожидали такой скорой сдачи. Может быть, по прошлому опыту (я сдавал все ж в самом конце экзаменационного дня) они ждали непременного блеяния, меканья, совершенно диких версий того, чем же МОЖЕТ БЫТЬ загадочное «двойное оплодотворение»…
И они затихли.
А я, нисколько не поколебавшись, продолжил свою песнь. Смутно различимые во мраке памяти страницы школьного учебника вели мой рассказ…
И вдруг, поговорив еще минут 10, я услышал совсем неожиданное. Вторая экзаменаторша, чуть не всплеснув руками, тоже прервала меня, воскликнув:
- Но позвольте, молодой человек! Ведь то, что Вы вот сейчас рассказываете – это ведь и называется «двойное оплодотворение»!!
Я не люблю, когда меня постоянно перебивают, и, возможно, в моей улыбке сквозила тень недовольства, когда я поощрительно ответил ей:
- Ну вот видите, как хорошо!...

Я отбился! Напоследок, явно не желая отпускать, меня спросили совсем ни к селу ни к городу – дескать, известны ли мне живые существа, способные жить ВООБЩЕ БЕЗ ВОЗДУХА?! Мысленно вознеся хвалу великому Акимушкину, я мягко ответил:
- Да, такие существа есть. Это такие микроорганизмы. Называются они (внимание! Маэстро, туш!!) АНАЭРОБНЫЕ БАКТЕРИИ!

Старый хрыч долго и старательно выводил в моей зачетке «Отл.», после чего уставился на нее долгим взглядом естествоиспытателя. Стоял чудный июльский день, светило солнце, в аудитории бегали солнечные зайчики. Руки у меня слегка дрожали, и я терпеливо ждал, сам не понимая чего.
Видимо, покончив, наконец, с непростой операцией сложения четырех цифр в уме, старичок-биолог поднял глаза на меня и задумчиво изрек:
- Так-так… 18 баллов, значит…
В его голосе сквозило явное сомнение.
- Что, думаете, не хватит? – задал я дурацкий вопрос. И тут же поймал себя на том, что С ВОЛНЕНИЕМ жду ответа!
- Да нет, - сказал старичок, изрядно поразмыслив. – Наверно, должно хватить…
- Так я пойду? – спросил я, не веря.
- Идите, - с грустью произнес он. – Только зачетка остается у меня. Она ведь вам уже не понадобится...
И он вдруг улыбнулся - так же грустно и почему-то слегка виновато.

Я вышел в пустой и гулкий коридор летнего факультета. Старое здание МГУ. Центр Москвы. Он – МОЙ!!

«Ах ты, старый черт – «должно хватить»! – подумал я. – На балл больше, чем нужно!»

И, счастливый, побежал домой. «Мама сегодня испекла мой любимый пирог с лимоном!»
Пирог и радостная мама ждали меня - независимо от результата.

КОНЕЦ.



(Добавить комментарий)


[info]timur_aliev@lj
2006-07-14 13:04 (ссылка)
Замечательно!! Алексей, спасибо Вам за эту тетралогию.
Вы, кстати, не думали пропечатать ее в каком-либо журнале, тем более, что сейчас пора как раз экзаменов?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Спасибо!
[info]sapojnik@lj
2006-07-14 13:08 (ссылка)
Да где ж такое напечатать - во "Власти" или в "Эксперте"?! :))

Боюсь, там не возьмут. А в "Новый мир" предлагать - не по чину, думаю. Я ж не писатель...
Да и выходит ли он, "Новый мир"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]timur_aliev@lj
2006-07-14 13:20 (ссылка)
насчет "Власти" и "Эксперта", думаю, Вы правы :))
хотя, почему бы не предложить?

А "Новый мир" выходит...
его редактор, кстати, свой ЖЖ имеет - http://avvas.livejournal.com/

а потом есть и еще же журналы...
"Огонек", "Большой город", еще какие попроще...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]kspshnik@lj
2006-07-14 17:39 (ссылка)
Ну давайте теперь приличного человека, с дипломом МГУ, в "Большой Город" вступать..

;))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]timur_aliev@lj
2006-07-15 10:16 (ссылка)
но у БГ не самый маленький тираж и не самый глупый читатель, коллега :)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
[info]axexa@lj
2006-07-14 18:11 (ссылка)
в утиной правде ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]sapojnik@lj
2006-07-14 19:21 (ссылка)
Так и там скажут - "неформат". Про Англию ведь ничего нет!

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
[info]timur_aliev@lj
2006-07-15 10:12 (ссылка)
а если в "Собеседник"?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orloffm@lj
2006-07-14 13:23 (ссылка)
Шикарно! Особенно прекрасно "Вы знаете, я, к сожалению, забыл, что такое «двойное оплодотворение»."

(Ответить)


[info]ex_torpusma@lj
2006-07-14 13:57 (ссылка)
Кайф. Спасибо.

(Ответить)

um conto gostoso
[info]falcao@lj
2006-07-14 14:32 (ссылка)
Вкусный сериал. Прочитал с удовольствием.

(Ответить)


[info]domik44@lj
2006-07-14 14:42 (ссылка)
Как жалко что сдавать всего четыре экзамена. А вот была "Юность" для такого жанра.

(Ответить)


[info]shumeykina@lj
2006-07-14 15:14 (ссылка)
Алеша, спасибо Вам большое:))))
для меня это приятное окончание и без того замечательного вечера;)

(Ответить)


[info]xolerushka_@lj
2006-07-14 15:15 (ссылка)
Восхищена Вашей памятью!
я вот еще не закончила, а уже не помню как поступала :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-07-14 19:42 (ссылка)
Ох, память девичья...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xolerushka_@lj
2006-07-14 21:52 (ссылка)
не без этого :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]agent_008@lj
2006-07-14 17:19 (ссылка)
супер!

(Ответить)


[info]scrpbk@lj
2006-07-14 18:06 (ссылка)
Браво! А больше Вы никаких экзаменов не сдавали? Вождения? Курсы какие-нибудь?:)) Так бы и читала...:))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-07-14 19:43 (ссылка)
Специально для вас - повтор еще одного "мгу-шного":

http://sapojnik.livejournal.com/145656.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scrpbk@lj
2006-07-14 21:17 (ссылка)
Замечательный рассказ! Если позволите, помещу ссылки на все Ваше "мгу-шное" в своем журнале, пусть народ читает.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-07-15 05:46 (ссылка)
Конечно!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]axexa@lj
2006-07-14 18:12 (ссылка)
спасибо за рассказ, очень занимательно

(Ответить)


[info]taki_net@lj
2006-07-14 19:15 (ссылка)
Пирог-то был?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-07-14 19:19 (ссылка)
А как же! :))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bustrofedon@lj
2006-07-14 20:59 (ссылка)
Спасибо огромное за доставленное удовольствие!

:-)

(Ответить)


[info]evgeniysharapov@lj
2006-07-14 23:42 (ссылка)
Присоединяюсь. Замечательно написано. Держит читателя в напряжении до самого финала. Хоть он и известен.
А вообще, больше всего поражен вашей памятью. Помнить столько деталей. Понятно, что человек как правило запоминает именно детали, но их количество в вашем повествовании поражает.
Опубликовать все же надо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-07-15 08:58 (ссылка)
Там, где подводит память, на помощь приходит фантазия...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]poulon@lj
2006-07-15 06:37 (ссылка)
а что такое анаэробные бактерии?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Это какой-то личный интерес?
[info]sapojnik@lj
2006-07-15 08:57 (ссылка)
Микроорганизмы, практически не использующие кислород для своей жизнедеятельности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Это какой-то личный интерес?
[info]kir16@lj
2006-07-17 05:16 (ссылка)
Вообще не использующие. Более того, от кислорода они дохнут.

(Ответить) (Уровень выше)

Здорово, Алексей
[info]burzumka@lj
2006-07-15 09:23 (ссылка)
Очень здорово. Но в толстые журналы, к сожалению, похоже действительно не возьмут - нынче отрицательный личный опыт в моде: бегство из пылающего Грозного, там, участие в боевых действиях, нытье про потерянное поколение.

Вопрос: а вы дописывали постепенно по мере выкладывания или все и сразу?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Здорово, Алексей
[info]sapojnik@lj
2006-07-15 09:26 (ссылка)
Спасибо!

Нет, если б все сразу - я б все сразу и выложил! :))
Писал и выкладывал "по мере накопления".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]organa_sensuum@lj
2006-07-17 03:35 (ссылка)
браво! очень хороший текст!

(Ответить)


[info]demset@lj
2008-07-31 17:56 (ссылка)
В следующем году сыну поступать на географический факультет МГУ.
Читал и почему-то заранее переживал за него.

(Ответить)