Wed, Jul. 18th, 2007, 04:26 am
Голод начала 1990-х

Счттаю очень важным не только публикацию самого дневника, который вела женщина в то время в Птербурге, но и дополняющие её комментарии (некоторые я собрал в этом сообщении (и это только с 2 страниц комментов - всего их там 6)

[info]chijulia@lj навела на такой документ в журнале asena:

"Хроника разрухи"


Моя мама what_and_why дала мне почитать уникальный документ - её записи про перестройку, полторы тетрадки. И разрешила процитировать.
Это поразительно. Я понятия не имела, что всё было так серьезно.

(Что тоже очень удивительно: это же надо было так умудриться растить детей, чтобы они не парились на эту тему - в таких условиях). Я ничего этого не помню.



Пока не было воды, я задумалась о будущем: когда перегорят оставшиеся лампочки, придется использовать свечи <...> Но проблема заключается в спичках. У меня осталось 225 спичек, плюс американские сувениры - ещё 234. Чтобы хватило на зиму, нужно тратить по две спички в день. (11.11.1990)

Сегодня утром мы решили разобрать кухонный шкаф, в котором завелась какая-то странная крупная моль. Она гнездилась в вермишели и в красном перце. Раньше я никогда не видела такой моли и ни от кого не слышала, чтобы такие существа жили в продуктах. Мы вынесли на балкон крупы и травы, в которых кто-то ползал, в надежде, что они замерзнут. Потом нужно будет прогреть это в духовке, чтобы окончательно избавиться от живности. А потом ещё придется всё это перебирать. (28.11.1990)

В магазине продавали картошку (необычное явление), и мама встала в очередь. И оказалась свидетельницей драки между двумя покупательницами: дама лет 70 хотела встать в некий пункт очереди, а стоявшая там дама лет 40 не хотела ее пускать <...> Картошка вскоре кончилась, и очередь разошлась. (30.11.1990)

Вечером я прочитала "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Озверение мальчиков на необитаемом острове ОЧЕНЬ напоминает мне озверение нашего народа в очередях за едой. (10.12.1990)

20 января, в воскресенье, потратили несколько талонов: крупа - 1 (0,5 кг перловки), вермишель - все 4 (4 пакета по 0,5 кг вермишели), сахар - все 4 (4 пакета по 1,5 кг), яйца - 2 талона (24 яйца - оказывается, дают по 12 яиц на талон). 27 истрачено, 29 осталось. Уже половина.
Сказать по правде, это был мой первый поход в магазин времен карточек <...> Я просто боялась магазинов, насмотревшись хвостов на морозе и наслушавшись историй про увечья, получаемые в очередях. И не зря боялась. Впечатление я получила и правда очень тягостное. Если бы со мной не было А. (мой отец, прим.asena), я бы так и не смогла разобраться в сложной системе "отоваривания". Сначала нужно выбить в кассе чек - но для этого нужно знать, сколько мне положено на 1 карточку (а на них ведь это не написано!), и пересчитать, сколько это стоит - исходя из цены за 1 кг. (22.01.1991)

Вечером, в девять часов министр финансов (или премьер-министр? я что-то не помню) Павлов заявил по ТВ, что 100- и 50-рублевые купюры отныне недействительны! И все должны в течение трех дней обменять их или просто сдать в сберкассу (чтобы потом получить новые). А кто не успеет - извините! (22.01.1991)

----перерыв в записях----

Город сегодня празднует "возвращение исторического имени". Правда, оно было возвращено уже давно. 12 июня прошел референдум, и 55% жителей было за "Санкт-Петербург". После этого - для официального переименования - нужно было ждать решения Верховного Совета России. И сколько бы мы ждали - не знаю. (Правда, на конвертах я уже писала в обратном адресе "Спб"). Но в августе случилась революция, после которой решение было принято моментально. И вот с конца августа мы живем в Санкт-Петербурге. (07.11.1991)

Год назад, когда я начинала писать эту "хронику", я считала, что мы стоим на пороге полной разрухи. Однако прошлая зима прошла вполне сносно <...> Обстановка в городе в последнюю неделю марта была ужасная. Потому что со 2 апреля всё должно было подорожать, и люди мгновенно раскупали всё, что только появлялось в магазинах. А в последние дни ничего и не появлялось. особенно катастрофическое положение было с хлебом - его не было вообще. В апреле, когда цены поднялись, в магазинах не появилось ожидаемого изобилия, но всё же кое-что купить было можно. Когда появлялся очередной продукт по новой цене, люди сначала привыкали несколько дней, а потом и его начинали расхватывать. Но в целом ситуация с продуктами в апреле была лучше, чем зимой и осенью. (07.11.1991)

По дороге, в электричке, словоохотливая соседка общалась с Асей, и выявились идейные разногласия. (по видимому дочка, сама asena - прим. tapirr) Ася часто оказывается в таких ситуациях. Потому что, например, Ленин для Аси - злой коммунист, который "убивал зайчиков палкой по голове" и устроил разруху в стране. А царь Петр I для нее фигура весьма уважаемая, основатель Санкт-Петербурга. Часто пожилые люди пытаются переубедить её. Якобы Петр был злодеем, погубившим тысячи простых людей, а Ленин - избавителем народа. Но Ася им не верит. (07.11.1991)

А. начал работать на северной ТЭЦ. По-английски его должность называется "network administrator", но если перевести - "администратор сети" - звучит как-то не очень серьезно. На самом деле имеется в виду локальная сеть (т.е. несколько компьютеров, работающих вместе во имя некой сложной цели) и человек, управляющий ею. Это очень перспективная работа - в том смысле, что в городе таких сетей пока нет, но будет со временем очень много. (07.11.1991)

С нашим котом Диссидентом есть некоторые проблемы. Первое время нам удавалось покупать рыбу. Я смешивала ее с булкой и яйцом, и кот был вполне доволен. А теперь, когда рыбы нет, а мясо тоже появляется очень редко, кормить кота приходится не по-кошачьи. Или супом, или своеобразной "кашкой" из булки с яйцом. Бедный Диссидент! (12.11.1991)

А. пришел с работы и сказал мне, что прошел слух о денежной реформе 16 ноября: нужно срочно тратить все деньги. Хорошо, что у нас их мало! Конечно, за завтрашний день мы не успеем ничего купить.
Я позвонила маме и сказала об этом. В ответ она рассказала мне очередную историю из жизни социалистического государства. Вчера она сдала в магазине все молочные бутылки и стеклянные баночки. ей ничего не сказали. А когда она вознамерилась купить бутылку молока, ей не дали: только в обмен на пустую бутылку!
И вот уже сегодня в магазине наблюдается такая картина: люди вычерпывают сметану (кто - ложечкой, а кто и палочкой!) из магазинных баночек в свою посуду, а грязные пустые банки возвращают продавцу. И так же переливают молоко в свои бидончики, а пустые бутылки возвращают. Где ещё можно такое увидеть! (14.11.1991)

Сегодня А. пытался купить хлеб. Обошел 6 магазинов, но безрезультатно. Зато купил пирожных "картошка" по 87 коп. Как говорила Мария Антуанетта по поводу того, что у народа нет хлеба: "Нет хлеба? Так пусть едят пирожные!" Так и мы. (16.11.1991)


Теперь мы хлеб экономим: 1 батон и полбуханки съели сегодня (на четверых, да ещё при отсутствии другой сытной пищи, это совсем не много!), и столько же осталось на завтра. Правда, завтра нужно будет экономить ещё сильнее - чтобы оставить кусочек булки на утро понедельника, на завтрак. А днем приедет моя мама и привезет хлеб из Соснового Бора, где он почему-то есть.

У меня возникает навязчивое желание вынуть из кухонных шкафов все наши запасы круп и макарон и скрупулезно подсчитать, сколько месяцев мы продержимся. Вообще-то до лета осталось чуть больше полугода. А тогда уже будет крапива, лебеда... А если всё будет складываться удачно и удастся засеять огород, то в начале лета уже появится и щавель, и зеленый лук.

В общем, нужно обеспечить выживание нашей семьи в течение 6 месяцев. Правда, при такой неустойчивой ситуации не знаешь, будет ли дальше хуже или нет. Поэтому трудно решить, как расходовать продукты. Если сразу принять за аксиому, что запасы вообще больше не будут пополняться, то ежедневная доза будет очень маленькой. И это может оказаться напрасной жертвой, если какой-то приток продуктов всё же будет. А если исходить из возможности такого притока продуктов и тратить их не очень скупо - т.е. вначале питаться нормально, не голодать - то может получиться наоборот: продуктов не хватит на 6 месяцев.
Своеобразные проблемы жителей Петербурга конца XX века!
Так мы отмечаем 50-летний юбилей начала блокады: повторяем ту ситуацию, когда осенью 41-го (91-го?) по карточкам ещё что-то можно было получить, а 42-й (92-й?) принес с собой настоящий голод. (23.11.1991)


А ещё у меня появился "огород" - пожалуй, это первый огород в моей жизни. Я обнаружила, что некоторые луковицы (продававшиеся в магазине какими-то сырыми) начали прорастать, лёжа под столом в ящике для овощей. И решила воспользоваться таким их поведением: вырастить зеленый лук. (03.12.1991)

Кстати, в этом месяце снизилась норма выдачи сахара: 1 кг вместо 1,5 на человека. Т.е. наша семья получит 4 кг вместо 6. Если учесть, что я сахара не ем, а А. редко бывает дома, то удар придется по детям. Они выпивают по несколько чашек чаю с сахаром в день (т.к. больше-то пить им нечего). Значит, 1 пакет сахара (1 кг) они должны растянуть на неделю - это 140 г сахара в день на всю семью. Допустим, на 1 чашку нужно 10 г сахара. Допустим, Ася с Никитой выпивают по 5 чашек чаю в день - т.е. по 50 г сахара. И ещё остается на две больших чашки А. - на завтрак и на ужин. (03.12.1991)

Сегодня сумасшедший день. Сначала - эпопея с пепси-колой. <...> И вот мы с Асей пришли в магазин, подошли к кассе, и... не тут-то было! Оказывается, пепси-колу продают только счастливым обладателям пустых бутылок из-под неё же! Это меня сильно огорчило, и мы пошли домой. Там я заглянула в сумку с пустыми бутылками, и, к моему восторгу, обнаружила там целых 13 подходящих бутылок! (А хотела я купить 14: почти то же самое). И вот я поспешно (т.к. приближался обеденный перерыв) собрала эту злосчастную стеклотару и понесла свою скорбную ношу в магазин. (Мне нельзя носить такие тяжести, но ждать было рискованно: можно было остаться без пепси-колы навеки). К счастью, всё прошло благополучно, и вскоре я вернулась домой с двумя сумками, вместившими 13 бутылок. Дома я прикинула, сколько бутылок оставить на праздники: получилось 10 (плюс ещё две бутылки "Байкала"). Значит, 3 можно было выпить "в черный день", как это называется. Т.е. одну... а лучше две - сразу. Тогда третью оставить А. Но тогда уже сегодня можно освободить 3 бутылки и на них купить ещё 3 полных! Так мы и поступили. (12.12.1991)

В газетах пишут, что цены станут свободными 2 января. Спустя три месяца после заявления Ельцина, что он отпустит цены. За эти три месяца они так подскочили, что никакая официальная "либерализация цен" не смогла бы их так взвинтить.
Ещё пишут, что в Спб прожиточный минимум сейчас составляет 473 руб/чел. в месяц. Значит, для нашей семьи это будет 1892 руб. в месяц. <...> Не хватает до минимума 782 руб. Т.е. наша семья тоже за чертой бедности, как и подавляющее большинство наших сограждан. (14.12.1991)

А пока перейду к своим "экономным" проблемам. Сливочного масла мы сможем купить ещё 500 г. (Первые 500 г мы все же сумели растянуть на полмесяца, и сегодня в масленке ещё есть маленький кусочек масла). Сахара у нас ещё почти 3 кг - по 1 кг на каждую неделю, а половина последнего пакета - на кондитерские нужды. (Но в этом месяце у нас было 5 кг, а не 4, как будет впредь!)

Итак, если я хочу испечь два торта - в Рождество и в Новый год - то мне нужно: 1) МАХ 3 банки сгущеного молока, 500 г сливочного масла, 800 г сметаны, 2 стакана сахара; 2) MIN: 2 банки сгущеного молока, 100 г сливочного масла (здесь MAX - когда каждый торт содержит два вида крема: масляный и сметанный, а MIN - когда они вообще без крема, с одним вареньем). Но для MAX нам пришлось бы до января жить без сливочного масла, что меня не устраивает. (14.12.1991)

О самодельном кефире. Первая попытка: во вторник вечером я развела сухое молоко и в банку (примерно 700 г) очень теплого молока добавила 2 ч.л. густой сметаны. Всё это я завернула в полотенца и поставила на ночь около батареи. Утром в среду "кефир" (а точнее, простокваша?) был готов. Он был ОЧЕНЬ густой и с хлопьями (как бывает у старого кефира). Всё же я выпила полчашки из "соображений полезности". (19.12.1991)

Хотелось мне купить и подарки к Новому году. С детьми было проще всего: игрушек нет, да нам и не нужно, а хорошие книги лежат на каждом углу. Я и накупила их. Родителям я тоже смогла купить разных мелочей: папе - банку пива (он говорил мне, что хочет попробовать, но дорого), а маме - баночку крема с прополисом. Себе я хотела купить что-нибудь полезное: крем, шампунь и т.п. Но не увидела ничего подходящего. А с А. вообще потерпела неудачу. Я думала о 3-4 парах носков. Осенью они стоили от 10 до 15 рублей за пару, и я считала, что такой расход мне вполне по карману. И что же? Самые дешевые (плохонькие) мужские носки теперь стоят 50 руб, а остальные - от 80 и выше. (24.12.1991)

У него с собой было мало денег, и он купил нам немного хлеба и немного колбасы. Как в старые добрые (?) времена: колбасу покупают небольшими кусочками, на один день - и съедают, пока свежая! (А когда по талонам - поневоле покупаешь целый килограмм, который вскоре зеленеет и становится съедобным только в жареном виде). (06.01.1992)

На ул. Руставели была огромная очередь в кассу, т.к. продавали молоко (в картонных коробках: 1 л - 1 р 50 коп). Мы решили, что стоять 2 ч. ради молока - глупо. (Больше ничего не было). <...> По соседству, правда, очередь была - давали подсолнечное масло по талонам. Но это не так актуально для нас - Д.Ф. сделал нам роскошный подарок: целый литр подсолнечного масла. <...> А в передней части магазина было совсем безлюдно, и лежали два продукта: вареная колбаса (61 руб) и творог (31 руб). Мы купили (без талонов!) по полкилограмма того и другого. (07.01.1992)

Сегодня А. ходил в магазин - там были только засохшие маленькие песочные рулетики, подорожавшие за год более, чем в 10 раз. Пять штук обошлись почти в 8 рублей. Дома нет ни хлеба, ни масла, ни сахара. Причем давно. Рыба для кота, запасенная осенью, тоже кончается - я её экономлю, а бедный Диссидент жалобно мяукает и просит есть. Скоро и дети, приехав с каникул из Соснового Бора (где всё же получше: сегодня я звонила маме, и она сказала, что хлеб есть всё время, а вчера даже продавали творог по 5 руб (!!!) за кг) жалобно замяукают и запросят есть. (12.01.1992)

Сегодня продукты подорожали. Булка теперь стоит 4-5 руб (вместо 1-2), а в С.Бору даже 8. Литр молока - 13 руб. Шоколадные конфеты - 250 руб. за 1 кг. Итак, если раньше "нищенская жизнь" предполагала молоко, булку и самые простые карамельки (это была пища для самых бедных), то теперь бутылка молока и булка стоят порядка 11 руб (о карамельках говорить уже не приходится) - т.е. за 30 дней это составит 330 рублей. А как будут выживать те, кто из примерно такой пенсии должен ещё заплатить за квартиру, за телефон и за что-нибудь ещё? (16.01.1992)

В магазинах теперь лежат конфеты, вафли, печенье. Никто не берет. Но, честно говоря, мне это скорее нравится, чем нет. Я знаю, что если мне ОЧЕНЬ понадобятся конфеты, то я смогу выкроить эту злосчастную сотню из своего бюджета, и купить то, что мне нужно. Это НОРМАЛЬНО.
Правда, меня беспокоит другое: изменилось мое отношение к пище. Оно стало каким-то нездоровым. Кусок не лезет в горло. Я всё время думаю: вот я съедаю 4 рубля (а не сосиску), вот я съедаю ещё 4 рубля (а не булочку и конфетку), вот я съедаю целых 8 рублей (а не грейпфрут)! Это ужасно неприятно! И, наверное, вредно для пищеварения. (23.01.1992)

Примеры:
1) один кусок мяса (небольшой) с костью - суп на 4 обеда.
2) полкурицы (небольшой) - суп на 3 обеда.
3) полкурицы - плов на 2 обеда
4) банка тушенки (небольшая) + макароны - 2 обеда.
Так можно подсчитать, сколько мы продержимся на том, что есть в холодильнике. <...>
А из того, что мы сейчас можем купить, для "обедов" годятся только сосиски: 1 кг за 84 руб мне удается растянуть на 4 обеда, т.е. на 1 обед уходит 21 рубль (не считая, скажем, картошки, которой, честно говоря, нужно сварить рублей на 5-10, чтобы все наелись). (26.01.1992)

Вчера мы испытали потрясение: А. получил на работе "гуманитарную помощь" - коробку продуктов из Германии. Это энергетики Гамбурга таким образом поддерживают энергетиков Петербурга. (14.02.1992)

(напомню,что 2 января 1992 года правительство Гайдара отпустило цены - ремарка ivansim):

У меня такое чувство, что разруха кончается. Обещали тяжелую зиму - да, "талонный" декабрь был тяжелым (из-за того, что "свободные цены" пообещали в октябре, а ввести решились только с января). В январе был шок из-за новых цен, но голода не было. До лета оставалось четыре месяца. Пообщещали, что уж они-то неприменно будут ужасными! И вот подходит к концу февраль. Что мы видим? Народ успокоился; цены не шокируют. Очереди кое-где есть, но я считаю, что вполне можно обойтись тем, что продается без очереди - а это всё, кроме: сахара, сливочного масла, растительного масла, мяса из Европы. У нас дома пока есть некоторые запасы всех этих четырех продуктов, поэтому я не испытываю никакого беспокойства. Когда запасы кончатся, будем думать, что делать.
Но даже если оставшиеся до лета три месяца на самом деле будут "голодными" (как нам продолжают обещать), то мы - я не сомневаюсь! - продержимся на запасах круп, макарон и сухого молока, которые скопились у нас дома. Поэтому будущее меня ничуть не пугает.
А вчера в нашем магазине ВПЕРВЫЕ за годы(!) разрухи я увидела СЫР! Без всякой очереди! За 156 рублей с копейками, сорт - буковинский. (Я бы предпочла голландский или швейцарский, но о них я пока и не мечтаю). Я купила на первый раз 200 г. Небольшой кусочек, которого хватило на 2 дня. Конечно, подорожание в 52 (!) раза (от 3 рублей) впечатляет! Но лучше ЕСТЬ дорогой сыр, чем НЕ ЕСТЬ дешевого. (20.02.1992) "

http://asena.livejournal.com/219536.html



Из комментов там:


alfixx
Я помню, что родители выдавали нам с сестренкой кусочки рафинада как конфеты, и мы хранили их в коробочках "на вкусненькое"
После "перестройки" у нас в кладовке остались залежи риса, гречки и перловки, которые мама боялась тратить и хранила на "черную зиму"
Еще помню, как папа принес с работы зарплату - 8 радиоприемников и 20 телогреек - и заплакал: он первый раз не знал, чем кормить семью. Мама тогда начала завидовать соседу, работавшему на мясокомбинате.
Еще помню такие слова как бартерный обмен.
нас реально выручала бабушка, жившая в деревне: она присылала нам картошку и очень выгодно меняла телогрейки на мясо

 tridaktna

такого, чтобы прям ждать до весны чтобы лебедой питаться - не было у нас. Мне в 91 было 14, я помню достаточно хорошо. Очереди помню, водку заныканную "валютным запасом" за за шубами на полу шкафа, талончики. Растительное масло когда удавалось купить рафинированное это была удача - обычно продавали (на разлив) такое бурое, мутное, с обильной пеной - на сковородке оно тоже пенилось как шампунь и выпадало на еде чем-то типа ржавчины. Пельмени и сосиски были только рыбные - когда удавалось купить мясные - это была тоже большая удача. Добыча гречки была подвигом. Но чтобы были проблемы с картошкой, макаронами, и уж тем более хлебом - я не помню. Рыба была. Может быть в те времена калининграду правда как-то больше повезло, потому что портовый город, хотя вроде как питеру тоже грех жаловаться в этом смысле.
А может быть просто все дело в восприятии и акцентуации - необходимость доставать продукты была как-то в порядке вещей, я не помню чтобы мы так драматически воспринимали происходящее, как я тут у тебя прочитала...



piggy_toy 
"Нет хлеба? Так пусть едят пирожные!" Так и мы.

именно так. я тогда училась в мгу, в кулинарии при столовке (2й гум) каждый день, толи в час, то ли в два, не помню, "давали" торты, по два в руки. постоять и купить было реально, даже уже когда больше нигде ничего не было. многие так и кормили семьи - тортами.


golenkoov

Вспомнилось:
Крайний Север, 90-й год, мой 9 класс.
Очередь за мясом, я где-то в первой десятке этой очереди (что на самом деле неплохо, учитывая, что на улице -42 градуса). Если бы не степень кмс по силовому троеборью - хрена бы я там выжил. Сложнее всего было выйти с продуктом наружу - по дороге он мог запросто испариться в толпе. С тех пор легко могу набить морду невзирая на принадлежность к слабому полу или старческому возрасту - и те и другие в толпе хуже всего, мужики все-таки значительно устойчивее к "инстинкту толпы".
Контейнер 10 тонн, отправленный летом с Большой Земли (в смысле, из родной Тульской области, где все лето по очереди заседали на даче то отец, то мать), на 2/3 заполненный продуктами (и хрен с ней с картошкой что померзла - в магазинах и такой нет). Самые ценные продукты - сахар и соль, в магазинах было навалом спирта Рояль, даже талоны не вводились на алкоголь. С тех пор редко ем тушеную капусту - ее было особенно много, наелся.



fresquete

Я с Дальнего Востока, из Комсомольска-на-Амуре(из Зажопинска, иными словами). Мои родители актёры в государственном провинциальном театре. Начало 90х помню, что из еды дома были только хлеб, чай, рис, соль и рыба (для справки, рис из-за близости Китая стоил копейки и всегда был в продаже, а рыба осенью - выходи на Амур да лови.) Больше ничего не было. Ни масла, ни сахара. Дачи у нас не было, потому никаких запасов тоже не было. Зарплату не платили по 6-9 месяцев. Папа по ночам крутился на "жигулёнке" занимаясь частным развозом, мама по школам драмкружки организовывала, что бы хоть какие-то копейки заработать. Об одежде вообще лучше не вспоминать... Когда одноклассники рассекали в джинсах "Мавинах" и зелёно-фиолетовых пуховиках, я донашивала за сестрой её одежду образца конца 70х-начала 80х... Сколько унижений мне пришлось стерпеть из-за этого... Сколько мама плакала из-за невозможности купить нам подарки на День Рождения или на Новый Год... Эх... Черное время... Бабушка говорила, что хуже только после войны было...


arbena

в перестройку было легче... в какой-то мере. Очень выручал отцовский поек. И впринципе были деньги. 89 год мне запомнился первым в нашем городе массовым убийством - убили 5 человек, всю семью сразу, включая младенца. Мы - первоклашки - сорвали урок, потому что траурная процессия за окнами шла минут двадцать, а мы не могли от этих окон оторваться.
Потом, после 91-го, стало сильно хуже. Военторг развалился, а южане в нашу дыру ничего не везли. Вообще. В Питере и южнее хоть с дачи можно прожить, а у нас тундра - не растет нихрена. Самым голодным был 93 год. В общей сложности и родители и дядя сидели без зарплаты 9 месяцев. Всей семьей жили на старых запасах и бабушкиной мизерной пенсии. Вместо хлеба ели сухие галеты, которые за год до этого все уговаривали бабушку выбросить. С тех пор ненавижу ячку и пшеничку. Помню очереди за свежим молоком из Туломы или со Щуки (поселки, где держали коров). Мы, мелюзга, увидев машину, занимали очередь сразу на весь подъезд. За 4 года, с 92 по 96. Наш микрорайон опустел вчетверо - каждый день, возвращаясь со школы, я слышала похоронный марш. У нас старый район, было много стариков - в основном ветераны. А еще помню суд над двумя офицерами за то, что вынесли по буханке хлеба с корабля. Им зарплату на тот момент не платили больше года.
Когда я выросла из старого трепья, мама начала перешивать на меня свои старые платья... Как раз в том возрасте, когда у всех девченок бзик на тряпки. Наверное, именно с тех пор я на одежде и не заморачиваюсь. Зато очень много ем, тоже наверное, с тех самых пор 



the_most_human

Наивным легковерным детям ваши коллеги ( т.е. апологеты совка - tapirr)уже впарили, что совок - это было хорошо. Регулярно приходится напоминать что да как.
А совок - это было вот так. Причем вот так это было в столицах только к угару совка, а на остальной территории - с конца 70х.



gangstasnob 

Не знаю как в Питере, а в городе Рошале примерно 200 км от Москвы именно так и было. 



marahany

именно так оно всё и было...
я была студенткой. в 89 родилась дочка. и в очереди мы стояли вдвоем..
в соседний магазин аж с табуреточкой ходили, ибо ноги не всегда держали.



revetina 

Очень хорошо все помню, сама, учась во вторую смену, утро с 8 до 12 простаивала в очереди за хлебом. Опустевшие полки в магазинах у нас (в Ташкенте) были года до 94. При этом в семье были деньги, но купить что-либо было просто невозможно, ни в магазине, ни на рынке.
Кстати, привычка подсчитывать еду в холодильнике и сколько можно на нее прожить сохранилась у меня до сих пор. Точно так же я знаю до копейки сколько у меня денег имеется.
Жаль, что у моих родителей не появилось идеи вести мемуары в это время.



lucif

Нам тоже было не сладко в это время, но драматизма описанного здесь, в нашей семье не было, хоть и приходилось иногда кирпич хлеба делить на всех. Но не потому, что не было еды (овсяные хлопья, макароны, перловка, были нашем магазине всегда), а потому, что совсем не было денег. Реформы денежные нас почти не коснулись, и совсем не расстроили, так как никаких накоплений у нас никогда не было. Талонов нам хватало с лихвой, мы не выкупали всего. Где то в доме, до сих пор лежит пара невыкупленых талонов на водку.
Самым страшным, для нас, был период всеобщей безработицы и тотальной не выплаты зарплат. Вот тогда реально пришлось, не то что бы прямо голодать, но довольно близко к тому.
Но ощущения, что это надолго не было.
Наоборот даже. Было чувство стремительно несущейся истории. Смутных времен и прочая.
Понятно, что смутные времена кончаются, и мы все жили с чувством, что этот период надо просто пережить, он не может длиться очень долго, потом все наладится так или иначе.



marabusha

Помню как я 13-летняя, стояла в 91 году в офигенной очереди за сахаром зимой. Заработала воспаление легких. Помню, что колбаса (любая) была в то время деликатесом.
А вообще нас кормило лето и машина - вырашивали на даче все что можно, а потом везли на бедном Москвиче домой.
Признак того, что кончились деньки и продукты - картофельное пюре и кабачковая икра (из своих овощей) на завтрак, обед и ужин.



Киевлянка:

У меня сын 84-го года, так что я хорошо эти "ужасы" помню. Москву и Питер талоны действительно шокировали, а в провинции они уже лет 5 существовали.
Мы жили в Днепропетровске.
С 86-го года километровые очереди за сосисками, творог только на рынке, мясо тоже только на рынке, но приходить надо в 5 утра, иначе не достанется, сметану покупали в буфете на работе. Талоны на сахар, водку, сигареты. На витринах магазинов омерзительный "Завтрак туриста" и банки с порезанными огурцами. Целые они не пролезли бы через горлышко бутыли. Соль и спички. Серая вермишель и перловка. Но ведь выжили же...
Недавно вспоминала, что же мы ели. В основном, курятину. Были такие мосластые "синие птицы" с когтями по 2,5 рубля за килограмм. Такого продукта, как сыр, не было вообще. Заготавливали осенью картошку, благо погреб был. Как вспомню "тотальное консервирование", так жутко становится. По 30 бутылей огурцов и помидор. Салаты, компоты и соки.
Если попадали в командировку в Моску, то делили с коллегами поручения. Вечером ты едешь в Столешников за шампанским и на мою долю, а я попытаюсь купить нам сыр и майонез. А приезжали мы для решения вопросов по ракетно-космической тематике. Элита машиностроения, не дворники ведь.
Да, приходилось крутиться, чтобы поразнообразней покормить семью. Очень много пекли. Печенье, пирожки с вареньем, всевозможные блинчики, вареники. Делали конфеты из детского питания, торт "Птичье молоко" из манной крупы и тд и тп.
Все от женщины зависит. Если ей в лом готовить, то остается только за голову хвататься. Хоть тогда, хоть теперь.
Хуже было, когда зарплату задерживать стали. И ничего. Выжили... Сын всегда, как куколка выглядел. Шила, вязала, какие-то аппликации пристраивала. На улицах народ спрашивал, не из Дома ли Моделей вещички.



elisa_air

Трудновато было выживать. В 1990-м в ноябре вышла из роддома с дочкой на руках - в магазинах кроме уксуса и зелёного чая - пустые полки. В 7 утра подхожу к Универсаму - там толпа у дверей. Въюга. В 9 открыли - толпа ломанулась. Я кормящая, жрать хочу почти всё время, силёнок маловато, толпа занесла меня к лотку со сметаной, просовываю руку - успеваю схватить. Толпа несёт дальше, к лотку с творогом, но - не повезло. Не успела.
Год спустя иду с коляской, в магазине молоко выбросили, литровое, долгоиграющее. Беру Аньку на руки, коляску на улице оставляю, уже опытная - ломлю прямо в зал. Как я выносила Аньку годовалую и десять пакетов молока - этот фокус сейчас повторить не смогу на бис. Если бы кто вякнул - разорвала бы, не снимая дочку с руки. Зубами.
Потом было - сын и дочь три дня ели кашу рисовую на воде (больше ничего), сама же курила гадкие дешевые сигареты, чтобы заглушить чувство голода.
Потом решила, что мои дети НИКОГДА голодать не будут - я в переходах петь буду, фокусы показывать, воровать пойду, но такого больше не повториться.



А здесь воспоминания 2 юзеров о ссср (ссылки):
http://asena.livejournal.com/219536.html?thread=2845072#t2845072

Tue, Jul. 17th, 2007, 06:44 pm
[info]georgy_ch@lj

Очень интересно. Жаль, что я не вел дневник когда жил в Грузии в начале 90х... Было гораздо тяжелее в материальном плане, если даже не рассматривать войну.

Wed, Jul. 18th, 2007, 04:14 am
[info]tapirr@lj

Расскажите чуть-чуть!

Tue, Jul. 17th, 2007, 07:34 pm
[info]elka_sh@lj

ЧТО ЭТО?! Я тоже жила в Петербурге в то время, и у нас был маленький ребенок, но таких ужасов не помню! Да, было так, что торт на ужин вместо хлеба, но это же забавно. Не знаю. Может, память подводит - помню только хорошее? А может, из-за того, что у меня как раз тогда началась новая жизнь, и это было важнее еды?
Бывали очень трудные моменты, очень, но я на них совсем не зацикливалась. Продала сапоги, купила мяса - и рада.))
В любом случае - помню это время как время радостного ожидания перемен к лучшему. И они тогда наступили.)

Tue, Jul. 17th, 2007, 08:04 pm
[info]ex_nikolajk@lj

Да, именно так: это было чудесное время, время надежд и ожиданий. Каждый день происходило что-то новое. На глазах рушилось окостенелое дерьмо советской власти.

Wed, Jul. 18th, 2007, 07:29 am
[info]elka_sh@lj

Да, именно поэтому так грустно бывает сейчас.

Wed, Jul. 18th, 2007, 01:55 am
[info]xenia_mikhailov@lj

Очень согласна. Основная травма заключалась не в голоде, а в том, что обстоятельства диктовали человеку, что есть, а не желание. Но ведь люди так веками жили. Более гибкие люди принимали это легче, менее гибкие - делали из этого трагедию.
И был подъем, было чувство, что все это несерьезно, а грядут перемены.

Wed, Jul. 18th, 2007, 07:27 am
[info]elka_sh@lj

Я оказалась очень гибкой.)) Да и потом, честно говоря, ну что это было такое для советского человека? Ведь не из Европы же мы все приехали в перестройку.)) Ну, очередь, ну, нет еды и туалетной бумаги - так ведь и раньше так было. Зато - эти надежды и ветер перемен!)
И любовь у меня была безумная (до сих пор осталась))), так что все очереди были не страшны...

Wed, Jul. 18th, 2007, 02:34 pm
[info]xenia_mikhailov@lj

Да, для нас все было не так страшно. Но Вы почитайте воспоминания одной тогдашней девочки ниже в комментариях - мороз по коже. Нам с Вами повезло.

Wed, Jul. 18th, 2007, 05:07 pm
[info]elka_sh@lj

Да, я сегодня об этом весь день с ужасом думаю.

Wed, Jul. 18th, 2007, 06:12 pm
[info]tapirr@lj

---Более гибкие люди принимали это легче, менее гибкие - делали из этого трагедию.
И был подъем, было чувство, что все это несерьезно, а грядут перемены.---

это верно.

---Но ведь люди так веками жили---

тут разница в том, что раньше это было как бы "естественно", а в тут - конец 20 века, "сверхдержава", голод в столицах...

Thu, Jul. 19th, 2007, 02:12 am
[info]xenia_mikhailov@lj

Все-таки я бы не назвала это голодом.

Tue, Jul. 17th, 2007, 09:04 pm
[info]gipsylilya@lj

Во время перестройки наша кошка ела хлеб и совсем не беременнела, а наши собаки ели картофельную шелуху, и с них падала шерсть.
В 91 мне было 7 лет, считайте отсюда.
Я ела иногда ничего так - в школе, один раз в день. Зато хорошо: плов, или солянку, или борщ. На десерт давали булочку, которую я прятала в портфель и приносила домой младшей сестре. Брат свою булочку съедал, потому что старшеклассникам ничего, кроме булочек или бутербродов, не давали.
Когда я заходила в продуктовый магазин, мне брутально хотелось его обокрасть. Я стояла в длинной-длинной очереди в кассу, пробить буханку или полбуханки, и смотрела на витрину с простенькими, в общем-то, лакомствами: песочными пирожными, булочками, вафельками... У меня слюна водопадом стекала в желудок.
В карманах куртки я вечно держала кучу каких-то невнятных камушков и железячек. Они мне даром были не нужны, но у меня постоянно кружилась голова, и мне было трудно идти при сильном ветре. Я всерьёз боялась, что меня унесёт, как ту Мэри Поппинс, и запихивала в карманы грузики.
На каникулах было совсем плохо. Иногда мы целый день лежали. Вставать было трудно, да и брат велел нам лучше лежать, чтобы силы не тратились. Он очень любил читать, но в такие дни не читал - был уверен, что если читать натощак, со зрением распрощаешься.
Мама уходила на работу, если была работа. Или куда-то ещё. И возвращалась с крупой. Из крупы мы варили кашу, если её было достаточно, или пекли тонюсенькие лепёшечки, если было мало. Мы ставили рядом тарелку с кашей и смотрели на неё. Зверски хотелось её съесть, но руки так дрожали, что невозможным казалось поднять ложку. И ещё казалось, что внутри всё заросло и каша не пройдёт.
Иногда было лучше. Например, однажды мама принесла много мешков капусты. Мы всю зиму ели эту чёртову капусту. Сейчас у меня пятый размер груди и ненависть к капусте. Зато в ней был кальций, и мы могли расти, у нас нормальные хорошие кости и даже зубы нормальные были. Витамин Д мы добывали, греясь летом на солнце. Мама никогда не оберегала нас от солнца, мы не обгорали.
Ещё был суп из крапивы и немножечка картошки. А ещё моя младшая сестра была без сознания от голода. И мама вызванивала подруг. К одной из подруг мы пошли, положив сестру на санки. Там нам дали по тарелке манной каши. Я съела свою порцию с огромным удовольствием. Моей сестре мы потихоньку клали кашу в рот, и она полубессознательно жевала и глотала. А потом её вырвало.
Летом было здорово. Брат, который старше меня на 6 лет, куда-то убегал со своим другом. Они возвращались с ворованными фруктами или овощами за пазухой. Яблоки, картошка, кабачки, а один раз - облепиха. Воровали совестливо - с каждого участка по паре штучек. Картошку и клубнику воровать было не надо: их можно было набрать на просеке с брошенными огородами, про которые почти все забыли. Картошка была мелкая, клубника - крупная. Ещё летом были орехи, земляника и много-много малины - рядом с домом рос лес, в которым были этой малины огромные заросли. А мы с сестрой ещё разыскивали на опушке дикие вишнёвые кусты и обирали их. Испортили кучу одежды вишнёвым соком :) но часть добычи обязательно приносили домой.
Когда моему брату исполнилось 17, он стал работать грузчиком. Уходил рано утром, возвращался очень поздно, вымотанный, худой, с горящими глазами (у него всегда такие глаза). Доставал принесённую еду (откуда она, я не спрашивала, но было её всегда немного... зато иногда она была очень вкусная: кокос, например), сам ел и кормил нас и валился спать, как подкошенный. Кажется, в первую половину дня он учился, а во вторую работал.
Потом его избили на улице какие-то гопники. Сотрясение мозга, повреждение позвоночника. Он не смог бы больше работать грузчиком. Лежать дома и голодать он не хотел. Он ушёл в армию. Думал, что его возьмут в десант - он же парашютист. А воевал рядовым в Чечне. Оттуда вернулся поджарый, но гладкий, мускулистый, и ноги у него перестали казаться кривыми. Правда, башню ему снесло.
Когда брат ушёл в армию, к нам приехала и стала нас кормить старшая сестра.

Tue, Jul. 17th, 2007, 09:05 pm
[info]gipsylilya@lj

С одеждой, тетрадями и ручками было хуже, чем с едой.
Вязаной одежды у нас было вдоволь, вся модная. Её вязала мама. Дома было много шерсти. А вот шить было не из чего. В общем, с одеждой был затык :(
В тетради я писала мелким-мелким почерком, бисеринками. Учительница ругалась. А мне важно было сэкономить, а то когда ещё будет у меня нвоая тетрадь!
Шариковая ручка - и та бывала проблемой. Как-то раз я месяц жила вообще без ручки, выпрашивая у одноклассников запасную. Домашние задания я делала стальным пером, макая его в чернильницу.
Иногда тетрадь кончалась, а новую никак не было купить. И мы перерывали антресоли, вытаскивали из старых тетрадей нетронутые парные листочки и сшивали новую тетрадь. А на чистых непарных листочках я рисовала. Рисовала я очень много, почти всё время. Меня хвалили и спрашивали маму, отдаст ли она меня в художку или хотя бы изостудию. Мама отмалчивалась. Для занятий нужен был настоящий альбом, краски, кисти. Кисти, правда, были.
Ходить в музкалку я ненавидела. Трудно сосредоточиться на музыке, когда голова плывёт и жрать охота. Мою помешанность на еде даже заметила одна из учительниц и иногда над ней иронизировала. Но этой учительнице я всё прощала. Она была очень хорошая. Мои голодные истерики она умело гасила, поила меня водой или сладким чаем.

А вообще, говённое было время.

Tue, Jul. 17th, 2007, 09:06 pm
[info]gipsylilya@lj

и всю еду мы всегда делили на порции.... у меня до сих пор такая привычка, высчитывать порции... мда

Tue, Jul. 17th, 2007, 09:09 pm
[info]gipsylilya@lj

а ещё у нас был огород, на котором мы и загорали.
квадрат глинистой почвы, который мы вскапывали втроём: я, младшая сестра, старший брат. Мама была на работе. И сажали картошку. И брат ночами стерёг картошку. Потому что огородных воров было много, а совестливых среди них - мало. А потом мы картошку собирали.
Лопата была тяжеленная и наверное с меня ростом. Я плохо с ней справлялась, и брат на меня злился.
- Всем весом наступай, - говорил. Я наступала все весом, и лопата едва-едва входила в землю. Я прыгала и давила, чтобы она вошла как следует, и жутко уставала.

Блин, меня понесло....

Wed, Jul. 18th, 2007, 04:09 am
[info]tapirr@lj

А где вы жили тогда?

Wed, Jul. 18th, 2007, 04:16 am
[info]gipsylilya@lj

в маленьком городе под Москвой

Wed, Jul. 18th, 2007, 04:22 am
[info]tapirr@lj

Я просто потрясён твоим рассказом.
Это было гораздо хуже, чем о заглавной теме. Там хоть что-то удавалось найти, и видимо в обморок от голода не падали.

А не помнишь, когда стало налаживаться с едой?

Wed, Jul. 18th, 2007, 07:55 am
[info]gipsylilya@lj

чётко не вспомню, когда мне было лет 12-13, наверное

Wed, Jul. 18th, 2007, 04:28 am
[info]tapirr@lj

И в каком примерно году, наоборот, это началось?

Wed, Jul. 18th, 2007, 07:57 am
[info]gipsylilya@lj

я не уверена
просто пока я ходила в садик, я могла не замечать, в садике же кормили очень хорошо
я думаю, тогда, когда мой отец, живущий в глубокой провинции, был вынужден отослать одного из живущих с ним детей к маме, поближе к Москве, потому что сам не мог обоих прокормить
т.е. мне было лет 5-7

Wed, Jul. 18th, 2007, 12:52 pm
[info]tapirr@lj

Ну, в общем, значит года с 1989 - начало кризиса: экономика социализма окончательно развалилась.

---стало налаживаться
чётко не вспомню, когда мне было лет 12-13, наверное ---

Только с 1996 года? Видимо, это связано уже было не столько с ситуацией во всей стране, сколько именно с тяжёлым положением вашей семьи?

Wed, Jul. 18th, 2007, 01:00 pm
[info]gipsylilya@lj

нам было трудно встать обратно, уже упав
моя мама по профессии художник
когда она потеряла эту работу, она устроилась на вредное производство простой рабочей
потом было сокращение
и потом она металась, пытаясь найти работу, но найти было трудно: у неё сильно ослабло здоровье на заводе, плюс у меня здоровье слетело к чертям, я была похожа на скелетик с глазками и всё время болела... такие работники мало кому нужны
в 11 лет я отъелась, это я вспоминаю, глядя на свои фотографии
т.е. моя мама устроилась посудомойкой в лагерь, и мы там с младшей сестрой отдыхали... я ела всё, что видела... вожатые считали меня сумасшедшей... это было сильнее меня
и потом вроде с едой было не так туго
но как раз мы потеряли главного кормильца - брат ушёл в армию, а сестра и мама по эффективности с ним не могли сравниться
кстати, моя мама - маленькая хрупкая женщина, т.е. на ж.д. ей подработать было нереально
вот, в общем, с едой стало легче, но проблема одеться и купить школьные принадлежности никуда не девалась ещё год или два
я думаю, нам было так по-особенному трудно потому, что семья многодетная, матери-одиночки, многодетные семьи, одинокие пенсионеры пострадали тогда больше всех, и дольше выкарабкивались

Wed, Jul. 18th, 2007, 05:55 pm
[info]tapirr@lj

---моя мама устроилась посудомойкой в лагерь, и мы там с младшей сестрой отдыхали---

да, так многие делали

---на ж.д. ей подработать было нереально--

вагоны что ли разгружать?

---матери-одиночки, многодетные семьи, одинокие пенсионеры пострадали тогда больше всех, и дольше выкарабкивались---

да, государство выплеснуло вместе с водой (коммунизмом) и ребёнка (социальную ответственность государства)


Wed, Jul. 18th, 2007, 06:02 pm
[info]gipsylilya@lj

не знаю, просто некоторые мне говорят "шла бы на ж.д. работать, лишь бы дети были сыты"
но мне кажется, стоить понимать, что у разных женщин - разная комплекция

Wed, Jul. 18th, 2007, 06:10 pm
[info]tapirr@lj

да, они ерунду говорят.

грузчиком работать - можно и надорваться.

Wed, Jul. 18th, 2007, 12:25 am
[info]curiositypower@lj

Да, очень много знакомого.
И такое, как тут описано, было. И другое было.
А вот иногда в разговорах жене рассказываю, "как это было у нас" - а она себе ничего такого представить-вспомнить не может (хотя лишь на год младше меня, жила в те времена в Киеве в весьма небогатой семье).
Но на самом деле, в определенном смысле хорошо, что я все это видел и жил в этой ситуации. Закалка.

Wed, Jul. 18th, 2007, 01:07 am
[info]puertta@lj

В начале 90-х я жила в Грузии. Мы жили в деревне, поэтому было довольно-таки сносно (не считая войны, конечно) А в городах была совершенно жуткая ситуация. Но вот парадокс: вроде бы все было вокруг плохо и ужасно, но такое яркое ощущение того, что мир на глазах меняется - это словами не передать.

Wed, Jul. 18th, 2007, 06:13 pm
[info]tapirr@lj

да

Wed, Jul. 18th, 2007, 02:28 am
[info]avla@lj

А я вёл дневник в 1991 году. Там просеивать надо тщательно, слишком много личного, и довольно тоскливого. Если найду интересное, то опубликую конечно.

Wed, Jul. 18th, 2007, 04:23 am
[info]tapirr@lj

Да, это будет очень интересно.
Опубликуйте, пожалуйста!

Fri, Jul. 20th, 2007, 06:15 am
[info]q_iber@lj

Думаю, самый суровый голод пришёлся всё-таки не на Россию, а на "южные" республики.
Самый душераздирающий раасказ о голоде я слышал в Армении от армянки, матери нескольких детей. Я не смог дослушать до конца.
Ещё интересное воспоминание середины 90-х: у моего друга супруг сестры его матери был таджик, жил в Душанбе. Однажды, зайдя к другу в гости, я застал там целую кучу таджиков, приехавших в Самару на предмет выяснения того, нельзя ли сюда переехать. Разговорились. Таджики только что приехали и города почти не видели, но он уже успел их поразить: У вас город богатый - голуби по улицам гуляют! Я сначала никак не мог догнать, каким образом гуляющие по улицам голуби свидетельствуют о богатстве города. А оказалось, что в их родном городе голубей просто-напросто отловили и сьели!

Хотя и в России были целые вымирающие города, особенно там, где на весь город было одно "градообразующее" предприятие. У Вадима Абдрашитова есть фильм "Магнитные Бури", там кадры, производящие впечатление почти документальных.
А сколько стариков и недееспособных вымерло просто от истощения организма...