Гаджи Махачев и Рамзан Кадыров в материалах Викиликса |
[Dec. 5th, 2010|02:24 pm] |
Wikileaks: отчет американского дипломата о посещении свадьбы дагестанского политика
Алексей Алексеев Ведомости 29.11.2010, 21:10 Статья
Дата: 2006-08-31 06:39:00 Источник: Посольство в Москве Классификация: Конфиденциально C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 05 MOSCOW 009533 SIPDIS SIPDISE.O. 12958: DECL: 08/30/2016 TAGS: PGOV, ECON, PINR, RS Тема: Кавказская свадьба Гриф секретности определил: заместитель главы миссии Дэниэл А.Рассел. Основание: 1.4 (b, d)
Синопсис (C) Свадьба — сложноорганизованное мероприятие в Дагестане, крупнейшей автономии на Северном Кавказе. 22 августа мы побывали на свадьбе в Махачкале, столице Дагестана: сын депутата Государственной Думы и генерального директора «Дагестанской нефтяной компании» Гаджи Махачева женился на однокласснице. Под роскошью напоказ и пьянкой скрывалось очень серьезная северокавказская политика — земля, этническая принадлежность, клан, альянс. Список гостей отражал структуры власти — главным гостем был чеченский лидер Рамзан Кадыров — и доказывал, насколько важны в политике региона личные отношения. Конец синопсиса
2. (C) Дагестанские свадьбы — дело серьезное: съезд, на котором проявляются уважение, преданность и союзнические отношения между семьями: жених и невеста лишь чуть важнее, чем манекены.
Свадьба длится три дня и состоит из трех отдельных частей. В первый день семьи жениха и невесты проводят отдельные приемы. Жених возглавляет делегацию, которая идет на мероприятие, проходящее в доме невесты, а затем приводит невесту на свой прием, и с этого момента она официально становится членом семьи жениха, оставляя свои бывшие семью и клан. На следующий день родители жениха проводят еще один прием, на этот раз для семьи невесты и ее друзей, которые могут «проверить», в какую семью они отдают невесту. На третий день, семья невесты проводит прием для родителей жениха и его семьи.
Отец жениха 3. (C) 22 августа Гаджи Махачев женил своего 19-летнего сына Далгата на Аиде Шариповой. Свадьба в Махачкале, которую мы посетили, в миниатюре повторяла систему социальных и политических отношений на Северном Кавказе. Начнем с биографии Гаджи. Гаджи начинал как лидер аварского клана. Энвер Кисриев, лучший эксперт по дагестанскому обществу, рассказал нам, что советская власть ушла из Дагестана в конце восьмидесятых, и сложное устроенное общество вернулось в состояние, в котором оно находилось в дороссийский период. Основной структурной единицей является моноэтнический «джамаат», который в данном контексте лучше переводить как «кантон» или «коммуна». Этнические группы создали русские. Столкнувшись с сотнями джамаатов, российские завоеватели XIX века объединяли кантоны, говорящие на похожих диалектах, и называли их «аварцы», «даргины» и т.д., чтобы уменьшить число «национальностей» в Дагестане до 38. С тех пор джамааты в каждой этнической группе конкурируют друг с другом, чтобы стать лидером этнической группы. Эта конкуренция особенно заметна среди аварцев, представителей крупнейшей национальности в Дагестане. ( Read more... ) 17. (C) После фейерверка музыканты заиграли лезгинку во дворе, а группа из двух девочек и трех мальчиков (один из них был не старше шести лет) исполняла гимнастические версии танца. Первым к ним присоединился Гаджи, а затем и Рамзан, который танцевал неуклюже, мешал торчащий из заднего кармана джинсов позолоченный пистолет. Одинь гость позднее заметил, что золото препятствует использованию пистолета по назначению, но, хмыкнул он, вероятно, Рамзан из него все равно не стрелял. Как Гаджи, так и Рамзан осыпали танцоров-детей стодолларовыми банкнотами, танцоры подняли с пола примерно $5000. Гаджи позже рассказал нам, что Рамзан принес счастливую пару «слиток золота килограмм на пять» в качестве свадебного подарка. После танца и краткого тура по имению Рамзан и его армия уехали обратно в Чечню. Мы спросили, почему Рамзан не заночует в Махачкале, и услышали в ответ: «Рамзан никогда не ночует в чужих местах».
18. (C) После того, как отбыл Рамзан, продолжалось веселье. Аварец, полковник ФСБ, сидевший рядом с нами, был мертвецки пьян, и очень оскорбился, что мы не позволили ему подлить «коньяк» в наше вино. «Это практически то же самое», — настаивал он, пока сидевший напротив русский генерал ФСБ не сказал ему прекратить. Мы склонны, однако, в чем-то понять полковника — он является главой подразделения по борьбе с терроризмом в Дагестане, а как сказал Гаджи, экстремисты рано или поздно убивают любого из этого подразделения. Мы сильнее заволновались, когда соратник полковника по афганской войне, ректор Дагестанского юридического университета, слишком пьяный для того, чтобы сидеть, не говоря уже о том, чтобы стоять, достал пистолет и спросил, не нужна ли нам защита. Но тут появился Гаджи и его люди, затерли ректора плечами и увели нас с огневого рубежа. ( Read more... )
20. (C) «Горизонталь власти», представленная отношениями Гаджи с Рамзаном, является антитезой создаваемой Москвой «вертикали власти». Бизнес-партнер Гаджи партнер Халик Гиндиев, глава НК «Роснефть-Каспойл» жаловался на то, что Москва должна позволять местным кавказцам, а не русским («Магомедовым и Алиевым, а не Ивановым и Петровым») урегулировать конфликты в регионе. Вертикаль власти, считает он, неприменима к Кавказу, региону, который московские бюрократы, такие как полпред Козак, никогда не поймут. Кавказу необходимо предоставить возможности для решения собственных проблемы. Но здесь нет места для демократии. Гаджи сказал нам, что демократия всегда терпит неудачу на Кавказе, где существует концепция государства как кавказской семьи, в которых слово отца является законом. «Какая тут может быть демократия?» — спросил он. Мы перефразировали Хайека: «если управлять семьей так, как управляют государством, можно разрушить семью». А управлять государством так как семьей — разрушать государство: родственные связи и дружба всегда будет иметь верховенство над законом. Партнер Гаджи согласился, с сожалением покачав головой. «Это вопрос для будущих поколений», — сказал он.
http://www.vedomosti.ru/tnews/news/2010/11/29/1559
Из неофициальной биографии Гаджи Махачева:
В 1967 году осужден на 3 года за изнасилование и грабеж, освобожден досрочно через полтора года. В декабре 1980 осужден на 6 лет за ношение оружие и нанесение тяжких телесных повреждений, освобожден досрочно через 2 года. |
|
|