Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2008-02-15 14:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Три века петербургской топонимии

Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика (Справочник-путеводитель) / Полный свод названий за три века. Авт.сост.: С.В. Алексеева, А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Информационно-издательское агентство "ЛИК", 1997. - 288 с.



(Добавить комментарий)


[info]lemuel55@lj
2008-02-15 09:33 (ссылка)
Спасибо! Но, увы, никакой свод никогда не будет ПОЛНЫМ. Первое, что я поискал - местность под названием Клочки (на правом берегу). Отсутствует... Но, конечно, многое другое присутствует, и карта хорошо помогает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-02-15 10:10 (ссылка)
Может, потому, что это не официальный топоним?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemuel55@lj
2008-02-15 10:32 (ссылка)
У меня есть недавно вышедшая карта, на которой эта местность указана. Она историческая, вроде Песков или Коломны, но не столь прславлена классиками :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]isl@lj
2008-02-15 10:47 (ссылка)
Нет, это было вполне общепринятое, официально бытовавшее на картах, название немецкой колонии в окрестностях Петербурга. Сейчас, кажется, даже в реестр исторических районов внесено.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]isl@lj
2008-02-15 10:45 (ссылка)
Тут же только проезды, реки и острова в этом справочнике. Названия исторических районов в бумажной книге, кажется, в отдельный список вынесены, а в электронную не попали. По крайней мере, в выросшей из этого справочника Топонимической энциклопедии именно так сделано. И там Клочки, конечно, есть. А чем они заинтерсовали, если не секрет? (Я-то сам в них живу).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-02-15 11:06 (ссылка)
Заинтересовали именно своей малоизвестностью, уединенностью. На Октябрьской бывал когда-то не раз, и вот такое уединенное впечатление.
Еще есть местность на юге В.О., где кожевенный завод, тоже с не очень известным названием - вот не могу вспомнить. Не подскажете?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]isl@lj
2008-02-15 11:52 (ссылка)
Местность в районе Кожевенной линии называлась Чекуши. (Как я понимаю, анонимный комментарий заскринившийся был Ваш?..)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemuel55@lj
2008-02-15 11:58 (ссылка)
Да, мой :)
Да, это Чекуши, спасибо! Тоже ведь... кто сейчас помнит это название? Мало кто.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]isl@lj
2008-02-15 12:03 (ссылка)
Еще Мокруши были - тоже хорошее название. И река Поросятинка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemuel55@lj
2008-02-15 12:07 (ссылка)
Вот, Мокруши вроде из "моих" мест, недалеко от Буяна (тоже топоним), а я их еле вспомнил. А про Поросятинку и не знал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]isl@lj
2008-02-15 12:43 (ссылка)
На Петербургской стороне была. Засыпана, кажется, в начале 19-го века.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-02-15 12:37 (ссылка)
А под переулком, носящим мою фамилию, течет в трубе речка Негодяйка...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]isl@lj
2008-02-15 12:44 (ссылка)
Вот хотел ее тоже упомянуть. И ул. Большие Пеньки - очень трогательные топоним.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bukvoyeditsa@lj
2008-02-15 10:05 (ссылка)
Я на днях держала в руках и чуть было не купила аналогичный московский справочник. У меня есть несколько пробных названий, по которым я сужу о качестве.
Там должны быть проставлены ударения и буква Ё. Это я проверяю на примерах
Дербеневская улица, Николоямская улица, Кисловский переулок.
В том словаре, что я смотрела, два из этих трёх названий были даны неверно.
Я считаю, что хотя бы как вариант должно присутствовать и другое ударение. Пожалуй, именно как вариант.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-02-15 10:09 (ссылка)
А как надо произносить "Николоямская"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bukvoyeditsa@lj
2008-02-15 13:36 (ссылка)
Есть две точки зрения.
Первая: надо говорить НиколоямскАя, так же, как Тверская-Ямская.
Вторая: НиколоЯмская, т.к. название прозведено не от яма (почтовой станции), а от ямы. Там, действительно рельеф местности не типично московский, а прямо как в Киеве: с горки на горку. Ну, была там, якобы знаменитая яма, ложбина между горками.
Обе точки зрения подддерживаются знатоками. У меня есть приятель, большой знаток, так он придерживается второй точки зрения.
Говорят, что старожилы тоже придерживаются второго варианта.

Я-то далеко оттуда живу. Вот Кисловские перулки - это места моего детства. Мои родители говорили КИсловские, с ударением на первом слоге. От Кислошной слободы, где раньше жили кислошники, которые квасили капусту и делали разные соленья для Кремля.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-02-15 18:37 (ссылка)
Тверская-Ямская, вроде, названа не потому, что там ям был, а по слободе, в которой жили ямщики. Разве нет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bukvoyeditsa@lj
2008-02-16 14:12 (ссылка)
Может быть. Это надо смотреть в ответственных книгах.
На самом деле, к Москве ведь с разных сторон дороги подходят, так что и ямы ( в смысле почтовые станции) и слободы, где жили связанные с этим делом люди, были в обоих местах, и с других сторон, наверняка , тоже.

Единственное, что мне известно, - это что названия коренные местные жители почему-то произносят (произносили) по-разному.
И мне кажется, что хороший топонимический словарь не имеет права отвергать варианты, а может только снабдить их какими-то пометами.

Впрочем, хорошо уже то, что в этом словаре есть ударения и бувка Ё. Обычно и этого не бывает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-02-15 20:01 (ссылка)
http://vadim-i-z.livejournal.com/1324672.html?thread=9330560#t9330560

(Ответить) (Уровень выше)


[info]li_c@lj
2008-02-15 10:52 (ссылка)
А там что, какая-нибудь церковь Николы в Яме? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bukvoyeditsa@lj
2008-02-15 13:39 (ссылка)
Да, и церковь там есть. Или была, по крайней мере. Не в Яме, а на горке, рядом с Ямой. Овраги там крутые были.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_p@lj
2008-02-15 14:22 (ссылка)
Была церковь, в просторечии называемая "Никола на ямах" (снесли уже при Хрущёве, одна из последних крупных потерь среди московских храмов). Но, опять-таки, непонятно, "ям" или "яма" в основе. Хотя по конструкции "на ямах" логичнее предположить, что всё-таки "яма", но и у "почтовой" теории много сторонников, там же была Рогожская ямская слобода.
Сам ставлю ударение на "а", возможно, и неправильно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

С коммунистическим приветом
[info]vadim_i_z@lj
2008-02-15 20:00 (ссылка)
А вот была бы она Ульяновская - и никаких проблем :-)))

(Ответить) (Уровень выше)