Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет smb ([info]smb)
@ 2010-08-27 17:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Осьмушка 16
Ужасно хочется написать Цинциннат через "Ы". Просто ужасно.
Нет-нет, с головой все в порядке. Жара ушла, погода очень комфортная, растекшиеся было мозги потихоньку густеют, и мысли обретают твердую выпуклость и впуклость вместо недавней мягкой линейности.
Но у меня так бывает - хочется протестовать. Неважно, против чего. И хорошо,что эти протесты выливаются, например, лишь в желание написать Цинциннат через "Ы".

В нечастые часы ничегонеделания слушаю "Приглашение на казнь". Это мое пятое или шестое обращение к Набокову. А может, и восьмое, если считать не только романы...
Я не могу читать\слушать его запоем. Трудно. Хотя и безумно красиво. Это, наверное, как с бархатом. Если положить его на паркетный пол, но не покрытый лаком, а по-старинке натертый до блеска огромными щетками, то ни за что не пройти по нему быстро большими шагами - можно растянуться на шпагат. А если идти мелкими шажками, медленно ступая сухими босыми ступнями, то можно благополучно миновать и одну комнату, и другую, и третью....хотя и очень устать при этом.
Именно так я и могу продвигаться по бархатным текстам Набокова: необыкновенно красиво, но нужна осторожность.

А месяц назад прослушала "Защиту Лужина". Это, пожалуй, мой любимый набоковский роман. И в нем меня завораживает все. И "замшевая походка " Лужина-отца, и " ровно в два
-- молоко в серебряной чашке, придающей молоку такой драгоценный вкус", и "палочка,обклеенная звездистой бумагой", и "нежный вой скрипки" из далекой залы, и закат, похожий на выжатый апельсин-королек, и "лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья", и "книжонки легкого поведения", и ... ээээээ... да что там перечислять, если от каждого сравнения, от каждой метафоры замираю как зачарованная.
Некоторые фразы прокручивала назад и повторяла вместе с чтецом ( Е. Терновским), наслаждаясь их мелодией, их точностью и ясностью, их неповторимостью. И не в том только смысле неповторимостью, что больше никто так не писал. А и в том, что, нередко цитируя при общении стихи и прозу российских (и не только) поэтов и писателей , я никогда не цитирую Набокова. Потому что я так никогда не скажу, потому что мне в голову никогда такое не придет, потому что я так не умею видеть и складывать простые, обычные русские слова. Так, чтобы они одновременно превращались в краски и в звуки - в картины и музыку:

"...во мраке, едва облегченном светлой чертой неплотно закрытой двери, выжидательно застыли предметы, еще не совсем потеплевшие, не до конца возобновившие знакомство после долгого летнего перерыва." ,

"...сколько их, этих маленьких сорных слов, произносимых скороговоркой, временно заполняющих пустоту.",

"...и Бог знает, сколько было этих лебединых песен, полных лирики и опечаток...",

"Вышли на улицу. Черная, ветреная ночь мягко ударила его в грудь, не защищенную недоразвитым фрачным жилетом...".

И при этом Набоков не является моим любимым писателем, а из прочитанных\прослушанных романов более всего по душе "Защита Лужина".


А еще я читаю Аркадия Ваксберга "Загадка и магия Лили Брик". И как же это здорово, что не с монитора, а настоящую "бумажную" книгу. Чесслово, это так приятно.
Книга далеко не бесспорная. Местами мне интересно, местами раздражает, местами скучно и вязко.
Как- то по поводу воспоминаний М. Цветаевой о Волошине в "Живое о живом" Ходасевич сказал, что они "значительнее, чем сам Волошин".
Думается мне, что с Лили Брик то же самое: биографическая книга Ваксберга о ней значительнее, чем она сама...


(Добавить комментарий)


[info]lichoman@lj
2010-08-27 10:57 (ссылка)
у меня Набоков четко распадается на набоковский язык (очень вкусный, хочется перекатывать и пробовать на вкус многие фразы) и его отношение к своим героям, а может быть, даже в целом - к людям, которых он, скажем мягко, не очень любит. И это последнее мне очень всегда мешало читать Набокова. Поэтому читала его мало, и мое суждение о его творчестве вряд ли можно назвать объективным...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 11:07 (ссылка)
Так вот и в моем восприятии он не укладывается цельной картинкой. Кроме "Защиты Лужина".
Красиво до боли, но холодно. А Лужину он сочувствует, даже жалеет его. Может, потому что перед глазами стоял друг... Хотя у писателей всегда кто-то стоит перед глазами. Все дело, думается, в том, как они к этому кому-то относятся.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lichoman@lj
2010-08-27 11:19 (ссылка)
холодно, да. или мы с ним разной группы крови...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albir@lj
2010-08-27 14:28 (ссылка)
Рахелечка! У меня завтра нелегкий день, могу и проскочить, не поздравив тебя, не пожелав здоровья. Видишь, я все помню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lichoman@lj
2010-08-28 05:34 (ссылка)
Спасибо, Саша! Желаю, чтобы нелегкий день был позади и прошел не самым тяжелым образом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albir@lj
2010-08-28 07:19 (ссылка)
А я, уже сегодня, поздравляю тебя и желаю... (см. предыдущий коммент)))).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]buroba@lj
2010-08-27 11:03 (ссылка)
Как приятно мне читать ваш пост! Я не могу сказать, что Набоков не самый мой любимый писатель, и, поэтому, любое восхищение им принимаю очень близко! Что касается Лили Брик - я часто думаю, что сила женщины не в ножках, не в уме, а в каком-то тайном месте, найти которое - загадка. Легче найди амбру в ките, чем раскопать эту силу!:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]krupelega@lj
2010-08-27 11:18 (ссылка)
Мне интересен не только пост, но и Ваш удивительно тонкий комментарий...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 11:26 (ссылка)
Спасибо.
А я не могу писать комменты к Вашим постам. Потому что капча предлагает так непонятно написанные сочетания букв, что мне ни разу не удавалось воспроизвести их правильно. После 3-го или 4-го раза прекратила попытки и теперь только читаю Ваши посты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krupelega@lj
2010-08-27 11:41 (ссылка)
Светлана,я давно убрала капчу-она была случайным дефектом и результатом чайниковых попыток перекрыть вход анонимам и троллям.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 11:46 (ссылка)
О как хорошо! Значит, теперь буду не только читать:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]buroba@lj
2010-08-27 11:37 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 11:20 (ссылка)
Согласна ...
Но я не могу отделаться от ощущения (ничем не даказанного, интуитивного) что сила Лили Брик, скажем так, часто преувеличивается авторами биографий и воспоминаний. Не подействовала же она на Пудовкина:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]domohozjayka@lj
2010-08-27 11:52 (ссылка)
Дважды печатала на машинке набоковский "Дар". Другой язык. Не советский. Трудно. Но "Дар" - особенный, он самый реальный, я бы сказала.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 12:02 (ссылка)
"Дар" - это был первый набокковский роман, который я читала очень давно. И помню, что читать было трудно. Но мне тогда не с чем было его сравнить. Надо бы еще раз прочитать хотя бы ушами, чтобы могла сказать свое мнение о нем.
А "Защита" тоже очень реальный. Разве нет?

P.S. Наташа, не стала дублировать коммент Вашего френда, который объяснил, как вставлять ролики, точно так же, как сделала бы это я. Помните тот пост о "роже лица"? :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]domohozjayka@lj
2010-08-28 06:34 (ссылка)
Будете смеяться, но я забыла, куда я этот рецепт скопировала, и рожу лица найти не могу. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-28 07:47 (ссылка)
Не-а, не буду смеяться, и у меня так бывает. Заглянула в Ваш ЖЖ: похоже, Вы удалили тот пост. Или загнали его под глазок. Ну, теперь придется ждать, когда в моей ленте появится что-нибудь из ю-туба, тогда я Вам и отпишу. Дело в том, что мозгой я не помню, а руками помню. По-моему, там все очень просто - надо в свой пост просто скопировать код ролика. А код, кажется, находится справа. Но это я так, смутно припоминаю, руки бы вспомнили точнее:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]domohozjayka@lj
2010-08-28 08:32 (ссылка)
Подглазок френдам виден.
В другой раз напишу на бумажке и прилеплю к компьютеру...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-28 10:32 (ссылка)
Нет, подглазок виден только хозяину ЖЖ, а подзамок виден хозяину и френдам.

Загляните ВОТ СЮДА (http://www.livejournal.com/support/faqbrowse.bml?faqid=268), и Вы найдете ответ на Ваш вопрос:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]domohozjayka@lj
2010-08-28 12:39 (ссылка)
спасибо.
а подглазков у меня и вовсе не бывает

(Ответить) (Уровень выше)


[info]svetlao@lj
2010-08-27 13:15 (ссылка)
В отличие от всех, кажется, комментаторов, я не дюлю Набокова. То, что восхищает Вас своей красотой - молоко в серебряной чашке и т.п. - для меня красивость, для красоты написано. А ещк тургеневский герой прерасно скпзал: "Друг Аркаша, не говори красиво". Высоко ценю "Дар" и особенно "Лолиту" И еще некторые рассказы В особенности поражает меня всегда его рассказ о человеке, испытывавшем тоску по России и пораженном ужасом, когда понял, что через лабиринт музея попал туда, в Россию.
Привет, Светлана! Если в моем комме есть ошибки, то не мз протестного чувства, как у Вас, а потому что ыижу ысе хуже.
Ещк про Набокова: он тпк красиво писал, потому что всю жизнь бабочками любовался....Шучу, конечно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 15:09 (ссылка)
Не беспокойтесь об опечатках, Светлана Валериановна. Переживаю, что у Вас так обстоит со зрением.
Что касается Набокова, то я с Вами не согласна. Нет у него красивости, есть красота и изящество. Есть тяга к ним. И то, что серебряная чашка придает молоку драгоценный вкус, тоже не красивость, а самая что ни на есть образная реальность. Разве чай в красивой чашке тонкого фарфора не кажется Вам вкуснее, чем тот же чай в обычной стеклянной? Мне кажется. И все цитаты, приведенные мной, создают очень реальные образы, точные и емкие.
Но повторяю, что Набоков не является моим любимым писателем, а "Защита Лужина" - любимый только среди набоковских романов.
В прозе он, на мой взгляд, очень естесвенный, чего я не могу сказать о его поэзии.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dorimena@lj
2010-08-27 14:12 (ссылка)
а мне кажется, что за его красивым, свободным(!) слогом и показной отстраненностью скрывается ранимость и боязнь "обжечь" читателя

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 15:00 (ссылка)
отстраненностью, возможно, скрывает, но красивый слог - это скорее отражение способа жизни, а иной раз и мечта

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albir@lj
2010-08-27 14:26 (ссылка)
А я не дорос до Набокова. Меня раздражает то, что его много, что он не обозначает, а рассказывает долго и подробно, не оставляя места моим мыслям и ассоциациям.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-27 14:54 (ссылка)
Не думаю, что не доросли, Саша. Просто Вы человек другого стиля.
Я в общем-то тоже другого стиля. Но это в жизни, а в книгах я еще и "провинциальная барышня" (и в кавычках и без), до сих пор любящая подробные описания в них и множество мелких деталей в кино:)
Однако Набоков не принадлежит к любимым писателям, о чем я в посте сразу и сказала, и "Защита" - любимый роман среди набоковских, но есть у него немало такого,от чего я прихожу в восторг.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]duchelub@lj
2010-08-28 01:33 (ссылка)
У меня тоже "Защита" - любимый роман, что не относится к "Приглашению на казнь". Его тексты - воплощённая гармония, слияние живописи и музыки. Читаешь и мысленно восклицаешь: Ну как можно так красиво писать! Однако, не могу читать его сразу много.Делаю большие перерывы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-28 07:51 (ссылка)
Вот и я делаю перерывы, иногда длиной в год или несколько месяцев:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ziniada@lj
2010-08-29 16:25 (ссылка)
Светочка,никто не спросил, значит - общеизвестное,а я не знаю, даже посмотрела сейчас в сети - и всё равно не поняла.Спрашиваю шёпотом: почему Цинциннат? То, что через Ы, пусть.
Я Набокова плохо знаю.Даже стыдно сказать,но чего прятаться:"Лолиту" очень не люблю,так меня раздражают все эти извращения,когда под воздействием чувств теряют все понятия о том, что можно и нельзя.А то, что описано психологически верно и таким языком,что дух захватывает - так от этого тема ещё мерзче.Для меня. И что не могу понять: "Защиту Лужина" читала намного позже "Лолиты",и их между собой не сравнивала, но на дальнем расстоянии показалось, что одно и то же.
Недавно в жж кто-то дал ссылку-рекомендацию на его рассказ "Оповещение", тут же прочла и ещё перечитывала.Просто идеальный пример идеального рассказа,и идеального соответствия названия тому, о чём рассказ.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-08-29 16:42 (ссылка)
Зиночка,так зовут главного героя романа "Приглашение на казнь",и я слушала его накануне написания этого поста. "Лолита", конечно, гениальна, но я ее не люблю. И книгу читала, и фильм смотрела (там совершенно изумительно играл Джереми Айронс) - не зацепило, как теперь говорят. А вот "Защита Лужина" тревожит и равнодушной не оставила. Они совершенно разные, хотя и там, и там в центре - психика человека, одержимого какой-либо страстью. В "Лолите" - страстью к нимфетке, а в "Защите" - к шахматам. Вот потому, наверное,тебе увиделось одно и то же. "Дар" плохо помню, очень давно читала, лет 20 назад. "Оповещение" не читала. если можешь, кинь мне ссылку, пожалуйста. Думаю, что на полгода ( по меньшей мере) я Набоковым насытилась. Потом, наверное, не выдержу и опять буду слушать:) Читать - вряд ли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ziniada@lj
2010-08-31 09:45 (ссылка)
А рассказик маленький,минут на 10-15 чтения.Но по-моему - образец классики.
Вот по запросу первое, что выдалось:http://lib.misto.kiev.ua/NABOKOW/soopowe.txt

(Ответить) (Уровень выше)


[info]makodo@lj
2010-09-05 05:19 (ссылка)
"Это, наверное, как с бархатом. Если положить его на паркетный пол, но не покрытый лаком, а по-старинке натертый до блеска огромными щетками, то ни за что не пройти по нему быстро большими шагами - можно растянуться на шпагат. А если идти мелкими шажками, медленно ступая сухими босыми ступнями, то можно благополучно миновать и одну комнату, и другую, и третью....хотя и очень устать при этом."
Как хорошо! Какое изящное, образное сравнение!
"Приглашение на казнь" читала очень давно.Помню была потрясена этой вещью. Были попытки с "Лолитой". Безуспешные. Что-то мешало. Возможно возраст, возможно неподходящее состояние души.
После твоего поста захотелось вернуться к Набокову.
Послушаю "Защиту Лужина"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-09-05 10:49 (ссылка)
Не думаю, что дело в возрасте. Впервые я прочитала "Лолиту" в молодости. Но и тогда роман мне не понравился. Скорее, это состояние души, но не "неподходящее", как ты написала. Просто состояние женской души, материнской души, которые в тот момент слились в одно.
Есть женщины, которые могут от многого абстрагироваться, читая книги, смотря фильм. Или просто проживая свою жизнь. И для них то, о чем написано в книге, всего лишь книга, всего лишь произведение словесного искусства, в котором жизнь протекает по своим, книжным законам. И с этой точки зрения "Лолита" великолепна. А есть такие, которые не могут абстрагироваться, и для них книжная жизнь равна и равноценна реальной. И поэтому они не могут перешагнуть через какие-то книжные моменты не в силу своего ханжества, а в силу мысленного перенесения их в реальную жизнь.
Разве в реальной жизни история о порочной страсти реального 40-летнего Гумберта к реальной 12-летней Лолите, рассказанная Набоковым, не вызвала бы у тебя отторжения, возмущения и т.п.? У меня вызвала бы. Потому что я сразу спроецировала бы ее на себя, свою семью, на ту ситуацию, если бы у меня была дочь, а не сын. И точно так же я сделала, когда читала роман. Потому что не умею абстрагироваться. И, следовательно, не могу подняться над моралью, над вечными человеческими законами, какие бы сексуальные или прочие революции не отшумели бы за бортом.
Поэтому и не могу воспринять роман целостно. Т.е. для меня в нем отдельно существует сюжет, отдельно - совершенно необыкновенный язык и стиль, богатейшая игра слов.
Вот как-то, мне думается:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]makodo@lj
2010-09-08 06:45 (ссылка)
Разве в реальной жизни история о порочной страсти реального 40-летнего Гумберта к реальной 12-летней Лолите, рассказанная Набоковым, не вызвала бы у тебя отторжения, возмущения и т.п.? У меня вызвала бы. Потому что я сразу спроецировала бы ее на себя, свою семью, на ту ситуацию, если бы у меня была дочь, а не сын. И точно так же я сделала, когда читала роман. Потому что не умею абстрагироваться. И, следовательно, не могу подняться над моралью, над вечными человеческими законами, какие бы сексуальные или прочие революции не отшумели бы за бортом.

Лучше не скажешь.Подписываюсь. Скорее всего именно поэтому.
Я тоже не умею абстрагироваться.Однополую любовь акцептирую. Как хотят, пусть так и любят.
Но педофелизм, о нет! Хотя вроде понимаю, что это болезнь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-09-08 10:53 (ссылка)
Я так и думала:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eliseeva_e@lj
2010-09-07 01:40 (ссылка)
к сожалению, романы Набокова знаю плохо, пыталась читать "Лолиту", но не смогла, что-то помешало, не помню, потом не вернулась, теперь после твоего поста, Светочка, думаю, надо всё-таки осилить.
С удовольствием прочитала все комментарии, особенно понравилось, поздравление с днём рождения, получилась реальная встреча в литературной гостинной. Браво!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2010-09-08 11:01 (ссылка)
Ты только не заставляй себя. Если дело не пойдет, то и Бог с ним, с Набоковым. Но если все же хочешь "осилить", то лучше начинать с рассказов, с "Машеньки", а уж потом "Дар", "Защита Лужина", "Лолита", "Приглашение на казнь" и т.д. Это если появится желание читать (или слушать) его. И лучше все же делать большие промежутки между романами. Лично у меня не получается "принимать" Набокова сразу и много. Он очень непростой писатель, требует осмысления, размышления над прочитанным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eliseeva_e@lj
2010-09-09 00:55 (ссылка)
спасибо, думаю рекомендации мне помогут осилить

(Ответить) (Уровень выше)