Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2007-08-24 18:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Порошковые молочные реки
[info]zhsky@lj и его гости вспоминают о наличии/отсутствии глазированных сырков в разных городах СССР в начале восьмидесятых.
А я вспомнил, как в 1986 году, путешествуя по Волге и Каме, попал в Пермь. Снабжение в городе было так себе ( с Минском не сравнить), но экскурсовод потрясенно рассказывала о том, как изумили её школьники из Новосибирска. Они забежали в продовольственный и купили там простое бутылочное молоко, которое и выпили на месте "из горла". Оказывается, у них в городе это был страшный дефицит, продавался все больше порошок.
Новосибирцы, насколько этот рассказ соответствует действительности?


(Добавить комментарий)


[info]zhsky@lj
2007-08-24 14:01 (ссылка)
В 1986 я был в Томске и в армии в Учкудуке, но в 1984-1985 единственно надёжным способом купить молоко был поход с бидоном к открытию магазина. Конечно, молоко в бутылках тоже было, но исчезало с прилавков моментально, иногда появляясь после обеденного перерыва.

(Ответить)


[info]kouzdra@lj
2007-08-24 14:02 (ссылка)
Забавно, что это 4 года назад уже обсуждалось:

http://rms1.livejournal.com/23708.html
http://rms1.livejournal.com/159341.html

И у адольфыча:
http://adolfych.livejournal.com/80534.html

Любопытно, что тема тогда отнюдь не вызывала такого сильного всплеска эмоций. Интересно - это контингент ЖЖ так изменился, или отношение к вопросу стало более нервным.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]zhsky@lj
2007-08-24 14:08 (ссылка)
Олимпийский цикл :)
Отношение к вопросу стало нервным в связи с более систематическими попытками рассказать нам, как же всё было замечательно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:14 (ссылка)
Сейчас это типа флэшмоба - обсуждают какую-то статью.
Я бы и не писал - в силу возраста знаю ситуацию лучше многих диспутантов (даже в благополучнейшем по тем временам Минске было довольно хреново), мне всё ясно, а дискутировать с верующими нет смысла.
Но уж темы больно совпали, особенно последняя реплика про Новосибирск в цитированном посте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2007-08-24 14:23 (ссылка)
Самое смешное, что в статье написана более или менее правда (приукрашивание СССР делается в основном риторическими методам - фактуре я в основном верю, хотя и не всей). В статье примерно тоже самое, что и у rms1 с адольфычем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]steissd@lj
2007-08-24 15:30 (ссылка)
Ну, в Белоруссии было получше в плане снабжения, чем в России. Даже в голодный 1990 год.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]loshch@lj
2007-08-24 14:03 (ссылка)
100 %. Молоко исчезало на месяцы. Вокруг порошка тоже был ажиотаж. В 1986 масло, сигареты, водка, чай давали на талоны, надо было получать у Старшего по Подъезду и отоваривать только в одном магазине, к которому "прикрепляли" по месту жительства.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:18 (ссылка)
Вспомнил по ассоциации, но именно Вам в силу места действия ответ будет более забавен, чем другим.
В 1988 году я был в Тарусе! Автобусная экскурсия из Москвы. Так тамошний экскурсовод рассказывал, что пару недель назад таких вот московских экскурсантов местная шпана забросала камнями. Типа заелись там в столице, на экскурсии ездите, а у нас талоны на хлеб.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:20 (ссылка)
Слово "забавно" какое-то неуместное, ну да ладно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]forever_live@lj
2007-08-24 15:00 (ссылка)
Отчего же - если б людям не были забавны совершенно неуместные вещи, то чернушый юмор был бы гораздо менее популярен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]loshch@lj
2007-08-24 15:10 (ссылка)
Вспоминать - забавно, что ж неуместного? :-)

Повод вспомнить, как я самому себе на свой новосибирский адрес посылал в 1989 г. из Астрахани (где был на Хлебниковских чтениях) две большие посылки с чаем "Бодрость". На родине В.Х. его продавали, а в Н-ске люди пытались заваривать "Чай зелёный пресованный" - иного не продавали. При разбиенье сего кирпича обнаруживались куска два-три древесины натуральной неизвестной породы, остальное - труха, пыль...

...У меня даже был опыт писанья о тех временах в художестненном роде; не очень люблю это сочинение, да уж ладно. Центон в прозе. Всё читать не стОит, а Пролог - как раз про эти Катаклизмы :-)
-
http://kreschatik.nm.ru/13/36.htm

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_b@lj
2007-08-24 14:12 (ссылка)
а вот у нас в киеве в те баснословные времена приезжала к дому машина такая (не помню, как называется, но с кузовом-бочкой) и тетенька-продавщица протяжно кричала: "Хозяюшки, молокоооо".
В 90-е такого уже не было, а вот недавно я видела такое в москве на белорусской.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:20 (ссылка)
Лет десять назад такая машина приезжала на неформальный рыночек возле моего дома; но это был не дефицит, а какое-то особенно хорошее молоко из какого-то известного хозяйства. Новые времена - новые песни.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_aleine_@lj
2007-08-24 14:22 (ссылка)
В 90-м году в Новосибирске меня поселили в общагу за взятку в шесть килограммов муки.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:31 (ссылка)
А я в 1984 году отправил посылкой из Москвы в Минск два кило гречки.
На почте не удивились.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_aleine_@lj
2007-08-25 01:05 (ссылка)
А чего удивляться? Мне повезло - гречку я не люблю. :) А все остальное в Минске было.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]loshch@lj
2007-08-24 15:32 (ссылка)
гы а кокой был вуз?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_aleine_@lj
2007-08-25 01:01 (ссылка)
Аспирантская общага Академии наук на Каменской. :) Место там на меня было, это комендантшины выбрыки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chva@lj
2007-08-24 14:26 (ссылка)
В Приморье такого молока не было. Стояли с бидонами, ждали разливного (его привозили три раза в неделю, покупали три литра молока и литр сметаны). Или брали у крестьян на хуторе. Приезжая в Ленинград я всегда был впечатлён молоком, но не бутылочным (нравились только разноцветные фольгированные пробки от молока, кефира и т.п.), а пирамидками. Интересно, продавались ли эти пирамидки где-то ещё? Я их видел только здесь. И последний раз уже очень давно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2007-08-24 14:30 (ссылка)
Пирамдки - это была финская линия - это к вопросу о том, откуда пошло название фирмы "ТетраПак" - первая версия технлогии непрерывного разлива именно в пирамидки закатывала - потому как очень просто - просто сжимала труду в двух перпендикулярных направлениях и полиэтилен заваривался - получалась пирамидка.

Вообще же - в Ленинграде, по крайней мере, молоко делилось на "натуральное" и "восстановленное" (то есть - из порошка).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2007-08-24 14:40 (ссылка)
Между прочим, сейчас молоко тоже не фонтан, по крайней мере, в упаковках, даже самое дорогое, которое я покупаю (я не очень много пью). Несколько лет назад на военных сборах я в колхозе попил молочка в родильном доме (там, где коровы рожают). Небо и земля. Но даже на даче уже многие навострились молоко от своих коров продавать сепарированное. Натуральный вкус нечасто встретишь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:51 (ссылка)
http://www.izvestia.ru/economic/article3104964/
Я отсюда многое почерпнул :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2007-08-24 15:30 (ссылка)
На упаковке Петмола написано, что изготовлено из нормализованного. Непонятно, что значит «изготовлено из», то ли оно и есть нормализованное, то ли что-то ещё.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alex_radko@lj
2011-06-23 04:29 (ссылка)
тетрапаки пошли в 90х, а до этого были пирамидки - тетраэдры.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:33 (ссылка)
Были пирамидки и в Минске тоже. Поллитровые и литровые. Мы их в универе брали в буфете в перерывах и пили из отрезанной "вершинки".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2007-08-24 14:36 (ссылка)
А ещё из этих пирамидок делали домики и кормушки для птиц :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pigbig@lj
2007-08-24 14:45 (ссылка)
Подумать - кто-то все еще пьет молоко...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:55 (ссылка)
Вспомним цитату из товарища Микояна: "Пиво - это молоко для взрослых"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cema@lj
2007-08-24 16:11 (ссылка)
Так получается, молоко — это пиво для детей? Ленин — это Сталин вчера?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 16:42 (ссылка)
Конечно. А Советская власть - это коммунизм минус электрификация всей страны.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]korob_kov@lj
2007-08-24 14:47 (ссылка)
Я москвич, соответственно сырки водились, но, кажется, не везде.
Кстати, в СССР они были гораздо лучше качеством. Шоколад больше в рыжизну и совсем другого вкуса, творог нежнее. Сейчас таких не достать, суррогаты одни, ввиду погони за сверхприбылями.
Ацидофильная паста, опять же, совсем исчезла.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 14:59 (ссылка)
Сейчас тоже есть парочка соротов старого типа. Кстати, заметно дороже остальных. Но и заметно вкуснее. Я все твержу его, когда я счастлив иногда их беру под настроение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]korob_kov@lj
2007-08-24 15:09 (ссылка)
Так это у вас, в последней советской республике. А у нас практически не попадается. Есть приближения к образцу, но самого его нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 15:11 (ссылка)
Ну вот мороженое же у вас старое есть (скажем так - было два года назад). О, сейчас одну штуку отсканирую и выложу, совсем забыл.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orlando_michman@lj
2007-08-24 15:11 (ссылка)
оффтоп околотематический.

В слое позднего 20 века (датирующая бутылка пива = 1994г.) обнаружен сырок Орбита - боюсь соврать сокращение Мясомолпром (?) СССР. Очень удивились. Неужели в Москве в 94 г. гнали сырки в советсктой еще упаковке?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 15:18 (ссылка)
Может, старый запас расходовали?
А сокращение было Минмясомолпром. Министерство мясной и молочной промышленности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2007-08-24 15:34 (ссылка)
Тогда это вообще уникальный антиквариат. В 1981 году Минмясомолпром, Минсельхоз и несколько других министерств ликвидировали, в связи с созданием Госагропрома СССР. Помните позднебрежневскую "Продовольственную программу"? Так это была одна из мер в рамках её реализации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 15:42 (ссылка)
А не позже? Вот здесь (http://www.km.ru/oneday/index.asp?data=23.11.2005) написано, что в 1985. И анекдот был: наш шпион откровенничает с американским. Наш: "Слушай, а Чернобыль ваши у нас грохнули?" Тот: "Нет, что ты. [Шепотом] Вот Госагропром - это мы..."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2007-08-24 16:01 (ссылка)
Да, точно, я смешал "Продовольственную программу" с Госагропромом. Последнее придумал Горбатый.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orlando_michman@lj
2007-08-25 15:12 (ссылка)
тогда еще более странно найти обертку подле откровенно 94 года пива... вроде и перекопа в том месте нет...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2007-08-25 15:13 (ссылка)
Может, какая типография сильно перевыполнила план по этикеткам ещё в 1980 году...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]orlando_michman@lj
2007-08-25 15:45 (ссылка)
быть может...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alex_radko@lj
2011-06-23 04:32 (ссылка)
не знаю где они такие артефакты находят, но у нас еще в прошлом году в качестве оберточной бумаги использовали упаковку от фарша времен СССР.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tay_kuma@lj
2007-08-24 16:08 (ссылка)
Году в 80-м я впервые попал в Горький. Там молоко продавали только рано утром и еще до открытия магяазинов стояла очередь. Много чего еще отсутсвовало в продаже, но больше всего нас огорчило отсутствие туалетного мыла. Я был вместе со старшим товарищем Василием Андреевичем, который воевал, был в немецком плену, а потом в советском лагере. Му купили кусок черного хозяйственного и мылись им. Он при этом морщился и говорил: "Лагерь напоминает". Он любил молочное и очень обрадовакся, когда ему удалось купить пару пакетиков творога. Но есть его он не смог. Я попробовал и убедился, что творог имеет сильный запах хлорки. Местные товарищи объяснили нам, что это оттого, что на молокозаводе его промывают хлорированной водой. Они сказали, что он не вреден, они едят и детям дают.

А еще в Горьком продавали тогда импортные польские яйца (их называли яйца Герека - первый секретарь ПОРП, снятый в 1980 году). На территоррии автозавода без очереди, а в городе с большими очередями. На укице встречалось много людей, которые несли перед собой по два лотка яиц (каждый по 30 штук).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 16:14 (ссылка)
В тот год, кстати, был страшный дефицит мыла. И вот в Чистополе я купил упаковку какого-то "Лесного". Оно было жуткое, но за неимением лучшего работало.
Самое смешное, что пару месяцев назад вдруг кончилось мыло, я полез в шкафик за новым и обнаружил это самое "Лесное". Последний экземпляр, каким-то чудом переживший эпохи в дальнем углу. Попробовал. Всё ещё работает!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2007-08-25 15:15 (ссылка)
У нас мыло пропало в конце 88-го, и до самого моего отъезда в сентябре 90-го так и не появлялось. Потом ввели талоны, поэтому областной центр не провонял немытыми гражданами.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2007-08-24 16:15 (ссылка)
"Тот год" - это год моей поездки, т.е. 1986.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vmtcom@lj
2007-08-24 20:57 (ссылка)
Про молоко не знаю, но году в 83-84 посылал посылку с мукой из Минска родственникам в Куйбышев, и вез пару килограммов масла друзьям в Иркутск.

(Ответить)


[info]chamaimelon@lj
2007-08-25 11:38 (ссылка)
В относительно благополучном Новосибирском Академгородке молоко было. Точно знаю, потому что как раз в это время, в возрасте двух лет, у меня началась этого самого молока (коровьего) непереносимость. А вот с сыром и другими молочными продуктами, кроме ряженки, которые могли бы служит источником кальция и прочих витаминов, начались как раз проблемы.
Плохо было с мясом, совсем плохо с рыбой. Покупали в кооперативных магазинах. Когда появилась талонная система стало катастрофически не хватать сахара для домашних заготовок.
Не было зубной пасты, только вкусный "Детский" зубной порошок :) И мыло тоже только черное.
Зато в столе заказов к праздникам всегда были мандарины и шоколадные конфеты.

(Ответить)


[info]bzeev@lj
2007-08-25 12:39 (ссылка)
В 1978-79 я жил в Ярославле. Там молоко продавалось по талонам из детской поликлиники, которые выдавались в семьи где были дети не старше 3-х лет. Ну да для ярославскиx завозить молоко ни к чему было. Москва близко, четыре часа на "длинной зеленой" и закупай себе молока сколько хочешь.

(Ответить)


[info]bekara@lj
2007-08-25 15:58 (ссылка)
в Москве было все)))
глазированные сырки давали в школе на завтрак (конец 70-х-начало 80-х), молоко было в треугольных пакетах (свободно), и можно было в принципе купить гречку, которую посылали посылками в Свердловск...
про икру умолчу:)

(Ответить)

я новосибирец, коренной
[info]a_rakovskij@lj
2007-09-06 00:44 (ссылка)
Ерунда.
спальный район на богаткова

(Ответить)


[info]umklaidet@lj
2011-06-23 04:07 (ссылка)
лапшу на уши навешала ))
молоко в стеклянных бутылках с жестянкой-крчшечкой 9варенец-желтая, молоко-белая, сладкий снежок - розовая, кефир-зеленая) были в продаже всегда.
Мож, она нас с Норильском перепутала? )))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2011-06-23 04:18 (ссылка)
В первых же комментариях два новосибирца подтверждают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]umklaidet@lj
2011-06-23 09:43 (ссылка)
а дальше опровергают) вот фруктов нифига не было. кроме арбузов по 10 коп за кг и винограда по 30 коп кг в сезон, ну, яблоки еще - это да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]raritetka@lj
2011-06-23 08:58 (ссылка)
ага, только к открытию магазина приходилось вставать и очередь занимать, иначе могло не достаться)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]umklaidet@lj
2011-06-23 09:43 (ссылка)
район?
Я жила и живу у ЦУМа, у нас рядом был магазин в доме по Вокзальной магистрали, 5 - карточки на колбасу-масло-сахар помню, но вот нехватки молока не помню - мама меня за ним постоянно гоняла, не помню, чтоб я пришла без молока.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]raritetka@lj
2011-06-23 09:52 (ссылка)
васхнил)) типа даже снабжался лучше...
дело не в районе, а во времени - я веду речь про 86-89 годы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]umklaidet@lj
2011-06-23 09:58 (ссылка)
Я о них речь и веду. В 1986-1989 мне было 13,5-16,5 лет - самое время быть гоняемой за продуктами.

(Ответить) (Уровень выше)