Неизменно промахиваясь - "Идиш"-анархизм после идиш.

About "Идиш"-анархизм после идиш.

Previous Entry "Идиш"-анархизм после идиш.Apr. 17th, 2009 @ 11:55 pm Next Entry

“Идиш”-анархизм после идиш.

 

Идиш-анархизм, будучи когда-то во многом уникальным явлением -- единственным в истории широким, полностью диаспоральным анархистским национальным движением, к которому принадлежали не только идишеязычные евреи, но и, например, один из важнейших анархо-синдикалистских мыслителей и активистов немец Рудольф Рокер, к концу 20-го века практически перестал существовать—как следствие, разумеется, общего заката светской идишской культуры[1], произошедшего, как и закат прочих диаспоральных культур на еврейских языках, «совместными» усилиями нацистов, советских коммунистов, сионистов, а также сторонников ассимиляционистской лингвистической политики различных национальных и не очень государств.

Это почти полное исчезновение, как языка идиш в светском сообществе, так и связанных с ним интеллектуальных традиций, отнюдь не снимает вопроса об их месте в современном идеологическом поле, но, напротив, делает его куда более актуальным, чем в период расцвета секулярной культуры на идиш. Действительно, когда как не теперь—после относительно общего осознания того, что непрямые механизмы культурного подавления и контроля, по крайней мере, не менее значимы, чем аналогичные им механизмы в экономической и политической сфере, концентрация на которых характерна для классических либертарных движений, после радикального, вызванного, как постструктурализмом, так и, более прямо, квир-теорией и анарха-индигенизмом[2] сдвига взгляда с «масс» того или иного рода, с выделения того или иного социального «центра» к множественному и децентрализованному идеологическому и социальному пространству, к повороту в сторону тех или иных «пограничных», «маргинальных» традиций, причем «маргинальных»  не только своей «ненормальностью» или «дискриминируемостью», но маргинальных «невидимостью», «социальным несуществованием»-- что было исторически характерно, например, для лесбийской традиции[3].

Именно в этой культурной ситуации вопрос о позиционировании «молчащего голоса» идиш-анархизма (или быть может «идиш»-анархизма?) становится крайне актуальным.  Одним из определяющих факторов контекста этого позиционирования является то, что не концентрирующееся на вопросах крови, секулярное несионистское диаспоральное еврейство, является, не в меньшей степени социокультурной позицией универсальной отчужденности, космополитизма, интеллектуализма[4], нежели этнокультурной идентичностью как таковой – позицией «трансмеркурианского меньшинства» в меркурианском мире[5].

Это дает возможность попытаться интерпретировать возможный обновленный смысл идиш/«идиш»-анархистской идентичности именно в этом -- «трансмеркурианском» смысле.

В отличие от общественно-политических теорий, религиозных традиций,  различные глобалистских проектов, типа эсперанто, а также гендерных идеологий, вроде феминизмов или квир,  идиш(-анархизм) не может претендовать на  глобальное доминирование, в отличие от абсолютного большинства «национально-культурных» проектов—он не может претендовать и на территориальное, не только в силу рассеянности, но и в отличие от культур «локальных диаспор» не привязанности к конкретной территории. Вместе с ближайшими, исходя из вышеупомянутых свойств, аналогами -- «ладино» и «романи»,  и в отличие от, скажем, субкультур, «идиш» подвергался практически тотальному разрушению при помощи различных механизмов: тотального или выборочного уничтожения носителей традиции, культурному геноциду, ассимиляционистской политике разной степени жесткости и т.п. Наконец, в отличие от ближайших аналогов «идиш» имеет и развитую традицию радикальной, в особенности, ультралевой и анархистской культуры,  и устойчивость к глубоким внутренним трансформациям, одна из которых — разрыв с религией во многом и сформировала лицо этой традиции.

Так что, по-видимому, (разумеется, отделяемая от узкоэтнического, чисто националистического содержания) именно чувствительность/близость к «идиш»-анархизму могла бы стать наиболее адекватным символом комплексов либертарных практик, направленных на разрушение олигополии доминирующих культурных традиций, отношений культурного доминирования.



[1] По крайней мере половина относительно молодых светских идишеязычных писателей выучила этот язык в достаточно зрелом возрасте, находясь при этом вне контекста масштабных ревайвалистских проектов.  То есть реальное функционирование идиш, как языка «письменной культуры» в современной светской среде приближается к механизму функционирования квеньи или клингонского—то есть к субкультурному типу.

[2] Анарха-индигенизм – направление анархистской мысли, построенное вокруг взаимодействия антииерархических, ориентированных на аборигенные культуры и преодоление расизма и колониализма и феминистских практик. Ассоциируется, в частности, с именами Alfred Taiaiake, Ward Churchill, Richard Day.

[3] См., например, Ф. Мондимор «Гомосексуальность Естественная история»// Eк. У-Фактория, 2002

[4] Так или иначе, именно это, с одной стороны, оказывалось одной из важнейших сторон во внутренней самоидентификации секулярного еврейства, будь то советские евреи 1960-х – как описывают  Петр Вайль и Александр Генис в своей книге «60e. Мир советского человека», М., HЛО 1996 или один из ведущих еврейских антисионистских интеллектуалов современности, автор формулировки «наше отечество -- текст», Джордж Стейнер, подробное изложение взглядов которого на еврейскость имеется в статье Assaf Sagiv George Steiners Jewish Problem//AzureIdeas for Jewish Nation V. 13(2003) P. 130—154. С другой стороны именно это, во многом, характеризовало позицию идентифицировавших себя с еврейством интеллектуалов нееврейского этнического происхождения, таких как, например,  Андрей Синявский/Абрам Терц.

Нужно, впрочем, заметить, что все вышеупомянутые общности и интеллектуалы существуют в относительно слабой связи с мирами языков еврейских диаспор.

[5] Позиция «меркурианского меньшинства»-- роль отчужденной торгово-ремесленной группы, одна из наиболее характерных для еврейских общин в истории. Аналогичные роли были характерны для остзейских немцев в российской империи, китайцев в Юго-Восточной Азии, индийцев в Восточной Африке, армян во многих регионах. Евреи до сионизма отличались универсальностью роли —полным отсутствием «метрополии».

Термин предложен  Ю. Слезкиным в его книге «Эра Меркурия: евреи в современном мире»//М. Новое Литературное Обозрение 2005

О меркурианских меньшинствах вне европейского мира см. Дятлов В.И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные богом? (Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки) М. 1996


(Оставить комментарий)
[User Picture Icon]
From:[info]alek_epstein
Date: April 18th, 2009 - 10:03 am
(Link)
Еще один замечательный пост замечательного человека!
[User Picture Icon]
From:[info]ryel
Date: April 18th, 2009 - 12:08 pm

отлично

(Link)
В комьюнити!
From:[info]taiyui.livejournal.com
Date: April 19th, 2009 - 04:30 pm
(Link)
Долой полицай (ссылки)
http://vids.myspace.com/index.cfm?fuseaction=vids.individual&VideoID=6903462

http://www.goblr.com/watch/1845389/daloy_politsey (то же самое)

А здесь можно скачать аудиоверсию (более длинную)

http://jerusalem.sitecity.ru/phtml_1807032422.phtml
[User Picture Icon]
From:[info]svintusoid
Date: April 20th, 2009 - 12:06 pm
(Link)
Спасибо! :)
From:[info]ygrex.livejournal.com
Date: April 21st, 2009 - 08:18 pm
(Link)
непрямые механизмы культурного подавления и контроля, по крайней мере, не менее значимы, чем аналогичные им механизмы в экономической и политической сфере
поясните, пожалуйста, о каких механизмах идёт речь в обоих случаях
[User Picture Icon]
From:[info]svintusoid
Date: April 21st, 2009 - 09:12 pm
(Link)
В принципе, такого рода механизмами пронизаны любые отношения.

Если попробовать сказать об этом примере, то широкое распространение убеждения о полной смерти идиш, является эффективным механизмом подавления потенциала возрождения диаспоральных культур, механизмом их нормализации-- трансформации из еврейских диаспор в "сионистские"-- внешний придаток израильской "этнократии искусственного этноса".

Это же убеждение, естественным образом, хотя и опосредованно, влияет на перераспределение финансовых потоков и характерных политических ожиданий-- тем самым, производя уже непрямой механизм экономического подавления, связанный, например, с меньшей "престижностью" соответствующих инвестиций в существенно диаспоральные культурные институты, а также непрямой инструмент политического давления-- и концентрации политических ожиданий вокруг израиля или, скажем, "глобального" иудаизма, а не локальных независимых институций.

"Непрямота" состоит и в отсутствии доминирующей роли прямого влияния какого-либо актора, а в пронизанности этими механизмами множества локальных отношений, даже вне прямого понимания причин-- в силу вхождения в "подразумеваемое" и "необсуждаемое".
(Оставить комментарий)
Top of Page Powered by LJ.Rossia.org