Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-12-31 19:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ого-го! Науки подрастают. Скоро жать
http://strf.livejournal.com/41579.html

<<<С какими результатами отечественная наука вступает в 2011 год? Ответ на этот вопрос пытается найти Иван Стерлигов
Три года назад я написал репортаж об отчётной коллегии Минобрнауки России, предложив заголовок «Итоги убоги». Тогда бдительные редакторы заменили его на «Успехи очевидны». Сейчас у нас разногласий нет: для российской науки 2010 год был благоприятным.

Именно в этом году стало окончательно понятно, что выживание сменяется развитием и что мрачные прогнозы старения, вымирания и тотального отъезда оказались ложными. Вспомним 2005 год: тогда большинство учёных считало, что будет только хуже и через пять лет всё неминуемо развалится. Не развалилось. Сейчас главные наши учёные констатируют: «Ситуация всё ещё далека от нормальной, но улучшения за десять лет очевидны».

Главное улучшение заключается в том, что молодые талантливые учёные, занимаясь только наукой, могут жить и даже кормить небольшую семью. Конечно, при соблюдении условий, то есть при наличии жилья и вменяемого начальства с грантами и проектами.

Кажется, именно в этом году большинство осознало, что грантов у нас в стране огромное количество. В основном их выдают в РФФИ, а также в Минобрнауки через ФЦП «Исследования и разработки...» и «Научные и научно-педагогические кадры...». Эти программы принято ругать за бюрократию и коррупцию (и я сам ругал), но конкурсы по ним зачастую в несколько раз выше, чем в РФФИ. Ещё есть масса ведомственных программ – от медицины до атомной энергетики. Параллельно развиваются негосударственные грантовые фонды, главный из которых – «Династия» Дмитрия Зимина – постоянно наращивает бюджет.

Новые министерские программы, стартовавшие непосредственно в 2010 году, нравятся учёным гораздо больше, чем ФЦП. Одна из них, направленная на привлечение ведущих мировых учёных в российские вузы, стала важной темой для обсуждения не только в исследовательской среде, но и в СМИ, социальных сетях, речах чиновников. Несмотря на все сложности и неоднозначность процедуры отбора, гранты получили достойные.

Конкурс стал для России трижды прецедентным: во-первых, победителей отбирали международные эксперты, во-вторых, сам невиданный размер грантов (до 150 миллионов рублей на проект), в-третьих, министерство сподобилось организовать более адекватный механизм финансирования и даже согласилось перенести часть выигранных денег с 2010 на 2011 год, чтобы они не «сгорели». Оказалось, наши чиновники готовы идти навстречу учёным – пусть пока только самым выдающимся.

...Именно это подводит нас к разговору о том, что сделать до сих пор не удалось. В частности, 2010 год показал, что никакого стремления реформировать систему НИИ у Минобрнауки нет. По сравнению с прошлыми годами, когда вводились приснопамятный ПРНД и пилотный проект повышения зарплат, в этом году вокруг Академии всё на удивление тихо: сравните, например, с 2004 годом. Диспуты, ТВ-шоу про РАН с Ксюшей Собчак, разоблачения – во всём этом представители министерства участия не принимают.

Проект создания «параллельной академии» из 5–6 Национальных исследовательских центров тоже заморожен – статус присвоили только Курчатовскому институту. Про существующую с 1990-х систему внеакадемических государственных научных центров, казалось, опять забыли.

Одна из традиционных неудач года, прошедшая незамечено, связана не столько с остановкой реформы РАН, сколько с отсутствием подвижек в реформе отраслевой науки. Типовой проект оценки всех государственных научно-исследовательских организаций, который Минобрнауки продвигает с 2004 года, приняли только в конце 2009-го, сама оценка перенесена на 2011 год, а когда можно ждать реорганизации, и вовсе неизвестно. Вдобавок обязательной оценки избежал «Росатом» – за счёт того, что де-юре является корпорацией, а не ведомством.

В фундаментальной науке с её мегагрантами для научной диаспоры критерии эффективности понятны – повсеместный разворот в сторону библиометрии сам служит неким итогом последних лет. С прикладными НИИ всё гораздо сложнее: ни индекс Хирша, ни даже международные эксперты здесь не помогут. К сожалению, несмотря на огромные потери, отраслевая неэффективная система, в которой заняты 2\3 всех исследователей РФ, продолжает работать в непрозрачном режиме.

Вузовская часть научного ландшафта, за которую и принялись в министерстве, также сложна для реформирования. Неслучайно за последние пару лет сразу четыре высокопоставленных соратника Андрея Фурсенко пересели в кресла ректоров ведущих университетов. Далеко не все главы вузов-получателей госсредств смогут вывести их в мировые рейтинги. Многое будет зависеть от решительности Минобрнауки.>>>


Написал я тут что-то и стёр по обыкновению. Что тут говорить. Себя я с государственных плеч снял и гранты у государства не ворую, облегчаю ношу. Про индекс Хирша читать смешно. Ладно, Большая наука, у всех своя дорога. Удачи тебе. Грантов побольше.

И вообще - вот http://elementy.ru/news?newsid=431489

<<<Итоги десятилетия
1) «Темная материя» генома: расшифровка геномов человека, мыши и многих других организмов показала, что некодирующие последовательности занимают в геномах намного больше места, чем можно было ожидать. Основная функция этой «темной материи» состоит, судя по всему, в регуляции работы генов. Эта регуляция осуществляется с помощью белков и РНК, роль которой в работе клеток оказалась далеко не ограничена обеспечением механизмов синтеза белка. При этом на РНК, как выяснилось, считывается информация не только с генов, но и с большинства некодирующих последовательностей нуклеотидов в ДНК. Функции значительной части такой РНК ученым еще предстоит выяснить.

2) Новые методы космологии, позволившие как никогда точно рассчитать соотношение обычной материи, темной энергии и темной материи во Вселенной. Это удалось сделать во многом благодаря регистрации микроволнового фонового излучения, оставшегося от Большого взрыва и по-прежнему долетающего до Земли из отдаленных краев нашей стремительно расширяющейся Вселенной. Благодаря новым методам и новым теоретическим построениям, основанным на полученных с их помощью результатах, космология превратилась из области гипотез и догадок в довольно точную науку.

3) Новые методы палеонтологии, такие как рентгеноскопия пород, содержащих ископаемые остатки, в сочетании с компьютерным моделированием трехмерной структуры этих остатков, а также, и в особенности, анализ сохранившихся молекул ДНК и белков ископаемых организмов. Одним из самых громких достижений, сделанных с помощью анализа ДНК ископаемых остатков, стало открытие нового вида (или расы) древних людей, останки представителей которого сохранились в Денисовой пещере на Алтае.

4) Вода на Марсе: исследования последних лет показали, что на Марсе имеется вода в виде льда, которая сравнительно недавно (по геологическим меркам) могла находиться в жидком состоянии. Там, где есть жидкая вода, возможна и жизнь, поэтому, хотя науке по-прежнему неизвестно, есть ли (и была ли) жизнь на Марсе, теперь принципиальную возможность ее существования можно считать доказанной. Не исключено, что живые организмы могли некогда попасть с Марса на Землю с метеоритами, образовавшимися в результате столкновений с Марсом ряда астероидов.

5) Перепрограммирование клеток: методы молекулярной генетики позволили превращать дифференцированные клетки, извлеченные из многоклеточного организма, в плюрипотентные (из которых могут развиться клетки разных типов). Эти искусственные аналоги эмбриональных стволовых клеток уже широко используются в биологических и медицинских исследованиях. На их основе могут быть разработаны новые способы лечения множества болезней, в том числе таких, в борьбе с которыми медицина пока бессильна.

6) Микробиом человека: совокупность микроорганизмов (преимущественно бактерий), населяющих человеческое тело: пищеварительный тракт, кожу, половую систему. О существовании этих организмов было известно давно, но лишь в последние годы их совокупность стала предметом пристального изучения. Исследования показывают, что влияние микробиома на жизнь и здоровье организма намного больше, чем считалось ранее. То же относится к вирому — совокупности присутствующих в организме вирусов.

7) Экзопланеты (внесолнечные планеты, то есть планеты, вращающиеся не вокруг Солнца, а вокруг других звезд) были впервые открыты в конце XX века, хотя их существование предполагал еще Джордано Бруно. Новые методы, разработанные в начале XXI века, позволили поставить поиск таких планет на поток. Теперь их известно уже более пятисот, и их изучение дает богатый материал для выводов об устройстве планетных систем, а также об их происхождении и развитии.

8) Роль воспалений в хронических болезнях: до недавнего времени в воспалениях видели, прежде всего, защитную реакцию организма на заражение или повреждение. За последнее десятилетие открылась другая, темная сторона воспалений: их участие в развитии рака, сахарного диабета, болезни Альцгеймера и ряда других хронических заболеваний.

9) Метаматериалы — разработанные в течение последнего десятилетия оптические системы, обладающие отрицательным коэффициентом преломления и позволившие преодолеть пределы разрешения оптических линз, а также исследовать ряд ранее недоступных оптических эффектов.

10) Антропогенное потепление климата: за последнее десятилетие климатологи получили убедительные свидетельства того, что на нашей планете происходит глобальное потепление климата, а также того, что на этот раз оно вызвано хозяйственной деятельностью человечества. Последствия этого процесса могут быть катастрофическими, поэтому борьба с ним — одна из важнейших практических задач, стоящих как перед политиками, так и перед учеными. К сожалению, прогресс в этом направлении пока невелик.>>>

Можно сравнить успехи мировой науки и нашей.


(Добавить комментарий)


[info]twilighshade@lj
2010-12-31 13:48 (ссылка)
Т.е. у них считают по результатам, а у нас по количеству грантов. Страна попилов и откатов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]fat_crocodile@lj
2010-12-31 16:27 (ссылка)
Это о разном. Наши говорят об улучшении в инфраструктуре. Типа, в квартиру провели свет и воду, хотя горячей ещё нет, всё же уже можно нормально жить и работать. Не отвлекаясь на бытовые проблемы типа "наколоть дрова" и "накосить сена на зиму". Если это действительно так, это просто замечательно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]manpupunera@lj
2011-01-02 20:45 (ссылка)
Ага, разница как у них новый телескоп на орбиту запустили, а у нас космонавтам новые шапки-ушанки выдали, чтобы при выходе в открытый космос уши не мёрзли и бинокли не запотевали. Бюджет всей академии наук на 2011 год по всем наукам, от астрономии до гастрономии и от Калининграда до Анадыря составляет 50 млрд рублей. Примерно таким бюджетом располагает один единственный научный отдел одного единственного Техасского университета, ну или если так понятнее, то примерно столько же выделяет Испания из госбюджета только на медико-биологические и сельскохозяйственные науки. Может обсудим, почему достижения испанских медиков и селекционеров не попали в важнейшие научные достижения человечества за год? Это то же самое, что инвестировать бомжу вокзальному чебурек и бутылку пива, а потом требовать от него сравняться в прибыли с IBM или BP.

Мегагранты получили пока 40 человек на 2 года, через 2 года этот "проект" благополучно закончится, будет написано и сдано 40 отчётов, и всё. И больше ничего. Совсем ничего от этих сорока 150 млн мегагрантов не останется.

Та же абсолютно история с пилотным проектом. Проект был расчитан на 3 года, количество ставок сократили в нашем НИИ с 85 до 49, перешли на тарифную систему с 10 тыс руб/мес лаборант до 27 тыс руб/мес директор, полностью прекратили финансирование командировок, экспедиций, приборов и реактивов, недостаточно финансируются коммунальные платежи. И чего ждать? Что наука расцветёт буйным цветом, оттого что мы будем горды за тех 40 счастливчиков, кто получит по 150 млн на нос на 2 года? При условии что бюджеты единственных государственных научных фондов РФФИ и РГНФ урезаются?

Это реформы? Теперь всё будет замечательно?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mudak@lj
2010-12-31 15:18 (ссылка)
а находки на Алтае - это тоже не наша наука?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-12-31 16:04 (ссылка)
Одно из самых значительных научных открытий 2010 года тесно связано с Алтаем. За два года до этого в Денисовой пещере в Солонешинском районе археологи обнаружили кость фаланги пальца древнего человека. Скорее всего, косточку сочли фрагментом останков неандертальца или Homo sapiens, о жизни которых на Алтае известно давно. Однако именно в 2010 году сначала ученые из Германии, а потом — из США, пришли к выводу, что этот палец принадлежал самке неизвестного вида человека, самые близкие родственники которого живут теперь на островах Тихого океана. Журнал Nature включил результаты исследования ДНК «денисовцев» в список важнейших событий уходящего года в мировой науке.
http://news.ngs.ru/more/79955/

О том, что неподалеку от Новосибирска произошла мировая археологическая сенсация, стало известно 10 марта, когда в научном издании Nature вышла статья об итогах исследования митохондриальной ДНК, выделенной из останков, найденных археологами из Новосибирска в Денисовой пещере на Алтае в 2008 году. «Это превосходит все наши ожидания, — комментировал итоги исследований Сванте Паабо, руководитель лаборатории в Институте эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия). — Я не могу в это поверить, это звучит слишком фантастично, чтобы быть правдой».>>>

не наша, сколько я понимаю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anagor1@lj
2010-12-31 15:35 (ссылка)
Современный ученый, не умеющий пользоваться интернетом - это несерьезно.
Когда на весь отдел института один мэйл - это смешно.

По большинству прикладных направлений мы отстали. В металловедении, например - лет на 10. И пока движемся медленнее, то есть будем оставать еще сильнее.

И все же что-то здоровое в науке зашевелилось. Скажем, 218 Постановление - очень верный поворот. Но слишком уж привыкла наука быть содержанкой. Со скрипом всё идет, туго. Искусство ради искусства и никакой ответственности - весьма удобная позиция. Академическое болото, ВАКи все эти идиотские - щеки надутые, диссертации тоже...

Научить ученых мыслить в категориях "зачем и кому это нужно" - очень сложно. Они привыкли получать деньги за отчеты о проделанной работе, а не за то, что эта работа кому-то пригодилась.

Но главное сейчас - чтобы старые кадры, которых уже, наверно, не исправишь, не портили нам моложежь. А молодежь в науке, наконец, появилась - агрессивная, энергичная, пусть пока неопытная. И опытом-то с ним делиться почти некому...

И нужно теперь не задирать гордо подбородок со скептической миной на физиономии, а по мере сил поддержать те здоровые ростки, что есть. Не от государства ждать милостей, а самим работать, искать, учить. Идей, наработок - масса на самом деле. Просто конкретые задачи науке некому ставить.

(Ответить)


[info]a_marko@lj
2010-12-31 16:23 (ссылка)
...И на этой оптимистичной ноте позвольте пожелать Вам всего лучшего в наступающем году!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]turchin@lj
2010-12-31 16:55 (ссылка)
+1

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-12-31 17:52 (ссылка)
спасибо. И Вам также

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sam_honsu@lj
2011-01-01 08:52 (ссылка)
Вне сабжа.

Наличие в списке итогов т.н. "антропогенного потепления" как-то смущает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-01 09:17 (ссылка)
угу. ничего не могу сказать. то ли доказали. то ли пробились клакой так далеко, что уже в научные итоги вошло. непонятно

(Ответить) (Уровень выше)

2011-01-01 17:00.01
[info]ex_polit_mo@lj
2011-01-01 11:01 (ссылка)
Ваш пост попал на страницы информационно-аналитического проектаPolitonline.Ru (http://www.politonline.ru). Можете убедиться:http://www.politonline.ru/groups/ (http://www.politonline.ru/groups/)

(Ответить)

Про микробиом
[info]b_graf@lj
2011-01-01 15:02 (ссылка)
не прокомментируете ? В чем значение этого открытия, действительно ли оно такое большое ? (остальные-то распиарены более-менее)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Про микробиом
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-01 15:40 (ссылка)
ну, грубо говоря, из каждый 10 клеток нашего тела 9 - всякие бактерии. Целое сообщество, в основном симбионты, многие нам помогают, иные не вредят, в сообществе могут быть разные сбои, от этого возникают болезни, все эти многочисленные ребята - сотни видов - взаимодействуют с внешними бактериями, кого-то пускают к себе (к нам) жить, кого-то нет, препятствуют... В общем, неожиданная картина - качественно это давно известно было, а тут речь о количестве. Микробиологи вроде говорят, что это весьма важно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Спасибо
[info]b_graf@lj
2011-01-02 11:20 (ссылка)
- стало быть, наверно, будут еще новости по теме

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Про микробиом
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-04 03:44 (ссылка)
http://www.priroda.su/item/1966#more

(Ответить) (Уровень выше)

"Роль воспалений в хронических болезнях"
[info]sgustchalost@lj
2011-01-02 10:28 (ссылка)
Ню, не только в хронических.
Ню, не только воспалений в строгом смысле слова.
... это собственно одна из моих любимых тем с 1987 г.

Правильнее говорить, что практически любое заболевание имеет аутоиммунную составляющую, в некоторых случаях решающую.
Слегка преубеличивая, можно сказьб, что любая "естественная" смерть - это самоубийство. А болезнь - попытка самоубийства.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: "Роль воспалений в хронических болезнях"
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-02 11:20 (ссылка)
к сожалению, я об этом практически ничего не знаю. Могу лишь догадываться. Воспаление = некий общий вид аутоиммунной реакции. Я так понял. И Вы говорите, что болезнь и смерть неверно объснять как реакцию на внешние воздействия, это всегда имеет иной, системный характер - часть сил организма работает против целого и любая болезнь будет такой вот борьбой частей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: "Роль воспалений в хронических болезнях"
[info]sgustchalost@lj
2011-01-02 11:51 (ссылка)
Воспаление - скорее, частный компонент иммунной (и аутоиммунной реакции). Менее специфический, с более низким порогом различения свой-чужой. Использующий, упрощая, нейтрофилы, систему комплемента и эээ хемокины, а не лимфоциты, антитела и специфические рецепторы. Грубо говоря, условный стрептококк можно пытаться убить как "грязь вонючую", а можно как "стрептококкус пневмониа серотипа 6А".

Чаще не часть работает против целого, а по ошибке принимается за врага или даже "является опорной базой врага", но ее было бы нерационально уничтожать с таким ожесточением.
При гепатите мы пытаемся убить вирус гепатита (в некотором смысле безвредный), а убиваем свою печень = себя.
Даже при инфаркте (не специалист, фантазирую), если человек не падает замертво за секунды - сердце было зажило (и заживает у некоторых). Но временно лишенный крови орган становится похож на чужой и сначала уничтожается неспецифическим иммунитетом (в первые сутки, первый пик смертности), а если не получилось - специфическим иммунитетом (через неделю, второй пик смертности).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: "Роль воспалений в хронических болезнях"
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-02 12:03 (ссылка)
интересно, чем отличаются те, у кого заживает, и у кого развязывается такая внутренняя войнушка. Понятно, что есть ответ - так склалось и случайно. Но, может, есть и закономерные различия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Есть , разумеется,
[info]sgustchalost@lj
2011-01-02 12:21 (ссылка)
и старые клинические наблюдения врачей-классиков и современные данные по всякими хитрым генетическим полиморфизмам = физиологическим отличиям.
Грубо говоря, у особи и/или у популяции регуляторы ответа на ситуацию "вроде бы чужой прокрался" (а их еще и десятки подвидов) могут быть выставлены по типу "быстрый и мощный", "быстрый и слабый", "медленный и мощный", ""медленный и слабый".
А там уж игра в камень-ножницы-бумагу. В зависимости от типа атаки, либо повезет, либо...

Так в мышь можно закачать в сотни и тысячи раз больше грязи, чем в морскую свинку. Поэтому мышь плохая модель человека. Хорошая - свинья.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Есть , разумеется,
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-02 13:36 (ссылка)
Мне только кажется, что в самых общих словах это похоже на учение о темпераментах? Потом из этого строили "типы реакции нервной системы" и прочие такие штуки, но вроде бы - строение конституции из немногих элементов. Нет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Ню, "учение о темпераментах" и,
[info]sgustchalost@lj
2011-01-02 13:52 (ссылка)
в меньшей степени, "реакции нервной системы" - это натурфилософия.
Слова и логика сопоставления и комбинации слов.

А я о простой количественной физиологии в ее "иммунологическом" варианте.
Впрыскиваем сигнал Х. Получаем, по заранее определенным биохимическим и цитологическим параметрам, ответ типа:
ААААА! УУУУУ!
или
аа.. ыы...

Ищем (и находим) генетический бэкграунд для этих вариаций.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ню, "учение о темпераментах" и,
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-02 14:21 (ссылка)
да, разумеется. конечно, натурфилософия, еще бы - с античности-то. Конечно, это выглядит в деталях совершенно иным образом, тем более, когда речь о механизмах. Но при попытке сказать это обыденным языком для совершенного профана - получается нечто похожее. Но, конечно, рассказывая в терминах иммунохимии, типов клеток и т.п. - будет совсем иная терминология.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

"Я, как литератор" и технолог
[info]sgustchalost@lj
2011-01-02 14:37 (ссылка)
внимателен к словам.
Вот скажем мы "темперамент жедчный". А "противожелчное" действует?
Или "люди лунного света"...

В иммунохимии не терминология - а технология.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: "Я, как литератор" и технолог
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-02 14:53 (ссылка)
да, конечно.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: "Роль воспалений в хронических болезнях"
[info]sovok_59@lj
2011-01-02 20:44 (ссылка)
что такое вирус гепатита безвредный? И каким образом мы можем убить себя используя интерферон и рибаверин.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Вирусы бывают непосредственно цитопатические
[info]sgustchalost@lj
2011-01-03 08:56 (ссылка)
и не цитопатические (размножаются себе потихоньку в клетках).
Однако и такие клетки могут распознаваться организмом, как зараженные = чужие, и уничтожаться.

У экзогенных противовирусных лекарств (напр. рибаверина) много пока побочных действий, но в идеале они должны тормозить репликацию вируса и не вредить клетке.

Но я-то имел в виду собственный противовирусный и противобактериальный иммунитет, который не всегда полезен.

(Ответить) (Уровень выше)