Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Андрей Майков ([info]andrey_maikov)
@ 2011-12-27 11:56:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Счастье фашиста
Посмотрел пресловутое "Счастье моё". Давно не видел такой отборной мерзости.

Мне раньше наивно казалось что вслед за подобным должно идти пожизненное нерукопожатие и исключение из приличного общества. Ан нет. В то время пока почтенные деятели истории и культуры заседают в комиссии по борьбе с фальсификациями не менее почтенные деятели кино присуждают ревизионистскому пасквилю один киноприз за другим, причём далеко не только в Таллине, Киеве и Лодзи, но также в Сочи, Анапе, Вологде и Минске.

  • На XXI фестивале «Кинотавр» (2010 год) фильм получил приз за лучшую режиссуру, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон».[1]
  • в июле 2010 года на Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос» фильм получил 2-ой приз фестиваля в номинации «лучший игровой фильм»
  • в ноябре 2010 года фильм получил Гран-при XVII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад»
  • Гран-при Первого Международного фестиваля молодого кино «VOICES» в Вологде (июль 2010-го года)
  • Гран-при и приз FIPRESCI 40-го фестиваля «Молодость» в Киеве (октябрь 2010-го года)
  • «Белый слон» Премия Российской гильдии киноведов и кинокритиков за лучший дебют (декабрь 2010-го года)
  • Гран-при международного кинофестиваля в Таллине (декабрь 2010-го года)
  • Приз за лучший сценарий кинофестиваля «Киношок» в Анапе (сентябрь 2010-го года)
  • Гран-при международного кинофестиваля в Лагове (июль 2011-го года)
  • Гран-при международного кинофестиваля в Лодзи (ноябрь 2011-го года)

Начинаю понимать почему товарищ Сталин вагонами отправлял так называемую "творческую интеллигенцию" в Магадан.

Для тех  кто не понял. Проблема не в том что фильм чернушен. Это, во-первых, не есть само по себе плохо, во-вторых же, несмотря на множество фальшивостей и натянутостей в смаковании Лозницей бытового насилия, некоторые маргинальные слои российского общества действительно живут примерно так. Если оставить из фильма "основную сюжетную линию" - мы имели бы очередную троешную попытку кинематографической антропологии (годную, впрочем, для неискушённогоэкспортного рынка).

Важна, однако, не эта чернуха, а та что напихана Лозницей в побочные, казалось бы, исторические экскурсы. Тот, например, где молодой лейтенант тащит из Германии честно нажитое добропорядочными бюргерами добро, но в свою очередь оказывается ограблен НКВДшником. Или же тот в котором два "варвара"-красноармейца неблагодарно убивают приютившего их на ночь интеллигента за сочувствие немцам. Ничего другого в истории Красной Армии, конечно же, не было. Разве что позабыл Лозница вспомнить обесчещенных немецких фрау, чем допустил досадную оплошность в отработке идеологического хлебушка на новой родине.

А что же "цивилизованная" Европа, в которой теперь и в тюрьму не долго угодить за отрицание разнообразных голодоморов. Все помнят какую лавину праведного гнева обрушила каннская кинообщественность на бедного Триера? Правильно ли я думаю что таких как Лозница должны и близко не подпускать к Каннам. Увы, но и здесь я ошибаюсь.  "Счастьё фашиста" было успешно номинировано в 2010 г.  (от Украины), и хотя никаких призов этому говну не дали,  вопросов к идеологической подоплёке фильма у каннской кинообщественности не возникло.

Потому что такие же "творческие интеллигенты" как и у нас.



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]andrey_maikov
2011-12-29 09:09 (ссылка)
Триер снимал ни разу ни похожее, но вы его очень кстати вспомнили, чтобы показать по пунктам разницу.

Во-первых, у Триера насилие не является односторонним. Завязкой фильма служит, как мы помним, бичевание белыми хозяевами чёрного раба.

Во-вторых, Триер предельно чётко артикулирует проблему фильма как проблему реабилитации. Негров освободили, а проблемы продолжаются. Почему? Полагаю что его ответы на эти вопросы являются с точки зрения негритянской интеллигенции не вполне удовлетворительными (ибо юридическая и экономическая дискриминация чёрных длилась в США ещё более ста лет), но у нас нет ни малейших оснований заподозрить Триера в симпатии к рабовладению.

В-третьих, негры у Триера выглядят всё же гораздо человечней чем русские у Лозницы.

В-четвёртых, демонстрация социальных пороков может иметь двоякий характер. У Триера налицо попытка их анализа. У Лозницы же - антропологический цирк в жанре "во какие уроды".

И здесь мы таки возвращаемся к противопоставлению. Не представляю чтобы кто-то из аудитории Лозницы (столичная интеллигенция) отождествлял себя с персонажами "Счастья моего" (провинциальные маргиналы). Зритель уверен что он не такой как персонаж и что он на голову выше персонажа. Так нафига он смакует уродство и боль этих несчастных представителей рода человеческого? Чтобы укрепиться в собственном достоинстве?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dexter
2011-12-29 11:06 (ссылка)
>демонстрация социальных пороков может иметь двоякий характер. У Триера налицо попытка их анализа.
Весь анализ Триера сводится к констатации того факта, что насилие вызывает в качестве реакции ещё большее насилие, это справедливо и для "Догвиля" и для "Мандерли".

>у Триера насилие не является односторонним.
У Лозницы тоже - в эпизоде с трофейным барахлом насилие НКВДшника рождает насилие лейтенанта, а через много лет он сам становится жертвой насилия. Равным образом страдавший половину фильма главный герой в финале ставит точки пулями. Только в отличие от Триера, у которого финальные бойни могут показаться зрителю справедливым воздаянием, у Лозницы насилие подчёркнуто бессмысленно и циклично.

>Не представляю чтобы кто-то из аудитории Лозницы (столичная интеллигенция) отождествлял себя с персонажами "Счастья моего" (провинциальные маргиналы)
Вот аудитории Триера легко и приятно отождествлять себя с красивыми и несправедливо страдающими женщинами, лично же мне подобные намеренно сентиментальные образы и ситуации, в которые эти образы попадают, кажутся злостной манипуляцией над слезными железами зрителей. У Лозницы же протагонист безлик и непримечателен, как безлики анонимы Кафки, поэтому сочувствие к его страданиям либо появляется, либо нет - в зависимости от способности самого зрителя к эмпатии, а не от эмоционального шаманства режиссёра.
И очень правильно, на мой взгляд, что протагонистом Лозница делает пролетария - иначе бы конфликт фильма воспринимался как насилие косной "народной" среды над "интеллигентом".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andrey_maikov
2011-12-29 11:31 (ссылка)
> Весь анализ Триера сводится к констатации того факта, что насилие вызывает в качестве реакции ещё большее насилие, это справедливо и для "Догвиля" и для "Мандерли".

У Триера как раз насилие возникает в ответ на добро, т. е. речь прежде всего о неблагодарности, о трудностях на которые наталкиваются попытки улучшить мир. "Догвиль" - очевидная (и гениальнейшая) сатира над "моралью" евангеликов. "Мандерлей", на мой вкус, слабее (как и свойственно сиквелам), но всё же не настолько чтобы сводить всё к "одной констатации".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andrey_maikov
2011-12-29 11:32 (ссылка)
> У Лозницы тоже

В освещении войны - как раз нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dexter
2011-12-29 18:31 (ссылка)
Убийство учителя вполне логично вписывается, если рассматривать каждый новый этап насилия как несоразмерный и превосходящий предыдущий. То есть плата за оскорбление и украденные шмотки - смерть, за коллаборационистские декларации - тоже смерть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andrey_maikov
2011-12-30 08:44 (ссылка)
Речь о том что со стороны немцев нет даже зачаточного насилия.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andrey_maikov
2011-12-29 13:56 (ссылка)
> Вот аудитории Триера легко и приятно отождествлять себя с красивыми и несправедливо страдающими женщинами, лично же мне подобные намеренно сентиментальные образы и ситуации, в которые эти образы попадают, кажутся злостной манипуляцией над слезными железами зрителей. У Лозницы же протагонист безлик и непримечателен, как безлики анонимы Кафки, поэтому сочувствие к его страданиям либо появляется, либо нет - в зависимости от способности самого зрителя к эмпатии, а не от эмоционального шаманства режиссёра.

А по-моему как раз Кафка - одно сплошное лирическое переживание, только через эмпатию и постигаемое, тогда как Триер со своими тётками отстранён и холоден (та что в "Идиотах" даже, пожалуй, неприятна), и они для него скорее элемент рациональной схемы, важный элемент, но не более. То есть я не хочу, конечно, сказать что он не задевает чувств, для меня это было бы равносильно предположению что Триер бездарен, но путь к чувствам у него лежит через мозги, через понимание что таких вот несчастных судеб не одна, и не две, а сотни миллионов, что ужас универсален и встроен в систему. А мастеров щемящего сочувствия вот-к-конкретно-этому-человеку в его специфических жизненных перипетиях можно найти и получше

Но Вы, как я понял, эту точку зрения не разделяете, и для Вас пробуждение чувств скорее описывается как "манипуляция слёзными железами" и "эмоциональное шаманство". Для меня это, мягко говоря, странно. Зачем тогда вообще обращаться к искусству (в любых формах) если эмоциональный экспириенс зрителю (читателю, слушателю) предлагается индуцировать самостоятельно, "в меру его собственной способности"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dexter
2011-12-29 18:27 (ссылка)
>они для него скорее элемент рациональной схемы, важный элемент, но не более
Фактически так, я бы даже сказал - инструмент для выполнения главной задачи - исследования наиболее эффективных способов манипуляции зрителем. Собственно целых 10 лет - от "Рассекая волны" до "Мандерлея" - он этим и занимался в самых разных декорациях, от подчёркнуто натуралистических "Идиотов" до намеренно условного "Догвиля".

>путь к чувствам у него лежит через мозги, через понимание что таких вот несчастных судеб не одна, и не две, а сотни миллионов, что ужас универсален и встроен в систему
В том-то и дело, что подводить зрителя к таким выводам на материале мелодрамы - слишком большая натяжка.

>пробуждение чувств скорее описывается как "манипуляция слёзными железами" и "эмоциональное шаманство"
Не столько пробуждение чувств, сколько эксплуатация естественной человеческой сентиментальности в подобных лентах.

К слову, о теме "Америка глазами иностранца". Что вы думаете о "Строшеке" В. Херцога в этом качестве?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andrey_maikov
2011-12-30 11:32 (ссылка)
Я думаю, любое искусство, если мы хотим выразить негативное отношение к нему, можно назвать (небезосновательно) манипуляцией, а в любом сюжете усмотреть (тоже обоснованно) материал мелодрамы.

То что вы характеризуете как "исследование наиболее эффективных способов манипуляции зрителем" - это, в сущности, тот самый "поиск новых путей в искусстве", "открытие новых горизонтов" и т. п., причём в случае Триера этот поиск явно успешен, и он бы не был настолько знаковой фигурой в современном кинематографе если бы просто снимал хорошие фильмы. Сам факт его "знаковости" предполагает консенсус кинообщественности в оценке Триера как выдающегося новатора. (Не хочу вдаваться в критерии "консенсуса", к которым у меня есть претензии, но не будь его - Триера не обсуждали бы на каждой интеллигентской кухне.) В частности, он нащупал эффективный способ концентрациии универсальных проблем в одном сюжете, одном персонаже. Вы это характеризуете как "эксплуатациию человеческой сентиментальности" и "натяжку на мелодраматическом материале". Это можно ещё принять в отношении "Танцующей темноте" (которую я не считаю лучшим фильмом Триера), хотя и здесь мы имеем социальный мессидж поднимающий нарратив далеко над уровнем "Санта-Барбары", но в типичном Триере уже сами сюжеты далеко не мыльные. Я продолжаю не понимать почему "эксплуатация естественной человеческой сентиментальности" воспринимается Вами столь негативно чтобы говорить о ней в таких терминах, но даже если принять что Триер "эксплуатирует сентиментальность" в каком-то плохом смысле - остаётся открытым вопрос как и почему ему удаётся пробудить в зрителе нечто важное и архетипичное, тогда как "Санта-Барбаре" - нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dexter
2011-12-31 06:09 (ссылка)
1. Собственно консенсуса-то и нет - есть споры.
2. Сам по себе такая популярность мало что значит - культовые режиссёры меняются с завидной регулярностью. А прохладная реакция на последние картины Триера (как и на ранние его ленты) показывает, что когда он действует в рамках собственно искусства, до публики его мессидж не доходит.
3. Сомнительные новаторства Триера имеют мало отношения собственно к кино, но очень много - к исследованию психологии зрительского восприятия.
Конечно, моё отношение к Триеру весьма субъективно, просто мне очень жаль, что он много лет тратил свой очень большой талант на мелочные цели.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -