Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bruno_westev ([info]bruno_westev)
@ 2010-05-28 10:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Шатров: бизнес взамен искусства

Где начинаются деньги - кончается искусство!
Очень хорошо написал [info]stanis_sadal@lj о Шатрове (репортажик с похорон).
Я вспомнил, как прочитывал (скорее – пролистывал) его пьесы в «Новом мире», а также в «Знамени» («Дальше, дальше, дальше…»). Так листают судебные тома – цепляясь за незнаемые до того документальные подробности. Еще помню, как в школу к нам приходила не то родственница Шатрова, не то критикесса. Слушать было интересно….
Еще был в Театре имени Ленинского комсомола – на «Синих конях». Янковский в роли Ленина – совсем непохожий на портреты, и в том была фишка, зато вроде б кабинет кремлёвский был воспроизведен почти в натуре… Ну, так… Ничего особенного для запоминания.

(Кстати, насчет похожести. Когда на «Ленфильме» делали художественную картину «Первый посетитель» со Смоктуновским-Лениным, то одного статиста с позором выгнали со съёмочной площадки, за то, что он вслух усомнился в достоверности адекватной интерпретации Образа Великого Вождя…).

На мой взгляд, с точки зрения драматургии - «ваяния» Погодина и Каплера намного превосходят шатровские стенограммы.
Но дело не в том. Многие уверены, что Михаил Филиппович перестал строчить свои драмы, когда разуверился в том, что идеи октября канули в Лету и проч. Дескать, нельзя дважды входить в один и тот же Рубикон...

Это абсолютная белиберда. Он просто почуял наступление эры первоначального накопления. В первый день после того, как стало известно о его смерти, в некрологах чего-то там упоминали, что покойный в последнее время занят был сооружением культурного центра…

И прощались с ним в Доме музыки. А ведь и этот дом созидался его стараниями. Но вроде б он потом от него отошел. Чуть ли, говорят, не к Спивакову…
Вот так они и работают – под предлогом культуры и музыки основывают оазисы недвижимости, где всякому куму и свату найдется дело по душе… И откроется премилая кредитная линия.

Вот так растут как грибы именные театры и киноцентры – Калягин, Джигарханян, кто-то там ещё, зато не мычит ни телится Градский – под него уж двадцать лет как закрыли к\т «Буревестник», непонятно для кого – Пугачёвой? – сожгли «Форум», разбазарены и не работают еще многие кинотеатры на «пролетарских» окраинах – типа «Эльбруса», который давно отдан на откуп мафии, «перепрофилирован» под мюзик-холльную контору «Перекоп». Перекроена вся «культурная карта» Москвы.…

Тут – тонкость. Когда надо забрать какой-нибудь клуб, постройку или порросту забрать клок земли – нужен терпеливый и авторитетный толкач, который бы открывал ногой двери во все кабинеты, собрал бы все нужные одобрямсы.
Я один раз видел Шатрова. Летом 1990 года. Это было в доме кино – я брал интервью у председателя Федерации Союзов кинематографистов СССР Давлатназара Худоназарова. Милейший доброжелательный человек. Говорили о проблемах проката. Помню, что творение моё называлось «Кинозалп в пустынном зале»… Но дело не в этом. Вдруг Худоназаров говорит: «Время истекло! Шатров пришёл.»

Тут же входит Михаил Филиппович – вкрадчивый, рыхлый.
Он и минуты лишней не желал подождать в приёмной! Договорились в 12-00, вот и извольте.
Вот он и ходил, пробивал все эти музыкальные и культурные центры. Получается, что и сам мало чем отличался от некоторых своих персонажей – парвусов, ганецких и проч.



(Добавить комментарий)


[info]gosisa.livejournal.com
2010-05-28 10:46 (ссылка)
Не знаю почему, но очень был мне симпатичен "Шестое июля".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

очень был мне симпатичен фильм "Шестое июля".
[info]bruno_westev
2010-05-28 10:53 (ссылка)
О да! Спасибо. Это mea culpa - фильм замечателен со всех сторон! Я его давно не пересматривал, но он - наверное - и сейчас современен. Актёры, сценарий, режиссура... Мне почему-то запомнился кадр, когда Ленин в кремлёвской квартире задумчиво глядит на пистолет... Словом, полностью с вами согласен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]real-sherhan.livejournal.com
2010-06-06 20:34 (ссылка)
М.Арбатова пишет...
Как член секции драматургии союза писателей, знала его очень хорошо. Фигура он сложная и невероятно обаятельная. Одним словом - лицо эпохи.
Некролога писать не буду. Вместо некролога приведу практически документальный кусок из своей последней книги "Кино, вино и домино" о спектакле Шатрова "Так победим!"

"А под самый финал Шиковский разразился историей про то, как во МХАТе играли спектакль о Ленине по пьесе Михаила Шатрова «Так победим»...
- Представьте себе МХАТ. Не тот МХАТ, который решил спасти Олег Ефремов, когда ребята из Современника объявили : «МХАТ — это труп»... А мы в коридорах напевали : «Враги сожгли родную МХАТу!» Я говорю о МХАТе последней декады Брежнева. К вопросу о Фурцевой! Между нами девочками, Катьке Фурцевой Ефремов нравился как мужик. Ой, нравился! Она однажды по пьяни при всех юбку задрала выше колен и спрашивает : «Олег, ну скажи, у меня красивые ноги?» Но он ни-ни, - Шиковский изобразил Фурцеву «с ногами» и Ефремова, который «ни-ни» так, что ему зааплодировали.
После этого прошёлся по аудитории, масляно подмигнул, словно дело шло о скабрезной истории, резко повернулся и зашептал : - Восьмидесятый год, польская солидарность, разговоры о свободе, страх, совок, стукачи, цензура... Мишка Шатров пишет пьесу о Ленине. Но не ту пьесу о Ленине, которую мы все играли в датских спектаклях… в смысле к датам. Я сам играл Ленина, в провинции. Давно. Утром деда Мороза на елках, вечером - Ленина. Больше ролей не было… не давали!
Шиковский крутнулся на месте и картаво начал изображать Ленина, принимая то позу памятника, то паралитика : - Это была невозможная пьеса! В ней Ленин парализованный, приезжает в последний раз в Кремль на десять минут. Думали, что зайдёт туда, и речь к нему вернётся. Дудки! Герасим и Муму! То есть, он приезжает, и грезит… Ясный перец, спектакль тут же запретили. Какой ещё парализованный Ильич? Вы с ума сошли? Это - антисоветчина! Я-то во МХАТе никогда не работал, мне дружок звонит, говорит, бегом беги, у нас лестницу на Тверском бульваре шампунем моют! Говорит, «девятка» всех шмонает, я тебя через вахту проведу, оформлю как на репетицию, закрытый «Так победим» играем, кто-то приедет смотреть. И точно!…
Шиковский поднял несуществующий воротник несуществующего пальто, ссутулился, нахмурился съежился : - Прихожу. Везде снег, слякоть, чёрные сугробы. А вокруг МХАТа оазис - газон из травы положили! Гэбистов как грязи. Везде. В фойе, в гардеробе, в буфете, за сценой, в цехах. А на сцене и в зале гэбисты связью занимаются, им завпост говорит : «Мужики, да вы этого того не туда втыкаете…» А ему «искусствовед в штатском» отвечает : «Не учите нас втыкать. А то мы вам втыкнём…» Тот и заткнулся, пошёл нитроглицерин пить. А они в правительственную ложу громкую связь вождю делали, микрофонами всю декорацию облепили. И чё-то не туда вхреначили. Громкую связь потому, что Брежнев-то уже не видел, не слышал и не соображал. Почти как Ленин в спектакле. Короче, встретились два одиночества…
Шиковский распрямился, стал выше, старше и квадратней, и при этом открыл рот, как старичок, пускающий слюни : - Короче, в правительственную ложу заходит сам Брежнев. А с ним Черненко… и остальные чайники. У некоторых артистов за кулисами понос от страха. Сам садится... смотрит… поднимается занавес, начинается спектакль. Выходит Сашка Калягин. Тут вдруг из ложи на весь зал по громкой связи голос выжившего из ума Леонида Ильича : «Это Ленин? Надо его поприветствовать!» Черненко ему : «Не надо, Леонид Ильич!» Зал оцепенел, на сцену уже никто не смотрит, только в ложу. Понимаем, что гэбисты напортачили со связью : должны были вывести Брежневу в ложу усиление сцены, а вывели усиление ложи в зал. Мы за кулисами чуть не описались от удовольствия, думаем, только б Сашка Калягин не заржал как конь… он же смешливый.
Шиковский снова превратился в маленького сухонького Ленина и засеменил по аудитории с вытянутой как у памятника рукой : - В каждой кулисе стоит человек из «девятки». Робот такой. Сашка Калягин похудел для роли Ленина, идёт к пустой кровати бочком. На ней по замыслу лежит мертвый Свердлов или ещё кто-то там из его компашки. Но не натуральный трупак лежит, а по замыслу… режиссёрское виденье, так сказать. Сашка Калягин говорит первую реплику. Брежнев : « С кем это он разговаривает?» Черненко ему отвечает : «Леонид Ильич, он разговаривает со Свердловым.»
Пародировать Брежнева лучше Шиковского не умел никто, он снова отпустил нижнюю слюнявую губу и сделал взгляд идиота : - «А почему я не вижу Свердлова?» Зал уже осмелел и тихо подхихикивает. Черненко ему отвечает по громкой связи : «Ну, это как бы аллегория, символ…» Брежнев подумал, кивнул : «Хорошо». Потом на сцену выходит Жора Бурков, он играл рабочего. Начинает говорить текст, а у Жоры дикция практически как у Брежнева, так что Брежнев ни слова не понимает : «Что он сказал? Почему все смеются?» Жора побелел от ужаса, видимо тогда очередной микроинфаркт заработал, подошел почти вплотную к ложе и уже орёт текст прямо Брежневу в ухо - решил из двух Ильичей выбрать живого. Брежнев говорит : «Молодец!» А Калягин ему в спину бросает реплики! Получается рабочий к Ленину повернулся жопой и смотрит в рот Брежневу - в зале уже ряды от смеха трясутся.
Шиковский выпрямился, и крутя попкой прошёлся женской игривой походочкой, поправляя несуществующий локон на лысой голове : - Чуть не забыл, Леночка Проклова входит, секретаршу Ленина играет. Леонид Ильич смотрит, говорит : «Она хорошенькая!» Зал уже рыдает… Вдруг в середине Брежнев встаёт и выходит. Ну, все сникли, всё упало, провал, спектакль и так закрыт как антисоветский. Кое как играют… Вдруг перед концом возвращается, садится, все опять подтянулись. Брежнев говорит : «Хорошо!» Все обрадовались - нравится! А он Черненко говорит : «Я узнал – счёт один один.» А там за правительственной ложей зальчик для дорогого гостя, столик накрыт как полагается, телевизор стоит. Это он ходил хоккей смотреть… Короче, после этого визита спектакль признали торжеством ленинизма и разрешили показывать по всему миру!
Резко обрубил Шиковский на высокой ноте и поклонился в пояс. Аплодировали полчаса.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

М.Арбатова пишет...
[info]bruno_westev
2010-06-06 20:53 (ссылка)
Здорово. Спасибо за хорошую байку - не слышал её...

(Ответить) (Уровень выше)