Сообщество, посвящённое ра - Deinosuchus
April 15th, 2014
08:45 pm
[industrialterro]

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Deinosuchus

 Дейнозух (Deinosuchus, от др.-греч. δεινός σοῦχος «ужасный крокодил») — вымерший род аллигаторовых, живший 80—73 млн лет назад, в конце Мелового периода. Первые останки дейнозуха были обнаружены в Северной Каролине в начале 1850-х годов, однако он был описан и получил свое название лишь в 1909 году. Дополнительные фрагменты были найдены в конце 1940-х годов и позже были включены в серьёзную, хотя и неточную, реконструкцию черепа, выполненную Американским музеем естественной истории. Несмотря на то, что сведения о дейнозухе остаются неполными до сегодняшнего дня, лучший черепной материал, обнаруженный в последние годы, расширил научные знания об этом огромном хищнике.

 Хотя дейнозух был гораздо больше, чем любой современный крокодил или аллигатор (в длину он был около 14-15 метров и весил 8,5—9,4 тонн), по внешнему виду он был похож на своих меньших сородичей. Этот крокодил имел большие, крепкие зубы, предназначенные для дробления пищи, а спина у него была покрыта толстым слоем полусферических остеодерм. Одно исследование показывает, что дейнозухи, возможно, жили до 50 лет, соблюдая темпы роста современных крокодилов, но сохраняя способность к росту в течение гораздо более длительного периода времени.

 Окаменелости дейнозуха были найдены в десяти штатах США (Техас, Монтана и штаты вдоль Восточного побережья), а также на севере Мексики. Он жил по обе стороны Западного Внутреннего морского пути (Western Interior Seaway) и был сверххищником в прибрежных районах восточной части Северной Америки. Наибольшей численности популяция дейнозуха достигала в восточной части ареала, немного меньшей — в западной. Дейнозух, вероятно, был способен убивать и поедать крупных динозавров, помимо этого питаясь морскими черепахами, рыбой и другими водными и наземными животными.

 Несмотря на свои гораздо более крупные размеры, внешне дейнозух отличался от современных крокодилов незначительно. Дейнозух обладал аллигатороподобной широкой мордой со слегка выпуклым окончанием. На каждой переднечелюстной кости находилось по четыре зуба, из которых два ближайших к кончику морды были значительно меньше оставшихся. Каждая верхнечелюстная кость насчитывала 21 или 22 зуба. Число зубов на каждой нижнечелюстной кости было равно 22 или более. Все зубы были очень толстыми и прочными, а расположенные ближе к задней части челюстей зубы были округлыми и короткими. Предполагается, что заднечелюстные зубы были предназначены для дробления уже схваченной добычи. Когда рот крокодила закрывался, снаружи был виден только четвёртый зуб нижней челюсти.

 Современный морской крокодил имеет максимальную силу укуса в 16 480 ньютон на кв. дюйм, а сила укуса дейнозуха, по оценкам учёных, составляла 102 750 ньютон на кв. дюйм.  Укус дейнозуха была примерно в два раза мощнее, чем у тираннозавра (57 000 ньютон на кв. дюйм) и значительно мощнее, чем у других тероподов.

 Дейнозух обладал вторичным костистым нёбом, которое позволяло ему дышать через ноздри, в то время как остальная часть головы оставалась погружённой в воду. Позвонки были процельными — полыми и вогнутыми спереди и выпуклыми сзади. Позвонки соединялись друг с другом по принципу «мяча и шарнира». Позвонки достигали в высоту до 30 см, поперечные отростки позвонков были очень длинными. Конечности дейнозуха относительно размеров тела были длиннее, чем у современных крокодилов. Вторичное нёбо и процельные позвонки также являются характерными признаками современных крокодилов эузухий.

 Остеодермы, покрывавшие спину дейнозуха, были необычайно большими, тяжёлыми и глубоко изборождёнными; некоторые из них были полусферической формы. Глубокие ямы и канавки на остеодермах служили точками крепления для соединительной ткани. Вместе остеодермы и соединительная ткань служили в качестве опоры для подъёма массивного тела дейнозуха из воды. Таким образом, несмотря на значительную массу, дейнозух был, вероятно, почти столь же гибким на суше, как и его современные родственники.

 Поскольку известные останки дейнозуха слишком фрагментарны, оценки его размеров значительно отличаются в рамках разных исследований. В 1954 году Эдвин Н. Кольбер и Роланд Т. Бёрд реконструировали нижнюю челюсть дейнозуха длиной 2 м (6,6 фута) и рассчитали «на основе сравнительных измерений», что общая длина тела гигантского крокодила могла быть до 15 м (50 футов). Значительное меньшее  значение: 8—10 м (26—33 фута) — было предположено Грегори М. Эриксоном и Кристофером А. Брошу в 1999 году. Дэвид Р. Швиммер в 2002 году отмечал, что меньшая и более распространённая форма дейнозуха, ископаемые останки которой найдены на востоке Северной Америке, обычно обладала черепом длиной около 1 м (3,3 фута). Используя расчёты, основанные на промерах черепа, Швиммер предположил, что, вероятно, общая длина тела дейнозуха составляла около 8 м (26 футов), а вес — 2,3 т. По данным Швиммера, дейнозух достигал больших размеров в западной части континента. Достаточно хорошо сохранившийся образец черепа дейнозуха, найденный в Техасе, показывает, что длина головы животного составляла около 1,31 м (4,3 фута), и исходя из этого Швиммер определил общую длину тела этого экземпляра в 9,8 м (32,2 фута). Хотя крупнейшие останки черепов дейнозуха сохранились слишком плохо, чтобы использовать этот метод оценки, масштабирование от длины позвонков позволяет предположить, что наиболее крупные особи дейнозухов вырастали до ещё больших размеров. Швиммер оценил общую длину тела крупнейших экземпляров до 12 м (40 футов), а возможный вес — до 8,5 т или более.

 Хотя существуют некоторые разногласия относительно точного размера дейнозуха, тем не менее, его ископаемые останки достаточно убедительно доказывают, что дейнозух был существенно больше, чем любой современный крокодил. Даже относительно минимальные оценки его длины и веса, предлагаемые Эриксоном и Брошу, демонстрируют, что средний вес дейнозуха, превышает средний вес современных крокодилов в соотношении 3:5. Дейнозух часто описывается как самый крупный крокодил всех времён, однако некоторые ископаемые крокодилы, в том числе пурусзавры, рампохозухи и саркозухи, возможно, соответствовали или даже превосходили его по размерам.

 

 Дейнозух обитал на обеих сторонах Западного Внутреннего морского пути. Ископаемые останки  были найдены в десятке штатов США. Также сообщалось о находке в 2006 году остеодерм дейнозуха в формации Сан-Карлос, поэтому в ареал этого гигантского крокодила может быть включена и часть северной Мексики. Окаменелости дейнозуха наиболее обильны в отложениях залива Костал-Плайн в Джорджии, недалеко от границы с Алабамой. Все известные ископаемые останки дейнозуха обнаружены в горных породах, датированных кампанским ярусом позднемелового периода. Старейшие представители этого рода жили примерно 80 млн лет назад, а последние — около 73 млн лет назад.

 Распределение ископаемых останков дейнозуха показывает, что эти гигантские крокодилы, возможно, предпочитали жить в устьях больших рек. В формации Агуджа в штате Техас, где были найдены некоторые наиболее крупные особи дейнозуха, эти массивные хищники, вероятно, населяли неглубокие заливы с солоноватой водой. Хотя некоторые останки дейнозухов были найдены в морских отложениях, не вполне понятно, отправлялись ли дейнозухи в плавание в открытом океане, подобно современным морским крокодилам, или же эти останки оказались в море уже после гибели животных. Дейнозух был описан как существенный компонент экосистем первой половины позднего мела в Северной Америке.

 В 1954 году Эдвин Н. Кольбер и Роланд Т. Бёрд предположили, что дейнозух, «вполне возможно, охотился и пожирал некоторых динозавров, с которыми жил в одно время». Кольберт подтвердил эту гипотезу более уверенно в 1961 году: «Конечно, этот крокодил охотился на динозавров, иначе с чего ему быть таким большим? Он охотился в воде, куда гигантские тероподы не могли зайти». Дэвид Р. Швиммер предположил в 2002 году, что несколько хвостовых позвонков гадрозавров, найденных около национального парка Биг-Бэнд, имеют на себе следы зубов дейнозуха, что укрепляет гипотезу о том, что дейнозухи по крайней мере время от времени питались динозаврами. В 2003 году Кристофер А. Брошу счёл вышеописанные следы зубов неубедительным доказательством в пользу этой гипотезы, однако согласился с тем, что дейнозухи, «вероятно, питались орнитоподами время от времени». Дейнозух, как полагают, применял тактику охоты современных крокодилов: выслеживал динозавров и других животных, сидя в засаде у самой кромки воды, а затем хватал ничего не подозревающих животных и удерживал их под водой, пока они не утонут.

 Швиммер и Г. Дент Уильямс предположили в 1996 году, что дейнозухи, возможно, охотились на морских черепах. Дейнозухи, возможно, могли использовать свои прочные, плоские заднечелюстные зубы, чтобы дробить панцири черепах. Бокошейные черепахи Bothremys были особенно распространены в восточной части ареала обитания дейнозухов, и некоторые окаменелости черепах в этом районе были найдены со следами укусов, которые, скорее всего, были оставлены зубами гигантских крокодилов.

 Швиммер в 2002 году сделал вывод, что рацион дейнозуха, скорее всего, разнился в зависимости от географического расселения этих крокодилов: дейнозухи меньшего размера, жившие на востоке Северной Америки были доминирующими хищниками и занимали экологическую нишу современных миссисипских аллигаторов. Они питались морскими черепахами, крупной рыбой и — реже — динозаврами. Большие по размеру, но редко встречающиеся дейнозухи, жившие на территории современного Техаса и Монтаны, могли быть более специализированными охотниками, преимущественно охотясьна  крупных динозавров. Швиммер отметил, что массивный крокодил мог быть сверххищником в своём регионе.

 В своём исследовании 1999 года Грегори М. Эриксон и Кристофер А. Брошу предположили, что темпы роста дейнозуха были сопоставимы с темпами роста современных крокодилов, однако сохранялись в течение гораздо более длительного периода времени. Их оценки, основанные на годичных кольцах спинных остеодерм различных ископаемых останков, указывали на то, что каждый найденный дейнозух рос более 35 лет, чтобы достичь максимального размера взрослой особи, и что самые старые крокодилы жили, возможно, на протяжении более 50 лет. Это стратегия роста принципиально отличается от той, что наблюдается у крупных динозавров, которые росли довольно быстро и достигали взрослого размера намного раньше, в связи с чем имели меньшую продолжительность жизни. По словам Эриксона, взрослый дейнозух «должно быть, видел, как несколько поколений динозавров приходили и уходили».

 Швиммер отметил в 2002 году, что исследования Эриксона и Брошу о темпах роста истинны только в том случае, если кольца на остеодермах отражают годовые периоды, как это происходит у современных крокодилов. Согласно Швиммеру, число колец, наблюдаемое у дейнозухов, может являться следствием различных факторов, в том числе «миграцией их пищи, сезонными колебаниями климата от мокрого до сухого, океанической циркуляцией воздуха и питательными циклами». Если цикл колец двухгодичный, а не ежегодный, то это может означать, что дейнозухи росли быстрее, чем современные крокодилы, и имели аналогичную максимальную продолжительность жизни.

 В 1858 году геолог Эбенизер Эммонс описал два больших ископаемых зуба, найденных в Бладен-Каунти, штат Северная Каролина. Эммонс отнёс эти зубы к полиптиходону, которого он впоследствии считал «родом  крокодилов». Дальнейшие исследования показали, что полиптиходон был плезиозавром. Зубы, описанные Эммонсом, были толстыми, слегка изогнутыми и покрытыми вертикально рифлёной эмалью; он дал виду новое имя — P. rugosus. Хотя первоначально эти зубы не были признаны в качестве таковых, они, вероятно, были первыми останками дейнозуха, получившими научное описание. Ещё один крупный зуб, вероятно, принадлежавший дейнозуху, обнаруженный в соседнем графстве Сэмпсон, был назван Polydectes biturgidus Эдвардом Копом в 1869 году.

 В 1903 году в Уиллоу-Крик, Монтана, Джоном Беллом Хетчером и Т. В. Стентом было обнаружено несколько ископаемых остеодерм, «лежавших на поверхности почвы». Эти остеодермы были первоначально отнесены к динозавру из семейства анкилозавров сколозавру. Раскопки на местности, проведённые В. Х. Уттербеком, позволили обнаружить новые ископаемые останки, в том числе дополнительные остеодермы позвонков, рёбер и лобковой кости. Когда эти образцы были изучены, стало ясно, что они принадлежат большому крокодилу, а не динозавру; узнав это, Хетчер «сразу потерял интерес к материалу». После смерти Хетчера его коллега Уильям Джейкоб Холланд в 1904 году изучил и описал эти ископаемые останки. Холланд отнёс эти образцы к новому роду и виду, Deinosuchus hatcheri, в 1909 году. Слово «дейнозух» происходит от греческого δεινός/deinos, означающего «ужасный», и греческого σουχος/suchos, означающего «крокодил».

 Экспедиция Американского музея естественной истории 1940 года обнаружила больше окаменелостей гигантских крокодилов, на этот раз в национальном парке Биг-Бэнд в Техасе. Эти образцы были описаны Эдвином Н. Кольбертом и Роландом Т. Бёрдом в 1954 году под названием Phobosuchus riograndensis. Дональд Бёрд и Джек Хорнер позже дали останкам из Биг-Бэнла название «дейнозух», которое было принято большинством современных учёных. Название рода Phobosuchus, которое первоначально было введено бароном Францем Нопцей, с тех пор было отвергнуто, поскольку оно относится ко множеству различных видов крокодилов, которые оказались не слишком тесно связаны друг с другом.

 Американский музей естественной истории подверг череп и фрагменты челюсти пластической реставрации по образцу современного кубинского крокодила. Кольбер и Бёрд заявляли, что это была «консервативная» реконструкция, так как в итоге мог бы получиться череп даже большей длины, если бы в качестве шаблона использовался какой-либо современный крокодил с более длинным черепом, например — морской крокодил. Кольбер и Бёрд ошиблись относительно размеров черепа, и реконструкция значительно преувеличила его ширину и длину. Несмотря на неточности, реконструированный череп стал самым известным образцом дейнозуха и впервые привлёк внимание общественности к этому гигантскому крокодилу.

 Многочисленные дополнительные ископаемые останки дейнозухов были обнаруженые в течение нескольких следующих десятилетий. Большинство из них были весьма фрагментарны, но они расширили знания об ареале гигантских хищников. Как отметил Кристофер А. Брошу, остеодермы отличаются настолько, что даже «кость гранулы» может адекватно подтвердить наличие дейнозуха. Лучший черепной материал также был найден; в 2002 году Дэвид Р. Швиммер с помощью компьютера смог создать композитную реконструкцию 90 % черепа дейнозуха.

 Дейнозух был классифицирован в семействе крокодиловых Кольбером и Бёрдом на основании стоматологических признаков, которые напоминали современных крокодилов. Однако повторное филогенетическое исследование, проведённое Брошу в 1999 году, определило, что дейнозух был, на самом деле, примитивным представителем аллигаторов. Таким образом, дейнозух «не является крупнейшим крокодилом в мире — он является одним из крупнейших аллигаторов». Эта классификация была подкреплена открытием в 2005 году хорошо сохранившего черепа дейнозуха в Блуффтаунской формации штата Алабама, который имеет некоторые черты, характерные для современных американских аллигаторов. Хотя аллигаторы являются представителями той же доисторической клады, дейнозух не был прямым предком современных аллигаторов. Его ближайшими родственниками, возможно, были лейдозух и диплокодон.

 Швиммер в 2002 году отнёс все ископаемые останки дейнозуха как принадлежащие к одному виду. Он отметил, что существует больше сходств, чем различий, между западной и восточной популяциями дейнозуха и что большинство из этих различий связаны только с большим размером западных образцов. По приоритетным правилам Международного кодекса зоологической номенклатуры дейнозух будет называться D. rugosus. Лукас и соавторы (2006) также считают дейнозуха моноспецифическим родом. Тем не менее, Брошу (2003) ставит под сомнение анализ Швиммера, предполагая, что размер особи может быть серьёзным диагностическим признаком, и поэтому некоторые из признаков, используемые Швиммером для установки синонимичности между двумя популяциями, на самом деле, являются «примитивными» чертами, присущими и другим родам. Швиммер (2002) неофициально называет представителей западной популяции D. riograndensis, и ряд других исследователей, в том числе Англен и Лебман (2000) и Уэстгейт и соавторы (2006), также относят останки западного дейнозуха к отдельному виду.

 


 Репродукции (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10):


 


 


 


 


 


 

 

 


 


 


 

 

 Размеры тела в сравнении с человеком и другими гигантскими крокодилами (закрашен жёлтым):


 


 


 


 Ископаемые останки и реплики (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8):


 


 


 


 

 

 


 


 


 


Tags: , , , , , , , , , , , ,

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:April 15th, 2014 - 11:14 pm
(Link)
Прикол в том, что всех крупных "опасных" тварей, за историю гомо-сапиенса, перехуярили именно люди :)
From:(Anonymous)
Date:April 15th, 2014 - 11:37 pm
(Link)
Дык логично же. Были бы сейчас динозаврики - тех бы на чемоданы пустили в момент, и пофигу на размеры зубов и толщину мышц. Нормально выжить могут только те, кто не конкурирует с человеком в его нише, и не представляет для него прямой опасности. Хорошо быть мышью, котом или птичкой, а вот всяким крупным хищникам не повезло совершенно.
[User Picture]
From:[info]industrialterro
Date:April 16th, 2014 - 06:53 am
(Link)
Ну, крокодилы, косатки и акулы покамест никуда не делись. А с крокодилами люди не особо конкурируют.
From:(Anonymous)
Date:April 16th, 2014 - 10:43 am
(Link)
>косатки
Ну что, тебе снять кеды, по ебальнику дать?
[User Picture]
From:[info]industrialterro
Date:April 16th, 2014 - 08:42 pm
(Link)
Про что несёт этот поехавший пиздабол?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0_

Вообще охуеть...
From:(Anonymous)
Date:April 17th, 2014 - 09:09 pm
(Link)
Ебать я лох. Посыпаю голову пеплом.
Век сука живи, век сука учись.
From:(Anonymous)
Date:April 16th, 2014 - 07:47 pm
(Link)
Все перечисленные не обитают совсем рядом с человеком, они, так сказать, в другой нише. Вероятность того, что акула ночью выйдет из леса и залезет в твой дом, мягко говоря, мала.

В результате в той же европейской части РФ медведя или волка встретить довольно сложно. Потому что прямая опасность и неприятный конкурент.

Так что крокодилы должны молиться от счастья своему крокодильему богу, что он поместил их в реки, а не в леса.
[User Picture]
From:[info]industrialterro
Date:April 16th, 2014 - 08:38 pm
(Link)
Нутк., тут речь же шла о крокодилах. А волков в нормальных лесах вполне себе хватает, равно как и медведей на Камчатке. Просто дело не в том, что волков и медведей в европейской части России истребили сознательно, а в том, что под воздействием антропогенного пресса была разрушена их среда обитания и сокращена кормовая база, поэтому, естественно, медведей под Москвой меньше, чем в глухой сибирской тайге. Но конкуренция за ресурсы тут особо не при чём, т.к. люди относительно редко охотятся на добычу крупных лесных хищников.
From:(Anonymous)
Date:April 17th, 2014 - 09:10 pm
(Link)
Скоро пиздец твоей сибирской тайге, инфа соточка
[User Picture]
From:[info]industrialterro
Date:April 18th, 2014 - 11:15 am
(Link)
Само собой - Ярослав из Сибири уехал, счас набегут москали и всё - пиздец тайге, родимой.
Powered by LJ.Rossia.org