В комментариях прошу Вас добавлять тех, кого я не знаю:
1. в первую очередь тех, в честь кого и начал отмечаться этот день - узников времён СССР
2. но также и тех (имеющих Lj -аккаунт), кто сегодня сидит (или сидел) в Эреф за политику.
Политические заключённые в СССР

1.
![[info]](http://lj.rossia.org/img/userinfo-lj.gif)
Родилась 26 мая 1936 в Москве, русская поэтесса, переводчица, правозащитник, участница диссидентского движения в СССР.
В 1964 окончила Ленинградский университет по специальности «технический редактор и переводчик». Работала в Москве библиотекарем, библиографом, техническим и научным переводчиком. Была инициатором, автором, редактором и машинисткой первого выпуска самиздатовского бюллетеня «Хроника текущих событий».
Участница Демонстрации 25 августа 1968 года против введения в Чехословакию войск СССР.[1]
Арестована 24 декабря 1969 года.
В апреле 1970 года в Институте судебной психиатрии имени В. П. Сербского ей был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения» при отсутствии упоминаний в клинической записи судмедэкспертами каких бы то ни было психопатологических расстройств.
(В современной международной классификации болезней (МКБ-10) такой диагноз отсутствует.Термин "вялотекущая шизофрения" был изобретён советским психиатрои А. В. Снежневским. Диагностические её границы, принятые Снежневским и его последователями, были значительно расширены по сравнению с критериями шизофрении, принятыми на Западе; диагноз вялотекущей шизофрении нашёл применение в практике репрессивной психиатрии в СССР и чаще, чем другие клинические диагнозы, использовался для обоснования невменяемости диссидентов.)
Была направлена на принудительное лечение в психиатрическую больницу тюремного типа, где содержалась до 22 февраля 1972.[3]
Ей посвящена песня «Natalia», написанная в 1973 Джоан Баэз на стихи Shusha Guppy (диск «From every stage», 1976 г.).
В 1971 году Горбаневская опубликовала свою статью «Бесплатная медицинская помощь», написанную в марте 1968 года и посвящённую злоупотреблению психиатрией в СССР, в книге «Казнимые сумасшествием»[4].
17 декабря 1975 эмигрировала; жила в Париже. Работала в редакции журнала «Континент», была внештатным сотрудником радио «Свобода», с начала 1980-х годов и до 2003 года работала в газете «Русская мысль». С 1999 года состоит в редакции и редколлегии русскоязычного варшавского журнала «Новая Польша», публикуется в нём как автор и как переводчик.
С 2005 года гражданка Польши.
Участник документального телесериала «Они выбирали свободу» (режиссёр В. Кара-Мурза, 2005)[5].
Автор полутора десятков книг стихов; переводчик с польского, чешского, словацкого и французского.
23 октября 2008 в Люблинском университете имени Марии Кюри-Склодовской Наталии Горбаневской вручили диплом почётного доктора (doctor honoris causa). [6][7][8][9].
Стихи Горбаневской переводили на английский язык Джералд Смит и Дэниел Вайсборт[10], на польский — Виктор Ворошильский, Станислав Бараньчак, Адам Поморский[11], на украинский — Валерия Богуславская.
Книги
- Стихи, Frankfurt/M., 1969
- Полдень. Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади, Frankfurt/M., 1970
- Побережье, Ann Arbor, 1973
- Три тетради стихотворений, Bremen, 1975
- Перелетая снежную границу, Paris, 1979
- Ангел деревянный, Ann Arbor, 1982
- Чужие камни, New York, 1983
- Переменная облачность, Paris, 1985
- Где и когда, Paris, 1985
Правозащитная деятельность
- Биография
- Наталья Горбаневская. Полдень
- Наталья Горбаневская. Что помню я о демонстрации
- Информация о демонстрации в бюллетене «Хроника текущих событий»
- Информация о суде над Горбаневской в бюллетене «Хроника текущих событий»
- Письмо Андропова в ЦК про демонстрацию
- Red Square at Noon by Harrison E. Harrison, Natalia Gorbanevskaya. The American Political Science Review, Vol. 70, No. 4 (Dec., 1976)
2.
![[info]](http://lj.rossia.org/img/userinfo-lj.gif)
Подробнее здесь
**
3.
![[info]](http://lj.rossia.org/img/userinfo-lj.gif)
Русский политический деятель, публицист. В советские годы — диссидент, политзаключенный.

В 1981 году после освобождения из психиатрической лечебницы примкнул к деятельности СМОТ. Вот как он рассказывает об истории своего следующего ареста:
«Мы между собой договорились, что если кого-то из нас возьмут, то остальные должны на это отвечать какими-то акциями протеста, листовки какие-то распространить в городе, или те же надписи на стенах делать политические крамольные. Все понимали, что пропагандистская отдача от таких акций, при той психологической атмосфере, которая в обществе господствовала, равнялась нулю. Все это уходило в песок, и на народ совершенно впечатления не производило. Но почему-то на такие вещи репрессивная машина реагировала очень болезненно. Им было очень важно иметь общий фон психологический, что у нас никакой оппозиции нет и быть не может, тем более организованной, на что-то способной оппозиции, и это все должны знать. Ну, отдельные отщепенцы есть, их периодически ловят и судят за то, что они антисоветские пасквили печатают на машинках. В декабре 1982, сразу после ареста Волохонского, я стал готовить акцию по расписыванию стен политическими лозунгами. Режим Ярузельского тогда сильно хвастался своими успехами в борьбе с подпольной „Солидарностью“, что, надо сказать, было фуфлом. И это с радостью перепечатывали у нас, дескать, никакого подполья не осталось. Ну, вот вам, не осталось, зато у нас есть. И все эти лозунги должны быть подписаны СМОТом. А то, что не знают, что это такое, — так это плевать, пусть сами думают… Со мной была еще одна девочка. Конкретного плана у нас не было, мы импровизировали. Написали лозунги во многих местах в центре города: во дворах Капеллы, напротив Большого Дома по улице Воинова, напротив здания школы… Больше десятка таких надписей синей краской: „Свободу политзаключенным! СМОТ“, „Свободу Волохонскому! СМОТ“, „Солидарность“ жива! СМОТ». Это было в ночь с 12-го на 13-е декабря 1982 года. Через неделю, 20 декабря, меня арестовали".[2]
Он вновь был помещён в психиатрическую больницу, откуда вышел в 1985 году.
В 1990-е работает учителем истории в школе, в 2001 выходит написанная им книга «История России: 1917—1940 гг.: Учебное пособие по политической истории России для старших классов общеобразовательных школ» ISBN 5-81940-045-3
В конце первого десятилетия XXI века — член партии «Яблоко», откуда выходит в результате принятого съездом решения о запрете членства в других политических организациях.
В 2009—2010 — член координационного совета петербургского отделения движения «Солидарность». Колумнист портала Грани.ру.
— блог в «Живом журнале», который ведёт Скобов
**
4. podrabinek@lj Александр Подраби́нек
Российский правозащитник, журналист и общественный деятель. Главный редактор агентства «ПРИМА-News».[1] Бывший политический заключённый и главный редактор газеты «Экспресс-Хроника» (1987—2000)
СССР
Родился Александр Пинхосович Подраби́нек 8 августа 1953 года в городе Электросталь Московской области в семье врача. В 1974 году Подрабинек окончил фельдшерское училище, после чего работал в Москве в службе скорой помощи.
В правозащитном движении с начала 1970-х годов. В 1977 году подготовил сборник «Карательная медицина» об использовании психиатрии в СССР для подавления инакомыслящих (сборник опубликован в США в 1979 году). В январе 1977 году стал одним из соучредителей «Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях». Участвовал в издании информационного бюллетеня «Хроника текущих событий».
По утверждению в «Хронике текущих событий», в 1977 году сотрудники КГБ предложили Подрабинеку эмигрировать, пригрозив, что иначе против него и его брата будут возбуждены уголовные дела. Подрабинек отказался эмигрировать, опубликовав следующее заявление[2]:
…Я не хочу сидеть в тюрьме. Я дорожу даже тем подобием свободы, которым пользуюсь сейчас. Я знаю, что на Западе я смогу жить свободно и получить, наконец, настоящее образование. Я знаю, что там за мной не будут ходить по пятам четверо агентов, угрожая избить или столкнуть под поезд. Я знаю, что там меня не посадят в концлагерь или психбольницу за попытки защитить бесправных и угнетенных. Я знаю, что там дышится вольно, а здесь — тяжело, и затыкают рот, и душат, если говорить слишком громко. Я знаю, что наша страна несчастна и обречена на страдания. И поэтому я остаюсь. Я не хочу сидеть за решёткой, но и не боюсь лагеря. Я дорожу своей свободой, как и свободой своего брата, но не торгую ею. Я не поддамся никакому шантажу. Чистая совесть для меня дороже бытового благополучия. Я родился в России. Это моя страна, и я должен оставаться в ней, как бы ни было тяжело здесь и легко на Западе. Сколько смогу, я буду и впредь защищать тех, чьи права так грубо попираются в нашей стране…
В 1978 году Подрабинек был арестован за «клевету на советский строй» и осуждён на 5 лет ссылки в северо-восточной Сибири.[1][3] Брат Подрабинека Кирилл был осуждён на 2,5 года лишения свободы за незаконное приобретение пистолета для подводной охоты и патронов.[4]
В 1980 году Подрабинек был повторно арестован в ссылке (Оймякон, Якутия) по аналогичным обвинениям: статьи в зарубежной прессе, распространение самиздата. 6 января 1981 года приговорён к лишению свободы на срок 3,5 года с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.[5]
После освобождения из заключения жил в городе Киржач Владимирской области, работал на скорой медицинской помощи.
В 1987—2000 годах — главный редактор еженедельной газеты «Экспресс-Хроника».
В марте 1989 годa Подрабинек был членом инициативной группы по созданию Независимой психиатрической ассоциации России[6].
В 1990 году встречался в Праге с Владимиром Буковским, призывал его вернуться в СССР и возглавить демократическую оппозицию.
Постсоветский период
А. Подрабинек считает, что в августе 1991 году власти России упустили шанс на переход к подлинно демократическому устройству, отказавшись от радикальных мер по разрыву с тоталитарным прошлым (суд над КПСС и КГБ, проведение люстрации). В 1990-х годах критиковал правозащитников, согласившихся сотрудничать с властью и, в частности, вошедших в состав Комиссии по правам человека при Президенте РФ (Людмилу Алексееву, Валерия Борщёва, Сергея Ковалёва и др.)
С 2000 года — главный редактор правозащитного информационного агентства «Прима-News».[7] В связи с этим не раз попадал в конфликт с новой государственной властью. В декабре 2003 года ФСБ изъяла более 4000 экземпляров книги «ФСБ взрывает Россию» по причине «антигосударственной пропаганды». Книги направлялись в агентство для их дальнейшей реализации.[1]
24 января 2004 года Подрабинек был заключён и допрошен в следственном изоляторе «Лефортово». В то же время ему сообщили, что ведётся следствие о разглашении государственной тайны, которая якобы находилась в изъятых книгах. Однако задержанного освободили в тот же день без предъявления обвинений.[1]
В 2004—2005 годах — руководитель российского отделения «Фонда гражданских свобод».
С 2005 года — обозреватель «Новой газеты».
В марте 2005 года выступил в качестве общественного защитника по делу руководителей Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, обвиненных в разжигании религиозной вражды за проведение выставки «Осторожно, религия!».
А. Подрабинек выступает против совместных действий либеральной оппозиции с коммунистами и национал-большевиками Эдуарда Лимонова, считая подобное блокирование предательством принципов демократического движения.
Александр Подрабинек — один из героев документального фильма «Они выбирали свободу» (телекомпания RTVi, 2005).
осуждён на 15 суток административного ареста[8].
Александр Подрабинек опасается возрождения карательной психиатрии в России. В частности, он высказал сомнения в законности принудительного лечения Ларисы Арап[9].
Написал рассказ-тавтограмму «Похождения президента Путина»[10].
В марте 2010 г. подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Действия НАШИстов в отношении А.П. Подрабинека
21 сентября 2009 года А. П. Подрабинек опубликовал статью в интернет-издании «Ежедневный журнал», озаглавленную «Как антисоветчик антисоветчикам».[11] В статье автор комментирует распоряжение о снятии по просьбе В.И. Долгих вывески «Антисоветская» с шашлычной на Ленинградском проспекте, расположенной напротив гостиницы «Советская» в Москве. Статья послужила причиной преследования А. П. Подрабинека со стороны активистов движения «Наши», который, по их мнению, оскорбил советских ветеранов.[12] Международная организация «Репортёры без границ» потребовала прекратить «кампанию ненависти» в отношении Подрабинека, которому приходится скрываться.[12]
1 октября 2009 года движение «Наши» подало иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к радиостанции «Эхо Москвы» с требованием признать не соответствующей действительности прозвучавшее в эфире утверждение, что «Наши» преследуют журналиста Александра Подрабинека и его семью, а также взыскать 500 тыс. руб. в качестве возмещения вреда. Руководство «Эха Москвы» заявило, что не понимает смысла обвинения.[13]
В защиту Александра Подрабинека также высказались многие журналисты, политические и общественные деятели[14], в том числе Людмила Алексеева, Владимир Рыжков, Гарри Каспаров, Владимир Буковский, Сергей Ковалёв, Владимир Варфоломеев, Юрий Рыжов, Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза (мл.), Александр Гольц, Лев Рубинштейн, Борис Немцов и другие.
5 октября 2009 года Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека опубликовал заявление, в котором осудил действия активистов движения «Наши». В заявлении, в частности, говорится: «Совет считает незаконной и аморальной кампанию травли журналиста Александра Подрабинека, организованную безответственными авантюристами из МДАД „Наши“». Совет находит в действиях движения «Наши» признаки экстремизма: «Кампания травли журналиста явно выходит за рамки действующего законодательства и содержит очевидные признаки экстремизма…» Совет также указывает на неправомерность требований движения «Наши», в частности, требование о выезде Подрабинека из страны противоречит положению Конституции РФ, «которая гарантирует каждому право выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)».[15] Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает высказывания Подрабинека. В дальнейшем заявление было отредактировано, и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией, изложенной в письме и считает письмо оскорбительным для ветеранов.[16]
Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов: тележурналист Алексей Пушков, журналист и председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин и глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева[17]. Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста.
Книги и статьи
- Alexander Podrabinek Punitive Medicine. — Karoma Publishers, 1980. — 223 p. — ISBN 0-897-20022-5
- Агент аккуратен, общителен (статья впервые опубликована в 22.04.2000 в правозащитном издании «Экспресс-хроника»)
— блог в «Живом журнале», который ведёт А. П. Подрабинек
Также см. в моём ЖЖ: всё про НАШИстов
Дело Подрабинека
5. vnovodvorskaia@lj Вале́рия Ильи́нична Новодво́рская — русский политический деятель, полит-зk, диссидентка, журналистка, основательница партии «Демократический союз»