schisma
schisma
.............. ..............

September 2008
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

schisma [userpic]
К вопросу о «неэтичности» смертной казни

В наше время… Я говорю: «в наше время», потому что, с одной стороны, жила только в своё время, а с другой — пишу всё-таки не для предков, а для современников и, если очень повезёт, для потомков. Так вот, в наше время очень популярна мысль о том, что каждый человек уникален. Из этого путём непостижимой для меня логики выводится, что каждая человеческая жизнь ценна.

Если вы хотя бы немного можете читать по-английски, посетите, пожалуйста, вот эту страницу Департамента уголовной юстиции Техаса. Она называется без глупостей: «Казнённые преступники». На каждого или почти на каждого из упомянутых в этом списке людей приведено короткое, сухое досье — просто факты: фото, возраст, раса, кого, при каких обстоятельствах и в каком возрасте убил, когда был казнён. Вы узнаете оттуда о судьбе очень молодого парня, который по обкурке застрелил трёх своих товарищей. Вам встретится история о том, как здоровый, вменяемый мужик, рассчитывая извлечь выгоду из чужого наследства, хладнокровно расправился с престарелыми родителями своего любовника. Вы узнаете о похищениях, изнасилованиях и убийствах и увидите, как мало говорят о людях их фотографии.

По логике тех, кто настаивает на уникальности каждого и на безусловной ценности каждой жизни, всех этих преступников следовало бы как минимум помиловать и оставить доживать свой век в тюрьме: кормить их за государственный счёт, выгуливать, одевать, может быть, даже развлекать… А я всё сижу и думаю: ну, чёрт с ними, даже если все они уникальны, — в чём же их ценность? Чем, к примеру, ценен вот этот человек, на совести которого ограбление, изнасилование и зверское убийство девятнадцатилетней девушки? В чём уникальность, понятно: убивал отвёрткой.

PS. Отдельно рекомендую почитать последние заявления преступников перед казнью. Трогательно — сил нет, куда там детям с их «валентинками»! Я в жизни не встречала столько набожности, любви и нежности на квадратный сантиметр текста. Образец (за авторством вышеупомянутого уникума):

«Да, сэр1, к моей семье и детям: я очень люблю вас. Диана, Вирджиния, Тоби и Ирэн, я вас всех люблю. Я прошу прощения за то, что не был таким, каким вы хотели меня видеть2. Я обретаю свободу, отправляюсь на небеса. Крепитесь, я люблю вас.

К семье Райт3: молю о вашем смирении. Я знаю, у вас есть причины ненавидеть меня, но господь никого не велит ненавидеть. Я уповаю на то, что ваши сердца смягчились. Я знаю, мои слова не могут вам помочь, но я искренне желаю мира вашим душам. Благослови вас всех господь. Диана, Мэри Вирджиния, я люблю вас.

Не поминайте лихом4. Я возвращаюсь домой, к сыну и маме. Я люблю вас. Благослови вас господь».

Вот такая, знать, поэзия. «Господь не велит ненавидеть». Остальные заповеди стоительный рабочий Инохоса, Ричард, 1961 года рождения, отправился «на небеса» 17 августа с.г., по-видимому, ниасилил. Но эту помнил твёрдо, так что грабил, надо думать, без ненависти, истязал без гнева и убивал, смягчивши сердце.

Такой вот ценный экземпляр.


1 Скорее всего, как ответ на вопрос, не хочет ли он обратиться к кому-нибудь с последним словом.
2 Этот зеленоглазый кросавчег в 1986 году уже получил 8 лет за разбойное нападение и непредумышленное убийство, но был освобождён под надзор в декабре 1988. В ноябре 1994 истекал срок его наказания, но дожидаться этой даты наш выдумщик не стал. Смертный приговор ему вынесен по факту преступления, совершённого в мае 1994.
3 Судя по контексту, жертвы. Её фамилия не названа в досье преступника.
4 Тут незнакомая мне пословица: «Kick the tires and light the fire». Мне показалось, что её смысл в том, чтобы не держали зла и не забывали хорошее. Если я ошибаюсь, поправьте, пожалуйста.

Comments

Я так понимаю, что главный вопрос не в ценности кровавого нелюдя для человечества. Этот вопрос, в общем-то, и задумывался риторическим. Основная проблема - кто имеет право брать на себя решение.И еще - кто будет приводить решение в исполнение? Спасет ли исполнителя санкция социума от неизбежного, имхо, душевного расстройства? Про формы, в которое это расстройство выливается, говорить не будем - им практически несть числа, это очень отдельная тема.
Мне эта тема родная, но чуть-чуть с другой стороны. Я, понимаете ли, врач скорой помощи. И за пятнадцать лет работы решение приходилось брать на себя часто. Например, начинать ли реанимацию - или не начинать. Добрый лозунг о гуманности профессии и о борьбе за жизнь до последнего вздоха крайне ценен для обывателя, но, увы, к действительности - к той, которую вижу я - особого отношения не имеет. Реанимировать ли человека, страдающего тяжелой сердечной недостаточностью, если мои действия продлят ему жизнь на несколько часов, но при этом причинят реальное страдание? Трогать ли старенькую бабушку, последние десять лет пребывающую в счастливом глубоком маразме, если все родственники втайне, а часто и явно мечтают об обретении долгожданной свободы?
Один из самых страшных случаев из жизни - визит к ребенку с тяжелейшими пороками развития. Костные деформации, комбинированный порок сердца, гидроцефалия, идиотизм ( в данном контексте - термин, а не оценка). Это существо должно было погибнуть на первом году жизни. На момент моего визита ей было около десяти лет. Обезумевшие от любви мать и бабушка, отца, естественно, нет.
Она тогда осталась жить дальше. Что было с ней потом - я не знаю.
Вопрос о смертной казни, имхо, слишком прост и слишком сложен. Легче всего закрыть глаза и уши и принять сторону "гуманистов". Но так же легко оказаться в сторонниках справедливого отмщения. Меня всегда пугают вопросы с двумя легкими ответами.

Вопрос, в принципе, и в ценности кровавого нелюдя тоже, но об этом я говорю в первой ветке обсуждения, а тут вы затронули действительно интересную и очень важную тему.
Мне кажется, что, на ком бы формально ни лежала ответственность, фактически она всё равно будет лежать на непосредственном исполнителе. Во всяком случае, внутренне он такую ответственность будет чувствовать. Но тема-то практически табуирована, информации об исполнителях в открытом доступе -- крохи, и преимущественно это легенды о средневековых палачах (в лучшем случае -- упоминания об исполнителях в контексте рассказов о смертниках). А ведь это действительно проблема, роботов-то нет, приговоры приводят в исполнение люди...