Мк.8.27-30 УЧЕНИКИ ПРОЗРЕЛИ
27 Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой. По дороге Он спросил учеников:
– Кем считают Меня люди?
28 – Одни говорят, что Ты – Иоанн Креститель, другие – что Илья, а некоторые – что один из пророков, – ответили они.
29 – А вы кем считаете Меня? – спросил Он их.
– Ты – Помазанник Божий, – ответил Петр.
30 Иисус строго наказал им никому о Нем не говорить.
Ст. 27 – Иисус с учениками близ Кесарии Филипповой. Как и Вифсаида, она была отстроена тетрархом Филиппом и названа Кесарией в честь римского императора Тиберия Цезаря (на латинском и греческом «Цезарь» произносится как «к`айсар», по-русски «кесарь»). Это территория тетрархии Ирода Филиппа. Кесария здесь называется Филипповой, чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена у истока Иордана, на склонах горы Гермон.
Иисус сам задает ученикам вопрос о том, кем считают Его люди, хотя в еврейской традиции вопросы обычно задавал не учитель, а ученик.
Ст. 28 – Как и в 6.14-15, в народе об Иисусе думают по-разному. Он или воскресший Иоанн Креститель, или Илья, или пророк. У Матфея 16.14 – это Иеремия; верили также, что в конце придет Исайя вместе с Иеремией – 2(3) Ездр 2.18 (см. также ком. на 6.14-15). Но никто не считает Его кем-то б`ольшим. Вероятно, это был наводящий вопрос, заданный с целью побудить учеников еще раз продумать собственную позицию.
Ст. 29 – И вот, на прямой вопрос Иисуса, кем считают Его они сами, Петр, вероятно, от имени всех учеников, отвечает: «Ты – Помазанник». Это очень важное заявление, свидетельствующее о том, что ученикам наконец что-то открылось. Недаром многие называют его водоразделом Евангелия, поворотным пунктом, после чего многое меняется. С этого момента Иисус начинает учить Своих спутников, чт`о значит быть Его учеником. До этого Иисус рассказывал притчи, а потом наедине объяснял им то, что осталось для них непонятным. Теперь начинается новый этап: Он сообщит ученикам о том, что должен будет умереть в Иерусалиме, и начнет путь к кресту.
Экскурс Кто такой Христос?
Х р и с т о с – это греческое слово, которым переводится еврейское «Маш`иах» (арамейское «Меш`иха»), на греческом оно транскрибируется как «Месс`иас» (русское «Мессия»). Слово это означает «помазанник», потому что по древнему обычаю царей, а также пророков и первосвященников помазывали оливковым маслом в знак того, что Бог даровал им силу и возможность исполнить возложенную на них миссию. Например, Исайя назвал так персидского царя Кира, разрешившего народу Израиля вернуться из плена, а Иосиф Флавий – римского императора Веспасиана, захватившего Иерусалим.
Но обычно под словом «Мессия» понимался долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, свергнет иноземное иго и восстановит былое могущество Израиля.
Вот как об этом говорится в знаменитом 17-м Псалме Соломона* (Псалмы Соломона, созданные в I веке до н.э., не входят в канон Священного Писания.): «Опояшь его силой, чтобы он сотряс неправедных правителей и очистил Иерусалим от народов, которые попирают его вплоть до разрушения… Жезлом железным он разобьет на куски их могущество, он разрушит безбожные народы словом уст своих; от укора его народы побегут перед ним, и он обличит грешников за помыслы их сердца» (ст. 21-22).
Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца все чаще видится в эсхатологическом свете: он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет не только победу над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.
К первому веку, кроме такого традиционного представления о происхождении Мессии, появляются и другие, особенно в неортодоксальных кругах. Юстин Мученик свидетельствует о таких верованиях: «Мессия, даже если уже родился и существует, неизвестен и даже сам о себе не знает и не имеет никакой силы, пока Илья не помажет Его и не сделает Его известным всем». В апокалиптической 4 Книге Ездры говорится о том, что Сын человеческий, который там же назван Мессией, выйдет из моря. В ХХ веке в Кумране, в пещерах около Мертвого моря, были найдены многочисленные документы, из которых можно заключить, что благочестивые отшельники, жившие в I веке до н.э. – I веке н.э., ожидали двух Мессий (Мессию-Царя из рода Давида, так называемого Мессию Израиля, и Мессию-Первосвященника, или Мессию Аарона, а возможно, даже третьего – Мессию-Пророка). Но вряд ли кто-то мог предполагать, что может прийти такой Помазанник, как Иисус, никто и представить не мог Мессию страдающим и умирающим позорной смертью на кресте.
Вероятнее всего, в Своей земной жизни Иисус никогда не называл себя титулом Мессии, опасаясь, как бы люди не стали видеть в Нем прежде всего политического вождя. Когда Церковь вышла за пределы Палестины в страны, где понятие Помазанника не было укоренено в сознании людей, этот титул постепенно стал пониматься как второе имя Иисуса.
Ст. 30 Ученики не должны никому рассказывать о том, что их Учитель и есть долгожданный Помазанник.
Почему Он так поступает? Вероятно, потому, что большинство людей считали, что Помазанник должен будет свергнуть ненавистное языческое иго, разгромить врагов, что Он будет победоносным полководцем и триумфатором. Представить себе другого Мессию, униженного и страдающего, никто не мог.
Как мы увидим дальше, не могли этого и ученики. Хотя они и признали в Нем Помазанника, их знание о Нем еще не вполне адекватно, оно затемнено привычными ложными чаяниями. Во второй части Евангелия Иисус будет учить их тому, чт`о значит быть Мессией и чт`о значит быть учениками Мессии.
Поленов. Близ Кесарии Филлиповой: "Кем Меня считают люди?"
Господь Иисус и Пётр