Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет smb ([info]smb)
@ 2005-12-05 22:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"И жизнь, и слезы, и любовь..." . Послесловие.
В начале было детство
А потом отрочество
Там, наверху, очень неуютно
Тот же взгляд, и тот же голос…
La Divina
Любовь зла, полюбишь и... Онассиса
Раба любви
"Любовь - темная сторона жизни"
Последняя глава
Последнее письмо




Эпизод первый

Без малого 30 лет прошло с того сентябрьского дня, когда завершилась трагическая судьба Марии Каллас. Как загадочна была ее жизнь, так загадочна была и смерть. Лично для меня неважно, как человек уходит в мир иной. И я не понимаю выражения "позорная смерть". Смерть есть смерть, это загадка, это всегда трагедия, это освобождение. Но поскольку о причинах смерти Каллас версий много, не без колебания я все же решила озвучить некоторые из них.
Первая - самоубийство.
Это обсуждалось и тогда, муссируется в прессе и по сей день. Я не верю в эту версию. И большую роль в этом сыграли воспоминания о Марии ее двоюродного брата Стивена Линакиса. Он - человек, материально не заинтересованный говорить неправду, т.к. наследство ему не светило, потому что завещания, как мы уже знаем, не было. Так вот Стивен писал:

"...категорически не верю в распространившиеся в последнее время слухи о самоубийстве. Медицинская экспертиза установила, что ночью у Марии был сильнейший сердечный приступ, и именно он был признан причиной ее смерти. Разумеется, 53 года - это очень рано. Но она уже в 46, в 70-м, говорила мне, что жизнь ее окончена, и хотя это могло показаться преувеличением, меня, как человека, хорошо ее знавшего, тревожили некоторые вещи - в частности, то, что после случившейся в 1975 году смерти Онассиса Мария перестала соблюдать диету. Когда я увидел Марию, поедающую пять пирожных подряд, я понял, что дело плохо. Это было для нее смерти подобно: она же в 31 год похудела на сорок килограмм и с тех пор панически блюла свою талию. Мария, махнувшая на себя рукой, - страшное зрелище. Она поедала пирожные, включив мне 'Лючию ди Ламмермур' 1954 года, записанную во время ее триумфа в Чикаго. Минут пять мы молчали, а потом она сказала: 'Они удивляются, почему я больше не пою".

Вторая версия - добровольная эвтаназия.
Пожалуй, эта версия наиболее правдоподобна. Долгое время ее придерживался и Франко Дзеффирелли. Он говорил, что
"певица сама убила себя, будучи не в силах пережить потерю голоса. Нет, она не покончила жизнь самоубийством в общепринятом смысле этого слова. Она убивала себя медленно - принимала огромное количество сильнодействующих таблеток, которые постепенно разрушали ее здоровье. …. Она буквально тонула в медленной и добровольной эвтаназии: принимала снотворные таблетки, чтобы спать ночью, а днем принимала другие, чтобы держаться бодро. До тех пор, пока сердце не выдержало".
Дзеффирелли, человек тонкой душевной организации, ужасно переживал смерть Марии и все время винил себя за то, что не смог ей помочь. Наверное, поэтому некоторые его воспоминания звучат, как попытки оправдаться:
"Мария знала, что она должна умереть, но шла своим путем. Никто из друзей не смог ей помешать. Она сама разрушала себя, ибо была слишком гордой".
Но прошли годы, и мнение Дзеффирелли изменилось. В процессе работы над фильмом "Каллас навсегда" он изучил множество архивных материалов, перечитал массу писем, дневниковые записи Марии и пришел к выводу, что Каллас умерла не своей смертью
Вот она третья версия - убийство.
В которую я так же не верю, как и в первую.
Вначале Дзеффирелли предположил, что певицу отравила родня. Это предположение возникло не на пустом месте, а после того, как на торги аукциона "Сотбис" в Женеве были выставлены некоторые драгоценности из коллекции Марии Каллас. Причем лицом, пожелавшим остаться неизвестным. И Ф.Д. решил, что здесь дело нечисто и что в преступлении скорее всего виновата старшая сестра Марии:
"В последние годы жизни брошенная Онассисом Мария жила в Париже, была очень одинока, и ее окружали какие-то странные типы, связанные со старшей сестрой, которую Мария недолюбливала. Вероятно, они накачивали ее сильнодействующими лекарствами, которые в конце концов и разрушили ее организм".
В январе с.г. в желтой прессе появилось сообщение о сенсационном заявлении Франко Дзеффирелли, который якобы вычислил убийцу Марии Каллас.

Прославленный кинорежиссер Франко Дзеффирелли сделал сенсационное заявление о том, что несравненная оперная примадонна Мария Каллас стала жертвой своей пианистки Вассы Деветци, которая не только мучительно завидовала певице, но и надеялась унаследовать ее состояние в 10 миллионов долларов. Официальной версией смерти Каллас был сердечный приступ, однако, по словам Дзеффирелли, имело место классическое отравление. Пианистка входила в близкий круг людей, окружавших Каллас в последние годы ее жизни.
- В последние годы Мария оказалась полностью под контролем Вассы Деветци, - рассказывает Дзеффирелли. - Шаг за шагом Васса избавлялась от всех других близких к Марии людей, постепенно становясь для нее единственным и самым нужным человеком. Мне говорили, что Мария оставила завещание, в котором отписала все свое состояние служанке, шоферу и работавшим с ней музыкантам. Но после ее смерти завещание куда-то исчезло, и все деньги перешли к Деветци. Техника убийства выглядела просто. Деветци добилась такой близости с певицей, что давала ей лекарства и постоянно кормила Марию большими дозами снотворного и амфетаминов, быстро разрушавшими ее здоровье, и затем добавила ко всем лекарствам еще что-то сильнодействующее. А затем она просто украла ее деньги

По мнению Дзеффирелли, преступница, чтобы скрыть следы отравления, быстро кремировала усопшую, хотя всем было отлично известно, что Каллас была категорически против сжигания своего тела, к тому же она загодя купила место на кладбище. Вскрытие так и не сделали, чтобы выяснить истинную причину смерти. Однако, как считает Дзеффирелли, окончательную правду уже не удастся узнать, так как и Васса отошла в мир иной.


Всем этим заявлениям, кто бы их ни сделал (если они в самом деле были сделаны, а не являются досужей выдумкой СМИ), цена невелика, с точки зрения закона, даже если они соответствуют правде. Потому что никто и никогда уже не узнает, отчего на самом деле умерла Мария Каллас. Эту тайну она унесла с собой.
Кстати, в том, что касается завещания, Дзеффирелли явно расходится с биографами Марии Каллас, которые утверждали, что завещания не было. Либо Ф.Д. был неправильно информирован, либо знал что-то такое, что было неизвестно биографам..

Эпизод второй
Юрген Кестинг в книге "Мария Каллас" пишет:
"Живые свидетели, старея, припоминают все точней и точней те детали, которых никогда в жизни не было".
Очень точно подмечено. После смерти Марии Каллас написано сотни статей, книг, очерков, заметок о ее жизни творчестве. Во многих из них факты противоречат друг другу, совершенно не соблюдается хронология, даты перепутаны.
Казалось бы, ну что нового еще можно сказать о ней, если ее жизнь перебрана по листику от рождения и до смерти? И нередко с удручающими подробностями. Ни-че-го!
Казалось бы, все друзья уже отвспоминались, все авторы отписались. Однако авторов и "друзей" Марии все прибывает и прибывает.
Бывшая жена знаменитого тенора Джузеппе Ди Стефано молчала 15 лет, и в 1992 году разродилась книгой воспоминаний о взаимоотношениях бывшего мужа с Марией Каллас.
Почти год назад, прочитав часть книги Аси Пекуровской "Когда случилось петь С.Д. и мне…", я писала в ЖЖ, что негоже бывшим женам писать воспоминания о своих бывших знаменитых мужьях. Прочитав часть книги Марии Ди Стефано "Мой враг - Мария Каллас", окончательно утвердилась в своем мнении.
По мнению соавтора Франкмарии Трапани, большая часть воспоминаний проливает свет на последние годы жизни М. Каллас, интереснейший и драматический период ее жизни, а также на причины ее загадочной смерти.
Да, говорит Мария Ди Стефано, великая певица дейстывительно переживала кризис после того, как ее покинул Онассис. Но она всегда оставалась в центре внимания и любопытного интереса широкой публики, потому что была привлекательна и невероятно знаменита.
А ее роман с Джузеппе Ди Стефано биографы либо умалчивали, либо сообщали неверные сведения, т. е. считали его несущественным. На самом же деле он оказался решающим и даже роковым для Марии.
Далее автор рассказывает, как протекал этот роман. И заключает, что когда Джузеппе оставил Каллас (у него наметился роман с опереточной певицей, немкой из Гамбурга), она не вынесла еще одного разочарования. Ее гордость была уязвлена. Поэтому она не смогла выдержать вторую измену. Сраженная одиночеством, Мария совершила так называемое"белое самоубийство" - утратила всякий интерес к жизни, поскольку она перестала иметь для нее какой-либо смысл.

Некоторые высказывания Марии Ди Стефано:

Она была слишком занята своими светскими обязанностями, которым, на мой взгляд, уделяет слишком много времени…

Успех в этот вечер целиком принадлежал Джузеппе, а Каллас получила лишь вежливые аплодисменты и ничего больше, что привело ее в бешенство…

Смысл ее жизни, кажется, только в том и заключен, чтобы скопить побольше денег, сэкономив на всем, - главное разбогатеть…

Она использовала Джузеппе, чтобы пробудить ревность у Онассиса

Парижские друзья (летом 1977 г.) рассказывали, что Мария опустилась, растолстела, перестала придерживаться своей строгой диеты. Целые дни проводит перед телевизором и играет в карты со своими слугами.

.... он скаредный и бесчувственный эгоист…(о Менегини)

Сразу видно, что Висконти целиком занят Каллас. Он большой поклдонникее и друг, из того же круга интеллектуалов, которые презирают простых смертных…( о Лукино Висконти)

На премьере первый акт прошел более или менее сносно, даже невзирая на то, что Каллас, исполняя Sempre libera degg'io, с лошадиной грапцией метала по сцене свои туфли 39-го размера, а ее верхние ноты были самыми обычными… (о премьере "Травиаты" в Ла Скала)

Газеты пишут, что Каллас день ото дня становится все более отстраненной от мира. Но не сообщают почему. Думаю, мне-то хорошо известно почему. Уход Джузеппе окончательно подкосил ее как женщину. Я подозревала, что она не переживет второе полдобное потрясение. Слишком слаба и боится одиночества.

Она причинила мне много зла, но даже в самые унизительные для меня минуты мне никогда не приходило в голову пожелать ей смерти.


Очень красноречивые суждения, не правда ли? Но оставим их на совести автора воспоминаний. Онассис, Ди Стефано…. было-не было… да разве в этом дело?
Несомненно, любовь в жизни женщины значит очень много. Великие актрисы не исключение. Они знают о любви все. Наверное, поэтому многие из них одиноки и несчастны. Наверное, поэтому их дом - сцена, их семья - театр. Они проживают сотни жизней с каждой из своих героинь. Они живут на сцене и умирают на сцене.
Если бы у Марии Каллас остался ее голос, она тоже жила бы на сцене до последнего своего часа. Я так думаю. И Фанни Ардан была совершенно права, когда говорила, что самой большой трагедий для Каллас "оказалось не то, что она потеряла Онассиса, не то, что у нее потом не было личной жизни, а то, что она утратила свой голос"

Вот и все. На этом я, пожалуй, закончу сериалити о Марии Каллас.


P.S. Вопрос к залу :))
Какая песня в исполнении столь любимого мною А. Вертинского звучала, пока я писала этот пост?





(Добавить комментарий)


[info]albir@lj
2005-12-05 16:44 (ссылка)
Ох, не хочется мне брать томик Вертинского, а хочется, и я это сделаю, еще раз прочесть это замечательное повествование. Роман? Какая разница. Тоска и благодарность во мне.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 16:55 (ссылка)
Нет, конечно это не роман. Это сериалити. Ведь 10 серий налицо. И элементы "мыльной оперы" тоже имеются:)
А про Вертинского я потом скажу сама, если никто не ответит на мой вопрос. И я думаю, Вы поймете, почему я слушала именно эту песню.
Спасибо за "замечательное повествование". Что-то я становлюсь не в меру тщеславной, раз ловлю приятные слова о своей писанине:) И ничего не могу с собой поделать: приятно, когда хвалят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albir@lj
2005-12-05 17:39 (ссылка)
Бросьте! Написано так, что хочется читать и перечитывать. Ах, да, еще одно. Вы очень мягко оценили книжку Аси Пекуровской. Я считаю ее просто подлой и мерзкой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 17:50 (ссылка)
Я знаю, что мягко. Но, во-первых, я читала не всю книгу, и было бы нечестно "глаголом жечь"... я ведь не знала, каково то, что я не читала. Хотя и догадывалась.
Во-вторых, не умею очень резко. Это плохо, знаю. Из-за этого иной раз возникает какая-то двойственность: вроде бы я и не хвалю, но и не ругаю. А в голове между тем рождаются гневные тирады, но на бумагу (экран) выплеснуть их не могу. Можно считать это особенностью моей натуры:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albir@lj
2005-12-05 17:58 (ссылка)
Хорошую книжку о Довлатове написала Людмила Штерн (та, что "Ося, Иосиф..."). Называется "Довлатов добрый мой приятель". Только вышла...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 18:02 (ссылка)
Спасибо за "наводку", а я и не знала. Буду теперь искать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mvm@lj
2005-12-05 17:16 (ссылка)
Спасибо, Светлана!
Теперь буду думать, как это "взять" на бумагу - не могу читать с компа, увы, да и не так это "вкусно" :). Умных людей надо поспрашать...
Хвалить, думаю, буду потом, когда прочитаю.
О Вертинском - слабо :( Это, вероятно, сможет кто-нибудь из тех, кто уже прочитал... :)

РС: На днях поймала себя на том, что "споткнулась об информацию" в каких-то "новостях" по ТВ о том, что внучка Онассиса вышла замуж за жокея из Бразилии ,где много диких обезьян. Я не очень люблю светские новости, особенно в изложении СМИ, но на этот раз мне было очень интересно :) Реакция была как на что-то знакомое или продолжение чего-то. Поняла, что это из-за твоего повествования (все ж просматривала "по диагонали" (прости) по мере того, как появлялись новые части :). Вот так вот... :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 17:25 (ссылка)
Я тоже не очень могу с компа читать, но часто приходится все же. Распечатывать есть где, и многое распечатываю. Но уже появилась проблема - где хранить кипы распечатанного? Оба книжных шкафа забиты под завязку.
О Вертинском - еще не теряю надежды, что кто-нибудь догадается:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mvm@lj
2005-12-05 17:32 (ссылка)
Я просто целый день "читаю" с компа :( ...пишу-читаю то бишь, ерунду всякую, абсолютно не интересную :(
Конечно, распечатать - не проблема, но хочется не "кипой", а "книжно" :) Сделаю - дело времени...
О Вертинском мне тоже очень интересно. Ждем-с! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 18:00 (ссылка)
Понимаю. Я тоже большую часть дня возле компа провожу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]epizod@lj
2005-12-05 17:30 (ссылка)
Замечательное повествование(хоть и хочется сказать роман).Проживается на одном дыхании!Спасибо огромное!Я бы слушала 'Ваши пальцы пахнут ладаном',но это просто моя любимая:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 17:44 (ссылка)
Я тоже очень люблю "Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль". И она тоже подошла бы сюда. Но, увы! была другая песня.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vesna_1965@lj
2005-12-05 17:30 (ссылка)
Светочка,большое спасибо,ты доставила нам столько приятных минут.
Я думаю,что ты слушала
"Тебе единственной" ...Прости...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 17:54 (ссылка)
Нет, Галя, я слушала не эту песню...
Перелистай в памяти, мне кажется, что ты должна догадаться:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vesna_1965@lj
2005-12-05 18:08 (ссылка)
"Моя звезда" или...???
Мне ,казалось,что тебе единственной подходит больше.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 18:11 (ссылка)
Нет...
Ты берешь с поверхности.
Песня перекликается не с моим настроением или отношением к Марии Каллас. Но с ее жизнью.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]debora@lj
2005-12-05 17:34 (ссылка)
Светуня, все записи заношу в избранное.
Спасибо тебе огромное! Думаю тебе благодарны все, кто читал и еще будет читать эту серию постов.
Знаю, что дались они нелегко. Ведь ты пропустила жизнь Каллас через душу. Некоторые посты я читала и плакала. Представляю, ЧТО пережила ты...
Сколько перелапатила материала!
Для меня это царский подарок!!!!
Еще раз пасиб!!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 17:57 (ссылка)
Маща.... ты все поняла:)
Жаль, что этот подарок только на экране. ЖЖ очень ненадежен в качестве хранилища.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]debora@lj
2005-12-05 18:58 (ссылка)
Хм, а ведь ты права! Пожалуй, перенесу я своё избранное на сиди!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vesna_1965@lj
2005-12-05 18:16 (ссылка)
Сдаюсь,солнышко!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-05 18:19 (ссылка)
Подожду еще денек-другой, а потом сделаю апдейт и назову песню:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]teengu@lj
2005-12-06 03:33 (ссылка)

...Кто Вам целует пальцы?...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-06 05:28 (ссылка)
увы, не отгадал

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]teengu@lj
2005-12-06 06:21 (ссылка)

ёлкипалки

но я знал, знал :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]camomile@lj
2005-12-06 04:05 (ссылка)
Можно я подумаю сегодня вечером?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2005-12-06 05:29 (ссылка)
Конечно, можно, даже до завтрашнего вечера можно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hanihani@lj
2005-12-06 14:31 (ссылка)
спасибо, света. было просто замечательно :)

(Ответить)