Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2005-12-10 15:57:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Босх и неправильный вход
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

Один из способов обозначения содомии во фламандской живописи состоит в указании на "неправильный вход". Первый пример - фрагмент левой панели триптиха "Искушения св. Антония" (Лиссабон).




Здесь стоящая на коленях фигура служит одновременно и туннелем, входом. Содомия здесь выступает одним из фоновых грехов, с которыми сравнивается добродетель отшельника.

Другой пример был найден [info]koukhto@lj. Датировка очень приблизительная - сердина пятнадцатого - середина шестнадцатого века. Упоминаются имена Босха и Массейса, но всё это очень и очень вилами по воде. Так или иначе, картина представляет собой диптих, или точнее последовательность трёх картин. Подписи по-нидерландски.


Внешняя сторона левой панели. Надпись - Laet dit best gheslote hag? oft ghy sult sien my .... К счастью французский перевод позволяет понять смысл, не мучаясь с расшифровкой. Перевод выполнен [info]koukhto@lj "Не открывай это, иначе ты рассердишься на меня".

Открывая диптих, зритель обаруживает следующее:

Подпись (перевод с французского): "Это не моя вина - вас же предупреждали!"

Справа ещё одна гримаса:


Перевод [info]koukhto@lj: И чем больше мы будем тебя предупреждать, тем больше тебе будет хотеться прыгнуть через(?) окно. В нидерландском тексте мне удалось разобрать springen ter venster - что на мой взгляд больше похоже на "прыгнуть в окно".

Символика чертополоха включает грех и человеконенавистничество. Капонсомневается, указывает ли этот диптих на копрофилию или содомию.


(Добавить комментарий)


[info]tabyla_rasa@lj
2005-12-10 12:29 (ссылка)
мда. вот так вот приходишь к практике воздержания.
блин. странные мысли у меня порой бывают после прочтения вас.-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ruventrip@lj
2005-12-10 14:58 (ссылка)
чем больше мы будем тебя предупреждать, тем больше тебе будет хотеться прыгнуть через...(с)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tabyla_rasa@lj
2005-12-10 15:12 (ссылка)

я прыгаю через...
в длинну
в высоту
чрез голову
перед
в версту
на ходу
я прыгаю утром
читая газеты
в прыжках поедаю вафли - конфеты
я прыгаю рядом
я прыгаю вместе
предупреждали?
лет через двести
допрыгаю до
и окажется после
может пойму
допрыгаю в гости
и вопрошу
прыгая быстро
"остановиться?"
подпрыгну
зависну
я в ожидание ответа от вас

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-12-11 14:36 (ссылка)
Спасибо за стихи.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]clement@lj
2005-12-10 15:48 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]clement@lj
2005-12-10 15:45 (ссылка)
Большое спасибо за интерес, но практика воздержания?!

Я, к сожалению, не нахожу лесбийских изображений периода...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tabyla_rasa@lj
2005-12-10 15:51 (ссылка)
мне хватает ужасов запрета геевских сюжетов

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-12-11 14:35 (ссылка)
;-(

(Ответить) (Уровень выше)

Sodomy - shmodomy
[info]shkrobius@lj
2005-12-10 17:36 (ссылка)
Usual medieval humour. If every scatological joke would be interpreted as sodomy, there will be little else left of the whole period.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]_palka@lj
2005-12-10 18:15 (ссылка)
да, здесь я соглашусь. а то и Рабле так трактовать станем
хотя как знать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-12-11 14:21 (ссылка)
Мне кажется, что в случае Босха оснований для рассуждений о содомии больше, т.к. это один из грехов, служасших фоном для добордетели святого. С диптихом мне это и самому не слишком понятно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Thistles & asses
[info]shkrobius@lj
2005-12-11 19:59 (ссылка)
The only subtlety that I see in the second painting that might elevate it above the mere humorous painting is thistle. However, I do not think that it has the symbolism that you suggest. It is probably placed simply to hide scrotum. That's mediaeval: showing anus is funny (though improper) whereas showing or looking at the genitals is sinful. The inflorations of thistle crudely allude to the testes that one would see without the plants. There might also be wordplay involved; I definitely sense it in English (thistles - testes). Compare with O.H.G. Distil or Ger. Distel. I've seen this association before: if you cut a milk thistle, the stem gives white sap (thistle milk) -- it is still used as a medicine. e.g. http://www.uspharmacist.com/oldformat.asp?url=newlook/files/Alte/ACF3007.cfm&pub_id=8&article_id=137
In the Middle Ages people had strange ideas that this sap is somehow related to sperm and it was used as a tonic, infertility treatment in men and what not. In short, thistle is genitals, on several association levels.

As for showing ass & sodomy, consider this Durer (illustration to Brant's Stiltifera Navis, "Ship of Fools")
http://info.lib.uh.edu/sca/digital/ship/pages.html?ID=49
Now we are talking serious business.


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Thistles & asses
[info]clement@lj
2005-12-13 16:15 (ссылка)
Большое спасибо за прелюбопытную информацию. К сожалению, я пока не могу найти подтверждения предложенной Вами связи репейника с пенисом, хотя и созвучие названий, и наличие сока - семени представляются весьма любопытными.

Что касается Дюрера, то, конечно, здесь присутствует множество обуждавшихся символов, как то фаллический кинжал. Камилль, следуя Фрейду (?), связывает изображение дефекации с деньгами, что вполне объяснимо в гравюре, озаглавленной "Брак по рассчёту"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Thistles & asses
[info]shkrobius@lj
2005-12-13 16:31 (ссылка)
The strange thing about Durer's engraving is that somehow this interpretation has never been suggested before, although it cries out loud. I also feel that everything there converges onto one thing, and yet ...

I'll find the thistle ref. for you, but it may take time. I've seen it in some book on heraldry, among 20+ explanations as to why the thistle is the symbol of Scotland (nobody actually knows).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Thistles & asses
[info]clement@lj
2005-12-13 17:56 (ссылка)
Дюрера надо проверять литературу, я могу попробовать, но не знаю, преуспею ли в этом.

Заранее благодарен по поводу репейника.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Thistles & asses
[info]shkrobius@lj
2005-12-13 20:54 (ссылка)
OK, I've checked it up (the thistles) and here is the problem: the thistle on your painting does not correspond to any specific variety of European thistle. It is certainly not a wild thistle of genus Cirsum (they do not have leaves that wide), so the probable choice is one of the few varieties that were popular in the Renaissance gardens: sowthistle, blessed (holy) thistle, and milk (Maryan) thistle. The inflorations more closely correspond to blessed thistle whereas the leaves more closely correspond to milk thistle (Silybrum) or, possibly, Cirsium oleraceum. Both sowthistle and milk thistle give milk sap and were used to maintain virility from the time immemorial. I have difficulty locating the exact contemporary source, but Federick Muller, London. S. Haughton, C. S. (1978. Green Immigrants. Harcourt Brace Jovanovich, New York) reports that

...A 13th-century herbalist highly recommended a diet of sowthistles "to prolong the virility of gentlemen"
If you Google "milk thistle" with "virility" or "impotence" you'll get thousands of hits: silybrum is a common herbal tonic (liver antiinflamation agent) and it has been the staple of impotence medicine for 2000 years since Pliny (impotence being common side effect of chronic alcoholism). Medieval men were half-drunk most of the time since water was [quite rightly] deemed unsafe (being heavily polluted with sewage, etc.), and combating impotence and cirrosis of liver was a very common medical problem. The scale of alcohol consumption was absolutely mindboggling by our standards: check this one, for example: http://www.arts.adelaide.edu.au/centrefooddrink/articles/howmuchdrink.html
Extreme temperance called for drinking no more than 1 L of wine a day; typical monastic standard was a gallon of beer per day. Two pints a day was considered asketic.

On the other hand, blessed thistle had completely different uses, mainly as emetic and galactogogue. It was widely used against Black Death too, with no success. So the allusion to virility boils down to what thistle is depicted, and the painter was so focussed on the bottom that he bungled the botany completely. Figure out now what was on his mind...

More detailed information on the use of thistle is here: http://www.viable-herbal.com/herbdesc4/1thistle.htm

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Thistles & asses
[info]clement@lj
2005-12-14 13:05 (ссылка)
Спасибо за информацию. Я попросил в [info]ru_plants@lj опознать наш репейник. Надеюсь его положение и тема записи их не слишком шокируют.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ciling@lj
2005-12-16 05:05 (ссылка)
можно картинку с чертополохом себе украсть на юзерпикч?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-12-16 08:06 (ссылка)
Да, конечно. Не думаю, что на нее распространяется закон об авторском праве.

(Ответить) (Уровень выше)