Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2007-09-16 20:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Двухтысячный год - глядя из двадцатых

Жэжистам, похоже, понравились открытки, которые [info]isl@lj обнаружил в дебрях Сети. Раз так, позволю себе воспроизвести свою же заметку, опубликованную в "Известиях" 20 декабря 2000 года - на футурологической странице, посвященной, понятное дело, наступлению нового тысячелетия. Ещё один прогноз на 2000 год - на сей раз текстовый, без картинок. Итак...


Передо мной на столе лежит толстенный том в черном переплете — подшивка ленинградского журнала "Вокруг света" за 1927–1929 годы. Вот № 36 за 1928 год. Юмористический детективный рассказ М. Вальдея (сегодня фамилию автора, наверное, писали бы "Уолди"). Очередная порция авантюрного романа Сергея Колбасьева "Факультет кругосветного путешествия" — романа, вполне достойного переиздания! Информация о том, что в чемпионате непрофессионалов "буржуазного международного шахматного союза fide" победил "молодой голландский мастер Эйве". И подписанный инициалами В. Д. очерк "В 2000 году".

"Этот 2000-й год,– начинает автор,– не за горами" (вот, значит, когда начали отмечать Миллениум!). "Обычно всякое предсказание о формах будущей жизни встречается с явным недоверием или даже с усмешкой. Ведь не так-то легко отчетливо представить себе те времена, когда и жить и действовать начнет другое поколение, с другим умственным строем, с особыми интересами и чуждыми нам привычками. И в то же время мы не только предполагаем, но и достоверно знаем, что жизнь должна улечься в ближайшем будущем именно в такие, а не иные формы".

Смелое заявление! Что ж, посмотрим, с какой достоверностью виделась наша жизнь в 2000 году семьдесят лет назад...

Следующий век, по мнению В.Д., будет веком электричества и "новых источников силы" — это то, что сейчас называют альтернативными источниками энергии. Новая энергетика принципиально изменит прежде всего быт. "Маленький двигатель и удобная машина заменят собой нашу женскую прислугу". Неэкономичным лампам накаливания придут на смену источники холодного света, станет возможно издалека включать электрическую плиту.
Что ж, в принципе эти ожидания сбылись. Вот только мало кто — по психологическим причинам — использует экономичные лампы дневного света в своих квартирах, да плиты включаются не через электрические сети, а посредством Интернет. И то пока не у нас, увы.

А вот прогноз В.Д. о повсеместном использовании в жилых домах кварцевых стекол, пропускающих ультрафиолет, сбылся, что называется, с точностью до наоборот. Проблема озонных дыр породила стремление спрятаться от излучения, и уж никак не допускать его в свой дом.

Промышленность, предсказывал В. Д., станет, как сейчас бы сказали, экологически чистой. В заводских цехах исчезнет открытый огонь, обработка материалов будет производиться только электрическими и химическими методами. Пневматическая почта мгновенно доставит письмо в любой район. Многомиллионные города разобьются на "значительно меньшие единицы" без пробок, шума и пыли. Городской транспорт спрячется под землю, пневматические пылесосные машины станут разъезжать по улицам и собирать мусор.

Хорошо, однако, будет жить в 2000 году!

Следующие прогнозы оказались более реалистичными. "Особые электрические станции" позволят увидеть любую часть света. "Директору какой-нибудь фабрики... достаточно будет только одного телефона, чтобы вполне отчетливо увидеть на матовой пластинке нужного ему человека и вычитать у него с лица то, что не передается одними словами" (какова формулировка!). Влюбленные, разделенные океанами и материками, будут каждое утро приветствовать друг друга через аппараты дальновидения. Газеты откажутся от печатания на бумажных листах и будут передаваться по проводам.

Иными словами, видеоконференции, электронная почта, http://www.izvestia.ru...

Что ж, многое угадано верно. Конечно, В.Д. в своих предсказаниях отнюдь не претендовал на полноту охвата. Скажем, ничего не писал он о военных проблемах — об этом шла речь в отдельной статье под страшноватым названием "Техника будущей войны". Да и не следует ждать особо точных попаданий от научно-популярного издания.

Ладно, вот мнение профессионалов-патентоведов. Цитирую почти дословно по "Вокруг света" № 22 за 1927 год.

Что изобретать?
В лондонском журнале института патентов опубликовали список, на какие изобретения в настоящее время существует за границей большой спрос. Приводим этот список:

1) приспособление, с помощью которого шофер мог бы поднять верх автомобиля, не оставляя своего места за рулем; 2) светящаяся краска для вывесок; 3) механический камнекладчик; 4) складной зонтик, который можно носить в кармане; 5) приспособление для открывания бутылок без пробочника, не уничтожая при этом пробки; 6) приспособление для поворачивания нотных страниц; 7) прибор, сигнализирующий мотористу, когда потухает лампочка позади машины; 8) автомобиль, который в состоянии был бы, в случае надобности, переплыть реку; 9) красильная щетка, которая, подобно "вечному" перу, могла бы вместить в себя до 1 кило краски; 10) дешевое приспособление для кухонных горшков, которое автоматически мешало бы варимое, не допуская, чтобы пища подгорала; 11) аппарат для чистки рыбы; 12) нескользящая резиновая обувь; 13) новый полировочный материал для полов, который не должен быть скользящим; 14) машинный способ погрузки и разгрузки кирпичей; 15) прибор для извлечения из комнатного воздуха углекислоты и угара; 16) складная газовая печка с запасом газа в особом цилиндре; 17) приспособление, которое воспрепятствовало бы замораживанию воды в водопроводных трубах; 18) метод печения хлеба без дрожжей и порошков.

Что здесь скажешь? Некоторые проекты (например, 1, 4, 7, 8) давно и успешно реализованы. Иные (3, 15), хотя и не потеряли смысла, но явно отодвинулись на периферию. А, скажем, проблемы 2 и 10 хотя и решены, но принципиально по-иному — газоразрядные трубки вместо светящейся краски и тефлоновое покрытие вместо экзотического размешивающего приспособления.

И вот что бросается в глаза. Большая часть прогнозов носит откровенно экстенсивный характер. Почти все пересказанные выше идеи не являются принципиально новыми для конца двадцатых годов. Это, разумеется, относится не только к статьям в журнале "Вокруг света". О полетах в космос писали многие фантасты — но кто предсказал хотя бы спутниковое телевидение или, если угодно, "дальновидение"? О вычислительных устройствах, облегчающих расчеты, говорили не раз, но намеки на всемирные компьютерные сети стали появляться только в начале шестидесятых (например, у Стругацких).

Трудно предсказывать будущее! Цитируя по "Вокруг света" № 9, 1929 французского фантаста Андрэ Лори (писателя круга Жюля Верна), "не будем стараться описывать бесконечные перемены... Самые смелые предположения окажутся ниже действительных результатов".

Ниже-то ниже. Да вот лучше ли?

Что ж, как по другому поводу выразился Маяковский, "а вы зайдите через сто лет — тогда поговорим!"


(Добавить комментарий)

по этому поводу я думаю, что
[info]ex_yyking@lj
2007-09-16 15:39 (ссылка)
поскольку технический прогресс ускоряет в большинстве случаев гонка вооружений, то готов рецепт для фантастов- пусть как в жизни сперва придумывают на тему, кто кого как будет молотить, а потом уже экстраполируют (или интерполируют?)результаты на быт.



(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: по этому поводу я думаю, что
[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 15:41 (ссылка)
Об этом в цитированном журнале отдельная статья - раз в десять больше той, где "гражданские" прогнозы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: по этому поводу я думаю, что
[info]ex_yyking@lj
2007-09-16 15:51 (ссылка)
о, тогда с тем можно бы и в http://community.livejournal.com/warhistory !
там с удовольствием накидываются на военнофантастические-ретроспективы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: по этому поводу я думаю, что
[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 15:56 (ссылка)
Когда-нибудь, когда-нибудь... Сейчас цейтнот, увы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chva@lj
2007-09-16 15:50 (ссылка)
А как можно предположить нечто, не являющееся сильным развитием текущих тенденций? Я могу, скажем, предположить, что появятся массовые автомобили с гибридными двигателями, но не могу предположить появления нуль-транспортировки :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 15:56 (ссылка)
Наверное, будучи специалистом - можно. Если знать тенденции, текущие не только в основном потоке, но и чуть в стороне.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2007-09-16 16:00 (ссылка)
Ну вот я хорошо разбираясь в технологиях утилизации отходов, а не могу с уверенностью предсказать, что же будут делать с ними в 2100-м году. Например, будет ли седективный сбор? Я не верен. Возможно, что усовершенствуются технологии разделения (появятся киборги или что-то вроде, способные на это). Останутся ли ещё свалки? Или всё будет перерабатываться? Хочется сказать, что свалок не будет, но опять же — не уверен. Будет ли повсеместный переход на биоразлагаемые материалы для упаковок? Перейдёт ли человечество на включение стоимости переработки в цену (как в Германии, где покупаешь бутылку — а в ней уже заложена цена для повторного использования. Если хочешь — сдаёшь, не хочешь — теряешь целый евро). Появятся ли новые технологии транспортировки мусора, нечто типа комбинации мусоропровода и пневмопочты? И т.п.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 16:08 (ссылка)
Так предсказать-то можно... Вон уже сколько предсказано.
Перейдёт ли человечество на включение стоимости переработки в цену (как в Германии, где покупаешь бутылку — а в ней уже заложена цена для повторного использования. Если хочешь — сдаёшь, не хочешь — теряешь целый евро) - а тут я не понял. Чем (кроме цены) это отличается от залоговых цен на стеклотару еще советских времен?
Кстати, в стоимость АЭС закладываются расходы на последующий вывод из эксплуатации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2007-09-16 16:13 (ссылка)
Ничем не отличается. Вопрос в том, перейдут ли на использование таких залоговых цен в огромном диапазоне товаров. Пример — картриджи для принтеров, бытовая техника, батарейки и т.п. Или пойдут по пути повышения селективности сбора? Вообще, я думаю, что через сто лет селективный сбор будет анахронизмом. Будут новые методы разделения. А может, нечто и вовсе невообразимое? Например, в связи с развитием нантоехнологий, появлением дешёвых (буквально копейки) микрочипов каждая вещь будет иметь режим «использование завершено», при включении которого происходит распад на фрагменты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 16:16 (ссылка)
Читали, читали... (http://lib.ru/RUFANT/MUSLIN/42-09.txt) :-))))))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2007-09-16 16:22 (ссылка)
Да много таких рассказов. Помню, был один, где предметы не распадались, но законодательно было запрещено их использовать более определённого срока.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]begemotv2718@lj
2007-09-16 23:11 (ссылка)
А ведь устойчиво движемся в том самом направлении, однако...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pascendi@lj
2007-09-16 16:05 (ссылка)
Пневматические пылесосные машины таки ездят по улицам и убирают мусор.
В Лондоне видел неоднократно. А на сиденье сверху сидит негр и управляет ею.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 16:14 (ссылка)
Да и в Минске, вроде, что-то такое купили. Хотя пока все больше "Бродвеи".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]isl@lj
2007-09-16 16:06 (ссылка)
Нашла [info]gostya@lj, я лишь передаточным звеном послужил:).

Кстати, на том же сайте обнаружились еще аналогичные немецкие открытки: http://paleo-future.blogspot.com/2007/04/postcards-showing-year-2000-circa-1900.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-16 16:09 (ссылка)
Там много всего. Посмотрел только странну "поездку в оперу".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]li_c@lj
2007-09-16 17:09 (ссылка)
О! Нэнавижу чистить рыбу. Даешь аппаратус для чистки рыбы! И чтоб сразу с нее, гадюки, кожу вместе с чешуей сдирала. Первую, пробную партию можно сделать подписной, как подписные издания. Я думаю, желающих будет масса.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]begemotv2718@lj
2007-09-16 23:18 (ссылка)
Может будущие биотехнологи придумают, наконец, рыбу, которая сама себя чистит? И при этом не устает нахваливать свои отменные вкусовые качества.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-17 03:48 (ссылка)
"Карась любит, чтобы его жарили в сметане" :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vmtcom@lj
2007-09-16 19:10 (ссылка)
10) дешевое приспособление для кухонных горшков, которое автоматически мешало бы варимое, не допуская, чтобы пища подгорала;

У меня такое (http://www.amazon.com/StirChef-Saucepan-Stirrer/dp/B0000TPBYG) есть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-17 03:50 (ссылка)
Это как?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vmtcom@lj
2007-09-17 04:35 (ссылка)
Одевается на кастрюлю, работает от батареек, лопасти на дне кастрюли медленно (или в старт-стопном режиме) перемешивают достаточно тяжелые соусы или супы (манную кашу, например, потянет). Может на этой картинке (http://images.overstock.com/f/102/3117/8h/www.overstock.com/images/products/P949475.jpg) понятней.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-17 06:16 (ссылка)
До чего наука дошла...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]master_nemo@lj
2007-09-16 20:49 (ссылка)
Супер!
Приглашаю в [info]sf2live@lj!

(Ответить)


[info]begemotv2718@lj
2007-09-16 23:30 (ссылка)
Да, а 6 до сих пор актуально. Как известно всякому, кто сканировал книги. Хотя, может быть проблема и решена, просто я об этом не знаю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-17 03:45 (ссылка)
Вроде, есть какие-то очень дорогие сканеры, которые это делают. Человек дешевле :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]begemotv2718@lj
2007-09-16 23:40 (ссылка)
Кстати, Вадим, а видели Вы забавную довольно книжицу «Мир в 2000 году», примерно 70-го года издания?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-17 03:42 (ссылка)
Сейчас уже не припомню. Кажется, да, но давно это было.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]begemotv2718@lj
2007-09-17 22:33 (ссылка)
Я ее года три назад перечитывал. В отличие от прогнозов 20-х годов, практически ни одного попадания. Ну или, скажем, ничуть не лучшие попадания чем в прогнозах 20-х годов. Книжка увы осталась в Минске, а я нет, так что не получится процитировать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]begemotv2718@lj
2007-09-17 22:46 (ссылка)
А с другой стороны, не столь уж плохи эти прогнозы двадцатых годов. Да, они экстенсивны, компутерных сетей и мобильных телефонов не предсказывают, но ведь важные направления угадывались верно. Прогнозировали развитие авиации, и действительно, авиация оказалась очень важной в 20-м веке, открытие радия тоже вот казалось важным (см радиевый камин), ну и в самом же деле это открытие во многом определило жизнь в 20-м веке. Важность беспроволочной связи, вроде, тоже в начале века вполне понимали.

Наверное и сейчас, если мы попробуем выделить важные направления то не сильно ошибемся. Какие-нибудь биотехнологии непременно будут важны для жизни будущего, можно даже сказать примерно как будут важны (новые лекарства и пр.). Ну там и исследования по AI, наверное, тоже будут важны, и нанотехнологии те же (хоть уж и совсем они оскомину набили).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-09-18 04:13 (ссылка)
Да, только сроки называть не надо. Одна из главных ошибок Хрущева была в том, что он назвал точную дату построения коммунизма - 1980 год :-)

(Ответить) (Уровень выше)