Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-09-20 11:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
По поводу "Парфюмера"
Нет, не про фильм я еще не смотрел, колеблюсь – идти или нет? Какое-то есть у меня предубеждение против немецкого кино вообще…
Но я о самом романе. Честно говоря, мне всегда казалась совершенно неправдоподобной основная ПРУЖИНА сюжета романа. Странно, что на это почему-то не обращали внимания критики.
Главный герой романа «Парфюмер», Гренуй, наделен способностью различать запахи, так сказать, с феноменальной разрешающей способностью. Он попадает к лучшему парижскому парфюмеру тех времен и сразу поражает его тем, что оказывается способным тут же, буквально не отходя от кассы, смешать аромат неких духов, которые сам знаменитый парфюмер смешивал в поте лица долгими зимними ночами. Ну, в итоге парфюмер берет способного юношу к себе на работу, тот его убивает, сам становится знаменитым парфюмером и т.д. Читайте роман!
Я вот к чему. Допустим, роман был бы не о великом парфюмере, а о великом поваре. Реконструируем (или деконструируем?) сюжет: вот наш главный герой, будущий Великий Повар, попадает к главному повару Парижа (в Версаль, видимо). Дальше – как в романе: Королевский повар колдует над очередным супер-блюдом (тут без натяжки: Париж – это ведь столица не только парфюмерии, но и кулинарного искусства). Повар доволен своим творением, но наш герой (как в романе) заявляет, что ему «все понятно». «Ну-ну», - говорит уязвленный повар.
«Да без проблем!» - отвечает наш БУДУЩИЙ великий повар, Человек, Не Имеющий Вкуса. Он откусывает маленький кусочек СУПЕР-блюда и тут же без запинки перечисляет: «Так: в вашем блюде использованы: кусок свинины, немного баранины, фейхоа, кардамон, томатный соус, апельсиновый сок, перец, соль, сахар, молоко и чуть протухшие яйца…» «Яйца были свежие!» - возмущается повар. «С тухлинкой, с тухлинкой!» - отвечает самоуверенный юноша…
После чего берет все указанные ингредиенты и тут же, не отходя, бацает точно такое же блюдо, только еще вкуснее.
Ведь бред, не так ли? Мы-то понимаем, что знания одних только ингредиентов, без знания собственно РЕЦЕПТА приготовления, совершенно недостаточно! Да что далеко ходить: вот вам – курица, томатный соус, соль, перец. Подите, сделайте из него НАСТОЯЩЕЕ чахохбили!
Почему же для смешивания духов оказывается достаточно знания «составляющих запаха»? Непонятно. Профанация какая-то, по-моему.


(Добавить комментарий)


[info]ocehb@lj
2006-09-20 04:23 (ссылка)
"сам становится знаменитым парфюмером" -- а вы роман читали?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-09-20 04:39 (ссылка)
Читал, но давно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ocehb@lj
2006-09-20 04:49 (ссылка)
зря.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-09-20 05:12 (ссылка)
Зря читал? да нет, не думаю. Мне было очень интересно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ocehb@lj
2006-09-20 05:15 (ссылка)
просто вы забыли все. у гренуя была локальная слава, убийцы.
о нем, как о парфюмере, мало кто знал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zweifler@lj
2006-09-20 05:43 (ссылка)
Не убивал он этого старого парфюмера. Да и сам парфюмером-мастером так и нестал. Остался подмастерьем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]uzerzerzer@lj
2006-09-20 04:29 (ссылка)
А чего? Нормальный повар вполне сможет повторить чужое блюдо. Особенно сваренное не таким хорошим поваром.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-09-20 04:38 (ссылка)
ПОВАР, вот именно! Тот, кто ЗНАЕТ КАК, а не ЗНАЕТ ИЗ ЧЕГО. Вспомните - герой, попав первый раз к Бальдини, понятия не имеет о парфюмерии как таковой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uzerzerzer@lj
2006-09-20 04:59 (ссылка)
Видимо, предполагается, что смешать духи - это значит налить в банку ингридиенты, хорошо перемешать и voi la - мастер повержен. А вся сложность не в том, чтобы знать КАК смешивать, а в том, чтобы знать ЧТО смешивать и, главное, в каких количествах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

хоть я и не парфюмер, и не повар.
[info]taisha@lj
2006-09-20 05:17 (ссылка)
но могу сказать, есть ли в продукте консервант, или его нет.
Не смотря на этикетку.
Вчера вот не стала в столовой есть котлету...Чуть тухлые яйца мне ни к чему.Да, есть осечки.Или съем иногда чтуь больше чем..с голода...Или еще какая хрень, отвлекающая от.
Но знать, ЧТО и в КАКИХ количествах, вполне можно без прочтения состава.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]denisavr@lj
2006-09-20 05:02 (ссылка)
в фильме известный парфюмер возмущается тем, КАК гренуй смешивает ингредиенты. но у гренуя получается, несмотря на то, что он делает это неправильно.

но после этой сцены гренуй просит обучить его искусству парфюмерии, и известный парфюмер его учит, хотя это и почти не показано. но дано понять, что процесс обучения пошел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taisha@lj
2006-09-20 05:22 (ссылка)
Да, вроде бы там главный герой пришел к известному парфюмеру, и зачем то ему это было надо. Я так и считала, когда читала книгу, что именно затем, чтобы научится азам этого искусства, парфюмерии как-то, ведь что-то же заложилось. А потом он уходит, и пошел себе дальше)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stpython@lj
2006-09-20 06:08 (ссылка)
Чтобы научиться сохранять запахи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taisha@lj
2006-09-20 06:49 (ссылка)
А, ну молодец, чувак, поварам тоже важно пройти курс нормальной обработки продуктов, конечно..)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kislin@lj
2006-09-20 04:51 (ссылка)
Сравнение с поваром - хорошо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arhiloh@lj
2006-09-20 04:56 (ссылка)
Но, возможно, не вполне корректно. Для приготовления пищи недостаточно смешать ингридиенты. Но для приготовления духов, может, и достаточно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kislin@lj
2006-09-20 05:50 (ссылка)
Увы, тут я пас. Что называется, "не в теме".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arhiloh@lj
2006-09-20 05:56 (ссылка)
Я, собственно, тоже всего лишь гипотезу выдвигаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taisha@lj
2006-09-20 05:08 (ссылка)
А может, тот чувак и не собирался готовить старое чахохбили. Может, его что-то другое прикалывало. Он же не старые духи в результате сварганил? Насколько я помню, хоть и читала книжку не вчера, он сделал новые смеси.
Так зачем ему рецепт старых?
Профанация старых идей, да. А ты хочешь,чтобы их не было?))
А ведь парфюмеру было плевать на то, что считается НАСТОЯЩИМ чахохбили. И он вообще заставил пусть и жутким образом, но признать нечто другое...
Да.Это опасно.

(Ответить)


[info]arpad@lj
2006-09-20 05:31 (ссылка)
Cама идея о "самородке который все интуитивно понимает" это профанация.

Сам роман впрочем вообще не о том - там просто дешево обыгрывается образ дьявола "говорящего на всех языках", отсюда и концовка.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]taisha@lj
2006-09-20 05:38 (ссылка)
Книги вообще это в чем-то хорошая иллюзия)))
Но...а почему дешево в той книге обыгрывается?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arpad@lj
2006-09-20 05:40 (ссылка)
почему дешево или почему обыгрывается :) ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taisha@lj
2006-09-20 06:48 (ссылка)
Хм...почему дешево, скажем, так, да...)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arpad@lj
2006-09-20 08:21 (ссылка)
Ну неживое оно все там. И это компенсируется эффектами и выбором сюжета.

Хорошо хоть автор в позу не встает как какой-нибудь Коэльо, но все равно - пусто, скучно. Вялый интерес на уровне конструкции, как у Акунина.

Конструкция положим оригинальна. И что? В любой хорошей не художественной книге по истории, психологии, биологии etc я найду десятки оригинальных конструкций куда более интересных чем эта. Причем имеющих место быть в реальности.

Ни сердцу ни уму. Такие дела.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taisha@lj
2006-09-20 10:00 (ссылка)
Я сведу это все в то, что вам не понравилось))Иначе мне непонятно, так как я конструкуциями не оперирую, это что-то неживое?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arpad@lj
2006-09-20 10:59 (ссылка)
а не надо сводить :)

Достоевский мне, скажем, не нравится. И как мыслитель и как писатель. Но классифицировать его как пустое место я не стану.

Есть то что не нравится. А есть то что литературой по большому счету не является. На мой вкус "Парфюмер" относится ко второму типу. Относится к мусору культуры - пустому набору сочетаний внутри освоенного пространства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taisha@lj
2006-09-20 14:47 (ссылка)
Я вообще ничего не стану классифицировать:))
Потому могу сказать лишь, что я понимаю главного героя книги Парфюмер.
Не то,чтобы она мне нравилась очень,ибо тяжелая.Но понимаю.
И сама могу рассказать историю про девушку, которая любила в своем муже интонацию его Голоса...А потом эта интонация стала уходить. Сначала потихоньку,потом изменения стали все более видны, но она тогда еще не умела не валить все на себя и на другого, а пользоваться сферой ощущений как положено. И потому все рухнуло после тяжкой агонии, навернув его и ее мир,так каак знать она не могла, что случилось, когда ее позвал из Питера другой голос, нет,он был не такой,но что-то и в той интонации было такое, что она все бросила и уехала.
И после долго мучалась чувством собственной вины,пока оно не выжгло все.
И вот еще после.Эта девушка стала понимать много вещей,ранее недоступных, и она это я, герои Достоевского мне непонятны, тем не менее, не исключаю,что станут они, когда-то и как-то.
Но совсем не потому,что где-то был найден список с литературой "по большому счету"))
Пока могу сказать, что мне нравится принимать то, что мне нравится, а не то,что написано в списке.
Потому короче говоря, ваши аргументы не находят у меня отклика, а аргументы Парфюмера, да.
По всему,что вышеперечислила.
Так что для меня это УЖе не пусто, для вас,да.
И еще, думаю, что книжка не так, чтобы дешево продавалась, а ведь брали...значит людЯм зачем-то надо, раз они за свои кровные ее покупали, а литературой по большому счету выложены у многих полочки на дачах...
И в магазине она в три раза дешевле, чем...
Хотя она может тоже клевая..Может,просто люди пресытились.
Но факт такой, кому что нравится...
Если не классифицировать ничего, а просто читать чего хочется.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polina_k@lj
2006-09-20 06:05 (ссылка)
Я помню этот эпизод с первым визитом Гренуя к Бальдини. Если следовать логике книги, и только книги, духи именно смешивались - из уже готовых эссенций и раствора (все сложности с возгонкой, выпариванием и пр. относились только к изготовлению чистых эссенций, но не смешанных духов). Так вот, Гренуй, унюхав, сколько было пропорционально каждой составляющей в тех духах, которые Бальдини взял за образец, смешал такие же. Он еще и слишком много ее смешал, к ужасу Бальдини. Но - смешал.
И если проводить аналогию с едой, то я бы не собственно с кулинарией сравнивала, а... с изготовлением алкогольных коктейлей. ;)
Однако я бы в принципе не стала подходить к "Парфюмеру" с позиций реализма. При всем богатстве и достоверности деталей, эта книга - многоярусная метафора, она символична. Не знаю, обыгрывается ли в ней дьявол, или же идет в ней речь о... кромешной посредственности, об антиодаренности (каковой обладает, в конечном итоге, каждый маньяк).

(Ответить)


[info]mike67@lj
2006-09-20 06:29 (ссылка)
С едой сравнивать нельзя, так как в приготовлении пищи используются необратимые процессы термической обработки. Поэтому важно, что куда и на какой стадии добавляется. Ну и химическое взаимодействие пищевых носителей происходит. тоесть кусок мяса можно замариновать до жарки, а можно заставить пропитываться овощными соками уже при тушении.

А вот пример с приготовлением коктейлей или салата из трех-четырех компонетов - нормальный.
То есть у термически обработанной пищи есть прошлое, у салатов и коктейлей - нет.

(Ответить)


[info]dadrov@lj
2006-09-20 08:27 (ссылка)
Да ну, начетничество это.
роман не читал - мне не интересен, на фильму не пойду. Обратил только внимание на то, что фильму по роману Зюскинда снял Тыквер и аналогичная пейсобратия.

(Ответить)


[info]jagg@lj
2006-09-20 09:02 (ссылка)
Я не читал. Спасибо добрым людям. Я вообще стараюсь не читать опусов, авторы которых мошенничают,-- разве что на безрыбье. Или по недосмотру, прочитаю страниц 5, пойму, что автор -- мошенник, и заканчиваю. Незачем, да еще глядишь, какой мусор в мозги пролезет. Я ж не супермоск, чтоб за свой антивирус уверенным быть на все 100.

(Ответить)

НИЗАЧОТ!
[info]sadovnik_rus@lj
2006-09-20 10:22 (ссылка)
Слабо и поверхностно, ув. Сапожник! ВИдно, что читали давно и очень быстро. Знание ингредиентов действительно еще не все искусство парфюмерии. А Гренуй распознавал не только сами компоненты духов, но и умел их извлекать (очень интересно описаны технологии, которые он осваивал) и определенным образом смешивать. Более того - он знал - "Формулы" - т.е. такие формулы духов, которые так или иначе влияют на людей. И девушки, которых он убивал десятками, нужны были ему для извлечения из них их девственного вкуса, точнее, запаха. Так что в романе все достаточно хорошо скомпановано, не то что в Вашей "аналогии" из "КУлинарного техникума". А теперь несколько слов об интерпретациях романа - я думаю, что один из пластов - это передача сути современного маркетингового общества в его переложении на Средневековье. Все эти соверменные "магические формулы", "секрет вкуса", "Тайна, доступная Вам", "секретная формула", "духи с феромонами" и т.д. - все это работающие манипулятивные техники современного массового потребительского сознания. И, вот, в романе как раз и показано - что можно сделать с людьми при помощи сильных тайных манипуляций с запахами (а распознавание запахов, как известно - это самые нижние реликтовые слои мозга). Там был и культ и массовый психоз и все как у нас - "Фабрика звезд", "Последний герой" и все такое...

(Ответить)