|
| |||
|
|
Краткая история солитона: заметки к юбилею
Эти истории - с некоторой натяжкой, конечно - могут послужить и для того, чтобы обсудить открытие, 175-я годовщина которого отмечается в эти дни.
И вот однажды близ Hermiston Experimental Station (в шести милях от центра Эдинбурга) случилось... Впрочем, дадим слово самому Расселу: Я следил за движением баржи, которую быстро тянула по узкому каналу пара лошадей, когда баржа неожиданно остановилась. Но масса воды, которую баржа привела в движение, собралась около носа судна в состоянии бешеного движения, затем неожиданно оставила его позади, катясь вперед с огромной скоростью и принимая форму большого одиночного возвышения - округлого, гладкого и четко выраженного водяного холма. Он продолжал свой путь вдоль канала, нисколько не меняя своей формы и не снижая скорости. Я последовал за ним верхом, и когда нагнал его, он по-прежнему катился вперед со скоростью примерно 8-9 миль в час, сохранив свой первоначальный профиль возвышения длиной около тридцати футов и высотой от фута до полутора футов. Его высота постепенно уменьшалась, и после одной или двух миль погони я потерял его в изгибах канала. Так в августе месяце 1834 года произошла моя первая случайная встреча с этим необыкновенным и прекрасным явлением, которое я назвал Волной Переноса [в других переводах - Волной Трансляции - В.З.]. J. Scott Russell. Report on waves, Вот так три лошади помогли пронаблюдать принципиально новое явление. Рассел продолжил эксперименты, выбирал баржи разного размера и формы. Он установил зависимость скорости этой волны от ее высоты, выяснил, что эти волны стабильны и, в отличие от обычных, не расплываются, перемещаясь на большие расстояния.
Результаты через десять лет Рассел обобщил в сообщении Report of Waves (книгу можно скачать на Google Books). Дать математическое описание этого явления он не смог - открытие очень уж опередило свое время - и обратился к своей основной специальности, став известным кораблестроителем. Помимо прочего, он принимал деятельное участие в создании знаменитого корабля "Грейт Истерн", который вошел в историю не только техники, но и литературы. Именно знакомство с ним побудило Жюля Верна написать романы Плавающий город иПлавучий остров. Стефан Цвейг повесть Первое слово из-за океана из цикла "Звездные часы человечества" посвятил прокладке первого трансатлантического кабеля, которая оказалась возможной именно благодаря гиганту "Грейт Истерн", а главный участник и вдохновитель этого Сайрус Филд стал одним из прототипов Сайруса Смита из Таинственного острова того же Верна. Не забудем, конечно, и Левиафан Бориса Акунина. В конце жизни Рассел вернулся к исследованиям волны переноса, попытавшись даже оценить своим методом толщину атмосферы и размеры Вселенной. Но точная математическая интерпретация явления была дана только после его смерти.
В 1894 году голландец Густав де Фриз под руководством Дидерика Кортевега написал диссертацию, результатом которой стала их совместная статья On the Change of Form of Long Waves advancing in a Rectangular Canal and on a New Type of Long Stationary Waves. Уравнение, решение которого было получено в работе, получило название уравнения Кортевега-де Фриза и по традиции сокращается как KdV или КдФ. Именно это уравнение описывает волну Рассела и объясняет ее поведение. Не хочется забивать читателю голову математикой, но здесь от нее никуда не денешься:
Это уравнение означает, что в среде, в которой возможна волна Рассела, действуют два конкурирующих механизма: нелинейность и дисперсия. Нелинейность (второе слагаемое уравнения) приводит к тому, что скорость точки волны тем больше, чем ближе эта точка находится к вершине и чем дальше она от подножия:
Оказывается, что скорость и ширина солитона связаны с его высотой A: чем выше солитон, тем он yже и тем быстрее движется, что вполне соответствует результатам экспериментов Рассела. Уравнение КдФ имеет и многосолитонные решения; на рисунке справа видно, как быстрый солитон проходит через медленный и обгоняет его. Обратите внимание: высоты и скорости солитонов различаются в 2 раза, а вот ширина высокого в Интересны судьбы голландских математиков. Кортевег прожил долгую жизнь, успешно преподавал, руководил диссертантами, работал в различных областях математики, исследовал творчество Гюйгенса, в течение 60 (!) лет был членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук и в течение 75 (!!!) лет членом Голландского математического общества. И всё-таки в первую очередь остался в истории, если так можно сказать, буквой К в уравнении КдФ. Биография де Фриза оказалась совсем иной. В одной книге я видел утверждение о том, что неизвестна не только его последующая работа, но даже дата смерти. Это, конечно, не так, но три статьи, написанные совместно с руководителем, так и оказались единственным его вкладом в науку. Защитив диссертацию, он обратился к преподаванию в ремесленном училище, чем и занимался без малого сорок лет. Вот почему я и вспомнил в преамбуле цвейговского "Гения одной ночи"... Зато де Фриз стал отцом пятерых детей!*) Как и Рассел, Кортевег и де Фриз опередили свое время. В конце XIX века их уравнение было не более чем красивой задачей, не имеющей практического применения. Возрождение интереса к этой проблеме наступило только в середине шестидесятых годов, когда появились работыНормана Забуски и Мартина Крускала. В мои планы не входит рассказывать сегодня о многочисленных явлениях и процессах солитонного типа - почитайте замечательную книгу Александра Филиппова "Многоликий солитон" (разве что для привлечения интереса замечу, что к солитонам относятся такие всем известные явления, как смерчи, цунами и прославленный Айвазовским "девятый вал"). Вот только чтобы оправдать ссылку в предисловии на Марка Твена вспомню курьёзную историю: Забуски и Крускал сперва хотели назвать уединенную волну, ведущую себя подобно частице, "солитроном" ("соло" - один, "трон" - по аналогии с электроном, нейтроном и т.п.), но обнаружилась фирма с таким названием, которая заявила свои права на это имя. Что ж - в науке появился термин "солитон", а фирма, упустившая халявную рекламу, в конце концов обанкротилась. *** А началось всё с баржи на конной тяге и всадника, сопровождавшего ее вдоль Юнион Канала сто семьдесят пять лет назад. Что ж, с юбилеем тебя, солитон! P.S. Господа ученые, не придирайтесь к упрощенному изложению! Оно так и задумано... *) Биографии и портреты Рассела, Кортевега и де Фриза взяты с этого замечательного сайта по истории математики. Картинка, иллюстрирующая нелинейность - из книги Л.К.Мартинсона и Ю.И.Малова Дифференциальные уравнения математической физики. |
||||||||||||||||||