Thu, Feb. 22nd, 2007, 05:28 pm
Александр Мень о крушении СССР

"Из его рук"
воспоминания-интервью
Владимира Юликова об Александре Мене

Продолжение.
(Часть 1, часть2, часть 3)


Мы здесь жители

У меня от него дарохранительница для причащения больных. Он подарил другому человеку, а тот мне. Перед обыском. Считал, что у меня это безопаснее. 

Говорят, что у него пророческий дар. Я-то с ним не обсуждал какие-то эсхатологические проблемы. А просто насчет пророческого дара такое замечание коротенькое.

Возвращаюсь из Польши. 88-й год. Я первый раз за границу поехал по приглашению одного монаха. А буквально через два месяца меня в командировку послали по СЭВу туда же, в Варшаву.

Когда был в первой поездке, едем мимо памятника Дзержинскому, такое уродливое совершенно жуткое изваяние, памятник отвратительный, – и я спрашиваю – а что, это…

– мне говорят, что да, это Дзержинский.

Я говорю – как? И у вас стоит это?

Он говорит: ничего, скоро его тут не будет. И я еще посмеялся про себя, да, по-моему, еще вслух этому монаху, что – ну как это не будет, не так просто их уничтожить.

А через два месяца еду с этим же монахом – и уже нет этого памятника. Я это сразу заметил. Он такой маленький был, скромный и неказистый, но все-таки я почему-то сразу заметил и говорю – как, правда нет! Для меня это был просто гром среди ясного неба.



Возвращаюсь, батюшке рассказываю.

Представляете, вот какие поляки молодцы, как у них дело быстро движется. А у нас тут еще и десять лет простоит. Отец  Александр сразу мне возразил.

- Ну как, все-таки так прочно сколочено это государство, - говорю.

Он сказал: да что вы, Володя. Да только тронь, и все развалится. Все уже сгнило изнутри давно.

88-й год, осень. 89-й. 90-й. 91-й. Три года прошло. Путч, да? В 91-м году путч – и смело, и не вернулось, и никак… – казалось, что это возможно, что еще вернется – сейчас уже ясно, что уж Советским Союзом не пахнет. Пахнет кое-чем похуже (выделенo мной - tapirr)

Да.



В 1991-м к Ченстоховской  (иконе Божией Матери, Польша) было паломничество. Я приехал и первым делом сел на машину. Хоть видел по телевизору, я поехал смотреть на это, ну не мог поверить своим глазам. Не мог поверить своим глазам. Поехал, вижу – действительно. Стоит колонна эта, один постамент, а самой фигуры нет. Потрясающе. Пророчество именно вот так осуществилось. Я не был в Москве, даже не был в России в этот момент. А вот что мы говорили, он сказал – только тронь, повалится – и повалился в первую очередь памятник Дзержинскому. Конечно, для меня в сегодняшней ситуации ясно, что теперь осуществляется то, о чем говорит Христос в Евангелии, что если из дома изгнали беса и он остался пуст, то возвращаются новые, еще более злые. Это же и произошло. Эти-то покрепче будут.

Тут же полная аналогия с 17-м годом, когда загнило все сильно и было слабое правительство. Горбачев, Ельцин – Николай II, Керенский. А эти вернулись ребятишки из-за границы, знали языки. Образованные, крепкие, циничные. Опирающиеся на деньги, как теперь это рекламируют по телевизору – и эти опираются на деньги. Они кого хочешь обведут вокруг пальца. Добились своего, пришли к власти.

И теперь они как Сталин этих западных обведут вокруг пальца. Сталин и Рузвельта, и Черчилля, кого хочешь объегоривал, всех обманул. От всех добился, чего хотел. Эти тоже совершеннейшие такие сталинцы. Новый Сталин такой, вот новый Сталин. Я не имею в виду лично Путина.

Группа товарищей. Подруга моя видела, как людей забирали – в автобусы– когда разгоняли антифашистский митинг недавно. Она позвонила мне в ужасе – ты не представляешь, говорит, в какой стране мы живем. Все повторяется.

Поэтому и надо ходить, чтобы люди знали, в какой стране мы живем. И, в конце концов, чтоб те тоже знали, в какой стране они живут. Что есть люди, которые вообще-то с ними не согласны… И не дадут себя как баранов опять загнать в концлагеря. Ты же знаешь прекрасно, что евреи шли к эшелонам во главе с раввинами стройными рядами, и очень так дисциплинированно, когда фашисты в Польше загоняли их в Освенцим и так далее. Ведь сначала давали разнарядку – сколько людей. Потом это выполнялось и совершенно добровольно. Раввины шли впереди часто. Конечно, очень небольшая кучка решилась на сопротивление, когда в результате это вылилось в восстание, гетто и так далее. А в общем-то как это – 6 миллионов? – сплошные если б были восстания, было бы куда сложнее уничтожить.

Не только восстания. Мать Мария говорила, что если б мы были христианами, все бы надели желтые звезды.

Продолжение следует