Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2007-06-28 00:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
1941-й как травма
Хоть и живу в Москве, читаю "Русскую жизнь" в основном в рунете, так как в привычных точках "распространения печатной продукции" журнал мне не попадается (за исключением первого номера - его я сумел купить на лотке, спустя две недели после официального выхода).

В четвертом номере, конечно же, первым делом стал читать Храмчихина (согласен с Ольшанским, что на сегодня это лучший в России публицист). Статья, посвященная осмыслению 22 июня 1941 года. Как можно было так сокрушительно проиграть, как это случилось с нами в начале Великой Отечественной? ... И... почему мы все-таки победили, если так начали?

Храмчихин приводит заново недавно открывшиеся факты: что на момент начала боевых действий немцы уступали нам почти по всем параметрам - и качественно, и количественно. Что по танкам наше превосходство было почти как 6:1, по самолетам - 3:1, по количеству бойцов - примерное равенство. Что при этом наши танки были чуть не по всем параметрам мощнее немецких, что наши самолеты почти не уступали немецким, а мнение, будто бы чуть ли все самолеты СССР были "сразу уничтожены на аэродромах" - это не более чем миф.

То есть ни о каком будто бы совершенно необходимом трехкратном превосходстве наступающего над обороняющимся не было и речи!

Храмчихин пишет, как всегда, очень эмоционально и убедительно. По сути, он показывает, что за 1941 год наступающие немцы фактически дважды разгромили противостоящие им Вооруженные Силы противника... То есть - НАШИ Вооруженные Силы. Одна и та же группа наступающих армий дважды за год разбила, уничтожила и взяла в плен ПРЕВОСХОДЯЩИЕ ИХ войска! Ну, а в третий раз, извините, уже не смогла - поэтому с декабря 1941 года у немецкой армии начались проблемы...

Это я всё пересказываю Храмчихина; наверно, зря - всяко лучше почитать его самого. Меня, однако, поразило вот что: изложив все эти убийственные факты, далее Храмчихин все ж переходит "по стандарту" - к "беспрецедентному героизму" наших воинов. С Храмчихиным перекликается Галковский - в том же номере "Русской жизни" он пишет: Биологически русские прекрасные солдаты, и на этом, ценой своей крови, мы выиграли в 1941—1945 годах.

Раньше я, воспитанный советской школой, безоговорочно согласился бы с Галковским. Но теперь, когда вскрылись, наконец, реальные факты...

А может быть зря мы так привычно считаем, что "русские - прекрасные солдаты" да гордимся "массовым героизмом"? Какие ж, положа руку на сердце, "прекрасные", да еще "биологически"?!

Я не люблю немцев, "фрицев", с детства; но, наверно, пора бы уж признать, по опыту той Второй Мировой: биологически прекрасные солдаты - во всех смыслах - это, несомненно, они; а мы, русские, им и в подметки не годимся в этом смысле. Вспоминаю и еще один поразивший меня не так давно факт - про Курскую Дугу; ведь, оказывается, немцы и там фактически не имели никакого ни численного, ни качественного превосходства! Не то что 3:1 - там было 1:1! И при этом на Курской Дуге ни о какой "внезапности" вообще не может идти речь - это была фактически "хроника заранее (за несколько месяцев!) объявленного наступления; Советской Армии было известно почти всё: где будут наступать, как, у нее была бездна времени подготовить эшелонированную оборону...

И что? А то, что немцы ведь, по сути, ПРОРВАЛИ Курскую Дугу! 43-й год! У нас были уже не "необстрелянные бойцы", все факторы в нашу пользу - и тем не менее: прорвали, гады. И "танковое сражение под Прохоровкой" немцы считают своей победой - и не зря ведь, между нами, считают; писать обоснования можно какие угодно - но поле боя-то осталось за ними! А как еще определять, кто победил в сражении?

А все эти Клейсты, Гудерианы, Гепнеры? Это ж, получается, были ГЕНИИ? Так? Как они могли побеждать, окружать АРМИИ - ведь их, сволочей, было меньше? Ведь их танки были хуже? Ведь они воевали на ЧУЖОЙ территории, блин?!

Если в технике у нас с самого начала войны всегда было и количественное, и качественное превосходство, если "по людям" было равенство, а немцы все равно нас били и били - то какой должен быть вывод? Один-единственный: что в КАЧЕСТВЕ БОЙЦОВ немцы нас превосходили НЕИЗМЕРИМО!

Резуна-Суворова, между прочим, наши патриоты должны бы, по идее, носить на руках: ведь он единственный предлагает хоть какое-то утешение израненному национальному самолюбию русских; только он ласково говорит - не расстраивайтесь, друзья! Все дело в том, что советским просто не дали наступать, опередили. А если б дали как следует ударить - о-го-го! Знай наших! И Суворов много и подробно рисует картины "победоносного наступления Красной Армии" после "Дня М", льет елей на израненную душу патриота...

Вот только, зная, как было дело в 1941-м, уже и сказкам Суворова не веришь. Что-то подсказывает, что ни хрена не вышло бы и из наступлений ТОЙ армии - как не вышло и из обороны. Если немцы перемололи в реальном 1941-м, по Храмчихину, и "РККА-1", и "РККА-2" - они бы разделались с ними и в полумифическом "Дне М". МОжет быть, не так эффектно. Но и у нас не было бы железного оправдания "что на нас напали внезапно".

Череда непрерывных разгромов 1941-го - это ведь для русского человека, по-моему, что-то сродни осознанию факта своей смертности. Во всяком случае, чем больше я об этом думаю, чем больше узнаю - тем больше мне хочется вообще об этом не знать никогда. Это очень неприятные, травмирующие мысли. Честно.

Возможно, дело в том, что это вдолблено в нас в очень раннем возрасте - мол, "мы, русские, прекрасные воины и всегда всех побеждали". По Галковскому, который эту формулу просто и без затей воспроизводит. Подразумевается, что есть что-то, что мы, как нация, УЖ НАВЕРНЯКА умеем делать хорошо (а то и вообще - лучше всех).

Да вот ни фига, оказывается. 1941-й - это глубочайшая национальная травма; и едва ли даже 1945-й - то лекарство, которое способно ее купировать.