Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2005-06-29 16:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Уроки ДС. Урок 1"
Раз уж я повадился скрести по сусекам - то почему бы мне не тряхнуть стариной еще разок и не представить нынешней ЖЖ-публике свои старые добрые "уроки джобсикера"? Вещь 1997-98 гг., уже старая, в чем-то наивная... Но некогда имела успех! Вспомним былое? А может, кому и пригодится?

Итак, начинаем публикацию "Уроков джобсикера"!

ЧАСТЬ I. ВСТУПЛЕНИЕ
Печальная история, которых сотни
Моему старому приятелю не везет. Слава Богу, что не на личном фронте - здесь как раз все в порядке. Ему не везет в поиске работы. Почти год назад он, поддавшись уговорам семьи, покинул спокойное, но совсем уж малодоходное место в госорганизации и попытался устроиться на гораздо более "хлебную" должность в некий фонд. Мой приятель - программист, закончил МИФИ. Конечно, он ни в жизнь не ушел бы с работы просто так, "в никуда". Нет. Он подал заявление, только когда его заверили в этом фонде, что вакансия откроется буквально в течение пары недель, и его, конечно же, сразу возьмут.
Увы! Как это случается порой и с более везучими людьми, суровая реальность внесла свои коррективы в его радужные планы. Выход на работу в фонд задержался сначала еще на пару недель, потом еще на месяц, а потом вдруг оказалось, что фонд уже вообще чуть ли не прогорел и сворачивает деятельность, так что новые работники ему совсем ни к чему.
Удар он перенес спокойно. В конце концов, программисту со знанием UNIX, выпускнику престижного ВУЗа и надо претендовать на что-то большее, чем какой-то задрипанный фонд! Он накупил специализированных газет (благо в Москве их вон сколько издается), стал звонить и ходить по объявлениям о поиске работников его специальности в разные агентства, а то и напрямую к работодателям, рассчитывая управиться с подходящими вариантами - при свойственном ему основательном подходе - максимум за пару месяцев.
Сейчас, после полугода хождений, его пыл основательно поугас. Он работает совсем не по специальности (помогли домашние), получая немногим меньше, чем у него было до ухода из госорганизации. Проситься обратно ему не позволяет гордость. Ко всякого рода агентствам он теперь относится с большим недоверием, да и кадровиков в коммерческих компаниях тоже подозревает в нечестной игре. "Не поймешь, чего им всем нужно!" - жалуется он. - "Говоришь-говоришь с ними, иной раз по часу, да все не о деле, а на какие-то общие темы - где работали, да кто был начальник, да насколько интересная была работа, да почему вдруг ушли... Если, не дай бог, о программах заговорят... Не поверишь, они все меньше меня знают! Даже неудобно делается. А в конце все говорят, что я им вроде подхожу, ждите, позвоним... Я уж теперь понимаю, как скажут "позвоним" - все, гиблое дело, не надеюсь даже". "Нет, - заключает он горько, - правду говорят, что сейчас, как и раньше, на хорошую работу без блата, без знакомств не устроишься. Придуриваются они все, что отбор ведут, а у самих, небось, должность давно уже какому-нибудь племяннику обещана".
Я прощаю ему несвойственный прежде радикализм в суждениях. В его положении и не так заговоришь. Что толку объяснять, что это не кадровики такие злые, а он сам просто совсем не умеет искать работу. Ведь поиск работы - это целое искусство! Да и не он один такой невезучий. Наверно, многие вспомнят своих знакомых: вроде и квалификация есть, и не какая-то, а вполне - в принципе - востребованная на рынке, и сам не инвалид - а вот с работой все как-то не слава Богу.

Домашние мальчики, которых часто ни за что колотят злые дворовые хулиганы, в своих снах порой представляют себя превратившимися в этакого Тайсона, который страшными ударами восстанавливает попранную справедливость. Мой приятель тоже мечтает однажды как-то отомстить зловредным кадровикам, превратиться в этакого Бэтмэна из их кошмаров... Вот только не знает он - бывают ли такие Бэтмены?
Бывают, и еще какие!

Кого боятся рекруитеры и кадровики
Есть такой страшный зверь - "джобсикер". Ходит он, как правило, в белом воротничке, а питается в основном нервами и рабочим временем людей, которым выпала нелегкая доля подбирать персонал. Раньше коварные джобсикеры водились только в капиталистических джунглях прогнившего Запада, наводя ужас на тамошних personnel managers, однако с наступлением эпохи рыночных реформ они проникли и на наши девственные просторы. А может, и не проникали вовсе, а сами завелись, как только появились у нас для этого подходящие условия - газеты с объявлениями типа "Приглашаю на работу", рекруитерские агентства, и главное - алчущие новых работников предприниматели и менеджеры.
С виду джобсикеры вполне безобидны. Более того, они выглядят точь-в-точь как обычные кандидаты и соискатели новых рабочих мест - разве что, пожалуй, отличаются от них несколько большей уверенностью в себе. Собственно, и название "job seeker" переводится с английского просто как "ищущий работу". Однако внешность обманчива. Джобсикеры отличаются от обычных кандидатов в сейлз-менеджеры или, к примеру, в главные бухгалтеры тем, что своей работой они вполне довольны, а сам процесс поиска другой работы они превратили в некий спорт, этакую гонку с препятствиями. Препятствия - называемые "собеседование", "составление резюме", "тестирование", "интервью у генерального" и т.п. - с той или иной степенью изобретательности выставляют сотрудники компании, в недобрый час решившей заполнить освободившиеся должности, а также при необходимости специалисты разных сторонних организаций, волею судеб привлеченных к решению тех же проблем. До поры все они даже не подозревают, что происходящее с ними является именно веселой (для джобсикера) игрой.
Призом же в игре является вовсе не сама работа на переставшей быть вакантной должности, как, наверное, некоторые подумали. Джобсикеру, как правило, совершенно ни к чему такая проза. Он действительно считает, что уже и так неплохо устроен. Результат для него - это получение (опять перейдем на ломаный английский) так называемого "файнел-оффера" - окончательного предложения о подписании контракта и выходе на работу, которое делается кандидатам, успешно прошедшим все круги отборочного ада. Получив его, профессиональный джобсикер веселится еще некоторое время, вытряхивая из чувствующего торжественность момента кадровика или даже самого президента компании различные дополнительные льготы, послабления и прибавки - а затем под каким-либо обкатанным благовидным предлогом отказывается от предложенной высокой чести.
Конечно, многим из числа так называемых простых граждан - особенно тем, кто никогда не мог пройти даже заспанного рекруитера из какого-нибудь окраинного агентства, расположенного в полуподвальном помещении завода "Промприбор" - такое поведение покажется необъяснимым и диким. Диким оно кажется и организаторам всего "отборочного процесса" - когда они осознают, что вся многоступенчатая процедура отбора завершилась ничем, задействованные в ней первые лица компании оказались-таки задействованы зря, потеряно время, а обиженный пренебрежением "кандидат №2" уже принял аналогичное предложение компании-конкурента.
Одни джобсикеры остаются довольны. Наверно, их глубоко скрытая внутренняя неуверенность получает от этого своеобразного "спорта" временное удовлетворение. Наверно, так эти странные люди находят очередное подтверждение того, что в них нуждаются, их ценят, им готовы предложить многое. По сути, это "хобби" сродни деятельности людей из породы Дон-Жуанов, только покоряют они не женские сердца, а не менее неприступные офисы компаний. Каждому свое: одним милей симпатичные физические лица, другим - солидные юридические.

Крайности сходятся
Круг моих знакомств весьма широк. Я знаю лично одного такого "джобсикера", который является, как вы понимаете, полной противоположностью моему вышеописанному незадачливому приятелю-программисту. Ему, впрочем, больше подходит сравнение не с Дон-Жуаном, а скорее с Дон-Кихотом. Он отличается от других тем, что делает свое черное дело не столько для веселья, сколько, по его словам, "для восстановления справедливости". В узком кругу друзей он не без пафоса заявляет, что тратит свое время на борьбу с косными кадровиками и рекруитерами только ради того, чтобы на деле доказать им уязвимость и ложность общепринятых нынче процедур отбора, представляющих, на его взгляд, совокупность странных формальностей и предрассудков. "Глядишь, - говорит с просветленным лицом этот романтик, - на следующий раз после общения со мной они подойдут к отбору как следует, индивидуально, неформально, да и отберут не самых гладких и круглых прохиндеев, от которых сами же потом и наплачутся, а простых ребят, которые действительно соответствуют их же собственным требованиям". В общем, он надеется поспособствовать тому, чтобы процедуры отбора кандидатов на вакансии стали более простыми, честными и прозрачными для всех достойных людей.
Я неоднократно пытался убедить его, что такой метод - это какой-то неприкрытый кадровый терроризм, а с его помощью, как учит нас история, ничего хорошего добиться нельзя. Друг отказывался это понимать. И тут я вспомнил о своем приятеле-программисте. Почему бы, подумал я, не свести их вместе? Ведь так можно убить сразу несколько зайцев: и приятелю будет чему поучиться, и джобсикер наш направит, наконец, свою энергию на мирные цели, и мне будет интересно послушать.
Затея удалась. Да настолько, что я подумал: не грешно ли держать столько премудростей в тайне от вас, уважаемые читатели? Поэтому предлагаю Вам изучить содержание уроков нашего уважаемого Джобсикера. Быть может, какие-то из его советов пригодится и Вам?

ЧАСТЬ II. УРОКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЖОБСИКЕРА

Урок 1.
"Все вы, друзья мои, наверное, уже читали разные познавательные книжки типа "Как искать работу" или "Как сделать карьеру". Основной их недостаток, на мой взгляд - излишний интернационализм рекомендаций. Понятно, что работодатели повсюду в мире как-то отбирают счастливцев из числа претендентов на вакансии - но ведь мы-то с Вами в России, у которой, как известно, особый путь. Мое кредо - всегда следует учитывать национальную специфику.
В принципе, учить кого-то искать работу по книжке так же бессмысленно, как и тем же способом учить ухаживать за девушками. Это - занятия творческие, к ним должна быть особая склонность, особый талант. Простыми наборами даже самых лучших рекомендаций тут не обойдешься. Главное - чувствовать, когда и какая рекомендация лучше всего сработает, а в какой момент лучше плюнуть на все рекомендации и начать действовать по вдохновению. Вот как раз такого чувства многим и недостает. Проблема, однако, в том, что хочешь - не хочешь, а заниматься этими делами, хотя бы раз в жизни, приходится практически каждому - особенно в наше беспокойное время.
На рандеву с потенциальным работодателем вы изначально в неравном положении, так как он выступает одновременно и как участник, и как судья в этой игре.
В силу указанной двойственности Вам не гарантирован успех даже при самом строгом следовании всем правилам. Однако чем лучше Вы им следуете, тем выше Ваши шансы.
Одно из основных правил как при ухаживании, так и при поиске работы - не бояться отказа. И хороших работ, и девушек на наш век хватит в избытке.
Вы можете на это возразить: "Конечно, джобсикеру легко не бояться отказа, ведь он и не собирается менять работу!" Я отвечу просто: профессиональный джобсикер получает удовольствие от самого процесса найма, и потому порой хорошим, грамотно представленным отказом наслаждается больше, чем самым лестным предложением.
Как вам избавиться от страха перед отказом? Начните с себя - смените свою внутреннюю установку. Не надо воспринимать свою соискательскую индивидуальность в виде какой-то кобылы на базаре, которая пугается, когда дотошный покупатель щупает ей ребра и заглядывает в зубы, поскольку не понимает смысла этих манипуляций. Напротив, это Вы - покупатель, который придирчиво осматривает предлагаемый товар, а лучше - выбирает из нескольких равноценных товаров наилучший, то есть из нескольких должностей в разных компаниях выбирает ту, которая подходит под Ваши стремления.
Работодатель должен понять с самого начала, что ему еще придется побороться за Вас. Открою первый секрет джобсикера: джобсикер не стремится сменить работу, но, всякий раз выходя на встречу с работодателем, втайне надеется: а может, именно в этот раз меня соблазнят? Истинный джобсикер всегда открыт для романа с работодателем. Не его вина, что в конце всегда приходится говорить: "Опять не то!"
Только ни в коем случае не давайте повода подумать, что Вас интересуют деньги. "Вы, работодатель и деньги" - это важнейшая, быть может, ключевая тема, которую мы будем отдельно обсуждать. Для первого урока надо усвоить главное правило, которое вытекает из всего вышесказанного: джобсикер - это не манисикер. Нас интересует работа, а не презренный металл. Сначала работодатель должен понять, насколько я ему необходим - и только после этого мы обсудим, сколько это будет ему стоить. Никогда - подчеркиваю - НИКОГДА не следует пцтать последовательность. Сначала - предложение о работе, потом - разговор о деньгах.
Работодатели привычно откладывают разговор о зарплате, полагая, что тем самым они до времени "не раскрывают карты". Они не учитывают, что играть этими картами будет джобсикер!

Итак, выводы первого урока:
1. Не нас выбирают, а мы выбираем.
2. Отказ - это не менее забавно, чем предложение.
3. Деньги - назад!

Последующие уроки:

Урок №2 - Тайна резюме"
Урок №3 - Единственно правильный ответ
Урок №4. "Покажите свою мотивацию!"
Урок №5. "О лояльности в словах не говорят"
Урок №6 - Наши веселые друзья
Урок №7 - Кого работодателю бояться?
Урок №8 - Нас тестируют!

Читайте - и штурмуйте карьерные вершины!


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Re: Туповат-с!
[info]sapojnik@lj
2005-06-29 13:19 (ссылка)
Я думал над "работоискатель" (получается забавная аналогия с "миноискатель"). Но недостаток неискоренимый остается - слишком длинно! Для русского языка, как не раз замечено, самое оптимальное - 3 слога.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Туповат-с!
[info]tagold@lj
2005-06-29 14:18 (ссылка)
Я тоже думал над "работоискатель", но помимо длины (что ИМХО относительная мелочь) проблема состоит в том что "работоискатель" будучи калькой с английского совершено не передает суть являения: ваш несчастный приятель-программист также естественно попадет, для незнакомого с термином человека, в эту категорию. В идеале тут должен входить что-то вроде "-ман" ("интервьюман"? :( ), "-фил" указывающее на "подвисание" на данном процессе или что-то указывающее на хобби.

"Работоискателя" я бы скорее заменил на "работокопателя" - "искать" и "копать" имеют достаточно тесную семантическую связь плюс близки по звучанию в этом термине, но "копать" намекнет на бесмысленность этого процесса.

Пока я это писал, родился еще один вариант: "работолов" - "лов" подходит по смыслу, все же слово близко к "рыболову" - намек на хобби.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -