Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2008-03-03 01:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Тени забытых улиц. 1-я Арктическая улица

Одной из загадок, связанных с топонимикой нашего города, является то, что Северный поселок, Северный переулок, Полярные улицы (как старая, так и новая) и Арктические улицы располагаются в совершенно различных районах города. Впрочем, настоящее время можно употреблять лишь условной: 2-я Арктическая улица давно снесена, а от 1-й осталась только тень.

Если идти по улице Белинского в сторону Сельхозпоселка, а затем свернуть налево, к Политехнической гимназии, то, не доходя стадиона, можно заметить чудом уцелевший среди панельных и кирпичных собратьев деревянный домик за ветхим забором.

Этот тротуар - всё, что осталось от 1-й Арктической улицы. Территорию эту начали застраивать еще в шестидесятые годы, так что домик уцелел чудом.
"На что так внимательно смотрит ребенок, за которым внимательно следит папа?"- спросите вы. Подойдём поближе.

На стене дома - три таблички. Две - адресные: название улицы и номер дома (5). А третья, похоже, позаимствована с какой-то стройки. Называть этот дворик "территорией" было бы слишком красиво.
Но собака там есть. И зверская собака, надо сказать, не просто лает, но еще и со всего маху и немалой массы бросается на забор (напомню ветхий).
То-то мальчик и смотрит. А папа следит.

Вот так и живет последний дом последней из двух Арктических улиц. Их уже почти нет.
Но тень пока жива.



(Добавить комментарий)


[info]franc_tireur@lj
2008-03-02 21:36 (ссылка)
не знаю почему, но мягко сносит крышу )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-03-03 05:23 (ссылка)
Стихами говорить изволите :-)

Впрочем, про этот размер у Аполлинера я уже писал (http://vadim-i-z.livejournal.com/321977.html)...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vict_or@lj
2008-03-03 03:25 (ссылка)
Конец минской арктической эпопеи...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-03-03 05:29 (ссылка)
Кое-что еще осталось - см. преамбулу. А рядом идет Беломорская...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jek_hor@lj
2008-03-03 04:34 (ссылка)
А ещё осталась тень улицы Беломорской около ул.Лукъяновича. Одиноко стоящий деревянный дом с адресным номером (163, что ли).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_zoom@lj
2008-03-03 04:38 (ссылка)
хе-хе : )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jek_hor@lj
2008-03-03 04:44 (ссылка)
Да, благодаря ОТрыву можно узнать много интересного :) Кстати, а ты сам (или автор задания) как узнал?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_zoom@lj
2008-03-03 05:09 (ссылка)
я живу на этой улице : ) ну, на углу с Логойкой. гуляю по ней часто, вот и обратил внимание.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jek_hor@lj
2008-03-03 04:49 (ссылка)
Кстати, если смотреть на карту, возникакет ощущение, что Арктическая и Беломорская --- одна и та же улица.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_zoom@lj
2008-03-03 05:10 (ссылка)
нет, беломорская проходила севернее-западнее.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vadim_i_z@lj
2008-03-03 05:31 (ссылка)
Неправильное ощущение. Еще недавно кусочек Беломорской был совсем рядом с этим домиком, около 6 гимназии. Может, доберусь туда.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rst_paul@lj
2008-03-03 05:42 (ссылка)
Самый конец 30-х годов...Рядом с Арктическими (паралельно) идет Беломорская (забавно, что в 4-х кварталах в еще и Черноморская имеиццо). Недалеко шумит лес, названный уже Парком Челюскинцев.
В Грушевском Поселке - улица Папанина. Все же понятно, как расшифровка аббревиатуры ОСОВАВИАХИМ (Такая улица, есс-но. тоже есть!).
Вообще говоря, названия многих улиц С/х поселка 39-40 годов можно "расшифровать". Так, например, семь Линий - наследство буржуазии. Добролюбова, Некрасова, Белинского, Ломоносова, Чернышевского - это мода такова была на прогрессивных интеллигентов. Издательская, Литературная, Библиотечная, Тиражная, Артельная - от рода занятий поселенцев поселка. Грунтовая, Три Поселковые - естественные ориентиры. А вот что хотели подчеркнуть, называя улицы Базисная и Бассейная - вот это загадка!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-03-03 06:20 (ссылка)
Папанина, Парашютная, Осоавиахимовская, Автодоровская - это отдельная песня.
А тут... Линий, пожалуй, было болльше - тень от Восьмой, например, осталась и в планах на выкладывание, да и Шестых было две.
Базисная явно стоит в тандеме с Топографической. Возможно, когда размечали на местности план будущей застройки, Базисная была принята за некий исходный ориентир?
Для Бассейной могу предложить следующую гипотезу.
В старые времена, когда водопровод был роскошью, для извозчиков, да и для тех, в чьих дворах не было колодцев, устраивали публичные бассейны. Вот две цитаты из Гиляровского:

Извозчик, выйдя из трактира, черпает прямо из бассейна грязным ведром воду и поит лошадь, а вокруг бассейна - вереница водовозов с бочками.
Подъезжают по восемь бочек сразу, становятся вокруг бассейна и ведерными черпаками на длинных ручках черпают из бассейна воду и наливают бочки, и вся площадь гудит ругательствами с раннего утра до поздней ночи...
---------------
На Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. Вода шла из Мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны.


Не исключено, что здесь - на пути к городскому выгону и военным лагерям - был такой бассейн. Но это надо проверять.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rst_paul@lj
2008-03-03 07:51 (ссылка)
Да, ведь Линий было восемь...
Вот насчет тандема Базисная-Топографическая крайне не уверен. Обе Базисные - это 1940-1941 гг. А Топографические-Полиграфические - это уже конец 40-начало 50-х гг. Между ними - целая эпоха. Кроме того. между Базисными и Топографическими еще целые 3 Поселковые. Последняя из них (та, что нынче Лукьяновича) и была северной границей Минска на июнь 41 года. Крупных земляных работ в то время не проводилось - чай не центр. Я бы скорее пытался связать Базисные с Мелиоративными - думаю, это соседство Болотной станции (ныне НИИ мелиорации) навеяло.
Что до Бассейной - вполне возможно, время ее появления может и пораньше, чем 1939. Вдоль дороги на Цну много чего могло быть. Проверить - довольно сложно. На имеющихся картах крупных технических водоемов не наблюдается. Еще что смущает - это соседство болота, оно, думаю, не очень к сооружениям водоемов со стоячей водой подвигало :)
Еще из тех, довоенных времен названия: Милицейская, Волочаевская, Дорожная, Гаражная...
PS На выходных немного приболел, оттого и задерживаю аннотацию к картам. За сегодняшний вечер исправлюсь :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2008-03-03 08:03 (ссылка)
Те бассейны, о которых писали мы с Гиляровским :-), невелики - метра три-четыре в диаметре, вряд ли много больше. Да и гидроизоляция наверняка была, так что болото им не страшно.
Насчет Базисной - надо подумать. Вот здесь согласны с Вами:
Названия улиц - номерные Базисные, Поселковые, Экскаваторная, Мелиоративная напоминают о тех же конструктивных годах и об осушении болот (http://www.mk.by/archiv/13.11.2007/rub3.php), но какое отношение это название имеет к мелиорации?
Всё, пошёл я на работу...

(Ответить) (Уровень выше)

штрих к истории:
[info]kabierac@lj
2008-03-03 15:15 (ссылка)
D 1943-м после убийства Кубе жители 1-ой Арктической улицы были взяты в заложники. Дальнейшая судьба их неизвестна.

(Ответить)


[info]sobaka_by@lj
2008-03-04 12:27 (ссылка)
ну вот, а говорят, что в Минске нет пешеходных улиц ))))

(Ответить)