Войти в систему

@ 2009-06-10 20:57:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мой немного безумный ПВД

Утром в субботу 23 мая 2009 года я проводил маму в аэропорт и остался в Нальчике один. У меня оставалось еще 2 дня, а все дела уже были сделаны, так, что я мог провести их на велосипеде навестив несколько знакомых с детства достопримечательностей. Я решил поехать на Чегемские водопады: от города это примерно 50 километров по шоссе с небольшим, но постоянным подьёмом. Мы с другом уже проделывали этот путь туда и обратно почти 14 лет назад, в конце лета 1995-го, на двух стареньких велосипедах Старт-Шоссе. Тогда мы выехали из Нальчика в 6 утра и вернулись в 5 вечера, потратив на этот маршрут практически весь день. Но друг тогда был не очень хорошо тренирован, и нам приходилось часто останавливаться на отдых.

В этот раз я тоже чувствовал себя не совсем в форме: несмотря на уйму дел, за два вечера накануне я накрутил довольно немало, по крайней мере если считать набор высоты: в четверг я проехал через Герпегежский перевал от Хасаньи в Черекское ущелье, и вернулся в Нальчик через Аушигер и Урвань, потратив всего 3,5 часа на 63 километра. В пятницу я поднялся на велике на Большую Кизиловку, причем практически не шел пешком, а ехал всю дорогу, что, конечно, было на пределе моих сил. В этот раз я выехал только в 8:30, и, поэтому решил не спеша доехать до водопадов, проехать немного дальше, подняться пешком за тесниной на левую или на правую сторону долины, чуть-чуть поэкстримить и с ветерком приехать в Нальчик.

В Чегемское ущелье я поехал тем же маршрутом, что и в 1995-м : мимо Кенже и через Яникой. Школьники в этот день отмечали последний звонок, так, что овациями я был обеспечен на всю дорогу: в тех местах, в отличие от подмосковья, к велотуристам не привыкли. Может быть, велотуристы боятся вакхабитов и поэтому нечасто суют свой нос в те места, и совершенно напрасно: вакхабитов велотуристы интересуют мало, а места там воистину замечательные, и сами по себе, и для велотуризма: вверх по ущелью едешь в гору, честно тратишь калории и накачиваешь мышцы ног, зато вниз несёшься почти незатрачивая усилий. До Хуштосырта я доехал довольно быстро: еще не было 12-ти. Попозировав немного перед водопадами, я поехал дальше.

Дорога между Нижним Чегемом и Хуштосыртом

Чегемская теснина

У Чегемского водопада

Сразу за тесниной мужички, или даже скорее старички-балкарцы пили водку и позвали меня к себе присоединиться. Я решил мужичков уважить, тем более, что очень захотелось водки. Очень запомнился один тост: «дай Бог здоровья русскому народу, дай Бог здоровья балкарскому народу, а кабардинцы пусть сдохнут».Такие вот тёплые межэтнические отношения в республике... Еще меня долго инструктировали, что говорить если кто-нибудь «будет до%бываться». Да, про нравы верхнечегемцев, верхнебалкарцев и безенгийцев ходят легенды, в частности в среде альпинистов, хотя на мой взгляд опасения несколько раздуты. Впрочем, узнав, что я еду только максимум до Актопрака, мужички успокоились, так как до Булунгу оттуда еще довольно далеко. Я сказал, что был бы помоложе и было бы пузо меньше, уехал бы в Баксанское ущелье, а так — не успею. Один из балкарцев стал меня уверять, что успею, но я ответил, что не в моём возрасте такие авантюры. Отблагодарив мужичков, я отправился дальше.

В конце теснины. Река Чегем.

От выпитой водки мне стало хорошо и радостно. Я понял, что разворачиваться и ехать назад — это самое глупое что в моей обстановке можно придумать. Тем более, еще не было даже часа дня. Поэтому, когда я увидел указатель поворота: «Булунгу -18, Былым — 22» сомнений у меня уже не было. Конечно, до Былыма нужно было еще доехать, а от Былыма, хотя и вниз, но по гораздо более длинному, чем Чегемское, Баксанскому ущелью плюс 23 километра от вьезда в ущелье до Нальчика, но это уже не казалось, да и не оказалось впоследствие, чем-то особенно серьёзным.

Актопрак (в переводе с балкарского - белая земля) — это место километров в восьми от водопадов. До 1943 года здесь было селенье, которое носило такое название. 8 марта 1943 года приказом Берии его жителей выселили в Среднюю Азию, вероятно, в Казахстан и в Киргизию. Вернулись они, точнее большая их часть, в 1953-м году кто в Хуштосырт (который, кажется, тогда и был построен), кто в Булунгу, а в Актопраке остались только летние пастбища и сенокосы.

Чегемское ущелье недалеко от Актопрака

Осенью 1942 года, когда Баксанское ущелье было закрыто с севера немцами, из Актопрака в Былым проложили автодорогу, по которой снабжались войска, оборонявшие Тырныауз и Приэльбрусье. Эту дорогу по всей видимости отремонтировали недавно, вероятно, в рамках создания автомагистрали, которая соединяла бы ущелья Балкарии и Карачая на случай новой кавказской войны или заварушки на равнине. Эту дорогу я преодолел за 3 с половиной часа, причем первые километров 9 с подъемом метров на 900 я прошел, в основном, пешком, за 3 часа, а 13 километров от перевала до Былыма я проехал минут за двадцать пять. Немного не доходя до перевала я попал под небольшой град, пришлось надеть флиску. Дорога размокла, и, хотя лужи и не образовались, меня забрызгало при спуске грязью с ног до головы. По дороге меня обогнало 3 машины, у двух из котроых были карачаевские номера, и одна машина прошла навстречу.

Дорога Актопрак-Былым

В 1996-м году мы ходили небольшой группой в пеший поход почти по этому маршруту, но тогда мы перешли, тоже по дороге, другой перевал, который немного южнее, и который выводит в долину речки Кестанты. Тогда нам пришлось искать переправу, так как речка во второй половине дня была весьма бурной, а мост либо смыло, либо его не было и впомине. В этот раз я поехал по главной дороге, которая выводит в долину Кестанты уже рядом с Былымом, и пересекает её по мосту уже в самом посёлке.

А это вид в сторону Чегемского ущелья. На заднем плане — скалистый хребет Аккая. А вершины эти, если я не ошибаюсь - Ламутакая и Каракая. Где-то справа - перевал Думала.

От южной окраины Былыма, куда приводит эта дорога, до поста ГИБДД на повороте с М29 в Баксанское ущелье (48 километров) я проехал за два часа с небольшим, остановливаясь в Заюково ненадолго, чтобы купить небольшой перекус. Это, конечно, удивительно долго, если учитывать, что стоял или шел я не более получаса, а на велоспидометре скорость редко опускалась ниже 35 км/ч, а местами доходила до 50-ти на участках порядка полутора километров. Оваций в кабардинских селениях было еще больше, чем в балкарских, причем интонации были, как мне показалось, несколько недружелюбными. Я, конечно, не обращал на них никакого внимания, но в голову лезли неприятные мысли, что всё это последствия пропагандистской обработки кабардинского населения историями про «геноцид адыгов», о «пострадавшем народа» и идеями «великой Черкессии», которая усиленно проводится приблизительно с момента распада Советского Союза. Есть у меня нехорошее предчувствие, что такого рода идеи находят весьма благодатную почву в регионе, страдающем от безработицы и зашкаливающей за все мыслимые пределы коррупцией.

Актопракский перевал

У въезда в Былым

Баксанское ущелье чуть ниже Былыма

В Нальчик я вернулся уже в начале десятого и по городу шел пешком: уличное освещение по сравнению с Москвой очень слабое, а на окраинной улице Калюжного его не было почти вообще, так, что ехать без фонаря и красной мигалки для машин было опасно. На следующий день я решил просто отдохнуть, спокойно собраться в обратный путь, и никуда кататься не поехал. А недавно, после того, как я посмотрел через Google Earth на свой маршрут, мне пришла в голову мысль, что неплохо было бы проехать по горам, вдоль южных обрывов Скалистого хребта через всю Балкарию, а может быть, еще и через весь Карачай, используя дорогу через Актопракский перевал, которую я проехал как часть пути. Маршрут можно начать в Нальчике. Сначала проехать через Герпегежский перевал в Кашхатау, оттуда через Карасу в Безенги, затем, через перевал Думала в Чегемское ущелье. В Карасу можно попасть и через Белую речку, но там дорога довольно крутая, идти пешком придется километров 10, и если попасть туда в жару, то это не будет здорово. Можно вообще не ездить в Безенги, а проехать через ту же Белую речку и перевал Шаухна в Чегемское ущелье в район Хуштосырта. От Былыма вверх в сторону ущелья Гижгит идет, если верить Google Earth, замечательный серпантин. С него нужно как-то попасть к тёплым нарзанам Джилысу. Это точно можно сделать из Тырныауза (18 км вверх по шоссе от Былыма): оттуда по грунтовой дороге 70 км через перевалы, которые, наверняка достигают 2500 а то и 3000 метров в высоту. От Джилысу можно уехать в Кисловодск, можно выехать на трассу М29 где-то в районе её пересечения с рекой Малкой, можно продолжить путь дальше, в Карачай. Если есть смелые и отважные, которым этот маршрут показался интересен — пишите, можем его организовать. Кстати, вот GPS-трек маршрута , если кому интересно.