Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivonn ([info]ivonn)
@ 2007-09-27 11:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Образ буржуя в советской карикатуре
Важным сюжетом советских плакатов была победа над разного рода врагами, с которыми велась главная борьба в тот или иной период. К ним нужно было вызвать ненависть рабоче-крестьянского класса. Образы врагов коммунизма на плакатах и транспарантах были персонифицированы в неприятных или смешных людей. Врагами в разное время становились царь, меньшевики, казаки, солдаты и генералы белой гвардии, иностранные наемники, капиталисты, которые финансировали белое движение, священники, пьяницы, лодыри, лентяи, «кулаки», «троцкисты», шпионы и прочие «вредители». В образе главного идеологического врага, «буржуя», обычно выступал хорошо одетый толстяк в цилиндре со злым лицом и мешками золота. Иногда цилиндр сменял котелок, а в качестве аксессуара прилагалась сигара.

55,15 КБ 
В первые годы советской власти и в сталинское время буржуй на плакатах был довольно злобным и страшным, ведь он олицетворял собой не просто власть капитала над трудящимися, но весь враждебный буржуйский мир, который окружал молодое советское государство и только и мечтал о том, как уничтожить коммунизм.

Интересно, что «главный буржуин» в цилиндре, одетый по моде начала века, прижился и существовал в советской пропаганде вплоть до последних лет советской власти, когда подобные головные уборы были забыты и воспринимались большинством только как символ «буржуинства». Правда, в 60-е годы пропагандисты вспомнили, было, что цилиндр давно вышел из моды, большинство карикатурных буржуев превратились из злобных врагов в смешных уродцев и одели котелки.

Этот буржуй отсканирован из главного сатирического советского журнала «Крокодил» за 1959 год. Обратите внимание на его бандитский золотой зуб и карикатурные полосатые носочки. :)

Вскоре цилиндр опять взял верх, он стал привычным символом злобного капиталиста. Мода уже не играла никакой роли. Образ врага оформился и закостенел примерно в таком виде (1961):

Из всех враждебных СССР стран главной была, конечно же, Америка. Холодная война велась прежде всего с США. Поэтому образ главного капиталиста надолго слился в советской пропаганде с символом США - дядей Сэмом, а знак доллара так или иначе присутствует почти на всех карикатурах, где есть главный капиталист. Здесь он тоже нарисован – на ЭВМ.

Дядя Сэм по-советски с годами не меняется – торгует себе с мерзкими колонизаторами, сидящими на шее у бедных народов Африки (1971).

Рядом с ним – еще один плантатор, достойный занять место  среди  ему подобных мерзких фазендейро.

Несмотря на дружбу с другими капиталистами, жилось буржую очень тяжело, ему постоянно доставляла проблемы страшная и ненавистная страна – Советский Союз. То доклад Хрущева в ООН не дает покоя, то экономический кризис, вызванный гонкой вооружений. Сплошная головная боль! Но, как бы ни было плохо, благородный цилиндр на плебейскую вязаную шапку буржуй не менял никогда:
54,37 КБ

Буржуин даже спал в цилиндре и во фраке, чтобы его во сне случайно не перепутали с каким-нибудь обычным гражданином. Правда, спать ему мешало решительно все, включая высокие темпы строительства в Советском Союзе. В карикатурах социалистических стран главный капиталист изображался в той же манере.  Буржуев датского коммуниста Бидструпа вы наверняка видели, а вот и болгарская карикатура (1981):


К недостаткам буржуя относилось также отсутствие математических способностей. Он и денег считать толком не умел, поэтому и страдал в перманентном кризисе. Но главная его мечта была – сосчитать, сколько времени продлится советская власть (1977):


На эту тему в Светском Союзе было написано немало книг. Например, шедевральное произведение С. Сутоцкого «Бедняга двадцать восьмой» - о горестях и страданиях 28-го президента США Вудро Вильсона, на годы президентства которого пришелся самый черный день в буржуйском календаре - 7 ноября 1917 года. Советские писатели и художники точно знали, что делал Вудро Вильсон, когда находился один:

«Топать ногами и в исступлении кулаком грозить календарю, как это частенько делает мистер Вудро, когда остается один в своем кабинете»… (Бедняга двадцать восьмой. Детская литература, 1964.)
Но Вильсон не только топал ногами. Вместе с другими правителями капиталистических стран он всячески пытался свергнуть советскую власть, организовывал «Антанту», финансировал белых генералов и творил прочие гнусные дела. Буржуй и Антанта были поистине «близнецы-братья», поначалу один без другого по политическим плакатам не ходил. Вспомним, как у Рыбакова в «Кортике» описывался один из плакатов первых лет советской власти:
«К стенам вагона прибиты плакаты. Миша принялся объяснять Генке, что на них
нарисовано:
- Вот царь, видишь: корона, мантия и нос красный. Этот, в белой рубахе, с нагайкой, - урядник. А вот эта змея с тремя головами - это Деникин, Колчак и Юденич.
- А это кто? - Генка ткнул пальцем в плакат.
На нем был изображен толстяк в черном цилиндре, с отвисшим животом и хищным, крючковатым носом.
Толстяк сидел на мешке с золотом. С его пальцев с длинными ногтями стекала кровь.
- Буржуй, - ответил Миша. - На деньгах сидит. Думает всех за деньги купить.
- А почему написано "Антанта"?
- Это все равно. Антанта - это союз всех буржуев мирового капитала против Советской власти. Понял? - Понял... - неуверенно проговорил Генка. - А почему здесь написано "Интернационал"? - Он показал на прибитый к вагону большой фанерный щит.
На щите был нарисован земной шар, опутанный цепями, и мускулистый рабочий разбивал эти цепи тяжелым молотом.
- Это Интернационал - союз всех рабочих мирового пролетариата, - ответил Миша. - Рабочий, - он показал на рисунок, - это и есть Интернационал. А цепи - Антанта. И когда цепи разобьют, то во всем мире наступит власть рабочих и никаких буржуев больше не будет».

Главный френд Вильсона, британский военный министр Уинстон Черчилль подкидывал белой гвардии стерлинги фунтами и килограммами, за что и получил от советских карикатуристов сполна:

«Деникин и Юденич очень понравились сэру Уинстону Черчиллю. Английский военный министр посмотрел на них и сразу решил, что теперь-то можно назначить новую, совершенно точную дату победы Антанты».

Я встречала утверждения, что именно с Черчилля Кукрыниксы срисовали толстяка в цилиндре в годы второй мировой войны. Черчилль был толст, часто носил цилиндр, пока тот не вышел из моды, и не расставался с сигарой – казалось бы, идеальный образец для создания образа карикатурного буржуя:
7,34 КБ

Тем не менее, это ошибка. Первый карикатурный дядя Сэм в цилиндре появился не в России, задолго до второй мировой и лет за 60 до революции. Вот он – на рисунке художника Наста, датированном 1860 годом:
12,24 КБ
Это карикатура на дядю Сэма, который олицетворяет США со времени войны за независимость 1812 года. Как появился дядя Сэм? Самой признанной является теория о том, что его назвали в честь Сэмюэла Уилсона, поставлявшего мясо на нью-йоркскую военную базу Трой. Уилсон маркировал бочки с мясом буквами US (USA - США), а солдаты говорили, что мясо прибыло от Дяди Сэма (Uncle Sam). Ассоциация закрепилась, и 15 сентября 1961 года на 87-м Конгрессе США была принята резолюция, прославлявшая Сэма Уилсона как прообраз Дяди Сэма. Дядя Сэм получил большую известность во время первой мировой войны. Он был изображен на плакате Дж. М. Флагга, призывающем добровольцев вступить в американскую армию и поехать воевать в Европу (1917):

Узнаете? Да, плакат Моора «Ты записался добровольцем?» - из той же серии. А вообще эта идея была позаимствована у англичан - из британского вербовочного плаката 1914 года. Кстати, Флагг позже признался, что нарисовал Сэму свое собственное лицо.
Так что дядя Сэм носил свой цилиндр больше ста лет к тому моменту, как в России произошла революция. Да кто из богатых людей на рубеже веков ни разу не надевал цилиндра? И Ллойд-Джордж с Черчиллем его носили:
6,07 КБ
И Вудро Вильсон имел в своем гардеробе:
15,13 КБ
Да все главные буржуины и враги советской власти носили цилиндры. Кукрыниксам ничего не надо было придумывать, стереотип сложился задолго до их «рождения». Больше того, цилиндр и фрак как признак капиталиста появились на политических карикатурах в России еще до октябрьской революции. Например, на шуточных открытках художника В.А. Табурина, вышедших в 1917 году:
31,63 КБ
Полностью набор открыток «Политические партии» можно посмотреть в журнале   , у него есть и другие дореволюционные открытки, где господин с цилиндром представляет партию октябристов.
А для нашего исследования интересен еще этот персонаж:
29,53 КБ
Как видим, до революции отличия капиталиста от буржуя имели значение. Капиталист во фраке, в цилиндре и с дорогой сигарой – это, несомненно, олигарх, владелец крупных капиталов. Буржуй в костюме с сигаретой тоже богатый человек, но состояние у него на порядок меньше, чем у капиталиста. :) Революция уравняла их обоих и превратила в противного толстого главного буржуина. Это слово придумал детский писатель, бывший комиссар красной армии Аркадий Гайдар. Впервые буржуин появился на страницах его книги о Мальчише-Кибальчише, мальчике, который вместе с друзьями сражался с интервентами, и если бы не предательство Мальчиша-Плохиша, буржуинам не удалось бы его победить. Вот буржуи собрались казнить Кибальчиша (1973):

Главный буржуин выделяется необычайной толщиной, также он получил белый мундир и рожки, превратившие его цилиндр в некое подобие тевтонского шлема. 
Парадные костюмы и богатства, помогающие прикрывать гнусную сущность буржуя, мы рассмотрели. Исследуем теперь его анатомию, которая эту самую сущность высвечивала. Важные отличительные особенности главной акулы капитализма, увиденной глазами советских карикатуристов, могли варьироваться, но хотя бы одна из них должна была присутствовать на карикатурах. Необычайная толщина, особенно в первые десятилетия советской власти (Дени, 1920):
  
Если буржуй был худ, то это была болезненная худоба. Худел буржуй от  ненависти обратно пропорционально тому, как богатела советская страна. Часто этот высохший от злобы капиталист приобретал приметы хищной птицы, подчеркивающие стервятническую сущность дяди Сэма и иже с ним (1971): 
  
Еще одна примета - руки по локоть в крови или деньги, запачканные кровью угнетенных и обиженных буржуином народов: 
   
И вооот такие зубы (1927):


Почему буржуй вообще, и дядя Сэм, в частности, стремительно растолстели после 1917 года, очевидно. Именно толстяк мог внушить наибольшее отвращение и ненависть людям в голодные годы гражданской войны и разрухи. Когда это время осталось далеко позади, буржуи продолжали внушать ненависть своими аппетитами и гигантскими денежными мешками. Деньги, разумеется, были украдены ими у простого народа: 

Здесь комментарии не требуются - технологию того, как это происходит, мы можем наблюдать сегодня в нашей стране.

В детской книжке Алексея Толстого про Буратино, посвященной освободительной борьбе итальянского народа против фашизма, кукольный угнетатель Карабас-Барабас тоже ходит в униформе главного злодея.

Ради справедливости замечу, что в первом издании этой повести Карабас-Барабас был нарисован в треуголке, а полицейские страны, в которой происходило действие, носили головные уборы со свастикой. Впрочем, американская военщина, империалистические наемники, лакеи  капитализма  и прочие продажные прислужники главного буржуина – тема для отдельного рассказа.  ;)

Продолжение:  Лживые буржуазные журналисты.

Развернуть комментарии и наслаждаться еще картинками.


(Добавить комментарий)


[info]g_nayman@lj
2007-09-27 04:47 (ссылка)
браво:)
жаль, баллов нет в ЖЖ - я бы по максимум за такое исследование отдал.

а картинку с Карабасом я помню - была у меня книжка с такой картинкой. стааааренькая:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:19 (ссылка)
Спасибо, Гена! :)
Я с этой книжки и сканировала. Не такая уж она и старая - вышла в "Детской литературе" в 1977 году. Рисунки А. Каневского.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]martin_luter@lj
2007-09-27 04:53 (ссылка)
Плакаты жгут)
Всё же в советской пропаганде что-то было. Хочется рассматривать подолгу...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:32 (ссылка)
Ага. :) Комиксы для выросших девочек и мальчиков.
Я с таким удовольствием листала старые журналы в поисках этих картинок. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]martin_luter@lj
2007-09-27 06:49 (ссылка)
У меня есть немецкая книжка 1943-его года с картинками-карикатурами про Англию. )
Там в общем всё тоже самое - буржуины в котелках и цилиндрах, лживые журналисты, жестокие плантаторы, несчастные негры.) Но те буржуины улыбки не вызывают. Совершенно другая стилистика и нарисовано всё со стопроцентной серьёзностью.
Советская же пропаганда чем-то напоминает добрые советские мультики. От неё уютом даже веет.)
Вообще, это интересная тема - сравнение образа буржуина в агитпропах разных тоталитарных режимов.))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

"Отрежьте мне я зык, я хочу это видеть!" (с))
[info]ivonn@lj
2007-09-27 07:15 (ссылка)
Ух ты! Мартин Лютер, посканируй, пожалуйста, этих типчиков! У меня есть еще карикатуры художников из других стран. Посмотрим-посравним. :))
Эта пропаганда до конца войны была не такая уж и "добрая". Посмотри на буржуинов сталинского времени, особенно на первый плакат и на зубастого монстра 1927 года.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: "Отрежьте мне я зык, я хочу это видеть!" (с))
[info]martin_luter@lj
2007-09-27 07:22 (ссылка)
Договорились.)
Правда книга сейчас в другой квартире, но как только до неё доберусь - отсканирую и выложу в ЖЖ.
Ты, если я не ошибаюсь, немецкий знаешь, заодно и поправишь мой перевод надписей к картинкам и антианглийских стихов.
А то мой немецкий оставляет желать лучшего.(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]radadar@lj
2007-09-27 05:02 (ссылка)
Вот же проклятые буржуи, никакого от них житья нет простому человеку :) Бидструп, привечаемый в Союзе, кстати, рисовал похожих типчиков.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

:)
[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:40 (ссылка)
Так я же Бидструпа упомянула, просто не стала его карикатуру вставлять в пост - он и так вышел слишком большой. Так что пришлось некоторым буржуинам остаться без пригласительных на этот праздник жизни. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eroxa@lj
2007-09-27 05:05 (ссылка)
ах, замечательно!:) люблю буржуинчиков!:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:41 (ссылка)
За что же их любить, агрессоров и кровопийц? ;)

(Ответить) (Уровень выше)

Что характерно,
[info]scottishkot@lj
2007-09-27 05:21 (ссылка)
где-то в трети представленных случаев Буржуй=Жыд!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Что характерно,
[info]levkonoe@lj
2007-09-27 05:32 (ссылка)
даже и в ермолке в комиксе про развитие выч. техники.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scottishkot@lj
2007-09-27 05:37 (ссылка)
Вот с него поиск и начался, да.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Что характерно,
[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:47 (ссылка)
А как ты их определяешь? Если по носам, то это не показатель, потому что нос как у орла - нормальный показатель стервятнической сущности буржуя. :)
Image (http://www.ljplus.ru/img3/i/v/ivonn/Krokodil_-Dyadya-Sem_-1971.jpg)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Что характерно,
[info]levkonoe@lj
2007-09-27 07:14 (ссылка)
Не, это нет.
Тут целый комплекс, скорее всего не алгоритмизируемый, на уровне подкорки: "да или нет".

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Что характерно,
[info]scottishkot@lj
2007-09-27 07:54 (ссылка)
Ну только не этот.

Ефимовские 77-го - конкретные, все четверо. Третий снизу в посте, профиль влево который - конкретный. Погоды - погуляли явно по буржую. Остальные больше чистые Черчилли ;=)

...кстати, тема: антисемитская карикатура - от 50-х до начала 80-х. Жыд-Убийцо и Жыд-Сионизд; эволюция, такскать, образа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 15:41 (ссылка)
Что-то я не разбираюсь в том, как отличить еврея од другого врага народа. Вроде, у ефимовских буржуев-счетоводов носы картошкой, намеков на пейсы нет... Боюсь, не поднять мне такую тему. :)) К тому же набегут толпы невменяемых юзеров, начнут обзывать меня фошыстом и антисемитом. Нафиг. Лучше я теперь по лживым буржуазным журналистам ударю. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scottishkot@lj
2007-09-28 02:12 (ссылка)
О, там их окажется как минимум половина! ;+)

Все одно: про-сим, про-сим!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2007-09-27 05:34 (ссылка)
Замечательно. Еще типичным штампом был буржуй, который сидит за столом и складывает монеты столбиками. А вокруг него мешки - видимо, уже пересчитанные.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:16 (ссылка)
Не нашла. :( Может, вы знаете, где можно поискать? Или спросите своих френдов? Они у вас любители живописи.
Зато у меня есть такой буржуй Жана Эффеля:
Image (http://www.ljplus.ru/img3/i/v/ivonn/Burzhuj-kalkulyator.jpg)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkonoe@lj
2007-09-27 06:35 (ссылка)
Нет, я уже искала такого, не нашла, хотя у Бор.Ефимова должно бы быть.

бедный буржуин...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:56 (ссылка)
Левконоя, а какие-нибудь сайты, где много советских карикатур, вы знаете?

Судя по блаженной улыбке на его лице, не такой уж он и бедный. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkonoe@lj
2007-09-27 07:06 (ссылка)
http://www.sovetika.ru/gallery/index.php?cat=43 разве что

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2007-09-27 07:12 (ссылка)
http://www.laverock.ru/4mess/crocodile/1988/1988-25.html вот тут может быть что-то

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2007-09-27 07:13 (ссылка)
Точнее http://www.laverock.ru/4mess/crocodile.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:49 (ссылка)
Левконоя, разверните в этом посте комментарии и посмотрите, какие там ссылки надавали! :)
Сообщество Старый "Крокодил", игральные карты на немецком (продукт наших контрпропагандистов), коллекция старых советских пропагандистских мультфильмов. Чистый восторг! :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mustela_p_f@lj
2007-09-27 06:26 (ссылка)
Знатно.:-))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 06:48 (ссылка)
Да, здесь представлена самая знать буржуинского мира. ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mustela_p_f@lj
2007-09-27 08:49 (ссылка)
пардон за небольшой офтоп, а будет чтонибудь про советский авантюрно-плутовской роман для школьников. Житие Камо, Котовского, Фрунзе и др. до революции :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 15:54 (ссылка)
Тут мне и сказать особо нечего, я об этом только мельком упоминала в книге о пионерах, когда рассказывала об основных героях и сюжетах советской детской литературы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]babs71@lj
2007-09-27 07:48 (ссылка)
1. Карабас на картинке вряд ли связан с "буржуями". Скорее уж одеяние его (цилиндр, сюртук, хлыст, сапоги со шпорами) имеет корни в образе циркового дрессировщика.
2. А почему буржуи Бидструпа ГДРовские? Он ведь то ли швед, то ли датчанин (не помню точно, но 100% скандинав).
3. А что же вы не упомянули самых сказочно-классических капиталистов - "Трех толстяков" Олеши? Кстати, надо будет мне в ближайшее время выложить сканы иллюстраций к "Трем толстякам" Добужинского и Козлинского.
4. Кстати, по поводу цилиндров загляните сюда:
http://babs71.livejournal.com/2826.html
http://babs71.livejournal.com/3440.html
Тут лежат агитационные карты 43-го года. Думаю, вас заинтересуют пересечения образов капиталистов и нацистов. ;-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 16:05 (ссылка)
Насчет Карабаса не соглашусь - это типичный толстый буржуин. Здесь важен еще и сюжет - национально-освободительная борьба кукол против их угнетателя, которому, по сути, принадлежал их мир - заводы, газеты, пароходы кукольный театр.
Точно, сейчас посмотрела в словаре: Бидструп - датчанин, про ГДР я написала, не подумав. Почему-то думала, что он - немец.
Трех толстяков я хотела упомянуть, у меня дома есть две книги, но, как назло, в обеих толстяки нарисованы в костюмах какими-то инфантильными бутузами с бантиками и без цилиндров. С нетерпением жду толстяков Добужинского и Козлинского! :)
Карты козырные, спасибо! Особенно крестовый король хорош. :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]babs71@lj
2007-09-27 16:22 (ссылка)
Ну, сюжет "Золотого ключика" как раз вряд ли сильно связан с освободительной борьбой. Там гораздо больше пародийных моментов (Карабас - Мейерхольд, а Пьеро - А. Блок).
Толстяки с бантиками - это скорее всего Добужинский и есть. Но я вот пообещал, а сегодня стал искать книги и не нашел. :-( Придется сделать вид, что они мне не нужны, тогда сами найдутся. ;-)
А насчет карт мне больше валеты и дамы нравятся. Там столько очаровательных деталей вроде замены немецкого флага на американский Финляндией, или отпечатка с надписью 8-я Британская армия на заду у Роммеля. ;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 16:39 (ссылка)
Нет, сюжет "Золотого ключика" однозначен, пародийные элементы здесь погоды не делают. Процитирую то, что я писала об этой книге.

В СССР сюжеты сказок, рассчитанных на самую маленькую аудиторию, и повестей-сказок для старших детей, часто строились вокруг освободительной борьбы. Их герои сражались со злыми волшебниками, королями, инопланетянами и прочими врагами, пытавшимися поработить мирные и трудолюбивые сказочные народы. Например, известная книга Алексея Толстого «Золотой ключик» в аллегорической форме изображала революцию в одной южной стране, а именно – в фашистской Италии. На это недвусмысленно намекали имена героев и окружающая их сказочная «действительность», а также объяснение, что автор написал «Буратино» по мотивам итальянской сказки. В иллюстрациях к первым публикациям представители закона этой страны были нарисованы в треуголках со свастиками. Буратино же, который везде ухитрялся сунуть свой длинный нос, олицетворял собой любознательного пылкого пионера, организовавшего кукол на борьбу против директора театра Карабаса Барабаса – обидчика и угнетателя, эксплуатировавшего бедных кукол не меньше, чем остальные капиталисты в буржуазных странах эксплуатировали бедных детей.

"Три толстяка" у меня с иллюстрациями других художников, так что подождем, пока твои книги отыщутся, но сделаем вид, что нам это не очень-то нужно. ;))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]babs71@lj
2007-09-28 01:43 (ссылка)
Пардон, но с именами героев вы загнули. Не будем забывать, что "Ключик" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО написан по мотивам "Пиноккио". Поэтому нет ничего удивительного, что имена их - итальянские. А то по вашей логике получится, что "Волшебник изумрудного города" - про революцию в США (главная героиня - американка из Канзаса). ;-)
Что касается данной картинки, основная ассоциация все же идет именно к образу циркового дрессировщика. Те же плакатные буржуи не изображались в высоких сапогах со шпорами (а вот дрессировщики изображались в них очень часто), да и костюм у Карабаса - не черного, а голубого цвета, да еще и брюки в клеточку (фрак буржуя обычно черный). Так что он в первую очередь - дрессировщик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-10-01 18:30 (ссылка)
Ладно, про эту картинку я спорить не буду, ты хочешь видеть тут дрессировщика, а я - буржуя, это не так важно. :)
А вот насчет "Волшебника изумрудного города" - да, здесь эксплуатируется общий сюжет, популярный в советских сказках, - национально-освободительная борьба свободолюбивых народов против порабощения кем-бы то ни было. Посмотри - во всех шести книгах этой серии герои борятся против захватчиков и поработителей: Гингема, Бастинда, Урфин Джюс, подземные короли, Арахна, инопланетяне.
Куда ни ткни пальцем, ты встретишь этот сюжет, причем действие происходит, как правило, в странах, имеющих общие черты с капиталлистическими государствами. Изумрудный город, Буратино, Чиполино, Три толстяка - список можно продолжать...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]babs71@lj
2007-10-02 02:32 (ссылка)
Пардон, но Гингема и Бастинда - из самой первой книги, которая представляет собой пересказ "Волшебника из страны Оз" практически один к одному. Или Баум тоже был скрытым коммунистом? ;-)
Тоже самое с Буратино. Да, страна капиталистическая. Но как быть с тем, что революцию он не делает, а всего лишь открывает новый театр? Да и многие детали заданы тем, что "Буратино" делался по мотивам "Пиноккио" (собственно, даже имя Буратино - взято из раннего издания "Пиноккио").
Насчет Чиполлино я больше готов согласиться с вами, поскольку Джанни Родари (если я не путаю) был членом итальянской компартии (впрочем, как Матисс, Пикассо и Леже входили в компартию французскую). Тем не менее, он писал ее не в СССР. Да и как быть скажем с "Джельсомино в стране лгунов"? Там то речь не столько о борьбе с капитализмом, сколько о борьбе с ложью.

Боюсь, что вы придумали себе жесткую схему, под которую сейчас подгоняете все что можно и что нельзя. Ведь таким макаром можно и Толкиена под советскую пропаганду подогнать - тоже ведь о обороне от внешних захватчиков речь идет. ;-)
На самом деле, все было гораздо сложнее.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mozartianka@lj
2007-09-27 08:35 (ссылка)
ух, с детства обожаю карикатуры с буржуинами
спасибо огромное за пост %)
дам у себя ссылку

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 16:07 (ссылка)
И тебе спасибо за ссылку, мне очень приятно. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_vladlena@lj
2007-09-27 11:11 (ссылка)
Спасибо! Все-таки буржуи на советских карикатурах - это дело отдельное :)
Для развития темы могу дать ссылки на советские пропагандистские мультики, где подобные персонажи встречаются в изобилии. Для затравки - "Пророки и уроки" (http://www.youtube.com/watch?v=mLC48zvkM7o), где буржуин только и думает о том, как уничтожить Советскую власть, и что из этого получается...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 16:41 (ссылка)
Вам спасибо! Мультфильм потрясающий! Теперь задалась целью скопировать оттуда буржуина, очень уж он колоритный. :))
Буду рада другим подобным ссылкам!!! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_vladlena@lj
2007-09-28 01:59 (ссылка)
То, что буржуйчик будет колоритным, понять можно сразу, по имени художника - Бориса Ефимова :)
Так, что еще у меня есть? А много чего. Одно время я собирала коллекцию советских пропагандистских мультиков. Так что от буржуев 1939-го, из мультфильма "Победный маршрут", думавших, что "Пятилетка - это утопия", и кулаков; или свинообразного Гитлера (этакий красавец с пятачком) из мультфильмов времен Великой Отечественной - до агиток 60-х, уже несколько другого содержания: антивоенных, антифашистских "Это в наших силах", "Урок не впрок"...
Выбирайте! Полный список пропагандистских мультфильмов, которые у меня есть:
1)http://vladlena-cccp.livejournal.com/22901.html
2)http://vladlena-cccp.livejournal.com/23075.html
3)http://vladlena-cccp.livejournal.com/23338.html
4)http://vladlena-cccp.livejournal.com/34629.html
К сожалению, многие ссылки уже нерабочие. Если что захочется, попросите перезалить...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alchutoff@lj
2007-09-27 16:24 (ссылка)
Особо поразила меня милая такая деталюшечка - давидова звезда на ночном горшке у буржуя, болгарской рукой рисованного.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-27 16:48 (ссылка)
Чего-то я не понимаю в этой жизни. Чуть выше уже обсуждали тему еврейского буржуинского заговора. :)) Теперь присмотрелась к болгарскому буржую и обнаружала, что из своего потолка от тоже высекает звезды Давида. Это что, правда заговор? Или первые признаки паранойи?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alchutoff@lj
2007-09-27 17:40 (ссылка)
Заговор, адназначна!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orkuen@lj
2007-09-28 04:12 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:30 (ссылка)
Пожалуйста. Продолжение последует. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pertsel@lj
2007-09-28 04:45 (ссылка)
Кстати сегодня Борису Ефимову - 107 лет!
http://www.rah.ru/content/ru/news-2007-09-24-17-09-37.html

Приятно ему было бы почитать все это (-;

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

вот тут тоже:
[info]otto_von@lj
2007-09-28 06:51 (ссылка)
http://community.livejournal.com/old_crocodile/26973.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:34 (ссылка)
Да, здесь есть одна его карикатура.
Столько лет быть востребованным - это, по-моему, приятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dluciv@lj
2007-09-28 05:56 (ссылка)
Спасибо!
Буржуи порадовали!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:35 (ссылка)
Пожалуйста. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sergey_repiov@lj
2007-09-28 07:12 (ссылка)
Замечательное исследование! Не поместите ли ваш материал в сообщество [info]old_crocodile@lj?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:26 (ссылка)
Спасибо за предложение. Я посмотрела - интересное у вас сообщество. :)
Но, строго говоря, здесь только 6 картинок - из "Крокодила", то есть меньше половины. Это вас устроит?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergey_repiov@lj
2007-09-28 09:42 (ссылка)
Конечно, устроит! )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jonathansg@lj
2007-09-28 08:15 (ссылка)
супер!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:32 (ссылка)
Спасибо. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iraan@lj
2007-09-28 08:47 (ссылка)
:)

Цыпленок- буржуй
Image (http://keep4u.ru/full/070928/661bf8c157fdd5a942/jpg)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 09:28 (ссылка)
Вот спасибо, очень милая картинка. :)))
Пасхальный сувенир для настоящего буржуина!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iraan@lj
2007-09-28 09:40 (ссылка)
Я рада, что оценили..:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lippuringa@lj
2007-09-28 08:55 (ссылка)
из дома выложу коечто. напомните мне кто то

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 13:58 (ссылка)
Надеюсь, вы уже дома, и потому напоминаю: пожалуйста, поделитесь с нами шедеврами из вашей коллекции буржуинов и их приспешников. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lippuringa@lj
2007-09-30 15:50 (ссылка)
они могут интерпритироваться по теме.

http://www.ljplus.ru/img3/l/i/lippuringa/_poster-01.jpg

http://www.ljplus.ru/img3/l/i/lippuringa/_poster-06.jpg

http://www.ljplus.ru/img3/l/i/lippuringa/poster-03.jpg

кстати ко мне можно на ты)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-10-01 18:16 (ссылка)
Спасибо! Давно.ру - хороший сайт, я туда тоже захаживаю, но этих карикатур пока не видела. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]topb_ot30@lj
2007-09-28 09:05 (ссылка)
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке (http://topbot2.livejournal.com/2672595.html)Почитать текст со всеми комментариями можно тут (http://deep-water.ru/?http://ivonn.livejournal.com/54106.html)Это Ваш 2-й ТОПовый пост за последний год (http://deep-water.ru/top/). Посмотреть статистику автора можно тут (http://deep-water.ru/top/info.php?id=4308).Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточникImage

(Ответить)


[info]consatosi@lj
2007-09-28 09:55 (ссылка)
Буржуин победил.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-28 16:37 (ссылка)
На этом этапе - да. Но история развивается по спирали...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jorr@lj
2007-09-29 05:50 (ссылка)
Отлично!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-29 06:02 (ссылка)
Спасибо. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]makimoto@lj
2007-09-29 19:41 (ссылка)
Дак то не буржуй вовсе на открыточке, а НЭПман какой-то вшивенький.. :))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-09-30 04:56 (ссылка)
Дык в 1917 году буржуи такими и были, это уже потом они в нэпманов выродились. :)
Советую эту открыточку не критиковать, кое-кто из уважаемых альтернативных товарищей украсил ею свой юзерпик. ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vsegdavpered@lj
2007-10-03 13:06 (ссылка)
Спасибо тебе за такую волшебную ссылочку. Сколько чудных мушшин!)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-10-03 16:50 (ссылка)
Ага, один чудесатее другого. ;)))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_snegiriov@lj
2007-10-09 10:57 (ссылка)
А завершал "Крокодил" истерически злобный политический плакат Ефимова, вызывавший чувства брезгливости и отвращения. Видел его иллюстрации в довоенной газете. Такой работой можно только восхищаться. Конечно он мастер, но откуда берётся столько неновисти? Прям машина по выработки желчи!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-10-10 04:39 (ссылка)
Завершали "Крокодил" карикатуры разных художников. Например, в этом посте - "песочные часы" с последней полосы журнала, их автор Г. Ломидзе. Что советским людям внушали, в то они, по большей части, и верили, что от художников требовалось, то и рисовали, если хотели в этой стране чего-то добиться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_dedushkin@lj
2007-12-20 09:24 (ссылка)
Интереснейший материал!! Огромное спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2007-12-20 10:24 (ссылка)
А мне было интересно над этой подборкой работать. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crocodilcanswim@lj
2008-07-29 08:52 (ссылка)
Подскажите ли, где еще можно найти изображения буржуев? Желательно в большом разрешении.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivonn@lj
2008-07-29 16:48 (ссылка)
Я не помню, где брала плакаты. Ищите и все найдете.

(Ответить) (Уровень выше)

))
[info]lord_joker@lj
2008-09-03 13:35 (ссылка)
Это что ещё. Вот посмотреть бы карикатуры западных изобразителей на наших оборванных пролетариев. Надели френч и возомнили

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: ))
[info]ivonn@lj
2008-09-03 20:04 (ссылка)
Если все пойдет по плану, напишу пост с такими карикатурами к ноябрю.

(Ответить) (Уровень выше)

Очень интересный сайт
(Анонимно)
2011-09-15 23:24 (ссылка)
Если нравится Охлобыстин, то заходите на http://zaohlobystina.ru/
и Голосуйте ЗА!

(Ответить)