Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2008-01-01 02:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Поп-наука

Раз научное шоу - неотъемлемый элемент финансирования науки в эпоху демократии, стоит к нему приглядеться повнимательнее. И первый вопрос - о потребностях, которые удовлетворяет этот продукт. Зачем люди смотрят и читают материалы, построенные на научных идеях? Что ими при этом движет?



(Добавить комментарий)


[info]pigbig@lj
2007-12-31 21:46 (ссылка)
Ты чем занимаешься в новгоднюю ночь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-12-31 22:03 (ссылка)
Явно не тем, чем нужно...
Впрочем, выложив очередной обзор 20 запросов Яндекса (где смотрю, чем занимаются в эту ночь остальные), иду спать...
До встречи в 2008 году!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pigbig@lj
2007-12-31 22:08 (ссылка)
а я ижу праздновать!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2007-12-31 22:10 (ссылка)
1. "Иду" или "сижу"?
2. Ты сейчас где?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pigbig@lj
2008-01-01 13:07 (ссылка)
Тогда шла, теперь вот сижу :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mtyukanov@lj
2008-01-01 04:39 (ссылка)
Как-то минимум двести лет финансировали науку в условиях демократии без шоу. Зато с хорошей популяризацией настоящей науки. Впрочем, и в условиях недемократий тоже популяризация была, финансирование было, а шоу не было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-01-01 05:30 (ссылка)
Шоу были всегда...
Итак, новость о лейденской банке с быстротой электрического удара начала распространяться по Европе и не слишком просвещенной тогда Америке. В лабораториях, аристократических салонах, на ярмарках ставились удивительные опыты, неприятные, забавные и волнующие одновременно.
Французская столица, разумеется, не могла остаться в стороне от "лейденского поветрия". Семьсот парижских монахов, взявшись за руки, провели лейденский эксперимент. В тот момент, когда первый монах взялся за головку банки, все семьсот монахов, сведенные одной судорогой, вскрикнули с ужасом.
Сто восемьдесят королевских мушкетеров тоже провели перед королем подобный опыт в Версале. Даже гвардейская дисциплина оказалась бессильной перед ударом лейденской банки: "Первый держал в свободной руке банку, а последний извлекал искру; удар почувствовался всеми в один момент. Было очень курьезно видеть разнообразие жестов и слышать мгновенный вскрик, исторгаемый неожиданностью у большей части получающих удар".
Провел этот эксперимент придворный "электрик" короля, специально ведавший различными электрическими увеселениями, аббат Нолле.
Несмотря на неприятное ощущение, тысячи и тысячи людей хотели подвергнуться эксперименту.

В.Карцев. Приключения великих уравнений

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mtyukanov@lj
2008-01-01 06:28 (ссылка)
Так это как раз и есть популяризация реальной науки. Никаких упрощений -- знакомство с настоящими достижениями. Как и у Перельмана, скажем.

Сравнивать с этим псевдонаучные боевички вроде "Послезавтра" или антинаучную пропаганду вроде "Неудобной правды" -- гм.

Собственно, и Сергеев говорит "Даже успешная посадка "Викингов" на Марс в 1976 году не вызвала большого воодушевления. Пресса и телевидение почти проигнорировали это событие. Наука, взятая сама по себе, как она есть, перестала быть шоу." -- т.е., до 70-х никакого "шоу" не требовалось, его роль играла собственно наука, а не дешевые подделки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_konst@lj
2008-01-01 07:59 (ссылка)
Да, наука как она есть перестала быть шоу, но это не значит, что для изготовления шоу надо опускаться на уровень примитивизма и псевдо-научной фантастики. В той же статье упомянут канал Discovery, который имеет целью именно делать шоу из настоящей науки, и сколько я его видел - его создатели в общем достойно справляются с этим, содержание сюжетов не вызывает у меня тошноты, даже по темам, в которых я ориентируюсь очень хорошо.

Кстати, те же книжки Перельмана - тоже своеобразное шоу. Изложение настоящей науки для на простых читателей и имеющее целью их заинтересовать.

Разница с тем, что было до 70-х (условно) примерно в том, что тогда публика сама интересовалась достижениями науки, теперь творцам этих достижений (в широком смысле) нужно напрячься, чтоб доступно изложить их публике.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-01-01 09:18 (ссылка)
Discovery - в целом да, хотя "мозголомы" как-то раздражают.
Книжки Перельмана - особый случай, они ориентированы всё-таки на школьников. Это чуть другой жанр.
Ваш последний абзац - самое то. Публика раньше была более подготовленной. В моей "английской" школе семидесятых годов физики было пять уроков в неделю - всего на один меньше, чем сейчас в классе с углубленным изучением предмета. Всё равно неграмотных хватало, но уж кто знал, тот знал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-01-01 09:12 (ссылка)
Оно да. Но вспомните ажиотаж вокруг рентгеновских лучей сто с лишним лет назад. Экзальтированные дамы и всё такое.
Да и мода на Эйнштейна.

Интересно, кстати - когда в России появилась первая научная популяризация нормального уровня. Хотя бы переводная. Может, Фонтенеля переводили в XVIII веке?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]livius@lj
2008-01-01 04:45 (ссылка)
Что движет? Невозможность или нежелание заниматься собственно наукой в сочетании с желанием "быть приобщенным к высокому". Отсюда и все эти суррогаты.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-01-01 05:32 (ссылка)
Кстати, примерно то же относится и, например, к музыке. Концерты трех теноров etc.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]livius@lj
2008-01-01 05:57 (ссылка)
В более приземленном варианте -- Басков.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-01-01 09:18 (ссылка)
Он же сейчас решил завязать с эстрадой и вернуться в оперу :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jek_hor@lj
2008-01-01 13:48 (ссылка)
Есть ещё один нюанс: популяризация науки способствует появлению настоящих учёных (вот посмотрит в детстве человек пару-тройку фильмов, через 50 лет, глядишь, нобелевскую получит :) ).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]jek_hor@lj
2008-01-01 13:50 (ссылка)
ЗЫ: Добрую половину учёбы в школе выезжал на знаниях, полученных из чтения "Науки и жизни" в пятилетнем возрасте :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-01-01 14:07 (ссылка)
Согласен. И у меня куча вырезок из НиЖ и ЗС.
Но в статье-то речь не только о серьезной популяризации...

(Ответить) (Уровень выше)