Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет vadim_i_z ([info]vadim_i_z)
@ 2016-04-26 09:41:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Чернобыль, вид из Минска
     27 апреля программа "Время" передает непонятное короткое сообщение о том, что на Чернобыльской АЭС произошла авария, последствия которой успешно преодолеваются. Мои домашние не обращают внимания... но всё-таки на дворе год 1986 и текст сопровождают картинкой, на которой раскуроченный четвертый блок. Сразу включаем голоса. Весь их эфир посвящен аварии. У нас - тишина.
     Дальше недели две подряд газеты печатают маленькую тассовку (молодым: сообщение ТАСС, выражающее официальную точку зрения и единое на все СМИ) с примерно таким же текстом: всё нормально, последствия ликвидируются. 
     28 апреля в моей школе появляется объявление, приглашающее съездить на Первомай на экскурсию в Гомель и Киев. Путёвки отчего-то не раскупаются.
     29 апреля идёт дождь. Тёплый такой, приятный. Люди под ним гуляют.
     Начало мая. Народ начинает что-то понимать. Западные голоса говорят, что надо пить йод. За неимением таблеток, растворяют две капли на стакан воды. Одна знакомая, не разобравшись, выпила две ложки на стакан воды, после чего, бегая с подвыванием по квартире, о радиации забыла на какое-то время.
     Слухи, слухи. Всё опять взорвалось, причём это совершенно точно, облако идёт на Минск. Многие сидят в квартирах с наглухо закрытыми и даже законопаченным форточками, стараясь не выходить на улицу.
     Середина мая. Начинает поступать хоть какая-то информация из наших источников. В магазинах вдруг появляется "Каберне" без талонов (молодым: 1986 год - разгар антиалкогольной кампании, всё строжайше нормировано). Алкаши не хотят брать это слабенькое вино. Продавщица грустно повторяет: "Берите, от радиации помогает"... Не берут.
     Двадцатые числа мая. В продажу поступили конфеты "Радий" по 7 рублей за килограмм (молодым: это почти вдвое дороже обычных шоколадных). Никто их не берет. Ясно, что название было придумано до катастрофы, но и тогда оно было предельно идиотским. Никто их не покупает, не купил и я, а жаль: редкий пример человеческой глупости был бы в моей коллекции.
     Вот так. Трагическое и смешное в одном флаконе. Всё было.


(Добавить комментарий)


[info]baylanto@lj
2016-04-26 04:09 (ссылка)
А у нас в Гомеле появилось молоко "только для взрослых", во дворы многоэтажек заезжали фуры с гомельской "Останкинской" колбасой и торговали ею.
В универсаме появились в обилии кавказские минеральные воды - никогда до того не было, чтобы они стояли целыми телегами. И турецкий чай.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2016-04-26 04:45 (ссылка)
Про турецкий чай поговаривали, что он сам немножко радиоактивен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]baylanto@lj
2016-04-26 04:49 (ссылка)
А как бы и колбасу не просто так фурами из Москвы и Питера заворачивали, и минводы сами по себе радончиком пропитаны.
Допустимые-то нормы радиации в продуктах питания Гомелю и окрестностям раз в десять подняли, так что им пойдет, что в остальных городах санстанция не пропустит.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_kum_@lj
2016-04-26 05:07 (ссылка)
У нас в Институте механики металлополимерных систем в 1986 г. установили прибор для проверки радиоактивности пищевых продуктов. Самым радиоактивным оказался грузинский (!) чай. Никакие местные продукты до него не дотягивали.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ganna_yanich@lj
2016-04-26 04:10 (ссылка)
Я тогда студенткой первого курса была.
Дождь этот хорошо помню - он начался ниоткуда, странный такой - редкие тягучие капли. И кончился быстро.

Об аварии узнала от папы (он "голоса" слушал), из-за треска было плохо слышно, недослышали, подумали, что "Тернополь". Кто ж тогда слово Чернобыль знал...

(Ответить)


[info]madhed@lj
2016-04-26 04:32 (ссылка)
Первомай, школьников выгнали на парад... (мой брат среди них, первоклассник) Мама со мной в Серебрянке, окна открыты, радио... дождь за окном... и ярко светит солнце.

(Ответить)


[info]reedcat1965@lj
2016-04-26 05:13 (ссылка)
Дождь тот помню. Лет через 5, когда появился дозиметр, померял им джинсы, в которых под тем дождиком ходил. В 2.5 раза выше фона...
На военной кафедре мы пытались мерять радиацию армейским прибором, он ничего не показал. Но только потом сообразили, что им только что в эпицентре мерять. А через месяц поехали на сборы от той же ВК в Барановичи, и там жили в палатках посреди пылищи. Вроде тот район под раздачу не попал, но все же ХЕЗ сколько и чего хватанули...

(Ответить)


[info]livejournal@lj
2016-04-26 05:25 (ссылка)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси (http://www.livejournal.com/?rating=by)! Подробнее о рейтинге читайте в Справке (http://lj.rossia.org/support/faqbrowse.bml?faqid=303).

(Ответить)


[info]kouzdra@lj
2016-04-26 05:43 (ссылка)
Стыдно признаться - но я это эпохальное событие не заметил от слова "совсем". Западной пропаганде не удалось отвлечь меня от американской агрессии в Ливии (https://en.wikipedia.org/wiki/1986_United_States_bombing_of_Libya).

(Ответить)


[info]glazasty@lj
2016-04-26 06:15 (ссылка)
ездил на прошлой неделе в Вильнюс. Через Котловку. Когда увидел ЕЕ - аж руки затряслись..... Выше всех окружающих гор и кастёлов.... Выше 20 этажного дома.....
У этой земли видимо будущего нет совсем.....

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]a_konst@lj
2016-04-26 12:15 (ссылка)
Что вы увидели?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2016-04-26 13:56 (ссылка)
Видимо, строящуюся АЭС. Чернобыль, увы, породил еще и долгоиграющую радиофобию.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_konst@lj
2016-04-26 14:24 (ссылка)
Да, у меня тоже такое подозрение, но мне еще любопытно, какую именно. Поиск по "Котловка" ничего не дал, таких топонимов десятки в exUSSR.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2016-04-26 17:22 (ссылка)
Островецкую, на границе Беларуси и Литвы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_konst@lj
2016-04-27 04:58 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]glazasty@lj
2016-04-27 05:18 (ссылка)
Может это и радиофобия. Но одно понимание того что если станцию запустят то все, это как смерть, исправить невозможно, приводит к депрессии. И это вам не шушинская гэс - ну взорвалась, ну погибли, ну затопило...... Земля будет загажена на тысячи лет. Технологии и квалификация ? Ну ну... Раздолбайство играет не второстепенную роль. Моя малая родина совсем недалеко от тех мест. Городскому человеку очень трудно это понять - какая разница где квартира, в шабанх серебрянке малиновке. Не привязан он к ней ... Так и Минска тоже как такового может не стать.... Если бы строили ее в Гомельской области - может еще и были бы какие то сомнения. Ну да стране нужно электричество... Но здесь.. Зас....али, прости господи, один раен, так взялись за другой.

К теме: http://sergiscorp.livejournal.com/770478.html#comments
http://iva-dim.livejournal.com/1414932.html#comments (http://iva-dim.livejournal.com/1414932.html#comments)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2016-04-27 06:13 (ссылка)
Если бы прорвало плотину Саяно-Шушенской ГЭС, но жертвы исчислялись бы тысячами, если не десятками тысяч, и земля тоже на десятки лет, если не навсегда, была бы смыта.
понимание того что если станцию запустят то все, это как смерть - увы, это и есть радиофобия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]glazasty@lj
2016-04-27 07:00 (ссылка)
Вы же хорошо образованный человек. Разницу между наводнением (пусть и большим) и радиоактивным заражением понимаете прекрасно... Тем более где то в тайге а не на расстоянии около 100 км от городов - миллионников. Не надо цепляться.
А тут еще и САМ АГЛ признал что "элестричество" девать будет некуда..........В чем смысл ее строительства? Потешить эго физиковядерщиков или каких гос.деятелей? Типа мы еще можем. Дороговатые понты получаются....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2016-04-27 12:44 (ссылка)
Красноярск - вполне миллионник.
А какую альтернативу Вы предложите? Российский газ с вечными проблемами? Уголь, который в смысле радиоактивности небезупречен? Гидроэнергии у нас нет, альтернативные источники тоже небогаты.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_konst@lj
2016-04-27 07:49 (ссылка)
Если бы на ее месте строили такую же по мощности тепловую электростанцию, Вы бы меньше беспокоились за вашу малую родину? А зря, продукты сгорания угля в таком количестве засирают просто гарантированно все вокруг. И, кстати, радиоактивное заражение дают вполне заметное, тоже гарантированно.
В каждом месте, где хочется, увы, нет своей Ангары.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]glazasty@lj
2016-04-27 04:45 (ссылка)
АЭС в раене Островца. На фоне идеалистического пейзажа она выглядит очень очень впечатляюще и зловеще. На расстоянии км 5 давит своим видом, вызывает чувство беспомощности и какой то обреченности... Ну это мои ЛИЧНЫЕ внутренние впечатления. Останавливаться и фоткать - поленился....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]just_tom@lj
2016-04-26 06:25 (ссылка)
А до этого в Минске вино было по талонам? В Москве в те времена с алкогольными напитками было очень напряжённо, но никакого нормирования я не помню. В самом конце 80-х появились талоны на водку. Конфеты "Радий" действительно появились задолго до Чернобыля, я их помню ещё по 70-м годам.

(Ответить)


[info]mtyukanov@lj
2016-04-26 08:27 (ссылка)
Конфеты "Радий" выпускали давно, в 70-е иногда попадались в новогодних подарках на детских елках покруче (МГУшная, например), а в 80-е появились и в московских магазинах (когда цена подскочила). Видимо, спросом резко перестали пользоваться, и появились в продаже и в Минске.

(Ответить)


[info]pili_grimka@lj
2016-04-26 09:17 (ссылка)
Очень хорошо помню сообщение в программе "Время" - Инна Ермилова вела. А я тогда, кстати, очень даже задумалась - а не опасна ли эта авария на АЭС?

И конфеты "Радий" помню - мы с друзьями смеялись над креативной идеей (хотя, слова "креативный" тогда в наших лексиконах не было).

А ещё во всех магазинах стали продавать сгущёнку на развес. До того баночная входила в разряд дефицитных продуктов, а тут - залейся. Естественно, говорили, что это переработанное заражённое молоко, никто эту сгущёнку не брал. Кроме меня. Я тогда отъелась ею на годы вперёд. И пока всё нормально :)

(Ответить)


[info]drugoj_m@lj
2016-04-26 09:33 (ссылка)
Биофак тогда поехал изучать последствия. Ждали вспышек микробов-мутантов. И много чего ещё было, есть и будет. Примерно ближайшие 30 тысяч лет, во всяком случае, грибы в поражённых зонах ни есть, ни собирать нельзя: они обожают радиацию и специально её впитывают и концентрируют, потому что с детства мечтают стать мутантами.
Сами над собой поставили эксперимент, а результаты частично засекретили, частично - заболтали. И вместо нормальных инструкций, как остаться живым и, может быть, даже здоровым, какие-то повсюду дурацкие фэнтази на тему Чернобыля.

(Ответить)


[info]depesha@lj
2016-04-26 16:18 (ссылка)
Да, польские радиостанции передавали что ничего есть нельзя

(Ответить)


[info]valerytan@lj
2016-04-27 09:31 (ссылка)
в конце 80-х я ехал поездом из Харькова в Киев. В моём купе ехала женщина из Припяти(это город, в котором жили работники Чернобыльской АЭС). Она приезжала в Харьков, чтобы оставить бабушке своего ребёнка.. Она рассказала, что 26 апреля 86-го она была в Припяти и слышала хлопок (это и был взрыв), на который она даже не обратила внимание. Вадим, вы наверняка помните, что был некто Петросъянц - один из руководителей атомной отрасли, который всех убеждал в абсолютной безопасности "мирного атома". Убеждал пока не случился Чернобыль...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vadim_i_z@lj
2016-04-27 12:16 (ссылка)
Был такой, да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]valerytan@lj
2016-04-27 17:00 (ссылка)
Был да сплыл, а радиация осталась.

(Ответить) (Уровень выше)