Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Василина Орлова ([info]vasssilina)
@ 2008-07-29 14:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О безумии
Почему тема безумия и тема болезни так притягательны? Потому, наверное, что они связаны и непосредственно предшествуют (не в хронологическом смысле, хотя может и в хронологическом) теме смерти и самой смерти.

Об этом есть многое. Литературу можно разделить на несколько групп.

1. Философствование и его попытки

Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997. 576 С.

(Не знаю, есть ли другие переводы, кроме И.К. Стаф, не интересовалась, может, вообще это все нужно читать на языке оригинала? Потому что данное издание я плохо поняла: слова все знакомые, а смысл ускользает, как бывает при калькировании, но может перевод и хорош, не знаю. Ольга Балла поправляет ошибку и говорит, что другого перевода нет).

Клаус Дёрнер. Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой под ред. М.В. Уманской. - М.: Алетейа, 2006. - 544 с. - (Гуманистическая психиатрия).

(Призыв к психиатрам осознать репрессивность своих практик)

2. Безумие и божественное

Репринтное воспроизведение издания: Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. С-Пб., 1913 г. - Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.

Жан-Клод Ларше. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 224 с. - (Православное богословие).

(По большей части, всё же, мракобесие: различается безумие соматического и бесовского происхождения, а также юродство, захватывающе)

Безумие и его бог / Составление Е.В. Головина. - М.: "Эннеагон Пресс", 2007. - 276 с. - (Коллекция "Гарфанг").

(Вальтер Отто, Гофман, По, Мопассан, Лавкрафт)

3. Сумасшествие и чтение

Ирина Сироткина. Классики и психиатры: Психиатрия в российской культуре конца XIX - начала XX века / Перевод с английского автора. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 272 с.

(Здесь бы нужно добавить все те источники, которыми неминуемо пользуется Сироткина в своем анализе: хрестоматийную, например, историю гоголевского сумасшедшего, однако и сам Гоголь, как демонстрирует книга и как, в общем-то, без того известно, был человек, чье безумие притягивает внимание, и представление о том, каковы были источники его позднего состояния, какова этому должна быть дана оценка, благотворно ли оно было, губительно - всё это слишком зависит от безумия смотрящего)

Константин Богданов. Врачи, пациенты, читатели: патографические тексты русской культуры XVIII-XIX веков / М.: ОГИ, 2005. - 504 с.

4. Непосредственное беллетризированное или напротив с упором на нон-фикшн описание болезни

Екатерина Шварцбраун. Куда убегает ваш утренний кофе? - М.: Ракета, 2007.

Автор создал собственную классификацию источников по теме. На мой взгляд, ее список слишком широк. Позволю себе его процитировать.



"Давно собираюсь создать список источников, в которых описывался бы личный психотический опыт (желательно от первого лица, хотя и не обязательно. Да и какое в психозе "первое лицо"!) Здесь я предвижу следующую классификацию:

a) из переживших подобный опыт не каждый захочет о нем рассказывать;

b) из переживших и желающих рассказать не каждый на это способен по причинам практического характера;

c) из переживших, желающих рассказать и способных связно это сделать не все оценивают его как психотический;

d) наконец, остается группа переживших, желающих и способных рассказать, а также способных на критическую оценку. Удивительно, что эта группа непуста. Здесь мне известны следующие источники:

1) Упоминаемая Фрейдом книга мемуаров параноика Шрёбера.

2) Воспоминания Барбары О’Брайен (O’Brien B., Operators and Things: The Inner Life of a Schizophrenic, 1958). Этот текст есть на русском: О’Брайен Б., Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: Операторы и Вещи, М., Класс, 1996.

3) Переизданные Бейтсоном с ценным комментарием воспоминания психотика 19 века Джона Персеваля (Bateson G., Perceval's Narrative, A Patient's Account of his Psychosis, 1830-1832, edited with an introduction by Gregory Bateson, Stanford University Press, 1961) На русский, насколько мне известно, никто не переводил.

4) Очевидно автобиографический эпизод, изложенный Ивлином Во от имени Гилберта Пинфолда (The Ordeal of Gilbert Pinfold, 1957) Есть на русском: Во И., Испытание Гилберта Пинфолда, пер. В. Харитонова.

5) "Семь проповедей к мертвым" Карла Юнга с последующим отрефлектированием в Memories, Dreams, Reflections. Есть и русский перевод.

Просто для порядка можно упомянуть "Розу мира" Даниила Андреева. Как кажется, она попадает в категорию c)".


Литература о безумии, конечно, далеко не исчерпывается этим набором. Спасибо Н.М. и А.С., которые снабдили меня некоторыми трудами из перечисленных и неперечисленных, всё ценно.

А вы что читали об этом важное?

Imported event Original


(Добавить комментарий)


[info]lame_colonel@lj
2008-07-29 07:23 (ссылка)
классика: The Bell Jar by Sylvia Plath, у нас переведена и издана в Амфоре ("под стеклянным колпаком")
еще ихняя классика I never promised you a Rose Garden by Joanne Greenwood, к нашему стыду не переводилась, воспоминания еврейской эмигрантки, в мэйнстриме врачуемой от шизофрении и к счастью, попавшей в поле зрения Фриды Фромм-Райхманн.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina@lj
2008-07-29 12:11 (ссылка)
Да, надо бы прочитать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vasssilina@lj
2008-07-30 14:13 (ссылка)
Даш, а в сети нету i never promised?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lame_colonel@lj
2008-07-30 14:50 (ссылка)
нет, она защищена правообладателями. Ее можно на Амазоне заказать, и еще она может быть в иностранных отделах библиотек. Я сама ее сугубо по статьям знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andrey_smirnov@lj
2008-07-29 07:39 (ссылка)
Смотрю, "безумие" покоя всё не даёт. Надо тебе к кино обратиться, не всё же книжной пылью чихать

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina@lj
2008-07-29 12:11 (ссылка)
Надо обратиться. Уж обращалась-обращалась, и опять в пыль.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lukoshin@lj
2008-07-29 12:01 (ссылка)
Мы, безумные, книг о безумии не читаем.

(Ответить)

:)
[info]ex_nilogov@lj
2008-07-29 16:14 (ссылка)
ВАСИЛИНА, ПИШИ 600-СТРАНИЧНЫЙ ТАЛМУД ПРО БЕЗУМИЕ:) БУДЕТ МОЙ РЕСПЕКТ!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina@lj
2008-07-30 14:13 (ссылка)
За твой респект цена высоковата.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hentiamenti@lj
2008-07-30 05:32 (ссылка)
Интересная тема, тянет на диссертацию :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina@lj
2008-07-30 14:14 (ссылка)
Тянет, и вполне. Да не хочу уже писать про это. Передумала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]psychiatrick.livejournal.com
2008-12-22 03:58 (ссылка)
Возможно, если и не Вас, то тех, кто еще волнует та же тема, которой я продолжаю заниматься, заинтересует книга:

Модели безумия: Психологические, социальные и биологические подходы к пониманию шизофрении. /Редакторы: Дж.Рид, Л.Р.Мошер, Р.П.Бенталл./ — Ставрополь: Изд-во Возрождение, 2008. — 412 c.

Первые главы:
1. «Шизофрения» — не болезнь. (http://psychiatrick.livejournal.com/33371.html)
3. Изобретение «шизофрении». (http://psychiatrick.livejournal.com/33042.html)
5. Существует ли «шизофрения»? Надежность и валидность. (http://psychiatrick.livejournal.com/38311.html)

Прочитать всю книгу целиком можно здесь (http://books.google.ru/books?id=SomdZ-8jnVgC&dq=Models+of+Madness:+Psychological,+Social+and+Biological+Approaches+to+Schizophrenia&pg=PP1&ots=ZEbQLja4Zj&sig=jDQXkM3tlKSL5xQc4d9b26kvCn0&hl=ru&sa=X&oi=book_result&resnum=1&ct=result#PPP1,M1) (на английском языке), а заказать ее можно здесь. (http://www.pro-psy.ru/ru/books/)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina
2008-12-22 13:32 (ссылка)
Что ж, спасибо. Меня, конечно, продолжает интересовать эта тема.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]masharabinovich@lj
2008-07-30 18:19 (ссылка)
Вот эта вот книжка: http://www.urania-books.ru/1997/ (Гунтхард Вебер, "Два рода счастья").
Другие книги этого автора довольно уже специализированные, для психотерапевтов-практиков.
В этой - всё, что он говорит, довольно утрированно, однако так всегда мысль развивается: пока нонсенс не скажут совсем громко, он нонсенсом быть не перестанет. А так - становится мыслью, ну мысль и мысль, интересная.
Книжка водится, вроде, в "Москве" на Тверской. Там целая полочка этого направления. Однако книжка ещё одна с той полки (Берта Хеллингера) уже вот Лаврентьеву не нравится. Потому что я, конечно, плохо подобрала, чем рекламировать. Вот "Два рода счастья", она как появилась первая, так и осталась самая качественная. Я же повелась на лаврентьевское Поэтицкое Философство, и указала на Самую Заумную книжку. А она-то даже и психотерапевтам-практикам по началу ни к чему. Потому и Вам не скажу, уж если надо - Вы её сами, увы, вытащите. А лучше бы года через два, а то и вовсе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina@lj
2008-08-01 06:48 (ссылка)
Очень хорошо, Маша. Не знаю, как вам сказать - забавно очень. Я посмотрю, спасибо большое.

(Ответить) (Уровень выше)

от yettergjart'а
[info]argjath
2008-12-06 10:28 (ссылка)
О привлекательности безумия в своё время дельные вещи писал Александр Сосланд. В принципе можно найти в интернете (я могу поискать - тем более, что он мой нежно любимый "Знание-сильский" автор :-))

(Кстати, И. Стаф женского полу :-)) А других русских переводов "Истории безумия" нет.)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina
2008-12-16 15:29 (ссылка)
Ольга, спасибо. Жаль, что нет других переводов. Спасибо за поправку. Мне конечно интересен ваш Сосланд (не слыхала о нем). А вы читали книжку Наташи Ростовой "Человек обратной перспективы" (о юродстве)?
У нас на Орг. отрывки: http://www.organon.cih.ru/avtory/rostova_a.htm

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]argjath
2008-12-16 20:39 (ссылка)
Вот, Василина, кажется, нашла Сосландовский текст про безумие: http://flogiston.ru/articles/therapy/happines_of_madness . А про юродство Ростову не читала, - взгляну!, спасибо!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina
2008-12-17 15:06 (ссылка)
Спасибо, Ольга.

Хочу сказать, мой ответ вам в блоге на почту к вам не придет. Пока комментарии приходят только автору того блога, где они оставляются. Но этот недочет исправим.

Кстати, не хотите на "Органоне" свою страничку? Не собственно блог, еще один ЖЖ из ЖЖ, а личную колонку, посвященную культурологическим и философским вопросам (собственно, как почти все у вас).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]argjath
2008-12-17 21:19 (ссылка)
А ответ-то пришёл, и как раз на почту! (если Вы ЭТОТ имели в виду, а не тот, что на Органоне. А если на Органоне, то я и не знаю, как его увидеть, забыла, как вышла ну ту страницу.)

Что касается странички на Органоне, я бы с радостью! (Осторожный вопрос: платят ли там денежку? В конце концов, если нет, те же материалы можно будет пристраивать, скажем, в "ЗС" со ссылкой на Органон, там хоть кое-что платят.) Надо бы подумать в две головы - мою и Вашу - о темах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vasssilina
2008-12-18 17:20 (ссылка)
Дорогая Ольга, деньги пока в Органоне не водятся. Но я все мечтаю, что заведутся. Мы можем по почте поговорить подробнее, киньте мне пустое письмо от вас. vassilina@gmail.com

http://vassilina.cih.ru/blog/2008/12/16/dve-avtobiografii/#comments
Ответ тут, если вдруг.

(Ответить) (Уровень выше)