Ключевая фигура – Учитель
Вчерашний закрытый показ на «единичке». Режиссера Учителя фильм «Пленный» показывали. Я уже предвидел, что обсуждение будет не простое – вспомнилось, как орал Учитель на Разлогова, когда тот на каком-то фестивальчике как-то не так высказался о его картине (вроде бы «Прогулке»). В общем, сложилось впечатление о нем, как о склочном истеричном пиарце, не умеющем спокойно дискутировать.
Вот и тут – пикировался неумело, на личности перескакивал...
Нашелся и у меня рояль в кустах.
Тетрадочка хранит упоминание <23.12.04>:
У Ерофеева собрались в «Апокрифе» начальник еврейского театра Юрий Шерлинг (уточнение про него было непременное – четырежды женат, а теперь еще (16.05.09) он засветился как «полуторасуточный» ректор ГИТИСа) и режиссер Алексей Учитель, что в свое время сваял пошлятину – «дневник его жены» – про Бунина.
Говорили за баб-с.
Ерофеев сказал:
– Жена в революции – так же, как и в русских сказках – вынесена за скобки.
А Учитель молвил:
– Иван Алексеевич Бунин имел официальную жену – Веру Николаевну Муромцеву…
Так и сказал – имел…
Потом он еще что-то рассказывал. Между прочим, обронил:
– Возьмем того же Бунина… «Темные аллеи» возникли, когда Кузнецова ему изменила…
Вот такие у нас нонеча «исследователи»…
Однако всех, пожалуй, переплюнул дяденька Рощин. Настрочил книжонку в «ЖЗЛ» и не постеснялся включить туда целиком рассказы обиографируемого лица.
Внешне биография Бунина вроде б небогата событиями. Хотя он посещал экзотические страны и не однажды испытал трагедию неразделенной любви, столь остро отразившейся в его творчестве. Да и факты его холодной осени в Приморских Альпах – любовница, тридцатью годами младше мэтра, поэтесса, лесбийское ее увлечение, приживал, волочащийся за законной женой классика – эта смачная коллизия послужила фабульной приманкой для пошловатой ленты «Дневник его жены». Что поразительно: талантливые люди, режиссеры – Алексей Учитель и Андрей Смирнов, так купились на «жареные» факты, что не пощадили памяти страдальца... Даровитая сценаристка Дуня Смирнова вволю порезвилась на клубничке из жизни классика. Пустили Дуньку в Европу! В пору тотальной дебилизации населения, когда любой сюжет подвергается клишированию, растрачивается на клипы и комиксы, уже лишь этим поистине трагическим моментом в судьбе выдающегося писателя можно увлечь народ. Помнится, довелось ехать из Ниццы на автобусе в Грасс – место, где писатель провел немало эмигрантских лет. И дура-гид – из новых эмигрантов – весь путь с восторженным визгом тараторила, как скупила какой-то участок в Приморских Альпах дщерь нашего позапрошлого президента, как арестовали в Монте-Карло известного московского отелевладельца... Она не иссякала, и секрет был прост: повторять один и тот же текст, фекалитет желтой прессы, и массы ей умиленно внимали. Вот привезли в город Грасс, но экскурсовод даже и не удосужилась упомянуть, что, жил да был тут Иван Алексеевич Бунин, и этот паршивый Грасс со своим мыловаренным заводиком, никому и никогда иначе и не мог быть интересен. Но... Автобус припарковался во дворе того самого мыловаренного завода, туристы были выпущены в лавчонку на часок, видать, гид с этого тоже имела свой процентик. Вот и весь Грасс... И только пошлое кино напомнит иному проницательному читателю, что когда-то что-то неординарное разыгрывалось здесь. Красный купальный халат, словно тога патриция в изгнании, единственная достоверная деталь.