злой чечен ползет на берег - в перерыве между рекламными паузами [entries|archive|friends|userinfo]
aculeata

[ website | Барсук, детский журнал ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

в перерыве между рекламными паузами [Nov. 17th, 2011|05:58 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
1)
Не являясь Божественным установлением, права человека не
должны вступать в конфликт с Откровением Божиим.
Права человека не могут быть основанием для принуждения
христиан к нарушению заповедей Божиих.


Помните об этом, блудно прелюбодействующие! Наши с вами
права не могут быть основанием для принуждения христиан
не побивать нас камнями до смерти.

Интересно, скажем -- признают ли христиане иудейские или
мусульманские браки и наоборот. Боюсь, что могут:
жизнь могла научить их признавать даже гражданские.
Если нет, можно было бы их подговорить побить камнями
друг друга.

2) Слушала про наблюдение нейтронной и протонной
сверхтекучести в нейтронных звездах. Оказывается,
два важнейших механизма охлаждения нейтронной звезды
(в отсутствие сверхтекучести) называются в звездной
физике Дурка-процесс и Мурка-процесс. Дурка-процесс
эффективнее.

3) На ст. м. Новокузнецкая была остановлена толстым
человеком в форме с бирочкой. Фамилия у него Чуркин.
Он спросил, может ли он посмотреть на мою социальную
карту. А я как хожу: шлепаю рюкзаком круглую желтую
штуку, и она пускает меня. Я спросила: "А как вы
догадались, что у меня есть социальная карта?"
Он ответил, приложив руку к голове: "А у нас
тут такая загорается лампочка."

Я даже не нашлась, что сказать. СЛАВА РОБОТАМ!!!!

4) Я прочитала здорово интересную, но ужасно грустную
книгу. Но, может быть, это только мне она грустная,
а другим просто интересно.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 17th, 2011 - 04:27 pm
(Link)
Дурка - это замечательно.

А что такое сверхтекучесть, если рассказывать на пальцах для тёмных?

Много раз мне популярно рассказывали, что сверпроводимость это когда нет сопротивления (принципиально, вообще), а сверхтекучесть --- когда нет трения (принципиально, вообще). Я никогда не мог понять как это в настоящем мире, не в математической модели, что-то может быть строго равным нулю.
From:[info]tristes_tigres
Date:November 17th, 2011 - 05:07 pm
(Link)
> а сверхтекучесть --- когда нет трения

Вязкости
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 17th, 2011 - 05:49 pm
(Link)
>А что такое сверхтекучесть, если рассказывать на пальцах для тёмных?

Ну, мы все в темноте, и может не хватить пальцев. Я попробую,
но только почему Вы спрашиваете именно про сверхтекучесть?
Сверхпроводимость понятнее?

>Много раз мне популярно рассказывали, что сверпроводимость это когда нет сопротивления >(принципиально, вообще), а сверхтекучесть --- когда нет трения (принципиально, вообще).
>Я никогда не мог понять как это в настоящем мире, не в математической модели,
>что-то может быть строго равным нулю.

Только это и непонятно, что ли? А фазовый переход -- понятно?
Можно так определить величину, характеризующую упорядоченность,
что она будет равна нулю для кристалла. А как частица/система
может находиться в определенном квантовом состоянии, понятно?
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 17th, 2011 - 06:01 pm
(Link)
> Сверхпроводимость понятнее

Обе "сверх-" непонятны.

Фазовый переход -- понятно на школьном уровне (у твёрдых тел есть решётка, а в жидкости нет). И что такое квантовое состояние понятно. Непонятно, как может быть нулевым сопротивление. Или трение. Или вязкость (тут выше подсказывают). При этом не маленькое, а именно нулевое.

Что же это получается, если такую жидкость заставить течь как-нибудь по кругу, то она по инерции так вечно и будет кружиться?
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 17th, 2011 - 06:05 pm
(Link)
Ну в принципе, да. Как и ток в сверхпроводнике. Но сверхпроводящая
(сверхтекучая) фаза в обычной ситуации соседствует с нормальной:
какая-то доля нормальной, какая-то доля сверх-; может, это может
примирить? Это именно фазовый переход, у твердых тел, положим,
решетка, а у сверх- -- куперовские пары.
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 17th, 2011 - 06:15 pm
(Link)
и как это получается? опять же, в школе объясняют силу трения неидеальностью поверхности и межатомарными взаимодействиями, а сопротивление тем, что электроны "врезаются" в атомы вещества. в случае сверхтекучести/сверхпроводимости есть какой-то заумный квантовый эффект, который убирает взаимодействие текущей жидкости в поверхностью, по которой она течёт, а электроны начинают пролетать "через" атомы сверхпроводящего вещества?
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 17th, 2011 - 06:25 pm
(Link)
Эта картинка, что электроны врезаются в атомы вещества --
она тоже обладает недостатками. Это ведь не шарики.
А были бы шарики -- электрон как раз спокойно пролетал бы
сквозь атом, тот ведь довольно пустой внутри.

В действительности имеет место взаимодействие, электрон
летит и чувствует поле, электрический потенциал. Умеет
взаимодействовать с "колебаниями решетки" -- фононами,
звуковыми волнами, то есть.

Когда говорят про сопротивление, обычно моделируют ситуацию
для одного электрона, который летит свободно или взаимодействует
с решеткой. Но электрон не один ведь -- имеет место коллективный
процесс. Это целая система, у нее свои квантовые состояния.
К этому (что сейчас сказала) есть уже претензии, или пока
нормально?

[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 17th, 2011 - 08:11 pm
(Link)
Пока всё ясно
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 17th, 2011 - 08:31 pm
(Link)
Ну хорошо. А теперь вернемся к сверхтекучести: Вы правильно
с нее начали. Частицы бывают бозоны и фермионы (целый и полуцелый
спин), и каждый тип подчиняется своей статистике -- знаете.

Бозоны стадные животные, они умеют все сразу находиться в одном
и том же состоянии. При нуле температур они так и поступают,
например. Они сваливаются в так называемый бозе-конденсат.
Это состояние _системы_ частиц. Чтобы перейти в следующее
состояние, системе требуется некий квант энергии. До тех пор,
пока она не получила этого кванта, в ней не может возбуждаться
никаких шумов, никаких волн, ничего. Это так же контринтиутивно,
как движение электрона по круговой орбите без излучения, может
быть. Может быть, умные люди могут как-то прикрутить сюда
новую интуицию, но я не знаю, как это сделать. Теплопередача
тоже невозможна: они все в одном состоянии, и у них нулевая
энергия.

Как сейчас?
From:[info]adhal
Date:November 18th, 2011 - 12:40 am
(Link)
Я вот очень внимательно слушаю.
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 18th, 2011 - 03:17 am
(Link)
Ох, про статистику и принцип Паули я каждый раз запинаюсь, но вроде понятно.

Пытаюсь перевести в термины классической интуиции. Я правильно понимаю, что в этой ситуации у всех частиц одинаковые волновые функции, и они как бы все "в одном месте", то есть вероятность нахождения в каком-то участке пространства у них у всех одинаковая? И это потому что 1) их нельзя отличить одну от другой 2) они бозоны.
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 18th, 2011 - 03:28 am
(Link)
..ну и потому что состояние такое.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 09:46 am
(Link)
Не совсем так.

1) Лучше думать про систему частиц и ее (очень многомерную)
волновую функцию, а не так, что она распадается на набор
одночастичных волновых функций. (Но люди делают
и так, и так, и говорят про "сильно скоррелированные состояния"
отдельных частиц, хотя мне это кажется неуютно.)

2) Фермионы тоже нельзя отличить друг от друга. Два фермиона
всегда оказываются в разных состояниях (принцип Паули), но
нельзя поставить метку на один из них и сказать, в каком он
состоянии. Это все равно -- система из двух частиц, одна из
них в одном состоянии, другая в другом, но бессмысленно
спрашивать, "а которая именно". Если бы можно было назвать
один электрон Никоном, а другой Аввакумом, то мы жили бы в таком
мире, где ситуации "Никон глава церкви, Аввакум в изгнании" и
"Аввакум глава церкви, Никон в изгнании" были бы в принципе
неразличимы, ни процедурно, ни по последствиям.
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 18th, 2011 - 02:13 pm
(Link)
я просто помню по какому-то изложению квантовой механики, которое я встречал, что там не многомерная волновая функциия, а тензор, составленный из функций одночастичных. причём у бозонов симметрический, а у фермионов антисимметрический.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 02:32 pm
(Link)
Пусть. Я убегаю, чуть позже. Сверхтекучесть -- да, следует из
того, что не можете передать потоку долю энергии меньше кванта
(того, который нужен, чтобы перевести _все стадо бозонов_
на следующий уровень энергии). При трении происходит передача
энергии.

Любая жидкость, состоящая из бозонов, если она может
оставаться жидкостью при нуле температур, будет сверхтекучей.
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 18th, 2011 - 02:55 pm
(Link)
Я тоже убегаю, даже улетаю.

Спасибо за объяснения!
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 08:03 pm
(Link)
Вам спасибо за разговоры, удачи!
[User Picture]
From:[info]enferne
Date:November 19th, 2011 - 02:54 am
(Link)
Мне кажется, что на место пары "Никон-Аввакум" лучше
подходит известная мистическая пара "Педведев-Мутин".
В плане принципиальной неразличимости, а как же.

Да, и спасибо за разъяснения, я тоже с интересом прочёл!
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 19th, 2011 - 01:23 pm
(Link)
Ну -- да, но как-то про них думать не хочется.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 09:51 am
(Link)
Нет, ну, нормально. Пусть будет -- вероятность нахождения
в каком-то участке пространства у них у всех одинаковая.
[User Picture]
From:[info]dmitri83
Date:November 18th, 2011 - 02:14 pm
(Link)
Да, хорошо.

И из этого следует сверхтекучесть?
[User Picture]
From:[info]freir
Date:November 17th, 2011 - 04:34 pm
(Link)
а что за книга, позвольте полюбопытствовать?
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 17th, 2011 - 05:53 pm
(Link)
Марат Векслер: Шаг в сторону.

"Не знаю, почему никому не пришло в голову, что Абдулла
сел в поезд в состоянии транса. Впрочем, одна моя лагерная
пациентка, выписавшись из Воронежской психиатрической
больницы, устроила у себя в деревне похороны Сталина:
вырыла яму, положила в нее куклу и стала причитать:
"Сталин мой любимый, на кого ты нас оставил..." Суд
признал ее виновной в намерении совершить террористический
акт."
[User Picture]
From:[info]witchhunter
Date:November 17th, 2011 - 05:06 pm
(Link)
>Дурка-процесс и Мурка-процесс
А кто из них r-, s-, p- и rp-?
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 17th, 2011 - 05:56 pm
(Link)
Да я не знаю вашей терминологии. Буквы ты какие-то
написал. Но Дурка (d-urca) -- это когда нейтрон распадается
на протон, электрон и нейтрино, или наоборот, по-моему.
А Мурка -- это modified urca process, там на фоне нуклонов
это происходит.
[User Picture]
From:[info]witchhunter
Date:November 18th, 2011 - 11:55 am
(Link)
А, это другое совсем.
Википедия вот красиво очень пишет:
In astroparticle physics, an Urca process is a reaction which emits a neutrino and which is assumed to take part in cooling processes in neutron stars and white dwarfs. The process was first discussed by George Gamow and Mario Schoenberg while they were visiting a casino named Cassino da Urca in Rio de Janeiro. Schoenberg is reported to have said to Gamow that "the energy disappears in the nucleus of the supernova as quickly as the money disappeared at that roulette table." In Gamow's South Russian dialect, urca can also mean a robber or gangster.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 11:59 am
(Link)
Ну да. Здесь, чисто, pun intended -- urca, durca, murca --
все исходно значимо. (Русская девка придумала потом
murca-процесс, из физтеха; а Гамов, кажется, из Одессы,
так что "урка" для него как родной.)
[User Picture]
From:[info]witchhunter
Date:November 18th, 2011 - 12:02 pm
(Link)
Начало в виде: "Играли как-то Гамов с Шёнбергом в рулетку в Рио-Де-Жанейро," - тоже прекрасное.
[User Picture]
From:[info]witchhunter
Date:November 18th, 2011 - 12:00 pm
(Link)
>Буквы ты какие-то
написал.
s- и p- это захват нейтрона и протона, а когда стоит r - то же самое, только по хитрому быстрому сценарию. Но это когда ядро коллапсирует.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 12:28 pm
(Link)
Ну, круто.
А как зовут дочку Кирилла?
[User Picture]
From:[info]witchhunter
Date:November 18th, 2011 - 03:15 pm
(Link)
Про дочку Кирилла не спрашивал, и сомневаюсь в её наличии, но про аналогичную ситуацию с проездным для школьников он кажется когда-то рассказывал.
[User Picture]
From:[info]ded_mitya
Date:November 18th, 2011 - 02:24 am
(Link)
Меня всегда хотелось спросить -- но если слово Божие
противоречит слоу Деда Мороза или, допустим, Гендальфа --
как тогда быть? Может ли слово Божие быть основанием
для принуждения purebloods к нарушению слова Думбледора?
From:[info]potan
Date:November 18th, 2011 - 09:05 am
(Link)
Про карточку - страшно стало. Я как раз на Новокузнечкой часто по дочкиной хожу...
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 09:54 am
(Link)
Ну, вот у них есть способ какой-то. Лампочка в голове.
Но вообще-то думаю, если сказать, что дочкина,
ничего не будет.
[User Picture]
From:[info]witchhunter
Date:November 18th, 2011 - 11:56 am
(Link)
У Кирилла спроси. Вроде штраф заплатить придётся.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 12:00 pm
(Link)
У Кирилла есть дочка?! О.
[User Picture]
From:[info]klyuev
Date:November 18th, 2011 - 10:47 am
(Link)
Нет, христиане гражданские браки не признают. Мало того, они не признают даже браки официальные, государственные (хотя без свидетельства о браке не венчают). Равно как иудейские и мусульманские.

Помню, отмечали мы рождество как-то с милейшим отцом Василием и он мне заявляет: "когда же вы Димитрий с Евгенией обвенчаетесь, хватит в блуде жить!". На что я ответил, "акстись, Василий, ты же нас сам венчал о прошлом успении, аль запамятовал?". "Не помню", сказал отец Василий и немедленно выпил. "Ну тогда машину освяти".
Опять же в Очарованном страннике у Лескова главный герой, православный монах несколько лет жил в калмыцком плену и мел двух жён и несколько детей и при первой же возможности - бежал из плена, бросив всех. На вопрос автора: "какже, мол ты детей бросил с жёнами" тот отвечал что "это же не христианские жёны и нехристианские дети". Стало быть можно.

Мусульмане кстати христианские браки тоже не признают: меня как-то настоятельно хотели женить в предгорьях Памира на 15-летней таджичке. На моё возражение, что мол, я уже женат мне сказали что это ничего страшного, во-первых у нас можно, а во-вторых первая жена - она не настоящая, т.к. немусульманка и вообще.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 18th, 2011 - 11:29 am
(Link)
Все-таки Вам надо заметки путешественника писать,
а не только истории в картинках. Отлично же.
[User Picture]
From:[info]mochalkina
Date:November 22nd, 2011 - 07:00 pm
(Link)
(хвастаюсь) а вот меня на станции Новокузнецкая остановила прелестная девушка в форме. Она козыряла, смотрела ласковыми глазами и была невероятно учтива.

И тоже хотела посмотреть на мою социальную карту!
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:November 22nd, 2011 - 07:24 pm
(Link)
Тоже с лампочкой в голове? О, о.
Вот я думаю -- гинороботы заведомо многофункциональны,
как мобильные телефоны. Обязательно будут совмещать
различные функции гинороботы.